20
Рабочая программа
по______истории_______
базового уровня
для _____10 классов
на 2016-2017 учебный год
Оглавление
№ | Элемент рабочей программы | Страница |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Тематическое планирование | 6 |
3 | Содержание тем учебного курса | 7 |
4 | Поурочное планирование | 12 |
5 | Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе | 15 |
6 | Перечень материально-технического оснащения учебного процесса по предмету | 16 |
7 | Список литературы | 17 |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта на основании Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, которая «может использоваться в качестве рабочей программы при тематическом планировании курса учителем» (сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев).
Данный курс предназначен для учащихся 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений, изучающих предмет во втором концентре исторического образования в средней школе базового уровня.
Рабочая программа 2016-2017 учебного года составлена с учетом рекомендаций Примерной программы на 70 часов (2 часа в неделю). Основные содержательные линии примерной программы в X классе реализуются в рамках двух курсов («История России с древнейших времён до середины XIX в.» и «Всеобщая история. С древнейших времён до середины XIX в.»), и предполагает их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени и крупных тематических блоков.
Актуальность рабочей учебной программы объясняется необходимостью скорректировать количество часов на два раздела истории (История России, Всеобщая история), входящих в общую учебную область «История».
В Примерной программе на Историю России отводится не менее 36 часов, на историю Всеобщую историю - не менее 24 часов, 10 часов отведено для резерва. В рабочей программе резервные 10 часов нами отведены на изучение истории России, т.к. «курс «История России» занимает приоритетное место и по объему учебного времени, и по задействованности в контрольно-измерительных материалах ОГЭ и ЕГЭ (согласно Методическим рекомендациям КРИПКиПРО на 2016-2017 уч.год, с.9). Таким образом, на курс «История России с древнейших времён до середины XIX в.» отведено 46 часов, на курс «Всеобщая история. С древнейших времён до середины XIX в.» - 24 часа.
Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: литературы, географии, обществознания, МХК и опирается на их содержание.
Программа данного курса позволяет посредством проблемного подхода систематизировать и обобщить исторический материал означенного периода, уяснить причинно-следственные связи исторических событий.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
- способствовать формированию понятийного аппарата при рассмотрении социально-экономических, политических и культурных процессов;
- стимулировать усвоение учебного материала на основе наглядного сравнительного анализа явлений и процессов новейшей истории;
- дать учащимся представление о современном уровне осмысления историками и специалистами смежных гуманитарных дисциплин основных закономерностей эволюции мировой цивилизации за прошедшее столетие;
- развивать у обучающихся навыки источниковедческого и историографического исследования при знакомстве с документальными свидетельствами, а также работе со справочными и картографическими материалами;
- формирование у учащихся творческого исторического мышления,
- умение систематизировать факты,
- вскрывать причинно-следственные связи и обнаруживать тенденции и общие закономерности исторического процесса.
Решаемые задачи позволяют сформировать у учащихся целостную историческую картину мира, выделив закономерности развития стран и народов, их культурно-исторические и политические особенности. Особое внимание уделяется месту и роли России в мировых исторических и политических процессах, знание истории Отечества, формирование у школьников гражданской ответственности, воспитание патриотизма, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
Организация учебного процесса по предлагаемой программе включает комплексное использование картографического материала, иллюстративного ряда, документальной кинематографии, энциклопедий, справочников, хрестоматий и дидактических пособий (важную роль играет изучение биографий политических деятелей, дипломатов, военных, ученых, мастеров культуры).
В ходе учебного процесса на основе формирования целостной картины мирового опыта человечества, создаются условия для осмысления основных событий, освоения необходимых исторических источников, продолжается работа над историческими понятиями. В целом это направлено на развитие способностей рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности. В определенном смысле данный курс является фундаментом и опорой для дальнейшего интеллектуального роста обучающихся, в рамках которого наращивается потенциал, соответствующий требованиям к уровню подготовки лицеистов.
Знание основных научных концепций современности должно находить отражение в исследовании исторических проблем. Деятельностный подход к обучению предполагает, что учащиеся будут выражать свои взгляды, убеждения, идеи в творческих работах. Создаются условия для осознанного и самостоятельного выбора тех или иных форм выражения собственных суждений (эссе, комментарий, компьютерная презентация, исследовательская работа, участие в дискуссии или дебатах, выступление на семинаре или конференции и т. д.).
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является то, что для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. При базовом изучении истории важное значение приобретает участие учащихся в исследовательской деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, в том числе развитие умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Специфика целей и содержания изучения истории на базовом уровне существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся, к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.
Используются следующие методики и формы уроков: лекционно-опросная и зачетная системы, уроки-обзоры, реферативные выступления, самостоятельная работа с атласом и контурной картой, уроки-беседы, блиц-опросы, исторические диктанты, тесты, работа с картой, исторические диктанты, видео-уроки, семинары, зачеты-диспуты, зачеты с элементами эмпирики, работа с источниками и др.
Контроль достижения учениками уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: зачет, контрольная работа, самостоятельная работа, исторический диктант, тест, комбинированные и групповые опросы, письменные домашние задания, блиц-опросы, семинары, реферативная работа.
Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: литературы, географии, обществознания, МХК и опирается на их содержание.
2. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов (тем) | Кол-во часов | в том числе: |
Изучение теорет. материала | Практическая часть (лаб.р./ практ.р., РР) | Повторение | Контроль | Резервные часы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Раздел I. Введение. | 1 | 1 | | | | - |
2 | Раздел II . Древний мир | 6 | 5 | | | 1 | |
3. | Раздел III. Средневековье. | 4 | 4 | | | | |
4. | Раздел IV. Древнерусское государство в 9 – 13 вв. | 9 | 8 | | | 1 | |
5. | Раздел V. Европа 14- начала16 вв. | 6 | 5 | | | 1 | |
6. | Раздел VI. Новое время. | 11 | 10 | | | 1 | |
7. | Раздел VII. Россия и Европа в 16- н.17 вв. | 9 | 8 | | | 1 | |
8. | Раздел VIII. Россия и Европа в к. 17 – 18 вв. | 10 | 9 | | | 1 | |
9 | Раздел IX. Россия и мир I половины 19 века. | 13 | 11 | | 1 | 1 | |
10 | Раздел X. Итоговое занятие. | 1 | | | 1 | | |
Итого | 70 | 61 | | 2 | 7 | |
1 четверть ( _9_ недель) | 18 | 17 | | | 1 | |
2 четверть ( _7_ недель) | 14 | 12 | | | 2 | |
3 четверть ( _10_ недель) | 20 | 18 | | | 2 | |
4 четверть ( _9_ недель) | 18 | 14 | | 2 | 2 | |
3. Содержание тем учебного курса
Раздел I. Введение. История как наука. История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества. Предмет исторической науки. Исторический источник. Вспомогательные исторические дисциплины.
Раздел II . Древний мир. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Цивилизации Древнего мира. Предпосылки формирования древнейших цивилизаций. Архаичные цивилизации - географическое положение, материальная культура, повседневная жизнь, социальная структура общества. Возникновение письменности и накопление знаний. Цивилизации Древнего Востока. Духовные ценности, философская мысль, культурное наследие Древнего Востока. Античные цивилизации Средиземноморья. Возникновение и развитие полисной политико-правовой организации и социальной структуры. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления. Культурное и философское наследие Древней Греции и Рима. Зарождение иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь. «Великие переселения народов».
Раздел III. Средневековье. Периодизация Средневековья. «Великое переселение народов» в Европе и формирование христианской средневековой цивилизации. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Возрождение имперской идеи в Западной Европе. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Особенности хозяйственной жизни, торговые коммуникации в средневековой Европе. Образование централизованных государств. Складывание европейской правовой традиции. Роль церкви в европейском средневековом обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья. Цивилизации Востока в эпоху Средневековья. Изменение политической карты исламского мира. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья. Характер международных отношений в средние века. Европа и норманнские завоевания. Арабские, монгольские и тюркские завоевания. Феномен крестовых походов. Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: универсальные черты социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Темпы и характер развития европейского общества в эпоху Средневековья. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в Х1У-ХУ вв. Столетняя война и крестьянские восстания. Изменения в мировосприятии европейского человека. Предпосылки модернизации.
Раздел IV. Древнерусское государство в 9 – 13 вв. Особенности становления и развития российской цивилизации. Опыт политического, экономического и культурного взаимодействия России с народами Европы и Азии. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории Отечества. Народы и древнейшие государства на территории России. Освоение человеком восточных и северных регионов Евразии. Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы, Севера Евразии, Сибири, Алтайского края и Дальнего Востока. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Индоевропейцы. «Великое переселение народов». Города-государства Северного Причерноморья. Скифы и сарматы. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркские племена. Тюркский каганат. Волжская Булгария. Хазарский каганат. Борьба восточных славян с кочевыми народами Степи, аварами и хазарами. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение. Переход от родовой к территориальной общине. Восточнославянские города. Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Киев и Новгород - два центра древнерусской государственности. Развитие норм права. «Русская Правда», Категории населения. Этнический состав древнерусского общества. Закрепление «лествичного» (очередного) порядка наследования власти. Княжеские усобицы. Международные связи Древней Руси. Торговый путь «из варяг в греки». Военные походы русских князей. Принятие христианства на Руси. Роль церкви в истории Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры. Русские земли и княжества. Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Политическая раздробленность на Западе и Востоке Европы: общее и особенное. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII - начале XIII вв. Православная Церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития. Образование Монгольского государства. Первые завоевания монголов. Нашествие на Русь. Причины военного поражения русских княжеств. Образование Золотой Орды. Влияние монгольского завоевания и Орды на культуру Руси. Экспансия с Запада и ее место в истории народов Руси и Прибалтики. Борьба с крестоносной агрессией. Образование Великого княжества Литовского. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Влияние внешнеполитического фактора на выбор путей развития Руси.
Раздел V. Европа 14-начала16 вв.Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации. Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Колонизация Северо-Восточной Руси. Восстановление экономики русских земель. Церковь и консолидация русских земель. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси. Великое княжество Московское в системе международных отношений. Разгром Тимуром Золотой Орды и поход на Русь. Начало распада Золотой Орды. Вхождение западных и южных русских земель в состав Великого княжества Литовского. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованных государств в странах Запада и в России. Свержение золотоордынского ига. Формирование новой системы управления страной и развитие правовых норм. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва - третий Рим». Падение Византии и установление автокефалии Русской Православной Церкви. Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII - середине XV вв. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Древнерусская литература.
Раздел VI. Новое время. Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Факторы развертывания процесса модернизации. Внутренняя колонизация. Торговый и мануфактурный капитализм. Эпоха меркантилизма. Новации и образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Влияние Контрреформации на общественную жизнь Европы. Религиозные войны и конфессиональный раскол европейского общества. От сословно-представительных монархий к абсолютизму - эволюция европейской государственности. Кризис сословного мышления и формирование основ гражданского, национального сознания. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы. Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений.
Раздел VII. Россия и Европа в 16-17 вв. От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII в. Идеология Просвещения. Становление гражданского общества. Развитие капиталистических отношений. Установление царской власти. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Учреждение патриаршества. Многонациональный характер русского централизованного государства. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения во второй половине XV - конце XVI вв. Развитие поместной системы. Города, ремесла, торговля в условиях централизованного государства. Установление крепостного права. Роль свободного крестьянства и казачества во внутренней колонизации страны. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война. Рост международного авторитета Российского государства. Культура народов Российского государства во второй половине ХV-ХVI вв. Новые формы зодчества. Расцвет русской фресковой живописи. Развитие «книжного дела» на Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Начало книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте людей. Крестьянский и городской быт. Россия: годы Смутного времени и утверждения династии Романовых. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны. Ликвидация последствий Смуты. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Начало династии Романовых. Смоленская война. Россия и Тридцатилетняя война в Европе. Расширение территории Российского государства. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Войны России с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине XVII в. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Укрепление купеческого сословия. Преобразования в военном деле. Церковный раскол в России и его значение. Старообрядчество. Особенности церковного раскола в России в сравнении с процессами Реформации и Контрреформации в Европе. Восстание С. Разина. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. Светские мотивы в культовых постройках. Немецкая слобода в Москве. Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. Особенности русской традиционной (средневековой) культуры.
Раздел IX. Россия и Европа в 18 в. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. Изменение среды обитания человека. Формирование классической научной картины мира. Культурное и философское наследие Нового времени. Буржуазные революции XVIII в. Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Новшества в культуре и быте. Новая система государственной власти и управления. Отмена патриаршества. Провозглашение империи. Методы проведения реформ. Оппозиция петровским преобразованиям в обществе. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации. Дискуссии о месте и роли петровских реформ в истории России. Особенности складывания абсолютизма в России и Европе. Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Расширение прав и привилегий дворянства. Развитие системы крепостничества. Просвещенный абсолютизм: идеология и политика. Законодательное оформление сословного строя. Восстание Е.Пугачева. Зарождение антикрепостнической идеологии. Роль России в развитии системы международных отношений в XVIII в. Победа в Северной войне и превращение России в мировую державу. России и европейская политика «баланса сил». Участие России в Семилетней войне. Разделы Польши. Русско-турецкие войны. Расширение территории государства. Новый характер взаимодействия русской и западноевропейской культуры в XVIII в. Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы. Основание Академии наук и Московского университета. Деятельность Вольного экономического общества. Географические экспедиции. Создание Академии художеств. Барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи, скульптуре XVIII в. Развитие музыкального искусства. Возникновение профессионального театра. Быт и нравы дворянства: русская усадьба.
Раздел IX. Россия и мир 19 века. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа Урбанизация. Городской и сельской образы жизни. Проблема бедности и богатства. Изменение характера демографического развития.
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Систематизация законодательства. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Особенности экономического развития России в первой половине XIX вв. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Региональные особенности экономического развития. Изменение социальной структуры российского общества в условиях промышленного переворота. Россия в системе международных отношений в первой половине XIX в. Участие России в антифранцузских коалициях. Изменение внешнеполитической стратегии в период наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Участие России в создании Венской системы международных отношений. Россия в Священном союзе. Внешняя политика России. Присоединение Кавказа. Крымская война: причины и последствия. Культура народов России первой половины XIX в. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Ученые общества. Создание системы народного образования. Развитие русской журналистики, «Золотой век» русской поэзии. Формирование русского литературного языка. Общественная роль театрального искусства. Традиции классицизма в русской архитектуре. Романтизм и реализм в изобразительном искусстве.
Раздел X. Итоговое занятие.
4. Поурочное планирование
№ п\п | № в теме | Наименование темы урока | Дата урока |
10 Хим-б | 10 Инф-т | 10 Соц-эк | |
Раздел I. Введение |
1. | 1. | История как наука | | | | |
Раздел II . Древний мир |
2. | 1. | Древнейшая стадия истории человечества | | | | |
3. | 2. | Предыстория. Ближний Восток. | | | | |
4. | 3. | Традиционное общество | | | | |
5. | 4. | Античные цивилизации Средиземноморья. | | | | |
6. | 5. | Древняя Греция и Рим. | | | | |
7 | 6 | Контрольная работа № 1: Древний мир. | | | | |
Раздел III . Средневековье |
8. | 1. | Западноевропейское Средневековье. | | | | |
9 | 2 | Византийское Средневековье. | | | | |
10. | 3 | Исламский мир. | | | | |
11 | 4 | Индия, Китай, Япония. | | | | |
Раздел IV. Древнерусское государство в 9-13 в. в. |
12. | 1. | Народы и древнейшие государства на территории России | | | | |
13. | 2. | Восточные славяне в 6-9 в.в. Образование Древнерусского государства. | | | | |
14 | 3. | Древняя Русь. Правители Древней Руси. | | | | |
15 | 4. | Культура Древняя Руси. | | | | |
16 | 5. | Русские земли в 12-начале 13 в. | | | | |
17. | 6. | Культура Руси 12-начала 13 в. | | | | |
18. | 7. | Монгольское нашествие. | | | | |
19. | 8. | Русские земли под властью Золотой Орды. | | | | |
20 | 9. | Контрольная работа № 2: Древняя Русь 9 – 13 вв. | | | | |
Раздел V. Европа 14- начала16 вв. |
.21 | 1. | Возрождение как культурно-историческая эпоха. | | | | |
.22. | 2. | Усиление Московского княжества в 14-первой половине 15 в. | | | | |
23. | 3. | Политика Ивана III. | | | | |
24. | 4 | Завершающий этап создания единого русского государства (вторая половина 15-начало 16 в.) | | | | |
25 | 5. | Россия начала 16 века. | | | | |
26. | 6 | Контрольная работа № 3: Культура Руси в 14-15 в.в. | | | | |
Раздел VI. Новое время |
27. | 1. | Возникновение мирового рынка. | | | | |
28. | 2. | Общество и экономика «старого порядка». | | | | |
29. | 3. | Промышленная революция. | | | | |
30. | 4 | Религия и церковь в начале Нового времени. | | | | |
31 | 5. | Наука и общественно-политическая мысль. Художественная культура. | | | | |
32 | 6. | Государство на Западе и Востоке. | | | | |
33 | 7. | Политические революции 17-19 в.в. | | | | |
34 | 8. | Становление либеральной демократии. | | | | |
35 | 9. | Встреча миров: Запад и Восток в Новое время. | | | | |
36 | 10. | «Европейское равновесие». 17-19 в.в. Конфликты и противоречия. | | | | |
37 | 11. | Контрольная работа № 4: Основные итоги всеобщей истории ко II пол. 19 в. | | | | |
Раздел VII. Россия и Европа в 16 - н. 17 вв. |
38 | 1. | Россия в начале 16 в. | | | | |
39 | 2. | Внутренняя политика России при Иване IV. | | | | |
40 | 3. | Внешняя политика 16 века. | | | | |
41 | 4. | Русская культура в 16 в. | | | | |
42 | 5. | Смутное время. | | | | |
43 | 6. | Возрождение страны после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых. | | | | |
44 | 7. | Новые явления в экономики. | | | | |
45 | 8. | Внешняя политика России в 17 в. | | | | |
46 | 9 | Контрольная работа № 5: Культура России в 17 в. | | | | |
Раздел VIII. Россия и Европа в к. 17 – 18 вв. |
47 | 1. | Начало правление Петра I. | | | | |
48 | 2. | Реформы Петра I. | | | | |
49 | 3. | Внешняя политика Петра I. | | | | |
50 | 4. | «Культурная революция» в России в начале 18 в. | | | | |
51 | 5. | Эпоха Дворцовых переворотов. | | | | |
52 | 6. | «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. | | | | |
53 | 7 | Социальная политика Екатерины II. Крестьянская война. | | | | |
54 | 8 | Внешняя политика России в 18 в. | | | | |
55 | 9 | Культура России в 18 в. | | | | |
56 | 10 | Контрольная работа № 6: Царствование Павла I. | | | | |
Раздел IX. Россия и мир в I половине 19 века. |
57 | 1 | Экономическое развитие в конце 18-первой половине 19 в. | | | | |
58 | 2 | Развитие капиталистических отношений. | | | | |
59 | 3 | Реформы Александра I. | | | | |
60 | 4 | Борьба с Наполеоном. | | | | |
61 | 5 | Венская система и первый опыт «коллективной дипломатии». | | | | |
62 | 6 | Период реакции. Декабристы. | | | | |
63 | 7 | Внутренняя политика Николая I. | | | | |
64 | 8 | Внешняя политика России при Николае I. Кавказская война. | | | | |
65 | 9 | Общественное движение в годы царствования Николая I. | | | | |
66 | 10 | Культура России первой половины 19 в. | | | | |
67 | 11 | Наука и образование первой половины 19 в. | | | | |
68 | 12 | Повторение: «Россия в I половине 19 веке». | | | | |
69 | 13 | Контрольная работа № 7: «Россия в I половине 19 веке». | | | | |
Раздел X. Итоговое занятие. |
70 | 1 | Итоговое повторение | | | | |
5. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
В результате изучения истории на базовом уровне учащийся должен:
Знать, понимать:
· основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной истории;
· периодизацию отечественной истории;
· современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории;
· историческую обусловленность современных общественных процессов;
· особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе.
Уметь:
· проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
· критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
· анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
· различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
· устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
· участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
· представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
· использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
· соотнесения своих действий и поступков окружающих и исторически возникшими формами социального поведения;
· осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
6. Материально-техническое оснащение учебного процесса по предмету История
№ п/п | Технические средства обучения | Комплектация |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1 | Стандарт основного общего образования по истории | Д |
2 | Хрестоматия по истории зарубежных стран | К |
3 | Хрестоматия по истории России | К |
4 | Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари, Словарь иностранных слов, Мифологический словарь, «История России в лицах» и т.п.) | П |
Печатные пособия |
1 | Схемы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории). | Д |
2 | Диаграммы и графики, отражающие статистические данные по истории России и всеобщей истории | Д |
3 | Портреты выдающихся деятелей истории России и всеобщей истории. | Д |
4 | Атлас по Новейшей и современной истории России с комплектом контурных карт | К |
информационно-коммуникативные средства |
1 | Презентационные обучающие, моделирующие, контролирующие компоненты учебно-методического комплекса по основным разделам истории России и курсам всеобщей истории (разработки учителя) | |
Технические средства обучения |
1 | Мультимедийный компьютер | 1 |
2 | Мультимедиапроектор | 1 |
3 | Интерактивная доска | 1 |
4 | Планшеты | 15 |
5 | Принтер лазерный | 1 |
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ |
1 | Ящики для хранения таблиц | 2 |
Специализированная учебная мебель |
1 | Компьютерный стол | 1 |
2 | Шкаф 3-х секционный | 1 |
7. Список литературы
№ | Основная литература для учителя |
1 | Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории для общеобразовательных учреждений. Сборник нормативных документов. История/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2011. – 150, [10]с. ISBN 978-5-358-02335-2. |
2 | Борисов Н.С. История России с древнейших времен до конца XVII века : учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Н.С. Борисов. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 256 с., [24] л. ил., карт. : ил., карт. – ISBN 978-5-09-019487-7. |
3 | Левандовский А.А. История России XVIII – XIX веков. 19 класс : учеб для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень \ А.А. Левандовский. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 256 с., [16] л. ил., карт.: ил. – (МГУ – школе). ISBN 978-5-09-025343-7. |
4 | Уколова В.И. Всеобщая история: с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс : учеб. Для общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни / В.И. Уколова, А.В. Ревякин; под ред. А.О. Чубарьян: Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, из-во «Просвещения». – 6-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 368 с., [16] л. ил., карт. : ил., карт. – (Академический школьный учебник). |
5 | Атлас. История России XIX века. С.В. Колпаков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин. - М.: ООО «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2011. |
6 | История России с древнейших времен до конца XVII в. 6 – 7 кл.: Атлас.- М.: Дрофа, Издательство ДИК, 2011. – 40 с. |
7 | История России с древнейших времен до конца XIX в. 10 кл. Поурочные рекомендации (к учебнику А.А. Левандовского). – М.: Просвещение, 2011. |
| Дополнительная литература для учителя |
1 | История России. IX – XVI века. 6 кл.: Атлас. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2011. - И90 7-е изд., перераб. и доп. – 48 с.: ил., карт. |
2 | Истории России. XVII - XVIII. 7 кл.: Атлас. М. : Дрофа; И90 Издательство ДИК, 2011. – 32с. |
3 | Русская культура. С древнейших времен до наших дней. - М.: Белый город, 2009. – 736с. |
4 | Хрестоматия по русской истории с древнейших времён до наших дней. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2011. – 592 с. |
5 | Атлас. Всеобщая история. Новое время. XIX – начало ХХ века : 8-й кл. М.: Дизайн. Информация. Картография: АТС: Астрель, 2011. – 31, [1] с.: карт., ил. ISBN 978-5-287-00469-9 (ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»). |
6 | Ключевский В.О. Краткое пособие по Русской истории.- М.: Айрис-пресс, 2007. – 547 с. |
7 | Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси: Кн. для чтения. - М.: Просвещение, 1981.- 336с. |
8 | Соловьев С.М. Об истории Древней России. Сост., авт. предисл. и примеч. А. И. Самсонов.- М.: Просвещение, 1992. – 544 с. |
9 | Платонов С.Ф. Учебник русской истории для средней школы. Курс систематический. В 2 ч. Платонов С.Ф. - М.: Прогресс, 1992. – 400 с. |
10 | История России. 10 класс. Книга для учителя (к учебникам Н.С. Борисова и А.А. Левандовского). - М.: Просвещение , 2014. |
| Основная литература для ученика |
1 | Борисов Н.С. История России с древнейших времен до конца XVII века : учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Н.С. Борисов. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 256 с. |
2 | Левандовский А.А. История России XVIII – XIX веков. 19 класс : учеб для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень \ А.А. Левандовский. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 256 с., [16] л. ил., карт.: ил. – (МГУ – школе). |
3 | Уколова В.И. Всеобщая история : с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс : учеб. Для общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни / В.И. Уколова, А.В. Ревякин; под ред. А.О. Чубарьян: Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, из-во «Просвещения». – 6-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 368 с., [16] л. ил., карт. : ил., карт. – (Академический школьный учебник). |
| Дополнительная литература для ученика |
1 | История России с древнейших времен до конца XVII в. 6 – 7 кл.: Атлас.- М.: Дрофа, И90 «Издательство ДИК», 2012. – 40 с.: ил., карт. |
2 | История России. IX – XVI века. 6 кл.: Атлас. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2012. - И90 7-е изд., перераб. и доп. – 48 с.: ил., карт. |
3 | Истории России. XVII - XVIII. 7 кл.: Атлас. - М. : Дрофа; И90 Издательство ДИК, 2012. – 32с. : ил., карт. |
4 | Атлас. История России XIX века. С.В. Колпаков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин. - М.: ООО «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2012. |
5 | История России. Справочник студента. Издательство ПРИОТ, 2011.- 464 с. |
6 | Хрестоматия по русской истории с древнейших времён до наших дней. Учебное пособие. - М.: Проспект, 2011. – 592 с. |
7 | Энциклопедия для детей: Т. 5, ч. 3. История России. ХХ век. Сост. С.Т. Исмаилова. - М.: Аванта+, 1996. – 672 с.: ил. ISBN 5-86529-042-8 (т.5, ч.3). |
8 | Атлас. Всеобщая история. Новое время. XIX – начало ХХ века : 8-й кл. - М.: Дизайн. Информация. Картография: АТС: Астрель, 2012. – 31, [1] с.: карт., ил. ISBN 978-5-287-00469-9 (ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»). |
9 | Платонов С.Ф.Учебник русской истории. для средней школы. Курс систематический. В 2 ч. Платонов С.Ф. - М.: Прогресс, 1992. – 400 с. |
10 | Ключевский В.О. Краткое пособие по Русской истории. - М.: Айрис-пресс, 2007. – 547 с. – (Высшее образование). |
11 | Карамзин Н.М. История государства Российского. - М.: Эксмо, 2007. - 1024 с.: |