МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ А.М.ГОРЬКОГО»
РАССМОТРЕНА на заседании МО Руководитель ____________________ протокол №____от_______20__ г. | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР _______________________ «_____»______________20_ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ имени А.М.Горького» _____________Т.Н.Литвиненко Приказ № от«_____»_____________20_ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ
для 7 класса
на 2016-2017 учебный год
Составил: учитель информатики
Костин
Александр Владимирович
г. Карачев
2016-2017 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу информатики и ИКТ разработана на основе следующих документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312);
2. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889);
3. Основной общеобразовательной программы общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа имени А.М. Горького»;
Количество часов: 35. Количество часов в неделю – 1.
Практические работы: 22 часа.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 7 классе необходимо решить следующие задачи:
включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
Настоящая учебная программа представляет собой часть образовательной области информатики и ИКТ и предназначена для учащихся основной школы (7 класса).
При составлении рабочей программы учитывался базисный учебный план школы, в соответствие с которым, на изучение курса информатики и ИКТ в 7 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю).
Замечания: отсутствуют.
II. Содержание предмета из ФГОС
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7 классе основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
Блок 1. Введение в информатику (раздел 1)
Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.
Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной информации.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.
Блок 2. Информационные и коммуникационные технологии (разделы 2-5)
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).
Программный принцип работы компьютера.
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.
Размер файла. Архивирование файлов.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видеоинформация.
III. Планируемые предметные результаты
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучения информатики в основной школе ученик должен:
Знать:
требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
требования к организации компьютерного рабочего места;
виды прикладных программ, основные операции с файлами;
виды систем счисления;
виды объектов текстовой информации;
алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот;
связь между единицами измерения информации;
достоинства и недостатки представления информации в виде текста;
способы познания человеком мира через органы чувств;
логические приемы оперирования с понятием;
отличия текстового редактора и процессора;
основные этапы подготовки текстового документа, содержащего графические объекты;
правила ввода текста, приемы работы с текстовым документом;
возможности графического редактора Paint;
виды определений, требования к построению родовидового определения;
требования к классификации, признаки классификации;
виды суждений;
правила получения умозаключений;
понятие блок-схемы, обозначения блоков;
правила записи линейного алгоритма;
правила записи разветвленного алгоритма;
понятие цикла, его разновидности.
Уметь:
различать виды информации по способам ее восприятия;
приводить примеры обработки информации на компьютере;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению;
запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание,
сохранять документы;
приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления;
выполнять базовые операции форматирования абзаца и шрифта в текстовом процессоре Word;
переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и, наоборот, с использованием калькулятора;
редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст, создавать надписи;
создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу;
создавать нумерованные списки;
переводить из больших единиц измерения информации в меньшие;
создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках;
создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять и добавлять ячейки, строки, столбцы;
получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение в тексте графических объектов;
создавать диаграммы разных типов, используя табличное представление информации;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов;
различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи;
устанавливать логические отношения;
делать рисунки, используя основные инструменты и палитру;
классифицировать понятия по определенному признаку;
создавать рисунки, используя возможности встроенного в текстовый процессор графического редактора;
встраивать в текст графические объекты из коллекции;
записывать алгоритм известными способами;
составлять линейные алгоритмы;
записывать алгоритмы различными способами;
разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;
использовать при создании графического объекта циклический алгоритм;
составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами;
создавать презентации, используя разветвленные алгоритмы;
составлять циклические алгоритмы;
выполнять основные операции с файлами и папками.
Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения программы.
IV. Тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата проведения урока | Виды, формы контроля. | Примечание |
планируемая | фактически |
7а | 7б | 7в |
| Раздел 1. Информация и информационные системы | 9 | | | | | | |
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Цели изучения курса информатики и ИКТ. | 1 | | | | | Лекция | |
2 | Информация и её свойства | 1 | | | | | Комбиниров. | |
3 | Информационные процессы. Обработка информации | 1 | | | | | Комбиниров. | |
4 | Информационные процессы. Хранение и передача информации | 1 | | | | | Комбиниров. | |
5 | Всемирная паутина как информационное хранилище | 1 | | | | | Комбиниров. | |
6 | Представление информации | 1 | | | | | Комбиниров. | |
7 | Дискретная форма представления информации | 1 | | | | | Комбиниров. | |
8 | Единицы измерения информации | 1 | | | | | Комбиниров. | |
9 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Проверочная работа | 1 | | | | | Контрольная работа | |
| Раздел 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией | 7 | | | | | | |
10 | Основные компоненты компьютера и их функции | 1 | | | | | Комбиниров. | |
11 | Персональный компьютер. | 1 | | | | | Комбиниров. | |
12 | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение | 1 | | | | | Комбиниров. | |
13 | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | 1 | | | | | Комбиниров. | |
14 | Файлы и файловые структуры | 1 | | | | | Комбиниров. | |
15 | Пользовательский интерфейс | 1 | | | | | Комбиниров. | |
16 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа | 1 | | | | | Контрольная работа | |
| Раздел 3. Обработка графической информации | 4 | | | | | | |
17 | Формирование изображения на экране компьютера | 1 | | | | | Комбиниров. | |
18 | Компьютерная графика | 1 | | | | | Комбиниров. | |
19 | Создание графических изображений | 1 | | | | | Комбиниров. | |
20 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа | 1 | | | | | Контрольная работа | |
| Раздел 4. Обработка текстовой информации | 9 | | | | | | |
21 | Текстовые документы и технологии их создания | 1 | | | | | Комбиниров. | |
22 | Создание текстовых документов на компьютере | 1 | | | | | Комбиниров. | |
23 | Прямое форматирование | 1 | | | | | Комбиниров. | |
24 | Стилевое форматирование | 1 | | | | | Комбиниров. | |
25 | Визуализация информации в текстовых документах | 1 | | | | | Комбиниров. | |
26 | Распознавание текста и системы компьютерного перевода | 1 | | | | | Комбиниров. | |
27 | Оценка количественных параметров текстовых документов | 1 | | | | | Комбиниров. | |
28 | Оформление реферата История вычислительной техники | 1 | | | | | Комбиниров. | |
29 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа. | 1 | | | | | Контрольная работа | |
| Раздел 5. Мультимедиа | 4 | | | | | | |
30 | Технология мультимедиа. | 1 | | | | | Комбиниров. | |
31 | Компьютерные презентации | 1 | | | | | Комбиниров. | |
32 | Создание мультимедийной презентации | 1 | | | | | Комбиниров. | |
33 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа | 1 | | | | | Контрольная работа | |
34, 35 | Основные понятия курса. Повторение пройденного материала. | 2 | | | | | Комбиниров. | |
V. Литература и средства обучения
1.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 224 с. : ил.
3.Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 160 с. : ил.
4.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7-9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 472 с. : ил.
5.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»
6.Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
7.http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
8.http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
9.http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
10.http://fcior.edu.ruhttp://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
11.http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
12.http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов