Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петровскозаводская средняя общеобразовательная школа»
Сармановского муниципального района Республики Татарстан
РАСМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
На заседании ШМО Заместитель директора поУР: Директор школы:
«Обществознание,искусство
и спорт» _______Хузин Р.И _________Сафиуллин Л.Ф.
_______Сабирзянова Ф.Н.
Протокол №__ от «__»_________20 г «___»_________20 г приказ №__от «___»_______20 г
Рабочая программа
по географии в 6 классе
Принято на заседании
педагогического совета
протокол№ ___
от « » 20 г.
Составитель: учитель географии
первой категории
Сабирзянова Файруза Ниловна
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету "География" для учащихся 6 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644) — для педагогов, работающих по ФГОС нового поколения на ступени основного общего образования;
Авторской программой Е.М.Домогацких (Программа по географии для 6-11 кл Общеобразовательных учреждений.Москва. «Русское слово» 2014)
-Учебного плана МБОУ «Петровскозаводская СОШ» на 2016-2017 учебный год.
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;-
В данном курсе используется учебник «География» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. — М.: ООО Русское слово— учебник, 2015. , который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования (приказ Минобрнауки от 14 .10 2011 г. № 859).
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;
- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;
- начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;
- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в 6-х классах на изучение географии отводится 35 часов.
В случае совпадения уроков с праздничными днями предполагается выполнение программы:
За счет часов выделенных на повторение материала
За счет объединения уроков по одной теме
За счет самостоятельного изучения материала учащимися.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметные результаты:• осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
• освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
• использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
• использование карт как моделей:- определять на карте местоположение географических объектов.
• понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Личностные результаты:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
• гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизнии производственной деятельности;
• осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
• осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
• представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
• осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
• осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
• патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
• уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.выявлять причины и следствия простых явлений;• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);• вычитывать все уровни текстовой информации;
• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Содержание учебного предмета
№ | Тема раздела | Содержание | Количество часов |
1 | Введение | География как наука.Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками. Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие. Персоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гамма, Ф. Магеллан, Эль Кано, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев. | 2 |
2 | Земля как планета | Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса. Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.Персоналии: Клайд Томбо. Практическая работа: Определение по карте географических координат различных географических объектов. /обучающая/ | 5 |
3 | Способы изображения земной поверхности | Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека. Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки. Практические работы: №1. Определение направлений и расстояний по карте. Определение географических координат.(итоговая, с оценками всего класса) №2 Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности. (итоговая, с оценками всего класса) | 4 |
4 | Литосфера | Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы. Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы. Практические работы *Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей (демонстрационная). *Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности). (демонстрационная) №3 Составление схемы различий гор и равнин по высоте (итоговая, с оценками всего класса) | 6 |
5 | Атмосфера | Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям. Основные понятия: атмосфера,тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат. Практические работы: * Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов. (обучающая) №4 Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды. (итоговая, с оценками всего класса) | 8 |
6 | Гидросфера | Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные). Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота. Практические работы: * Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды (демонстрационная). * Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.(обучающая) *Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей (обучающая). №5 Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком. (итоговая, с оценками всего класса) | 4 |
7 | Биосфера | Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира.Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Основные понятия: биосфера, Красная книга. Персоналии: В.П.Вернадский Практическая работа: Ознакомлениес наиболее распространенными растениями и животными своей местности.(демонстрационная, экскурсия) | 2 |
8 | Почва и геосфера | | 3 |
9 | Итогово-обобщающий урок | | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата план | Дата Факт | Тема урока | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Введение (2 часа) |
1/1 | | | Что такое география? | Воспринимают на слух информацию |
2/2 | | | Из истории географических открытий | Узнают о географических открытиях |
Земля как планета (5 часов) |
3/1 | | | Планеты Солнечной системы | Повторяют информацию о планетах Солнечной системы. |
4/2 | | | Форма, размеры и движение Земли. | Определяют форму,размеры и движение Земли |
5/3 | | | Система географических координат . НРК.Координаты своего населённого пункта | Определяют: географические координаты; особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний; географические следствия движений Земли. |
6/4 | | | Практическая работа: Определение по карте географических координат различных географических объектов. /обучающая/ | Умение определять: географические координаты; |
7/5 | | | Времена года. Пояса освещенности | Чтение о свойствах географической карты и плана местности; специфику способов картографического изображения; отличия видов условных знаков; отличия видов масштабов; значение планов и карт в практической деятельности человека. Узнают о существенных признаках плана, карты и глобуса; классифицируют по заданным признакам план, карту, глобус; расстояния по карте; азимут по карте местности; абсолютную и относительную высоту; читают условные знаки; масштаб карты. |
Способы изображения земной поверхности (4 часа) |
8/1 | | | Карта. Масштаб карты. | Определяют: существенные признаки плана, карты и глобуса; классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус; расстояния по карте; азимут по карте местности; абсолютную и относительную высоту; читать условные знаки; масштаб карты. |
9/2 | | | Виды условных знаков Практическая работа . «Определение направлений и расстояний по карте. Определение географических координат»(итоговая, с оценками всего класса) | Читают условные знаки; масштаб карты. |
10/3 | | | Стороны горизонта. Изображение рельефа на карте | Определяют: азимут по карте местности; абсолютную и относительную высоту; читать условные знаки; масштаб карты. |
11/4 | | | Практическая работа «Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности» (итоговая, с оценками всего класса) | Определяют азимут по карте местности; абсолютную и относительную высоту; читать условные знаки; масштаб карты. |
Литосфера (6 часов) |
12/1 | | | Строение земного шара | объясняют: особенности внутреннего строения Земли; причины и следствия движения земной коры; действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа; особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и равнинах. определяют: существенные признаки понятий; по заданным признакам горные породы и минералы; отличие видов земной коры; виды форм рельефа; районы землетрясений и вулканизма |
13/2 | | | Виды горных пород. Полезные ископаемые | Узнают об Особенностях внутреннего строения Земли; Причинах и следствиях движения земной коры; Действии внутренних и внешних сил на формирование рельефа; особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и равнинах. Определяют: существенные признаки понятий; по заданным признакам горные породы и минералы; отличие видов земной коры; виды форм рельефа; районы землетрясений и вулканизма |
14/3 | | | Движения земной коры | Определяют существенные признаки понятий; по заданным признакам горные породы и минералы; отличие видов земной коры; виды форм рельефа; районы землетрясений и вулканизма |
15/4 | | | Выветривание горных пород | Объясняют причины и следствия движения земной коры; действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа; |
16/5 | | | Рельеф суши и дна океана | Читают об особенностях внутреннего строения Земли; Причинах и следствии движения земной коры; |
17/6 | | | Практическая работа «Составление схемы различий гор и равнин по высоте» (итоговая, с оценками всего класса) | объясняют: особенности внутреннего строения Земли; причины и следствия движения земной коры; |
Атмосфера (8 часов) |
18/1 | | | Строение атмосферы | Повторяют о: закономерности географической оболочки на примере атмосферы; вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.; причины возникновения природных явлений в атмосфере; зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря; особенности адаптации человека к климатическим условиям. Определяют существенные признаки понятий; основные показатели погоды. |
19/2 | | | Температура воздуха НРК.Годовой ход температуры воздуха своей местности. | Находят закономерности географической оболочки на примере атмосферы; вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.; |
20/3 | | | Атмосферное давление | Узнают о: закономерности географической оболочки на примере атмосферы; вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.; |
21/4 | | | Движение воздуха. Ветер | Объясняют причины возникновения природных явлений в атмосфере; зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря; |
22/5 | | | Вода в атмосфере | Читают об изменении давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.; причины возникновения природных явлений в атмосфере; |
23/6 | | | Погода . НРК. Наблюдение за погодой своей местности | Повторяют: существенные признаки понятий; основные показатели погоды |
24/7 | | | Климат . НРК.Климат своей местности | Находят информацию о : существенных признаках погоды; основные показатели погоды |
25/8 | | | Практическая работа «Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды» (итоговая, с оценками всего класса) | Определяют существенные признаки погоды; основные показатели погоды |
Гидросфера (4 часа) |
26/1 | | | Единство гидросферы. Круговорот воды в природе | Объясняют закономерности географической оболочки на примере гидросферы; выделение существенных признаков частей Мирового океана; особенности состава и строения гидросферы; условия залегания и использования подземных вод; условия образования рек, озер, природных льдов; характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга Умение определять: существенные признаки понятий; вид рек, озер, природных льдов; особенности размещения и образования объектов гидросферы. |
27/2 | | | Мировой океан: океаны, моря, заливы, проливы | Читают озакономерности географической оболочки на примере гидросферы; выделение существенных признаков частей Мирового океана; |
28/3 | | | Воды суши. Реки. Озера.Практическая работа «Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком» (итоговая, с оценками всего класса) | Определяют существенные признаки понятий; вид рек, озер, природных льдов; особенности размещения и образования объектов гидросферы. |
29/4 | | | Подземные воды. Природные льды. | Объясняют особенности состава и строения гидросферы; условия залегания и использования подземных вод; условия образования рек, озер, природных льдов; |
Биосфера (2 часа) |
30/1 | | | Царства живой природы | Находят закономерности географической оболочки на примере биосферы; особенности приспособления организмов к среде обитания; роль царств природы; необходимость охраны органического мира. Умение определять: существенные признаки понятий; сущность экологических проблем; причины разнообразия растений и животных; характер взаимного влияния живого и неживого мира. |
31/2 | | | Почва . НРК. Изучение строения почвы на местности | Читают о закономерности образования почвы; особенности строения и состава географической оболочки; взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки; законы развития географической оболочки; сущность влияния человека на географическую оболочку. Определяют условия образования почв; характер размещения природных зон Земли. |
Почва и геосфера (3 часа) |
32/1 | | | Природный комплекс. НРК.Описание типичных антропогенных комплексов своей местности | Находят особенности строения и состава географической оболочки; взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки; законы развития географической оболочки; сущность влияния человека на географическую оболочку. |
33/2 | | | Природные зоны . НРК.Природные компоненты своей местности | Узнают условия образования почв; характер размещения природных зон Земли. |
34/3 | | | Демонстрационные практические работы: *Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности * Описание природных зон Земли по географическим картам | начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. |
35. | | | Итогово-обобщающий урок | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011 – 000 с. (Стандарты второго поколения)
Фундаментальное ядро содержания общего образования (Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. (Стандарты второго поколения)
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков/. – М.: Просвещение, 2009
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с. (Стандарты второго поколения)
Программа курса «География». 5-9 классы/ авт.-сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник» 2012. – 88 с. – (ФГОС.Инновационная школа).
Домогацких Е.М. Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию. Учебник для 5 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2012. – (ФГОС.Инновационная школа).
Домогацких Е.М. Алексеевский Н.И. Учебник для 6 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2013.
Интернет-ресурсы
Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/
Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru
Контрольная работа за курс 5 класса. (ФГОС)
Итоговый тест.
ВАРИАНТ 1
Какое из перечисленных явлений относится к физическим?
1) восход солнца
2)листопад
3)смена окраски меха животных зимой
4)цветение деревьев
2. Какая наука изучает разнообразные явления природы?
астрономия
география
физика
химия
3. Кто из великих ученых древности сумел вычислить размеры земного шара?
Геродот
Эратосфен
Пифей
Бартоломео Диаш
4. В чем заслуга экспедиции С.И. Дежнёва?
было доказано, что Евразия и Америка не соединены между собой
была открыта Антарктида
был открыт Северный полюс
были открыты Командорские острова
5. Какая из планет Солнечной системы известна своими яркими кольцами?
Юпитер
Сатурн
Уран
Нептун
6. Если встать лицом на юг, то справа окажется
север
восток
запад
северо-запад
7.В самом центре Земли находится
мантия
земная кора
литосфера
ядро
8. Больше всего пресной воды содержится
в ледниках
в озерах
в реках
в болотах
9. Установите соответствие между открытием и именем путешественника. Впишите в таблицу получившееся соответствие.
Открытия Путешественники
А) английский мореплаватель, 1) Ф. Магеллан
исследователь южных морей 2) Дж.Кук
Б) мореплаватель, совершивший 3) Васко да Гама
первое кругосветное путешествие
В) Нашел морской путь в Индию.
А
Б
В
10.Расставьте параллели в порядке убывания их длины.
10 °
60°
40°
экватор
11.Запишите к каждому материку буквы, под которыми указаны принадлежащие ему объекты: формы рельефа, крупные озера и реки.
1) Евразия А) река Нил
2)Африка Б)озеро Байкал
3) Австралия В)горы Анды
4) Южная Америка Г)река Муррей
12.Дополните. Самая большая часть гидросферы.-------------------------
13. Смерч, ураган, торнадо- это атмосферные------------------------(дополните).
14.В каком направлении вы двигаетесь, если рано утром солнце находится справа
от вас?
15.Какое значение имело путешествие Васко да Гама.
Вариант 2.
1.Земля отличается от других планет Солнечной системы
наличием спутника
наличием жизни
вращением вокруг оси
наличием атмосферы
В чем заслуга экспедиции Ф. Магеллана?
1)было доказано, что Америка- новый материк
2) было доказано единство Мирового океана
был найден кратчайший путь в Индию
была открыта Австралия
Аристотель и Птолемей центром системы мира и Вселенной считали
Солнце
Землю
сферу неподвижных звёзд
Луну
Какая из планет Солнечной системы имеет самые большие размеры?
Юпитер
Сатурн
Уран
Нептун
5.Что показано зеленым цветом на географической физической карте?
растительность
низкие равнины
болота
места, где живут люди
6.Что называется литосферой?
твердое ядро Земли
вещество между ядром и земной корой
верхняя твердая оболочка Земли
все горные породы и минералы
7. В Южной Америке протекает самая полноводная река мира
Нил
Миссисипи
Янцзы
Амазонка
8. Гидросферой называется
вся вода Мирового океана
водяной пар в атмосфере
водная оболочка нашей планеты
вода в жидком состоянии
9. Выберите три правильных ответа из шести.
В освоении севера Европы и Азии приняли участие:
1) С. Дежнёв 4)И. Москвитин
2)В. Беринг 5)А. Чириков
3)А. Никитин 6) В. Атласов
10. Расставьте параллели в порядке увеличения их длины.
1)10 °
2)60°
3)40°
4)экватор
11.Выберите соответствие между материком и географическим объектом.
1.Австралия А) остров Сахалин
2.Евразия Б) озеро Эри
3.Северная Америка В) река Нил
4.Африка Г) горы Кордильеры.
12.Допишите предложение.
Великий математик Пифагор предположил, что Земля имеет форму ______________.
13. Выберите соответствие.
Когда произошли эти события?
1) Первый полёт человека в космос А) 12 апреля 1961г.
2) Первый выход человека в космос. Б) 21 июля 1969г.
3) Первая высадка людей на Луну В) 18 марта 1965г.
14.В каком направлении вы двигаетесь, если рано утром солнце находится позади
вас?
15.Какое значение имело путешествие Фернана Магеллана?
Вариант 3.
1.Наука о происхождении небесных тел, их строении и движении называется
география
физика
химия
астрономия
2.Кто из средневековых путешественников побывал в Китае и описал жизнь и быт
китайцев.
Марко Поло
Бартоломео Диаш
Васко да Гама
Христофор Колумб
3.Какая из планет земной группы имеет спутники?
Меркурий
Венера
Марс
Нептун
4.Метеоритами называют космические тела, которые
упали на Землю
сгорели в земной атмосфере
имеют твердое ядро и хвост из газов и мелкой пыли
вращаются вокруг Солнца и образуют пояс между Марсом и Юпитером.
5.К какой стороне горизонта нужно повернуться лицом, чтобы справа оказался
север?
к югу
к востоку
к западу
к северо-востоку
6.Землетрясения и извержения вулканов чаше всего происходят
в южных районах
в центрах плит земной коры
на границах плит земной коры
на побережье океана.
7.В Африке расположена величайшая пустыня Земли
Килиманджаро
Сахара
Виктория
Эйр
8. Почва-это
объект живой природы
объект неживой природы
особое природное тело
результат деятельности человека.
9.Дополните. Зеленым цветом на плане местности показана ___________________________.
10. Расставьте параллели в порядке убывания их длины.
20°
экватор
30°
70°
11.Выберите соответствие между материком и географическим объектом
1) Евразия А)гора Килиманджаро
2)Африка Б) река Амазонка
3)Южная Америка В)река Волга
4)Австралия Г) река Муррей.
12.Дополните. Это самый большой материк с разнообразным рельефом: высочайшими горами мира и самым глубоким озером.
13.Определите по карте какими океанами омывается Африка.
14.В каком направлении вы двигаетесь, если рано утром солнце находится слева
от вас?
15.Какое значение имело путешествие Христофора Колумба?
Ответы: 1 вариант: 1.1; 2.3; 3.2; 4.1; 5.2; 6.3; 7.4; 8.1; 9.А-2; Б-1; В-3; 10.4, 2, 3, 1;
11.1-Б; 2-А; 3-Г ; 12.Мировой Океан; 14. Рано утром солнце находится справа, если мы двигаемся в северном направлении; 15. Нашел морской путь в Индию.
2 вариант: 1.2; 2.2; 3.2; 4.1; 5.2; 6.3; 7.4; 8.3; 9.1,4,6; 10.1,3,2,4; 11.1-Б, 2-А, 3-Г, 4-В;
12.шара; 13.1-А, 2-В, 3-Б; 14. Если рано утром солнце находится позади, то нужно двигаться в западном направлении; 15. Было доказано единство Мирового океана.
3 вариант:1.4; 2.1; 3.3; 4.1; 5.3; 6.3;7.2; 8.3; 9.Растительность; 10. 2,1,3,4; 11.1-В, 2-А,
3-Б, 4-Г; 12.Евразия; 13.Африка омывается Атлантическим и Индийским океанами;
14.Если рано утром солнце находится слева, то двигаться надо в южном направлении;
15.Христофор Колумб открыл Америку.