МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 4 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»
«Рассмотрено» Руководитель МО _____ Эркенова Л.С./ Протокол №____ от «___» _________ 2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____ /Борлакова Р.Т./ «___» _________ 2016г. | «Утверждено» Директор _____ /А. М. Байкулова Приказ № ______ от «___» _________ 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «География» для 8 класса
на 2016 – 2017 учебный год
II ступень
68 часов за учебный год
Составитель:
учитель географии Джанибекова Светлана Сосланбековна
высшей квалификационной категории
г. Усть-Джегута
2016 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии составлена на основе следующих нормативных документов:
1. ФГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) – для 5-9 классов.
Образовательная программа образовательного учреждения (утверждена приказом от ____________________ № ________);
Учебный план ОУ (утверждён приказом от___________ № ____);
Годовой календарный учебный график ОУ (утверждён приказом от____________________ № ___________);
Примерные программы по учебным предметам. География – 5 -9 классы. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2011.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников на 2015 -2016 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ Приказом Минобрнауки от ___________________№______.
Состав УМК
1. | Автор учебника | Название учебника | Издательство | Год издания |
А.И.Алексеев, В.В.Николина Е.К.Липкина | География 8 класс | М.:Просвещение Полярная звезда | 2015 |
2. | Автор | Название | Издательство | Год издания |
В.В.Николина | География. Мой тренажёр 8 класс | М.:Просвещение | 2015 |
3. | Автор | Книга для учителя | Издательство | Год издания |
В.В.Николина | География. Поурочные разработки. 8 класс | М.:Просвещение | 2015 |
4. | Автор | Учебный диск | Издательство | Год издания |
А.И.Алексеев, В.В.Николина Е.К.Липкина | DVD, электронное приложение к учебнику | М.:Просвещение Полярная звезда | 2015 |
5. | Автор | Книга для учителя | Издательство | Год издания |
Е.Е.Гусева | География. «Конструктор» текущего контроля. 8 класс | М.:Просвещение Полярная звезда | 2015 |
6. | А.И.Алексеев, В.В.Николина Е.К.Липкина | Рабочие программы. 5-9 классы | М.:Просвещение Полярная звезда | 2015 |
7. | В.В.Николина Е.К.Липкина | География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы | М.:Просвещение Полярная звезда | 2015 |
Главная цель курса географии России в 8 классе заключается в изучении компонентов природы, рассматривая следующие аспекты: главные особенности, факторы формирования, закономерности распространения по территории страны, влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека, основные факторы размещения отраслей хозяйства; важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию.
Основными задачами обучения являются:
1.Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.
2.Овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
3.Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.
4.Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде.
5.Формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Содержание учебного предмета «География» способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся ОУ через предметное содержание:
1.познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
2.сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
3.ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
4.соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Содержание учебного предмета «География» способствует реализации программы развития универсальных учебных действий (или междисциплинарных программ) обучающихся образовательной программы ОУ. Учебный предмет «География» является приоритетным для формирования УУД.
Знать/понимать:
• основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
• географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
• различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
• специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
Уметь:
• выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
• приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
• составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
• определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
• учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
• наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
● проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
Содержание учебного предмета «География» способствует дальнейшему формированию ИКТ- компетентности обучающихся.
Критерии и нормы оценки знаний,
умений и навыков обучающихся:
Оценка устных ответов учащихся:
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы.
В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка практических работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов
Оценка «1» ставится, если учащийся не выполнил работу.
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов.
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков. но правильно указаны основные географические объекты.
Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю.
Описание места учебного предмета в учебном плане в 8 классе.
На изучение данного предмета отводится 2 часа в неделю, что при 34 учебных неделях составит 68 часов в год.
Метапредметные умения и навыки:
1.Учебно-организационные: определять учебную задачу, сотрудничать при решении учебных задач, планировать собственную деятельность.
2.Учебно-информационные: различать научный и художественный текст, создавать тексты различных типов: описание, повествование, рассуждение, составлять на основе текста графики, схемы, таблицы, задавать вопросы разного вида.
3.Учебно-логические: определять понятие по существенным признакам, выявлять свойства объекта, выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнении, систематизировать информацию, формулировать вывод.
4.Учебно-коммуникативные: продолжить и развить мысль собеседника, соотносить собственную деятельность с деятельностью других, вести диалог, кратко формулировать свои мысли.
Личностные результаты:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1.Ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
2.Учета фенологических изменений в природе своей местности;
3.Проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, информационных ресурсов Интернета.
Формы организации образовательного процесса:
- общеклассные: урок, собеседование, консультация, практическая работа, смотр знаний, урок-игра, зачетный урок.
- групповые: групповая работ на уроке, групповой практикум.
- индивидуальные: работа с литературой и электронными источниками информации, письменные упражнения, индивидуальные задания, работа с обучающими программами за компьютером, работа с тетрадями на печатной основе.
Методы обучения:
1.Методы организации осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные(рассказ, учебная лекция, беседа), наглядные (иллюстрации, демонстрации и презентации), практические, проблемно-поисковые самостоятельно и под руководством учителя.
2.Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры, деловые игры.
3.Методы контроля и самоконтроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочный контроль, работа с зачётными тетрадями, письменные работы.
Технологии обучения:
дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения, классно-урочная, групповая, игровая.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, схемы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), презентации.
Содержание учебного предмета.
Введение (1 ч) Мы и наша страна на карте мира
Тема 1:Россия в мире (4 ч)
Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России.
Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.
Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.
Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте государственной границы России. 2. Определение разницы во времени на карте часовых поясов. 3. Ориентирование по физической карте России. 4. Сравнительная характеристика географического положения России с географическим положением других стран.
Тема 2:Россияне (10 ч)
Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.
Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.
Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.
«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.
Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.
Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.
Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения.
Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду.
Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.
Практикум. Определение по картам и статистическим материалам закономерностей изменения численности населения, особенностей его национального состава и урбанизации (в ходе изучения темы).
Тема 3: Природа (20 ч)
История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.
Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории.
Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.
Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.
Практикум. 1.Нанесение на к/к основных форм рельефа страны. 2. Определение зависимости между строением, рельефом и полезными ископаемыми.
Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.
Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.
Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.
Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона. Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления.
Практикум. Описание климата одного из районов территории России.
Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России.
Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.
Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России.
Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Решаем проблему: преобразование рек.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупных рек России. 2. Определение падения и уклона одной из российских рек (по выбору).
Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура почвы.
Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.
Практикум. 1. Обозначение на к/ к главных типов почв. 2. Описание почв своей местности.
Тема 4. Природно-хозяйственные зоны (6ч)
Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.
Практикум. 1. Анализ карт «Природные зоны России» и «Природно-хозяйственные зоны России». 2. Сопоставление карты природных зон, графика «Смена природных зон с севера на юг» и таблицы «Природно-хозяйственные зоны России» Приложения. 3. Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах.
Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.
Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.
Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.
Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.
Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.
Практикум. 1. Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану. 2. Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны (природная зона по выбору). 3. Описание природно-хозяйственной зоны своей местности.
Тема 5:Хозяйство (24 ч)
Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыночных условиях.
Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс».
Практикум. 1. Выделение циклов в развитии экономики своего региона. 2. Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности».
Топливно-энергетический комплекс. Состав. Особенности топливной промышленности. Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны.
Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения.
Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды.
Географическая исследовательская практика. Выбор места для строительства электростанции с учетом факторов, влияющих на размещение (на примере ГЭС).
Практикум. Составление схемы «Структура ТЭК».
Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии. Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека.
Практикум. Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии.
Машиностроение — ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения.
Практикум. Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности.
Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической промышленности в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических проблем.
Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса.
Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделывания технических культур.
Животноводство. Особенности животноводства России.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Взаимосвязь отраслей АПК. Проблемы АПК. АПК своего района.
Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Связь пищевой промышленности с другими отраслями. Легкая промышленность. История развития легкой промышленности. Проблемы легкой промышленности.
Практикум. 1.Обозначение на контурной карте главных сельскохозяйственных районов страны. 2. Установление по материалам периодической печати проблем сельского хозяйства.
Транспорт — «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Смена транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь различных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта своей местности.
Практикум. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).
Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Особенности развития сферы услуг своей местности.
Практикум. Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере своей местности.
Тема 6: Наше наследие (1 ч)
Территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества.
Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Территориальный комплекс. Природно-территориальные и социально-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе.
Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России. Экологическая ситуация. Виды экологических ситуаций. Понятие «качество жизни». Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в XXI в.
Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России — наш нравственный долг».

Содержание учебного предмета
Перечень и название раздела и тем курса | Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности |
Введение. | 1 | |
Тема 1. Россия в мире | 6 | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач |
Тема 2. Россияне | 9 | Регулятивные УУД: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности |
Тема 3. Природа | 19 | Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах. Личностные УУД: формирование у учащихся мотивации к изучению географии, развитие воли, трудолюбия и дисциплинированности. |
Тема 4. Природно-хозяйственные зоны | 6 | Регулятивные УУД: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные УУД: добывать необходимую информацию с помощью карт атласа |
Тема 5. Хозяйство | 24 | Познавательные УУД: уметь определять возможные источники сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность |
Тема 6. Наше наследие | 1 | Личностные УУД: уметь выделять главное, существенные признаки, уметь работать с текстом. |
Итого | 66ч резерв- 2ч | |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Форма контроля | Домашнее задание |
план | Факт. |
1 | | | Введение.Мы и наша страна на карте мира. 1ч | Вводный | Вводная беседа | С.3 |
Тема 1.Россия в мире. 6ч |
2 | | | Географическое положение России. Практическая работа №1:«Нанесение на к/к объектов, характеризующих географическое положение России». Практическая работа №2:«Сравнительная характеристика географического положения Россиис географическим положением других стран». | Урок новых знаний Практикум | Оценочная п/р. Работа с атласом и к/к Оценочная п/р. Работа с атласом и к/к | П.1 Зад.1 П.2 |
3 | | | Наша страна на карте часовых поясов. Практическая работа №3: «Решение задач по определению поясного времени регионов России». | Урок новых знаний Практикум | Оценочная п/р. Работа с атласом и к/к | П.3 Зад.3 |
4 | | | Как ориентироваться по карте России. | Урок новых знаний | Работа с атласом, к/к | П.4 |
5 | | | Формирование территории России. | Урок новых знаний | Работа с атласом, к/к | П.5 |
6 | | | Наше национальное богатство и наследие. | Урок новых знаний | Работа с атласом, к/к | П.6 |
7 | | | Численность населения. Воспроизводство населения. Практическая работа №4: «Определение по картам и статистическим материалам закономерностей изменения численности населения, особенностей его национального состава, и урбанизации(в ходе изучения темы)». | Урок новых знаний Практикум | Оценочная п/р. Работа с атласом и к/к | П.7 Зад.2.3,4 П.8 |
8 | | | Наш «демографический портрет». | Урок новых знаний | Работа с атласом, к/к | П.9 |
9 | | | Учимся с «Полярной звездой». | Обобщение и систематизация знаний | Работа в группах, тесты, индивид. задания. | П.10 |
10 | | | Мозаика народов. | Актуализация знаний и умений | Работа с атласом, к/к | П.11 |
11 | | | Размещение населения. | Актуализация знаний и умений | Работа с атласом, к/к | П.12 |
12 | | | Города и сельские поселения. Урбанизация. | Урок новых знаний | Работа с атласом, к/к | П.13 |
13 | | | Миграции населения. | Урок новых знаний | Работа с атласом, к/к | П.14 Зад.1 |
14 | | | Россияне на рынке труда. | Урок новых знаний | Работа с атласом, к/к | П.15 |
15 | | | Урок–обобщение темы «Россияне». Контрольное тестирование № 1. | Обобщение и систематизация знаний | Работа в группах, тесты, индивид. задания. | Подгот. презент. |
16 | | | История развития земной коры. | Актуализация знаний и умений | Работа с атласом, к/к | П.16 |
17 | | | Рельеф: Тектоническая основа. | Урок новых знаний | Работа с атласом, к/к | П.17 |
18 | | | Рельеф: скульптура поверхности. Практическая работа №5: «Нанесение на к/к основных форм рельефа страны». | Урок новых знаний Практикум | Оценочная п/р. Работа с атласом и к/к | П.18 |
19 | | | Ресурсы земной коры. Практическая работа №6: «Определение зависимости между строением, рельефом и полезными ископаемыми». | Урок новых знаний Практикум | Оценочная п/р. Работа с атласом и к/к | П.19 |
20 | | | Учимся с «Полярной звездой». | Обобщение и систематизация знаний | Работа в группах, тесты, индивид. задания. | П.20 |
21 | | | Рельеф своей местности: КЧР. | Актуализация знаний и умений | Работа с атласом, к/к | Записи в тетради |
22 | | | Солнечная радиация. | Урок новых знаний | Работа с атласом, к/к | П.21 |
23 | | | Атмосферная циркуляция. | Урок новых знаний | Работа с атласом, к/к | П.22 |
24 | | | Зима и лето в нашей северной стране. | Урок новых знаний | Работа с атласом, к/к | П.23 |
25 | | | Учимся с «Полярной звездой». | Обобщение и систематизация знаний | Работа в группах, тесты, индивид. задания. | П.24 |
26 | | | Как мы живём и работаем в нашем климате. Практическая работа №7: «Составление описания климата одного из районов территории России». | Урок новых знаний Практикум | Оценочная п/р. Работа с атласом и к/к | П.25 |
27 | | | Урок–обобщение по темам «Рельеф» и «Климат». Контрольное тестирование № 2. | Обобщение и систематизация знаний | Работа в группах, тесты, индивид. задания. | Подг. сообщ. |
28 | | | Наши моря. | | | П.26 |
29 | | | Наши реки. Практическая работа №8: «Нанесение на к/к основных рек и озёр страны. Решение задач на определение основных показателей рек». | Урок новых знаний Практикум | Оценочная п/р. Работа с атласом и к/к | П.27 |
30 | | | Где спрятана вода. | Актуализация знаний и умений | Работа с атласом, к/к | П.28 |
31 | | | Водные дороги и перекрёстки. | Актуализация знаний и умений | Работа с атласом, к/к | П.29 |
32 | | | Учимся с «Полярной звездой»: решаем проблему преобразования рек. | Обобщение и систематизация знаний | Работа в группах, тесты, индивид. задания. | П.30 |
33 | | | Почва – особое природное тело. Почвообразующие факторы. | Урок новых знаний | Работа с атласом, к/к | П.31 Зад.2 |
34 | | | Типы почв. Почвы КЧР. Практическая работа №9: «Обозначение на к/к главных типов почв. Описание почв своей местности». | Урок новых знаний Практикум | Оценочная п/р. Работа с атласом и к/к | П.31 Зад.4,5 |
35 | | | Северные безлесные районы | Урок новых знаний | Работа с атласом, к/к | П.32 |
36 | | | Лесные зоны | Урок новых знаний | Работа с атласом, к/к | П.33 |
37 | | | Степи и лесостепи | Урок новых знаний | Работа с атласом, к/к | П.34 |
38 | | | Южные безлесные зоны | Урок новых знаний | Работа с атласом, к/к | П.35 |
39 | | | Субтропики. Высотная поясность в горах. | Урок новых знаний | Работа с атласом, к/к | П.36 |
40 | | | Практическая работа №10:«Составление сравнительной характеристики двух природно-хозяйственных зон». | Урок новых знаний Практикум | Оценочная п/р. Работа с атласом и к/к | П.37 |
.Тема 5. Хозяйство. 24ч |
41 | | | Развитие хозяйства. | Урок новых знаний | Работа с атласом, к/к | П.38 |
42 | | | Особенности экономики России. | Урок новых знаний | Работа с атласом, к/к | П.39 |
43 | | | Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа №11: «Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности». | Урок новых знаний Практикум | Оценочная п/р. Работа с атласом и к/к | П.40 |
44 | | | Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. | Урок новых знаний | Работа с атласом, к/к | П.41 Работа на к/к |
45 | | | Нефтяная промышленность. | Урок новых знаний | Работа с атласом, к/к | П.42 Работа на к/к |
46 | | | Газовая промышленность. | Урок новых знаний | | П.43 |
47 | | | Практическая работа №12: «Сравнительная характеристика одного из топливных бассейнов, нанесение на к\к основных районов добычи угля, нефти, газа.» | Практикум | Оценочная п/р. Работа с атласом и к/к | Работа на к/к |
48 | | | Электроэнергетика. | Актуализация знаний и умений | Работа с атласом, к/к | П.44 Работа на к/к |
49 | | | Чёрная металлургия. | Актуализация знаний и умений | Работа с атласом, к/к | П.45 Работа на к/к |
50 | | | Цветная металлургия. Практическая работа №13: «Обозначение на к/к главных металлургических районов и центров, месторождений руд чёрных и цветных металлов». | Урок новых знаний Практикум | Оценочная п/р. Работа с атласом и к/к | П.46 Работа на к/к |
51 | | | Машиностроение. Практическая работа №14:«Определение основных районов и факторов размещения отраслей машиностроения России». | Урок новых знаний Практикум | Оценочная п/р. Работа с атласом и к/к | П.47 Работа на к/к |
52 | | | Химическая промышленность. | Актуализация знаний и умений | Работа с атласом, к/к | П.48 Работа на к/к |
53 | | | Лесопромышленный комплекс. Практическая работа №15:«Составление сравнительной характеристики главных районов лесной промышленности». | Урок новых знаний Практикум | Оценочная п/р. Работа с атласом и к/к | П.49 Работа на к/к |
54 | | | Урок-обобщение по теме «Промышленность России». Контрольная работа №1. | Обобщение и систематизация знаний | Работа в группах, тесты, индивид. задания. | |
55 | | | Сельское хозяйство. Растениеводство. | Урок новых знаний | Работа с атласом, к/к | П.50 Работа на к/к |
56 | | | Сельское хозяйство. Животноводство. | Урок новых знаний | Работа с атласом, к/к | П.51 Работа на к/к |
57 | | | Пищевая и лёгкая промышленность. | Урок новых знаний | Работа с атласом, к/к | П.51 |
58 | | | Учимся с «Полярной звездой» Агропромышленный комплекс. | Обобщение и систематизация знаний | Работа в группах, тесты, индивид. задания. | П.52 |
59 | | | Транспортная инфраструктура: железнодорожный, автомобильный транспорт. Практическая работа № 17:«Определение особенностей, преимуществ и недостатков одного из видов транспорта России». | Урок новых знаний Практикум | Оценочная п/р. Работа с атласом и к/к | П.53 |
60 | | | Транспортная инфраструктура: водный и авиационный транспорт. Социальная инфраструктура. | Актуализация знаний и умений | Работа с атласом, к/к | П.54 Зад.1-3 П.55 |
62 | | | Хозяйство КЧР. | Актуализация знаний и умений | Работа в группах, тесты, индивид. задания. | Записи в тетради |
63 | | | Учимся с «Полярной звездой». Изучаем сферу услуг своего района. | Обобщение и систематизация знаний | Работа в группах, тесты, индивид. задания. | П.56 |
64 | | | Информационная инфраструктура. | Актуализация знаний и умений | Самостоятельная работа | П.57 |
65 | | | Наше национальное богатство и наследие. | Актуализация знаний и умений | Самостоятельная работа | Записи в тетради |
66 | | | Итоговый урок. Контрольная работа №2. | Обобщение и систематизация знаний | Работа в группах, тесты, индивид. задания. | |
Итого: 66 ч, резерв – 2ч | | | |
Перечень практических работ.
Практическая работа №1:«Нанесение на к/к объектов, характеризующих географическое положение России».
Практическая работа №2:«Сравнительная характеристика географического положения России с географическим положением других стран».
Практическая работа №3: «Решение задач по определению поясного времени регионов России».
Практическая работа №4: «Определение по картам и статистическим материалам закономерностей изменения численности населения, особенностей его национального состава, и урбанизации(в ходе изучения темы)».
Практическая работа №5: «Нанесение на к/к основных форм рельефа страны».
Практическая работа №6: «Определение зависимости между строением, рельефом и полезными ископаемыми».
Практическая работа №7:«Составление описания климата одного из районов территории России».
Практическая работа №8: «Нанесение на к/к основных рек и озёр страны. Решение задач на определение основных показателей рек».
Практическая работа №9: «Обозначение на к/к главных типов почв. Описание почв своей местности».
Практическая работа №10: «Составление сравнительной характеристики двух природно-хозяйственных зон».
Практическая работа №11: «Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности».Практическая работа №12: «Сравнительная характеристика одного из топливных бассейнов, нанесение на к\к основных районов добычи угля, нефти, газа.»
Практическая работа №13: «Обозначение на к/к главных металлургических районов и центров, месторождений руд чёрных и цветных металлов».
Практическая работа №14:«Определение основных районов факторов размещения отраслей машиностроения России».
Практическая работа №15:«Составление сравнительной характеристики главных районов лесной промышленности». Практическая работа №16:«Нанесение на к/к размещения посевов зерновых и технических культур».
Практическая работа № 17:«Определение особенностей, преимуществ и недостатков одного из видов транспорта России».
Номенклатура.
Тема "Географическое положение России": мыс Флигели, мыс Челюскин, полуостров Таймыр, гора Базардюзю, горная система Кавказ, Гданьский залив, Балтийская коса, город Калининград, мыс Дежнёва, Берингов пролив, Кольский полуостров, Финский залив; проливы: Лаперуза, Кунаширский, Татарский Берингов; моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское , Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Чёрное, Азовское, Каспийское море-озеро; архипелаги: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля, остров Сахалин, Курильские о-ва, полуостров Камчатка, полуостров Ямал; Пенжинская губа
Тема "Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы": Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность), Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье (плато Путорана), Кумо-Манычская впадина; горы: Кавказ (Большой Кавказ, гора Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), Западный и Восточный Саяны, Становое хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Оймяконское плоскогорье, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь.
Нефтегазоносные бассейны: шельф Баренцева моря, Печорский, Волго-Уральский, Западно-Сибирский с шельфом Баренцева моря.
Каменноугольные бассейны: Подмосковный, Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский.
Месторождения железных руд: КМА(Курская Магнитная Аномалия), Урал(Качканар), Карелия, Приангарье, Горная Шория.
Месторождения цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Алтай, юг Сибири, плато Путорана и Северо-Восток Сибири, Сихотэ-Алинь.
Фосфатные месторождения: Кольский полуостров, Южная Сибирь.
Месторождения солей: Прикаспий( озёра Эльтон, Баскунчак), Предуралье (Соликамск и Березняки), юг Западной Сибири.
Тема "Климат": Оймякон, Верхоянск
Тема "Внутренние воды и водные ресурсы":
Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур
Озёра: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал
Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское
Подземные воды: Московский, Западно-Сибирский артезианский бассейн.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1.Учебные пособия других авторов, используемые для подготовки к учебным занятиям:
| Автор | Название | Издательство | Год издания |
1. | Дронов В.П., Савельева Л.Е. | Россия: природа, население, хозяйство | Просвещение | 2015 |
2. | Алексеев А.И | География России. Природа и население | М.: Дрофа | 2016 |
3. | Маерова Н.Ю. | Уроки географии. 8-9 класс | М.: Дрофа | 2015 |
2.Методическая литература:
| Автор | Название | Издательство | Год издания |
1. | Дронов В.П | География России. Природа. Население. Хозяйство. 9 класс | М.: Дрофа | 2015 |
2. | В.В.Николина | География. Поурочные разработки. 9 класс | Просвещение | 2015 |
3. | В.В.Николина. Е.К.Липкина | География. Проекты и творческие работы. | Просвещение | 2015 |
4. | Моисеева О.П. | Тематический контроль. 9 класс | М.:Творческий центр | 2016 |
3. Литература для учащихся
| Автор | Название | Издательство | Год издания |
1. | Агапов С. В., Соколов С. Н., Тихомиров Д. И. | Географический словарь | М.: Просвещение | 2013 |
2. | Горкин А.П. | География России: Энциклопедический словарь | М.:Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» | 2000 |
3. | Муромов И. А. | Сто великих путешественников | М.: Вече. | 2005 |
4. | Доманицкий А. П | Реки и озера России | М.: Гидрометеоиздательство | 2008 |
5. | Ханке Хельмут. | Люди. Корабли. Океаны. 6000 лет мореплавания. | М.: Прогресс. | 2010 |
6. | Бобринский Н.А. | Животный мир и природа России. | М.: Наука. | 2012 |
7. | Галазин Г.И. | Байкал в вопросах и ответах | Иркутск. | 2013 |
8. | Добровольский А. Д. | Мировой океан | М.: Просвещение | 2010 |

Контроль планируемых результатов изучения учебного предмета.
Перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине:
1. Регионы России.
2. Европейская Россия.
3. Азиатская Россия.
4.Соседи России.
Источники контрольно-измерительных материалов
№ п/п | Название | Автор | Выходные данные |
1. | География 9 класс. Тетрадь-тренажер | Мишняева Е.Ю., Ольховая А.Ю., Банников С.В. | М.: Просвещение. 2016 |
2. | География. Тесты 9 класс | Барабанов В.В. | М.: Просвещение. 2016 |
3. | Тетрадь-практикум 9 класс. | Барабанов В.В. | М.: Просвещение. 2016 |
4. | Тематический тестовый контроль по географии России 9 класс | Моисеева О.П. | М.:Творческий центр, 2016 |
5. | География. Тесты для итогового контроля. 8-9 класс | Петрова О.О. | М.: Дрофа 2016 |
Темы творческих работ и исследовательских проектов.
1.Перепись населения в школе
2.Тайны снежинки (проект)
3.Природные стихии: беспокойная атмосфера (проект)
4. Семен Дежнёв - великий русский землепроходец (проект)
5. Альтернативные источники энергии в Краснодарском крае
6.Проект в форме научно-исследовательской работы "Рыбные ресурсы Черного моря"
7.Творческий проект-презентация "Опасные животные Черного моря"
8.Ильменский заповедник - природный уникум Урала (проект)
9.Творческий проект-фотография "Самое синее в мире?"
10.Исследовательская работа "Наше поколение в динамике численности населения России"
11.Проблемы моногородов Красноярского края
12.Виртуальная экскурсия "Улицы Норильска"
13. Россия - Родина моя! Географический образ Родины.
14. Люблю тебя, мой край родной!
15. Россия в современном мире.
16. Нам есть чем гордиться: чудеса Земли Русской.
17. Национальные традиции народов России.
18. Кто мы, россияне?
19. Вклад русских ученых-географов и путешественников в формирование географической картины мира.
20.Природа Карачаево - Черкесии.
Мониторинг успешности усвоения учебного материала
Дата | № к.р. | Тема контроль-ной работы | Класс | Кол-во уч-ся в классе | Кол-во учащихся, выполнявших работу | Справились | Получили 4 и 5 |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Анализ выполнения программы
Параметры | Учебный период |
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
Кол-во часов | % |
Кол-во часов по программе | | | | | | |
Проведено фактически | | | | | | |
Разница в часах | | | | | | |
Причины | | | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Выполнение программы | | | | | | |
Дата выполнения | | | | | | |
Подпись учителя | | | | | | |
Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе
Дата внесения изменений, дополнений | Тема урока | Причина изменений в программе | Способ корректировки | Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата) | Подпись лица, внесшего запись |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |