СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии в 8 классе по УМК "Полярная Звезда"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая прогамма составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО  на основе авторской программы   В. В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К.Липкиной  и ориентирована на работу по УМК  «Полярная  звезда».  ...

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии в 8 классе по УМК "Полярная Звезда"»

РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании МС директор школы

Пр. №____ _______/ Н.М. Сумина

От «____» «____» 2016г.





Бюджетное образовательное учреждение

«Орловская основная общеобразовательная школа »




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ

8 КЛАСС



Страздина Людмила Сергеевна

учитель географии высшей категории


2016 – 2017 учебный год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального и основного общего образования, требованиями основной образовательной программы ОУ, составлена на основе авторской программы В. В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К.Липкиной и ориентирована на работу по УМК «Полярная звезда».

Рабочая программа по географии для 8 класса составлена для общеобразовательных учреждений, предназначена для изучения курса географии на базовом уровне, разработана на основе:

- нормативных документов:

  1. ФЗ Об образовании в Российской Федерации:  Федеральный  закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические  требования  к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

  3. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/16 учебный год: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253, г. Москва.

  4. Примерная основная образовательная программа ООО: одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015г.)

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  6. Основная образовательная программа основного общего образования БОУ "ОрловскаяООШ» Калачинского районаОмской области

- информационно-методических материалов:

7. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение,, 2013

8. Программа (МОДУЛЬ):Программа по географии. Омск - 2008. «О преподавании модуля «Краеведение» в учебном предмете «География» в составе регионального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования» (методическое письмо); Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2006.

9. Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2013. (Стандарты второго поколения).Николина В.В. География

Общая характеристика учебного курса


Целями изучения географии в 8 классе являются:

  • Формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (в том числе России и своего региона);

  • Познание основных природных, социальных и экологических процессов и закономерностей в географическом пространстве России;

  • Формирование системы интеллектуальных, практических, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное и социально целесообразное поведение в окружающей среде, а также общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека;

  • Формирование опыта жизнедеятельности через общекультурные достижения (карта, космические снимки, наблюдения), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

  • Формирование опыта ориентироваться в географическом пространстве, обеспечивающих реализацию собственных потребностей и интересов;

  • Формирование опыта творческой деятельности на основе создания собственных географических продуктов (проекты, презентации, схемы, карты);

  • Понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости пробле5м адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

  • Всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, особенности природопользования, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание путей решения проблем для устойчивого развития страны.

  • Выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, формирование отношения к географии как к возможной области будущей практической деятельности.

Все это обеспечивает формирование у обучающихся:

  • Географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности и показ взаимосвязи трёх компонентов – природы, населения и хозяйства;

  • Умений использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

  • Умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими принципами.

Учебный курс географии в 8 классе посвящён изучению России. Это главное звено в системе географического образования, выполняющее, наряду с обучающей и воспитывающей, и идеологическую роль.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (пара, группа), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.

Место учебного предмета в учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 280, из них 70 часов (2 раза в неделю) - 8 класс. Резервное время (10 часов) отводится на обобщающие уроки в завершении изучения каждой темы или раздела.

Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, гипотез в старшей школе.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

В ходе обучения географии у выпускника 8 класса должны быть сформированы:

- Ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях

- Осознание целостности географической среды

- Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности

- Гармонично развитые социальные чувства и качества:

- Уважение к природе своей местности и страны в целом

- Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Изучение географии в 8 классе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:

  1. Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  3. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

  4. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

  5. Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  7. Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  9. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  10. Осознание важности семьи в жизни человека общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  11. Развитие эстетического сознания чрез освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения курса географии 8 класса являются:

  1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  3. Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

  4. Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;

  5. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

  6. Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

  7. Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет) и свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

  8. Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;

  9. Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;

  10. Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

Предметными результатами освоения курса географии 8 класса являются:

Выпускник научится:

1.  использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

2.  анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

3.  находить и формулировать по результатам наблюдений зависимости и закономерности;

4.  определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

5.  выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

7.  представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

8.  различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

9.  использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

10.  оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.


Выпускник получит возможность научиться:

1. работать с различными источниками географической информации;

2.  читать космические снимки и аэрофотоснимки и географические карты;

3.  моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

4.  использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

5.  воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

6.  создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

7.  самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением России.


Содержание тем учебного курса

Раздел

Тема

Кол-во часов




РОССИЯ В МИРЕ

Географическое положение России. Россия на карте часовых поясов. Природно – хозяйственное районирование. Современное административно – территориальное устройство. История освоение и изучения территории. Природно – ресурсный капитал России.

6







РОССИЯНЕ

Численность населения России. Особенности воспроизводства населения России. Половой и возрастной состав населения страны. Народы и религии России. Особенности размещения. Населения. Городское и сельское население. Миграции населения. Трудовые ресурсы и экономически активное население..

10

ПРИРОДА РОССИИ

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Климат и климатические ресурсы. Климатические пояса и типы климатов. Влияние климата на жизнь и здоровье человека. Неблагоприятные климатические явления. Моря России. Внутренние воды и водные ресурсы. Почва и почвенные ресурсы.

16

ХОЗЯЙСТВО РОСИИ

Особенности хозяйства России. Топливно – энергетический комплекс. Металлургия. Машиностроение. Химическая промышленность. Лесная промышленность. Сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс. Транспорт. Сфера услуг. Информация и связь.

22

ПРИРОДНО - ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ

Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон и их использование. Экологические проблемы. Природно – хозяйственные зоны. Природно – хозяйственное районирование. Источники географической информации. Характеристика природных регионов России.


6

Итого: 70 часов, 10 часов из них – резервное время


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



урока

Сроки проведения





Тема урока



Количество часов



Контроль

План

Факт

1

2

3

4

5

6

Тема1. Россия в мире. 6 часов + 1 ч резерва.

1



Географическое положение России

1

Пр. работа

2



Границы России

П/р1.Обозначение на к/к объектов, характеризующих географическое положение России

1


3



Россия на карте часовых поясов.

П/р 2.Решение задач на определение разницы во времени различных территорий

1

Пр. работа

4



Природно-хозяйственное районирование России.

П/р. 3. «Выявление по карте специфики административно – территориального деления РФ»

1

Пр. работа

5



Формирование и освоение территории России

1


6



Природно-ресурсный капитал России.

Мини-проект «Памятники Всемирного природного и культурного наследия России»

1

Проект

7



Обобщение знаний по теме: «Россия в мире"

1

Тест

Тема2. Россияне. 10 ч + 1 ч резерва.

8



Численность населения России.

П/р. 4. Определение по статистическим материалам и сравнение показателей прироста населения в разных частях страны. Прогнозирование темпов роста населения России

1

Пр. работа

9



Воспроизводство населения России

1


10



Половой и возрастной состав населения страны

1


11



Урок-практикум.

П/р. 5. Построение графика «Численность населения».

П/р. 6. Анализ половозрастных пирамид регионов России

1

Пр. работа

12



Народы и религии России.

П/р. 7. Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с национально-территориальным и политико-административным делением.

1

Пр. работа

13



Особенности размещения населения России

1


14



Городское и сельское население.

П/р. 8. Определение по статистическим материалам и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны.

1

Пр. работа

15



Города и сельские поселения.

Мини-проект «Мой город. Я в городской среде»

1

Проект

16



Миграции населения.

П/р 9. Определение по стат.данным показателей миграционного прироста для отдельных территорий России

1

Пр. работа

17



Трудовые ресурсы.

Мини-проект «Рынок труда в моём городе» или «Кем и почему хотят стать мои сверстники»

1

Проект

18



Обобщение знаний по теме: «Население России»

1

Тест

Тема3. Природа России. 16 ч + 4 ч резерва.

19.



История развития земной коры

1


20.



Рельеф: тектоническая основа.

П/р. 10. Выявление зависимости между тектоническим строением и расположением крупных форм рельефа.

1

Пр. работа

21.



Скульптура поверхности. Закономерности формирования рельефа.

П/р. 11. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своей местности.Нанесение на к/к основных форм рельефа России.

1

Пр. работа

22.



Полезные ископаемые России

1


23



Использование недр.

П/р.12. Изучение образцов минералов, горных пород, полезных ископаемых из школьной коллекции

1

Пр. работа

24



Обобщение знаний по теме: «Рельеф России»

1


25.



Климат. Солнечная радиация.

П/р 13Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации по территории страны

1

Пр. работа

26.



Атмосферная циркуляция

1


27.



Климатообразующие факторы.

П/р 14. Определение по картам закономерностей распределения температуры в январе и июле и осадков

1

Пр. работа

28



Климатические пояса и типы климатов.

П/р 15. Оценка климатических условий России на основе анализа различных источников информации

1

Пр. работа

29



Комфортность климата.

Мини-проект «Влияние климата на быт и хозяйственную деятельность людей»

1

Проект

30



Обобщение знаний по теме: «Климат России»

1

Тест

31



Моря России.

П/р 16. Обозначение на к/к морей, портов, с описанием одного из морей

1

Пр. работа

32



Внутренние воды. Реки.

П/р. 17 Составление характеристики одной из рек (по выбору)

1

Пр. работа

33



Озёра России.

П/р 18. Обозначение на к/к рек и озёр России

1

Пр. работа

34



Водные ресурсы России.

Мини-проект «Роль рек в жизни человека и в развитии хозяйства России и Омской области»

1

Проект

35



Урок-практикум «Преобразование рек»

Дискуссия «Строительство водохранилищ: за и против»

1


36



Почва – особое природное тело.

П/Р. 19. Знакомство с образцами типов почв из школьной коллекции. Выявление особенностей типов почв Омской области.

1

Пр. работа

37




Обобщение знаний по теме «Внутренние воды и почвы».

1

Тест

38



Итоговый урок по теме «Природа России»

1

Тест

Тема4. Хозяйство России. 22 ч + 1 ч резерва

39



Понятия «экономика» и «хозяйство»

1


40



Особенности хозяйства России.

П/Р. 20 Влияние цикличности развития хозяйства на примере развития экономики Омской области.

1

Пр. работа

41



Урок-конференция «Что мы оставим потомкам»

1


42



Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Угольная промышленность

1


43



Нефтяная промышленность .

П/р. 21 Нанесение на к/к угольных бассейнов, нефтяных и газовых месторождений

1

Пр. работа

44



Газовая промышленность.

П/р. 22 Составление характеристики одного из угольных бассейнов, районов добычи нефти и газа по картам и статистическим материалам.

1

Пр. работа

45



Электроэнергетика

1


46



Особенности металлургии России.

П/р. 23. Наносить на к/к главные центры металлургии.

1

Пр. работа

47



Особенности цветной металлургии

1


48



Обобщение знаний по теме «ТЭК. Металлургия»

1

Тест

49



Машиностроение.

П/р 24. Определение по картам главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения

1

Пр. работа

50



Химическая промышленность.

П/р 25. Обозначение на к/к основных центров химической промышленности

1

Пр. работа

51



Лесопромышленный комплекс

1


52



Обобщение знаний по теме «Машиностроение. Химическая и лесная промышленность»

1

Тест

53



Сельское хозяйство. Растениеводство.

П/р 26. Обозначение на к/к основных районов выращивания зерновых и технических культур.

1

Пр. работа

54



Животноводство.

П/р 27. Обозначение на к/к главных животноводческих районов.

1

Пр. работа

55



Агропромышленный комплекс

1


56



Транспорт: состав, место и значение. Сухопутный транспорт

1


57



Водный и воздушный транспорт.

П/р 28. Определение особенностей транспорта Омской обл. и Калачинского района

1

Пр. работа

58



Обобщение знаний по теме: «Сельское хозяйство. АПК. Транспорт»

1

Тест

59



Социальная инфраструктура

1


60



Сфера обслуживания.

П/р 29. Оценка степени доступности сферы услуг в г. Калачинске

1

Пр. работа

61



Информация и связь

1


Тема5. Природно-хозяйственные зоны. 6 ч + 1 ч резерва

62



Зоны арктических пустынь, тундр, лесотундры

1


63



Лесные зоны: тайги, смешанных и широколиственных лесов

1


64



Степи и лесостепи.

П/р 30.Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон Омской области

1

Пр. работа

65



Зоны пустынь и полупустынь

1


66



Зона субтропиков. Высотная поясность.

1


67



Понятие «природно-хозяйственная зона»

1


68




Обобщение по теме «Природно-хозяйственные зоны»

1

Тест

69



Промежуточная аттестация

1

Тест

70









Приложение

Проектная деятельность обучающихся

Тема учебного проекта

Тип проекта

Дата

1

Мини-проект «Памятники Всемирного природного и культурного наследия России» (по выбору)

индивидуальный


2

Мини-проект «Мой город. Я в городской среде» или «Жизнь, быт и традиции российской деревни» (по выбору)

групповой


3

Мини-проект «Рынок труда в моём городе» или «Кем и почему хотят стать мои сверстники»

индивидуальный


4

Мини-проект «Влияние климата на быт и хозяйственную деятельность людей»

индивидуальный


5

Мини-проект «Роль рек в жизни человека и в развитии хозяйства России и Омской области»

групповой


Оснащение кабинета:

- Современное лабораторное и демонстрационное оборудование.

- Электронная метеостанция.

- Компьютер.

- Мультимедиа - проектор.

- Оборудование для спутниковой навигации (GPS - навигатор)

- Комплект карт.

- Комплект портретов знаменитых географов и путешественников.

- Медиатека.

- Географическая литература.

Интернет – сайты:

- http://pedsovet.org/ - XI Всероссийский интернет-педсовет;

- http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;

- http://www.rusedu.ru/ - архив учебных программ и презентаций;

- http://www.uroki.net/ - всё для учителя - всё бесплатно;

- http://www.uchportal.ru/ - учительский портал;

- http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";

- geografomsk.narod.ru› - сайты учителей географии Омской области

17