Министерство общего и среднего образования РФ
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»
Лужского муниципального района Ленинградской области
Программа рассмотрена на заседании методического совета МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» | Утверждаю И.О. директора МОУ «Средняя Общеобразовательная школа №5» | |
| ________________ Коновалов В.В. | |
Протокол № от __ _________ 2014 года Приказ № от .09.2014 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«История Средневековья»
6 класс
(домашнее обучение)
Выполнила:
учитель истории и обществознания
Ахмедханова
г. Луга
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Средневековья составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Предлагаемая программа ориентирована на учебники: Агибалова Е.В., Донской Г.М История средних веков М., «Просвещение», 2012
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI М., «Просвещение», 2012 г
Задачи программы:
· формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толе рантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить основные этапы.
Цели изучения:
- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
- освоение значимости периода древности, Античности в истории народов мира, их места в истории мировой цивилизации.
Задачи изучения:
- усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,
-формирование представлений об истории Средневековья как части общемирового исторического процесса;
-показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;
- историческими знаниями и применять их в различных ситуациях.
Сформировать умения:
- связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий и явлений;
- сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходства и различия;
- давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
- полемизировать и отстаивать свои взгляды;
- самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;
- работать с исторической картой;
- оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений
- изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
- анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
- давать оценку отдельным явлениям культуры;
- составлять характеристику исторических деятелей;
- участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Данная программа предназначена для ученика домашнего обучения, поэтому учитывается все нижесказанное:
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ
индивидуального и домашнего обучения детей:
здоровьесберегающая;
адаптационная;
реабилитационная;
компенсирующая;
коррекционная;
развивающая;
обучающая;
воспитательная.
Построение изучаемого материала на основе трех показателей:
состояние здоровья;
учебные возможности: познавательные процессы, общеучебные умения и навыки, интеллектуальные способности, умственная работоспособность, учебная мотивация;
социально-психологическая адаптация.
Система реализации индивидуального и домашнего обучения детей:
Индивидуализация и вариативность обучения в зависимости от типа учащегося.
Определение индивидуальной дозированной учебной нагрузки по результатам медико-психолого-педагогического консилиума.
Проведение своевременного психолого-педагогической коррекции на основании результатов обследования ребенка.
Создание валеологически-целесообразной среды обитания в школе и дома.
Адаптация ребенка и педагогов к особенностям индивидуального обучения.
Обеспечение корректного патронажа развития личности учащегося.
Основное содержание курса:
№ | тема | Кол.часов |
1 | Становление средневековой Европы | 1 |
2 | Византия и VI-XI вв. | 1 |
3 | Арабский мир в VI – XI вв. | 1 |
4 | Средневековое европейское общество | 1 |
5 | Средневековый город в Западной и Центральной Европе | 1 |
6 | Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы | 1 |
7 | Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV вв.) | 1 |
8 | Германия и Италия в XII - XV вв. | 1 |
9 | Славянские государства и Византия в XIV - XV вв. | 1 |
10 | Культурное наследие Средневековья | 1 |
11 | Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XVвв.) | 1 |
12 | Повторение и обобщение | 1 |
13 | Введение «Народы и государства на территории нашей страны в древности» | 1,5 |
14 | Восточные славяне в древности | 2 |
15 | Древнерусское государство (IX – начало XIIв). | 2 |
16 | Русские земли и княжества в начале удельного периода вторая половина XII – начало XIII в. | 2 |
17 | Родной край в древности | 1 |
18 | Образование единого Российского государства | 2 |
19 | Российское государство в XVI | 2 |
20 | Итоговое и обобщение | 1 |
| Итого | 25,5 |
Учебно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности
урока |
Название тем и уроков | Кол-во часов |
Содержание (основные понятия) |
Компетенции |
Дом.задание | Сроки |
личностные | метапредметные | предметные |
1 | Становление средневековой Европы | 1 | Великое переселение народов; Феодальная раздробленность; Норманны; | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношенияк истории, культуре, религии, традициям, | умение обобщать факты | овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества | Задание в рабочей тетради | 04.09.2014 |
2 | Византия и VI-XI вв. | 1 | Византия при Юстиниане. Культура Византии | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | формулировать и обосновывать выводы | Умения изучать, систематизировать информациюиз различных источников | Подготовить доклад | 11.09.2014 |
3 | Арабский мир в VI – XI вв. | 1 | Ислам,Коран,Шариат,Халиф,Имам,Везир,Сунниты,Шииты ,Мечети,Медресе,минарет | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность | устанавливать причинно-следственные связии делать выводы | способность исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого | § 9, 10 сост. Рассказ от имени путешественника, и написать сочинение «самое важное достижение арабов» | 18.09.2014 |
4 | Средневековое европейское общество | 1 | В рыцарском замке; Средневековая деревня и ее обитатели; | осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни | Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | Уметь подтверждать выводы примерами | § 12, подг. устный разв. ответ на вопрос «Как жили крестьяне в средние века» | 02.10.2014 |
5 | Средневековый город в Западной и Центральной Европе | 1 | Формирование средневековых городов; Горожане и их образ жизни | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | устанавливать причинно-следственные связии делать выводы | Умение характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших города | придумать рассказ на тему «Как я живу в средневековом городе» | 09.10.2014 |
6 | Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы | 1 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики; Крестовые походы | освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека; | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | воспитание уважения к историческому наследию Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками | § 16, заполнить таблицу «Крестовые походы», сделать вывод | 16.10.2014 |
7 | Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV вв.) | 1 | Как происходило объединение Франции; Столетняя война; Образование централизованных государств в конце 15 века во Франции, в Англии и на Пиренейском полуострове
| уважение к культуре других народов, толерантность. | владение устноймонологической контекстной речью | воспитание уважения к историческому наследию Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками | Письменно ответить на вопрос « в чем состоял подвиг Жанны д' Арк?» | 06.11.2014 |
8 | Германия и Италия в XII - XV вв. | 1 | Булла, кантоны, курфюрст Гвельфы, гибеллины | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы | Знать особенности, даты развития Германии и Италии | § 23,закончить заполнять сравнительную таблицу «Германия и Италия в XII - XV вв.» | 13.11.2014 |
9 | Славянские государства и Византия в XIV - XV вв. | 1 | Гуситское движение в Чехии; Завоевания турками – османами Балканского полуострова | способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе | формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний | § 25- 26, составить план - конспект | 20.11.2014 |
10 | Культурное наследие Средневековья | 1 | Образование и философия; Средневековая литература и искусство; Культура Раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения | формирование целостного мировоззрения; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера. | владение устноймонологической контекстной речью | развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого | заполнить таблицу | 04.12.2014 |
11 | Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XVвв.) | 1 | Средневековый Китай и Индия. Государства и культура; Культуры и государства Африки и Америки | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы | Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний | составить сравнительную таблицу, подготовка к повторительному обобщению | 11.12.2014 |
12 | Повторение и обобщение | 1 | | | | | | 18.12.2014 |
13 | Введение «Народы и государства на территории нашей страны в древности» | 1,5 | Летопись, лингвистика, фольклористика | осознание своей идентичности как этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; | формулировать и обосновывать выводы | | Прочитать «Введение» в учебнике и записи в тетради, подготовиться к проверочной работе на знание понятий | 15.01.2015 |
14-15 | Восточные славяне в древности | 2 | Происхождение и расселение восточных славян; Соседи восточных славян | осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения | раскрытия общего и особенного в развитии прошлого восточных славян | § 1, подготовить пересказ с выделением главных фактов; § 2, проработать карту | 22.01.2015-05.02.2015 |
16-17 | Древнерусское государство (IX – начало XIIв). | 2 | Формирование древнерусского государства; Первые русские князья; Принятие христианства; Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром; Начало раздробления Древнерусского государства; Быт и нравы Древней Руси | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи | умение работать индивидуально и в группе,аргументировать и отстаивать своё мнение | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | Задание в рабочей тетради, нарисовать рисунки древнерусской одежды и оружия | 12.02.2015- 19.02.2015 |
18-19 | Русские земли и княжества в начале удельного периода вторая половина XII – начало XIII в. | 2 | Правление князей XII -начала XIII века; Нашествие монголов на Русь; Русь и Золотая Орда; Культура русских земель в XII - XIII вв. | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | Составить сравнительную таблицу, проработать карту | 05.03.2015- 12.03.2015 |
20 | Родной край в древности | 1 | История Родного края | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | составлять тезисы | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | Подготовить доклад | 02.04.2015 |
21-22 | Образование единого Российского государства | 2 | Предпосылки объединения русских земель. Роль Московского княжества в объединении русских земель; Москва – центр борьбы с ордынским владычеством; Куликово поле; Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества | усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий; | Установить причинно-следственные связи | 09.04.2015 – 16.04.2015 |
23-24 | Российское государство в XVI | 2 | Правление Ивана IV; Опричнина; Быт XV – XVI вв. | формирование целостного мировоззрения | представлять результаты в виде схемы | Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины | Подготовка к итоговой обобщающей работе | 23.04.2015 – 07.05.2015 |
25 | Итоговое и обобщение | 1 | усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества | Формулировать и обосновывать выводы | Знать исторические термины и даты | Тестовые задания | усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества | 14.05.2015 |
Список литературы:
Список литературы
1. Агибалова Е.В., Донской Г.М История средних веков М., «Просвещение», 2012
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI М., «Просвещение», 2012 г
3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
4.Григорьева Н.А.История и мировая художественная культура: интегрированные
Интернет ресурсы по Истории России.
Учебно-методические материалы | библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки трудов историков | http://www.shpl.ru http://www.history.ru http://www.hist.msu.ru http://lesson-history.narod.ru/ob1011.htm http://his.1september.ru/index.php http://predania.ru/ http://bibliotekar.ru/muzeu.htm |
исторические фотодокументы, репродукции | http://www.auburn.edu/academic/liberal_arts/foreign/russian/art/index.html http://www.humanities.edu.ru/db/sect/44/6 http://www.sovr.ru/ |
исторические фотодокументы, записи песен, гимнов, речей | http://www.humanities.edu.ru/db/sect/219/6 |
карты | http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html |
справочные и дополнительные материалы по истории | исторические понятия, персоналии | http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=bes&word=ilanskiy- http://www.rusarchives.ru |