Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 8 класс, Перышкин А.В.»
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы» под редакцией В.А. Орлова, О.Ф. Кабардина, В.А. Коровина и др.; авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е.М. Гутник, А.В. Перышкин; федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.
Тематическое планирование ориентировано на учебник:
Реализация тематических планов рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).
Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса:
Рабочая программа по физике носит гуманитарный характер, она вооружает школьника научным методом познания, позволяет получать объективные знания об окружающем мире.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы, находятся в соответствии с программой, на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования:
При составлении рабочей программы, использован следующий УМК:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089)
Федеральный БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
Перышкин А.В. Физика 8 – М.: Дрофа, 2010;
Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2009.
Перышкин А.В. Сборник задач по физике. 7-9 кл. – М.: Экзамен, 2008.
Чеботарева А.В. Тесты по физике. 8 кл – М.: Экзамен, 2010
Кирик Л.А. Физика 8. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2008
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса физики 8 класса ученик должен:
знать/понимать
смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;
смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, водопровода, сантехники и газовых приборов.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе |
уроки | ЛР | СР | КР |
1 | Повторение | 4 | 3 | — | — | 1 |
2 | Тепловые явления | 13 | 10 | 2 | — | 1 |
3 | Изменение агрегатных состояний вещества | 11 | 10 | — | — | 1 |
4 | Электрические явления | 26 | 23 | 4 | 1 | 1 |
5 | Электромагнитные явления | 6 | 5 | — | 1 | — |
6 | Световые явления | 10 | 9 | — | — | 1 |
| Итого | 70 | 57 | 6 | 2 | 5 |
Оборудование и приборы
Темы лабораторных работ | Необходимый минимум |
Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры. | Стакан с горячей водой, калориметр, стакан с холодной водой, мензурка, термометр |
Измерение удельной теплоемкости твердого тела. | Металлический цилиндр на нити, калориметр, термометр, сосуд с горячей водой, весы с разновес |
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. | Источник питания (4,5В), амперметр, электрическая лампочка, ключ, соединительные провода |
Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. | Источник питания (4,5В), амперметр, две лампочки на подставке, вольтметр, ключ, соединительные провода |
Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра. | Источник питания (4,5В), амперметр, реостат, вольтметр, ключ, резистор, соединительные провода |
Измерение мощности и работы тока в электрической лампе. | Источник питания (4,5В), амперметр, реостат, вольтметр, соединительные провода, ключ, электрическая лампа на подставке |
Литература:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089)
Федеральный БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
Перышкин А.В. Физика 8 – М.: Дрофа, 2008;
Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2009.
Перышкин А.В. Сборник задач по физике. 7-9 кл. – М.: Экзамен, 2008.
Чеботарева А.В. Тесты по физике. 8 кл – М.: Экзамен, 2008
Кирик Л.А. Физика8. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2008
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
1. Повторение (4 часа) |
-
| Вводный инструктаж по ТБ. Повторение «Взаимодействие тел» | 1 | |
-
| Повторение «Давление твердых тел и жидкостей» | 1 | |
-
| Повторение «Работа и мощность. Энергия» | 1 | |
-
| Административная контрольная работа. | 1 | |
2. Тепловые явления (11 часов) |
-
| Тепловые явления. Температура. | 1 | |
-
| Внутренняя энергия. | 1 | |
-
| Способы изменения внутренней энергии. | 1 | |
-
| Виды теплопередачи. | 1 | |
-
| Количество теплоты. Единицы количества теплоты. | 1 | |
-
| Удельная теплоемкость. | 1 | |
-
| ЛР № 1: «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры». | 1 | |
-
| Решение задач. | 1 | |
-
| ЛР № 2: «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела». | 1 | |
-
| Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | 1 | |
-
| Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса | 1 | |
-
| Решение задач. | 1 | |
-
| КР по теме «Тепловые явления». | 1 | |
3. Изменение агрегатных состояний вещества (12 часов) |
-
| Агрегатные состояния вещества. | 1 | |
-
| Плавление и отвердевание кристаллических тел. | 1 | |
-
| Удельная теплота плавления. | 1 | |
-
| Испарение и конденсация. | 1 | |
-
| Кипение. | 1 | |
-
| Влажность воздуха. | 1 | |
-
| Удельная теплота парообразования. | 1 | |
-
| Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | 1 | |
-
| Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | 1 | |
-
| Решение задач. | 1 | |
-
| КР по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». | 1 | |
4. Электрические явления (28 часов) |
-
| Электризация тел. Два рода зарядов. | 1 | |
-
| Электроскоп. Электрическое поле. | 1 | |
-
| Делимость электрического заряда. Строение атомов. | 1 | |
-
| Объяснение электрических явлений. | 1 | |
-
| Электрический ток. Источники электрического тока. | 1 | |
-
| Электрическая цепь и её составные части. | 1 | |
-
| Электрический ток в металлах. Действия и направление электрического тока. | 1 | |
-
| Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. | 1 | |
-
| ЛР № 3: «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках». | 1 | |
-
| Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. | 1 | |
-
| ЛР № 4: «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». | 1 | |
-
| Зависимость силы тока от напряжения. | 1 | |
-
| Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. | 1 | |
-
| Удельное сопротивление. | | |
-
| Реостаты. Решение задач. | 1 | |
-
| ЛР № 5: «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». | 1 | |
-
| Последовательное соединение проводников. | 1 | |
-
| Параллельное соединение проводников. | 1 | |
-
| Решение задач. | 1 | |
-
| СР по теме: «Электрический ток. Соединение проводников». | 1 | |
-
| Работа и мощность электрического тока. | 1 | |
-
| ЛР № 6: «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». | 1 | |
-
| Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. | 1 | |
-
| Применение теплового действия электрического тока | 1 | |
-
| Решение задач. | 1 | |
-
| КР по теме «Электрические явления». | 1 | |
5. Электромагнитные явления (6 часов) |
-
| Магнитное поле. | 1 | |
-
| Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. | 1 | |
-
| Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. | 1 | |
-
| Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. | 1 | |
-
| Решение задач | 1 | |
-
| СР по теме «Электромагнитные явления» | 1 | |
6. Световые явления (9 часов) |
-
| Источники света. Распространение света. | 1 | |
-
| Отражение света. Законы отражения света. | 1 | |
-
| Плоское зеркало. | 1 | |
-
| Преломление света. | 1 | |
-
| Решение задач. | 1 | |
-
| Административная контрольная работа. | 1 | |
-
| Линзы. Оптическая сила линзы. | 1 | |
-
| Построение изображений, полученных с помощью линз. | 1 | |
-
| Итоговый урок. | 1 | |
-
| Резерв | 1 | |