РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МС директор школы
Пр. №____ _______/ Н.М. Сумина
От «____» «____» 2016г.
Бюджетное образовательное учреждение
«Орловская основная общеобразовательная школа »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
8 КЛАСС
Страздина Людмила Сергеевна
учитель географии высшей категории
2016 – 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального и основного общего образования, требованиями основной образовательной программы ОУ, составлена на основе авторской программы В. В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К.Липкиной и ориентирована на работу по УМК «Полярная звезда».
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена для общеобразовательных учреждений, предназначена для изучения курса географии на базовом уровне, разработана на основе:
- нормативных документов:
ФЗ Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/16 учебный год: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253, г. Москва.
Примерная основная образовательная программа ООО: одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015г.)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Основная образовательная программа основного общего образования БОУ "ОрловскаяООШ» Калачинского районаОмской области
- информационно-методических материалов:
7. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение,, 2013
8. Программа (МОДУЛЬ):Программа по географии. Омск - 2008. «О преподавании модуля «Краеведение» в учебном предмете «География» в составе регионального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования» (методическое письмо); Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2006.
9. Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2013. (Стандарты второго поколения).Николина В.В. География
Общая характеристика учебного курса
Целями изучения географии в 8 классе являются:
Формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (в том числе России и своего региона);
Познание основных природных, социальных и экологических процессов и закономерностей в географическом пространстве России;
Формирование системы интеллектуальных, практических, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное и социально целесообразное поведение в окружающей среде, а также общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека;
Формирование опыта жизнедеятельности через общекультурные достижения (карта, космические снимки, наблюдения), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
Формирование опыта ориентироваться в географическом пространстве, обеспечивающих реализацию собственных потребностей и интересов;
Формирование опыта творческой деятельности на основе создания собственных географических продуктов (проекты, презентации, схемы, карты);
Понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости пробле5м адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
Всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, особенности природопользования, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание путей решения проблем для устойчивого развития страны.
Выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, формирование отношения к географии как к возможной области будущей практической деятельности.
Все это обеспечивает формирование у обучающихся:
Географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности и показ взаимосвязи трёх компонентов – природы, населения и хозяйства;
Умений использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
Умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими принципами.
Учебный курс географии в 8 классе посвящён изучению России. Это главное звено в системе географического образования, выполняющее, наряду с обучающей и воспитывающей, и идеологическую роль.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (пара, группа), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.
Место учебного предмета в учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 280, из них 70 часов (2 раза в неделю) - 8 класс. Резервное время (10 часов) отводится на обобщающие уроки в завершении изучения каждой темы или раздела.
Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, гипотез в старшей школе.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
В ходе обучения географии у выпускника 8 класса должны быть сформированы:
- Ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
- Осознание целостности географической среды
- Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности
- Гармонично развитые социальные чувства и качества:
- Уважение к природе своей местности и страны в целом
- Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Изучение географии в 8 классе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:
Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Осознание важности семьи в жизни человека общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания чрез освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения курса географии 8 класса являются:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет) и свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;
Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметными результатами освоения курса географии 8 класса являются:
Выпускник научится:
1. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
2. анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
3. находить и формулировать по результатам наблюдений зависимости и закономерности;
4. определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
5. выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
7. представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
8. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
9. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
10. оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
1. работать с различными источниками географической информации;
2. читать космические снимки и аэрофотоснимки и географические карты;
3. моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
4. использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
5. воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
6. создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
7. самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением России.
Содержание тем учебного курса
Раздел | Тема | Кол-во часов |
| | |
РОССИЯ В МИРЕ | Географическое положение России. Россия на карте часовых поясов. Природно – хозяйственное районирование. Современное административно – территориальное устройство. История освоение и изучения территории. Природно – ресурсный капитал России. | 6 |
| | |
| | |
РОССИЯНЕ | Численность населения России. Особенности воспроизводства населения России. Половой и возрастной состав населения страны. Народы и религии России. Особенности размещения. Населения. Городское и сельское население. Миграции населения. Трудовые ресурсы и экономически активное население.. | 10 |
ПРИРОДА РОССИИ | Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Климат и климатические ресурсы. Климатические пояса и типы климатов. Влияние климата на жизнь и здоровье человека. Неблагоприятные климатические явления. Моря России. Внутренние воды и водные ресурсы. Почва и почвенные ресурсы. | 16 |
ХОЗЯЙСТВО РОСИИ | Особенности хозяйства России. Топливно – энергетический комплекс. Металлургия. Машиностроение. Химическая промышленность. Лесная промышленность. Сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс. Транспорт. Сфера услуг. Информация и связь. | 22 |
ПРИРОДНО - ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ | Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон и их использование. Экологические проблемы. Природно – хозяйственные зоны. Природно – хозяйственное районирование. Источники географической информации. Характеристика природных регионов России. | 6 |
Итого: 70 часов, 10 часов из них – резервное время
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Сроки проведения |
Тема урока |
Количество часов |
Контроль |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Тема1. Россия в мире. 6 часов + 1 ч резерва. |
1 | | | Географическое положение России | 1 | Пр. работа |
2 | | | Границы России П/р1.Обозначение на к/к объектов, характеризующих географическое положение России | 1 | |
3 | | | Россия на карте часовых поясов. П/р 2.Решение задач на определение разницы во времени различных территорий | 1 | Пр. работа |
4 | | | Природно-хозяйственное районирование России. П/р. 3. «Выявление по карте специфики административно – территориального деления РФ» | 1 | Пр. работа |
5 | | | Формирование и освоение территории России | 1 | |
6 | | | Природно-ресурсный капитал России. Мини-проект «Памятники Всемирного природного и культурного наследия России» | 1 | Проект |
7 | | | Обобщение знаний по теме: «Россия в мире" | 1 | Тест |
Тема2. Россияне. 10 ч + 1 ч резерва. |
8 | | | Численность населения России. П/р. 4. Определение по статистическим материалам и сравнение показателей прироста населения в разных частях страны. Прогнозирование темпов роста населения России | 1 | Пр. работа |
9 | | | Воспроизводство населения России | 1 | |
10 | | | Половой и возрастной состав населения страны | 1 | |
11 | | | Урок-практикум. П/р. 5. Построение графика «Численность населения». П/р. 6. Анализ половозрастных пирамид регионов России | 1 | Пр. работа |
12 | | | Народы и религии России. П/р. 7. Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с национально-территориальным и политико-административным делением. | 1 | Пр. работа |
13 | | | Особенности размещения населения России | 1 | |
14 | | | Городское и сельское население. П/р. 8. Определение по статистическим материалам и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны. | 1 | Пр. работа |
15 | | | Города и сельские поселения. Мини-проект «Мой город. Я в городской среде» | 1 | Проект |
16 | | | Миграции населения. П/р 9. Определение по стат.данным показателей миграционного прироста для отдельных территорий России | 1 | Пр. работа |
17 | | | Трудовые ресурсы. Мини-проект «Рынок труда в моём городе» или «Кем и почему хотят стать мои сверстники» | 1 | Проект |
18 | | | Обобщение знаний по теме: «Население России» | 1 | Тест |
Тема3. Природа России. 16 ч + 4 ч резерва. |
19. | | | История развития земной коры | 1 | |
20. | | | Рельеф: тектоническая основа. П/р. 10. Выявление зависимости между тектоническим строением и расположением крупных форм рельефа. | 1 | Пр. работа |
21. | | | Скульптура поверхности. Закономерности формирования рельефа. П/р. 11. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своей местности.Нанесение на к/к основных форм рельефа России. | 1 | Пр. работа |
22. | | | Полезные ископаемые России | 1 | |
23 | | | Использование недр. П/р.12. Изучение образцов минералов, горных пород, полезных ископаемых из школьной коллекции | 1 | Пр. работа |
24 | | | Обобщение знаний по теме: «Рельеф России» | 1 | |
25. | | | Климат. Солнечная радиация. П/р 13Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации по территории страны | 1 | Пр. работа |
26. | | | Атмосферная циркуляция | 1 | |
27. | | | Климатообразующие факторы. П/р 14. Определение по картам закономерностей распределения температуры в январе и июле и осадков | 1 | Пр. работа |
28 | | | Климатические пояса и типы климатов. П/р 15. Оценка климатических условий России на основе анализа различных источников информации | 1 | Пр. работа |
29 | | | Комфортность климата. Мини-проект «Влияние климата на быт и хозяйственную деятельность людей» | 1 | Проект |
30 | | | Обобщение знаний по теме: «Климат России» | 1 | Тест |
31 | | | Моря России. П/р 16. Обозначение на к/к морей, портов, с описанием одного из морей | 1 | Пр. работа |
32 | | | Внутренние воды. Реки. П/р. 17 Составление характеристики одной из рек (по выбору) | 1 | Пр. работа |
33 | | | Озёра России. П/р 18. Обозначение на к/к рек и озёр России | 1 | Пр. работа |
34 | | | Водные ресурсы России. Мини-проект «Роль рек в жизни человека и в развитии хозяйства России и Омской области» | 1 | Проект |
35 | | | Урок-практикум «Преобразование рек» Дискуссия «Строительство водохранилищ: за и против» | 1 | |
36 | | | Почва – особое природное тело. П/Р. 19. Знакомство с образцами типов почв из школьной коллекции. Выявление особенностей типов почв Омской области. | 1 | Пр. работа |
37 | | | Обобщение знаний по теме «Внутренние воды и почвы». | 1 | Тест |
38 | | | Итоговый урок по теме «Природа России» | 1 | Тест |
Тема4. Хозяйство России. 22 ч + 1 ч резерва |
39 | | | Понятия «экономика» и «хозяйство» | 1 | |
40 | | | Особенности хозяйства России. П/Р. 20 Влияние цикличности развития хозяйства на примере развития экономики Омской области. | 1 | Пр. работа |
41 | | | Урок-конференция «Что мы оставим потомкам» | 1 | |
42 | | | Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Угольная промышленность | 1 | |
43 | | | Нефтяная промышленность . П/р. 21 Нанесение на к/к угольных бассейнов, нефтяных и газовых месторождений | 1 | Пр. работа |
44 | | | Газовая промышленность. П/р. 22 Составление характеристики одного из угольных бассейнов, районов добычи нефти и газа по картам и статистическим материалам. | 1 | Пр. работа |
45 | | | Электроэнергетика | 1 | |
46 | | | Особенности металлургии России. П/р. 23. Наносить на к/к главные центры металлургии. | 1 | Пр. работа |
47 | | | Особенности цветной металлургии | 1 | |
48 | | | Обобщение знаний по теме «ТЭК. Металлургия» | 1 | Тест |
49 | | | Машиностроение. П/р 24. Определение по картам главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения | 1 | Пр. работа |
50 | | | Химическая промышленность. П/р 25. Обозначение на к/к основных центров химической промышленности | 1 | Пр. работа |
51 | | | Лесопромышленный комплекс | 1 | |
52 | | | Обобщение знаний по теме «Машиностроение. Химическая и лесная промышленность» | 1 | Тест |
53 | | | Сельское хозяйство. Растениеводство. П/р 26. Обозначение на к/к основных районов выращивания зерновых и технических культур. | 1 | Пр. работа |
54 | | | Животноводство. П/р 27. Обозначение на к/к главных животноводческих районов. | 1 | Пр. работа |
55 | | | Агропромышленный комплекс | 1 | |
56 | | | Транспорт: состав, место и значение. Сухопутный транспорт | 1 | |
57 | | | Водный и воздушный транспорт. П/р 28. Определение особенностей транспорта Омской обл. и Калачинского района | 1 | Пр. работа |
58 | | | Обобщение знаний по теме: «Сельское хозяйство. АПК. Транспорт» | 1 | Тест |
59 | | | Социальная инфраструктура | 1 | |
60 | | | Сфера обслуживания. П/р 29. Оценка степени доступности сферы услуг в г. Калачинске | 1 | Пр. работа |
61 | | | Информация и связь | 1 | |
Тема5. Природно-хозяйственные зоны. 6 ч + 1 ч резерва |
62 | | | Зоны арктических пустынь, тундр, лесотундры | 1 | |
63 | | | Лесные зоны: тайги, смешанных и широколиственных лесов | 1 | |
64 | | | Степи и лесостепи. П/р 30.Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон Омской области | 1 | Пр. работа |
65 | | | Зоны пустынь и полупустынь | 1 | |
66 | | | Зона субтропиков. Высотная поясность. | 1 | |
67 | | | Понятие «природно-хозяйственная зона» | 1 | |
68 | | | Обобщение по теме «Природно-хозяйственные зоны» | 1 | Тест |
69 | | | Промежуточная аттестация | 1 | Тест |
70 | | | | | |
Приложение
Проектная деятельность обучающихся
№ | Тема учебного проекта | Тип проекта | Дата |
1 | Мини-проект «Памятники Всемирного природного и культурного наследия России» (по выбору) | индивидуальный | |
2 | Мини-проект «Мой город. Я в городской среде» или «Жизнь, быт и традиции российской деревни» (по выбору) | групповой | |
3 | Мини-проект «Рынок труда в моём городе» или «Кем и почему хотят стать мои сверстники» | индивидуальный | |
4 | Мини-проект «Влияние климата на быт и хозяйственную деятельность людей» | индивидуальный | |
5 | Мини-проект «Роль рек в жизни человека и в развитии хозяйства России и Омской области» | групповой | |
Оснащение кабинета:
- Современное лабораторное и демонстрационное оборудование.
- Электронная метеостанция.
- Компьютер.
- Мультимедиа - проектор.
- Оборудование для спутниковой навигации (GPS - навигатор)
- Комплект карт.
- Комплект портретов знаменитых географов и путешественников.
- Медиатека.
- Географическая литература.
Интернет – сайты:
- http://pedsovet.org/ - XI Всероссийский интернет-педсовет;
- http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;
- http://www.rusedu.ru/ - архив учебных программ и презентаций;
- http://www.uroki.net/ - всё для учителя - всё бесплатно;
- http://www.uchportal.ru/ - учительский портал;
- http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";
- geografomsk.narod.ru› - сайты учителей географии Омской области
17