СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике для 6 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа       

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 6 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ А.М.ГОРЬКОГО»


РАССМОТРЕНА

на заседании МО

Руководитель


____________________


протокол


№____от_______20__ г.

 



СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УВР


_______________________


«_____»______________20_ г.







УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «СОШ имени А.М.Горького»


_____________Т.Н.Литвиненко


Приказ №


от«_____»_____________20_ г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ

для 6 класса

на 2016-2017 учебный год





Составил: учитель информатики

Костин
Александр Владимирович












г. Карачев

2016-2017 учебный год

I. Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу информатики и ИКТ разработана на основе следующих документов:

1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобрнауки России от 23.06.2015 г. №609);

2. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889);

3. Основной общеобразовательной программы общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа имени А.М. Горького»;

Количество часов: 35. Количество часов в неделю -1 час.

Практические работы: 22 часа.

 Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 6 классе необходимо решить следующие задачи:

  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;

  • создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;

  • расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств,  формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

Настоящая учебная программа представляет собой часть образовательной области информатики и ИКТ и предназначена для учащихся основной школы (6 класса).

При составлении рабочей программы учитывался базисный учебный план школы, в соответствие с которым, на изучение курса информатики и ИКТ в 6 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю).

Замечания: отсутствуют.


II. Содержание предмета из ФГОС


Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5–6 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

  • информация вокруг нас;

  • информационные технологии;

  • информационное моделирование;

  • алгоритмика.

Блок 1. Информация вокруг нас

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Блок 2. Информационные технологии

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Блок 3. Информационное моделирование

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Блок 4. Алгоритмика

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.


III. Планируемые предметные результаты


Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучения информатики в основной школе ученик должен:

Знать:

  • требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;

  • требования к организации компьютерного рабочего места;

  • виды прикладных программ, основные операции с файлами;

  • виды систем счисления;

  • виды объектов текстовой информации;

  • алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот;

  • связь между единицами измерения информации;

  • достоинства и недостатки представления информации в виде текста;

  • способы познания человеком мира через органы чувств;

  • логические приемы оперирования с понятием;

  • отличия текстового редактора и процессора;

  • основные этапы подготовки текстового документа, содержащего графические объекты;

  • правила ввода текста, приемы работы с текстовым документом;

  • возможности графического редактора Paint;

  • виды определений, требования к построению родовидового определения;

  • требования к классификации, признаки классификации;

  • виды суждений;

  • правила получения умозаключений;

  • пошаговое исполнение алгоритма;

  • способы описания алгоритмов;

  • понятие блок-схемы, обозначения блоков;

  • правила записи линейного алгоритма;

  • правила записи разветвленного алгоритма;

  • понятие цикла, его разновидности.

Уметь:

  • различать виды информации по способам ее восприятия;

  • приводить примеры обработки информации на компьютере;

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  • создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению;

  • запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание,

  • сохранять документы;

  • приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления;

  • выполнять базовые операции форматирования абзаца и шрифта в текстовом процессоре Word;

  • переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и, наоборот, с использованием калькулятора;

  • редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст, создавать надписи;

  • создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу;

  • создавать нумерованные списки;

  • переводить из больших единиц измерения информации в меньшие;

  • создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках;

  • создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять и добавлять ячейки, строки, столбцы;

  • получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение в тексте графических объектов;

  • создавать диаграммы разных типов, используя табличное представление информации;

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов;

  • различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи;

  • устанавливать логические отношения;

  • делать рисунки, используя основные инструменты и палитру;

  • классифицировать понятия по определенному признаку;

  • создавать рисунки, используя возможности встроенного в текстовый процессор графического редактора;

  • встраивать в текст графические объекты из коллекции;

  • записывать алгоритм известными способами;

  • составлять линейные алгоритмы;

  • записывать алгоритмы различными способами;

  • разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;

  • использовать при создании графического объекта циклический алгоритм;

  • составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами;

  • создавать презентации, используя разветвленные алгоритмы;

  • составлять циклические алгоритмы;

  • выполнять основные операции с файлами и папками.

Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения программы.


IV. Тематическое планирование


урока

Тема

Кол-во

часов

Дата проведения урока

Виды,

формы

контроля.

Примечание

планируемая

фактическая


Раздел 1. Объекты и системы

11







1

Техника безопасности и организация рабочего места. Цели изучения курса информатики. Объекты окружающего мира

1





Лекция


2

Объекты операционной системы.

Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

1





Комбиниров.


3

Файлы и папки. Размер файла.

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

1





Комбиниров.


4

Разнообразие отношений объектов и их множеств.

Отношения между множествами.

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3)

1





Комбиниров.


5

Отношение «входит в состав».

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6)

1





Комбиниров.


6

Разновидности объекта и их классификация.

1





Лекция


7

Классификация компьютерных объектов.

Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

1





Комбиниров.


8

Системы объектов. Состав и структура системы

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3)

1





Комбиниров.


9

Система и окружающая среда. Система как черный ящик.

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5)

1





Комбиниров.


10

Персональный компьютер как система.

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6)

1





Комбиниров.



Раздел 2. Человек и информация

4







11

Способы познания окружающего мира.

Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

1





Комбиниров.


12

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1)

1





Комбиниров.


13

Определение понятия.

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3)

1





Комбиниров.



Раздел 3. Информационное моделирование

19







14

Информационное моделирование как метод познания.

Практическая работа №8 «Создаём графические модели»

1





Комбиниров.


15

Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания.

Практическая работа №9 «Создаём словесные модели»

1





Комбиниров.


16

Математические модели.

Многоуровневые списки.

Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки»

1





Комбиниров.


17

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.

Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»

1





Комбиниров.


18

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.

Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

1





Комбиниров.


19

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.

Практическая работа №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4)

1





Комбиниров.


20

Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»

1





Комбиниров.


21

Многообразие схем и сферы их применения.

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)

1





Комбиниров.


22

Информационные модели на графах.

Использование графов при решении задач.

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)

1





Комбиниров.


23

Что такое алгоритм.

Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы»

1





Комбиниров.


24

Исполнители вокруг нас.

Работа в среде исполнителя Кузнечик

1





Комбиниров.


25

Формы записи алгоритмов.

Работа в среде исполнителя Водолей

1





Комбиниров.


26

Линейные алгоритмы.

Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»

1





Комбиниров.


27

Алгоритмы с ветвлениями.

Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»

1





Комбиниров.


28

Алгоритмы с повторениями.

Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию»

1





Комбиниров.


29

Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

1





Комбиниров.


30

Использование вспомогательных алгоритмов.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

1





Комбиниров.


31

Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

1





Комбиниров.


32

Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика»

1





Комбиниров.


33, 34, 35

Выполнение и защита итогового проекта

3





Зачет



V. Литература и средства обучения


1.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

2.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.-216 с. : ил.

3.Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

4.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

5.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»

6.Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)

7.http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО

8.http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики

9.http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

10.http://fcior.edu.ruhttp://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)

11.http://pedsovet.su Педагогическое сообщество

12.http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов