РАССМОТРЕНА на заседании МО Руководитель А.Ю. Бударина ____________________ протокол №____от___________20__г. | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УМР Т.И. Щепилина _______________________ «_____»_____________20__ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ имени А.М.Горького» _____________С.А. Иванова Приказ № от «_____»____________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ
для 8 класса
на 2017-2018 учебный год
Составил: учитель
информатики Костин
Александр Владимирович
г. Карачев
2017-2018 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу информатики и ИКТ разработана на основе следующих документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312);
2. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017/2018 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889);
3. Основной общеобразовательной программы общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа имени А.М. Горького».
Количество часов: 35. Количество часов в неделю – 1.
Контрольные работы: 3 часа.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 8 классе необходимо решить следующие задачи:
-включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
-создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
-расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
-организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
-создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Настоящая учебная программа представляет собой часть образовательной области информатики и ИКТ и предназначена для учащихся основной школы (8 класса).
При составлении рабочей программы учитывался примерный базисный учебный план школы, в соответствие с которым, на изучение курса информатики и ИКТ в 8 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю).
Замечания: из раздела «Начала программирования» перенесён один час в раздел «Математические основы информатики» для ознакомления учащихся на первом вводном уроке с техникой безопасности в компьютерном классе и организацией рабочего места.
II. Содержание предмета из ФГОС
Математические основы информатики (12 ч)
Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Аналитическая деятельность:
анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;
определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;
анализировать логическую структуру высказываний;
анализировать простейшие электронные схемы.
Практическая деятельность:
переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
строить таблицы истинности для логических выражений;
вычислять истинностное значение логического выражения.
Основы алгоритмизации (12 ч)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Аналитическая деятельность:
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;
определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.
Начала программирования (11 ч)
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Аналитическая деятельность:
анализировать готовые программы;
определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая деятельность:
программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
нахождение суммы всех элементов массива;
нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
сортировка элементов массива и пр.
III. Планируемые предметные результаты
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения программы.
IV. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата проведения урока | Виды, формы контроля. | Примечание |
планируемая | фактическая |
8а | 8в |
| Раздел 1. Математические основы информатики | 13 | | | | | |
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Цели изучения курса информатики и ИКТ. | 1 | | | | Лекция | |
2 | Общие сведения о системах счисления | 1 | | | | Лекция | |
3 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | 1 | | | | Комбиниров. | |
4 | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления | 1 | | | | Комбиниров. | |
5 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | 1 | | | | Комбиниров. | |
6 | Представление целых чисел | 1 | | | | Комбиниров. | |
7 | Представление вещественных чисел | 1 | | | | Комбиниров. | |
8 | Высказывание. Логические операции. | 1 | | | | Комбиниров. | |
9 | Построение таблиц истинности для логических выражений | 1 | | | | Комбиниров. | |
10 | Свойства логических операций. | 1 | | | | Комбиниров. | |
11 | Решение логических задач | 1 | | | | Комбиниров. | |
12 | Логические элементы | 1 | | | | Комбиниров. | |
13 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа | 1 | | | | Контрольная работа | |
| Раздел 2. Основы алгоритмизации | 11 | | | | Комбиниров. | |
14 | Алгоритмы и исполнители | 1 | | | | Комбиниров. | |
15 | Способы записи алгоритмов | 1 | | | | Комбиниров. | |
16 | Объекты алгоритмов | 1 | | | | Комбиниров. | |
17 | Алгоритмическая конструкция «следование». | 1 | | | | Комбиниров. | |
18 | Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. Сокращённая форма ветвления. | 1 | | | | Комбиниров. | |
19 | Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. | 1 | | | | Комбиниров. | |
20 | Цикл с заданным условием окончания работы. | 1 | | | | Комбиниров. | |
21 | Цикл с заданным числом повторений. | 1 | | | | Комбиниров. | |
22 | Конструирование алгоритмов | 1 | | | | Комбиниров. | |
23 | Алгоритмы управления | 1 | | | | Комбиниров. | |
24 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа | 1 | | | | Контрольная работа | |
| Раздел 3. Начала программирования | 11 | | | | Комбиниров. | |
25, 26 | Общие сведения о языке программирования Паскаль | 2 | | | | Комбиниров. | |
27 | Организация ввода и вывода данных | 1 | | | | Комбиниров. | |
28 | Программирование линейных алгоритмов | 1 | | | | Комбиниров. | |
29 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | 1 | | | | Комбиниров. | |
30 | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | 1 | | | | Комбиниров. | |
31 | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | 1 | | | | Комбиниров. | |
32 | Различные варианты программирования циклического алгоритма. | 1 | | | | Комбиниров. | |
33 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа. | 1 | | | | Контрольная работа | |
34, 35 | Основные понятия курса. Повторение пройденного материала. | 2 | | | | Комбиниров. | |
V. Учебно-тематическое планирование
Глава 1. Математические основы информатики | 13 ч. |
Глава 2. Основы алгоритмизации | 11 ч. |
Глава 3. Начала программирования | 11 ч. |
Всего: | 35 ч. |
VI. Литература и средства обучения
1.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 160 с. : ил.
3.Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 160 с. : ил.
4.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7-9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 472 с. : ил.
5.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»
6.Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)