СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО 2015-2016г

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство"  для обучающихся 2 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 2015-2016г»

Рабочая программа

по учебному курсу «Изобразительное искусство» 2 класс

( УМК «Начальная школа ХХІ века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой)


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для обучающихся 2 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год):

  • Федеральным Законом «Об образовании в РФ» (от 29.12. 2012 года № 273 – ФЗ).

  • Приказом Министерства образования в РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

  • Приказом Министерства образования в РФ от 29 декабря 2014 г. N 1643 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», Приказом Министерства образования и науки РФ от 08.06.2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253»

  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 2.

  • Учебником для ОУ ««Изобразительное искусство 2 класс». (Авторы : Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Т.В.Селиванова, Н.Л.Селиванов)

  • Учебным планом МБОУ СОШ № 2 на 2015-2016 учебный год.

Рабочая программа по курсу изобразительного искусства для учащихся 2-го класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);

  • рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);

  • с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы 1-4 класса, авторы: Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская 2011 г, согласующейся с концепцией образовательной модели «Начальная школа 21 век», с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.

  • Предлагаемая программа отражает один из возможных ва­риантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Изобразительное искусство».


Определяющей характеристикой данной программы – интеграция искусства и полихудожественное развитие школьника.


Цель уроков в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:

  • формирование целостного, гармонического восприятия мира;

  • активизацию самостоятельной творческой деятельности;

  • развития интереса к природе и потребности общения с искусством;

  • формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своего народа.


Задачи изучения предмета:

  1. Воспитывать устойчивый интерес к изотворчеству, уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать нравственные качества детей, формировать способность проявлять себя в искусстве.

  2. Развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, развивать желание привносить в окружающий мир красоту, формировать навык сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности.

  3. Формировать навык работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне.

  4. Развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.


В программе представлены три направления художественного развития учащихся.

  • Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (ИЗО и окружающий мир). Освоение законов создания произведений искусства (композиция, форма, пространства) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика, статика, силуэт). Формирование представлений о роли и значении ИЗО в жизни людей, знакомства с историей возникновения и развития ИЗО. Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.

  • Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формировать индивидуального чувства цвета, формы, умения организовывать пространство и выстроить композицию. Важное условие развития художественного образного мышления –вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства.

  • Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.


Методическая основа преподавания предмета:

  • опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;

  • подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка, внешние социальные и культурные изменения;

  • проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;

  • активизация проектных форм мышления как основы укрепления педагогических задач развития.


Формирование универсальных учебных действий.

Личностные результаты обучения:

  • целостное, гармоничное развитие мира;

  • интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

  • умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

  • способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;

  • способность различать звуки окружающего мира;

  • представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;

  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;

  • умение доводить работу до конца;

  • способность предвидеть результат своей деятельности;

  • способность работать в коллективе;

  • способность работать индивидуально и в малых группах;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;

  • адекватная оценка результатов своей деятельности.


Метапредметными результатами обучения являются:

  • постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;

  • принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;

  • самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;

  • умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

  • умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;

  • умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

  • умение проводить самостоятельные исследования;

  • умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

  • умение находить нужную информацию в Интернете;

  • участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;

  • умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;

  • понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;

  • умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между ними;

  • умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

  • обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.


Предметными результатами обучения являются:

  • сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне

  • умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;

  • умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

  • способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

  • умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

  • -умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

  • сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;

  • активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

  • понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека;

  • понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрение народа;

  • умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища;

  • умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства-словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

  • умение развивать предложенную сюжетную линию;

  • сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

  • умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

  • умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

  • умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

  • умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.


Содержание программы.

  1. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир).

Наблюдение окружающего предметного мира и природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приемы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикального, горизонтального, наклонного. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета,

форм, настроения в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции. Получение сложных цветов путем смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе-ниже, дальше-выше. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером. Работа с палитрой и гуашевыми красками.


  1. Развитие фантазии и воображения.

Импровизация в свете, линии, объеме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача настроения и движения в рисунке. Создание творческих работ по фотоматериалов и на основе собственных наблюдений. Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиций по мотивам литературных произведений.


  1. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем: «Какие бывают художники-живописцы, скульпторы, графики?». Материалы и инструменты разных художников. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.



Календарно – тематическое планирование уроков изобразительного искусства во 2 классе


урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты

проведения

Оборудование урока

Основные виды учебной деятельности (УУД)


Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

17


В основе всех уроков изобразительного искусства должен лежать принцип целостности — систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах.

В практической работе по данной теме решается основная учебная проблема (которая в программе, учебниках, и рабочих тетрадях проходит через весь курс обучения с 1-го по 4-й классы):

-развитие представлений о форме и цвете в искусстве.

1.

Рисование вазы в форме цветка.

(Передача в рисунке формы)



1


Акварель , крупные

кисти, слайды цветоведения


РТ с.4-5

Изучать окружающий мир природы.

Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стеблей, листьев, лепестков у цветов).

Передавать, рисуя вазу, разнообразие форм цветов.

Выполнять работы различными

художественными материалами: акварелью, карандашом, фломастером, с помощью аппликации.

Личностные УУД: первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека.

Регулятивные УУД: принимать учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

2.

Рисование и роспись цветка Использование в работе симметрии, стилизация форм и цвета.

1


Мультимедийное оборудование, гуашь


РТ с.6-7

Применять в работе симметрию базовых форм лепестков цветка.

Видеть разнообразие форм окружающих нас объектов природы, предметов быта.

Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, восковой пастелью.

Арт.терапия (клякса)

Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета.

Личностные УУД: первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека.

Регулятивные УУД: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; составление плана и последовательности действий.

Познавательные УУД:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

3.

Рисунок дерева.

Представление о художественных средствах изображения.



1


Гуашь, крупная кисть, репродукции картин



РТ с.8-9

Изучать окружающий мир природы.

Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стволов, ветвей, листьев, корней деревьев).

Уметь: изображать ветки деревьев с определенным ха­рактером.

Иметь представление о художественных средствах изображения.

Выражать с помощью цвета различные чувства и настроения вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния).

Выполнять работы различными

художественными материалами: карандашом, фломастером, с помощью техники обрывной аппликации

Личностные УУД: формирование интереса к художественно-творческой деятельности.

Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на урок

Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах.

Коммуникативные УУД:использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи; задавать вопросы,прогнозировать, вести устный диалог.

4.

Машина для жителя Цветочного города.

Работа по представлению и воображению.

1


Иллюстрации с изображением героев Цветочного города.


РТ с.10-11

Работать с литературными текстами.

Передать характер персонажа жителя Цветочного города в форме машинки для него.

Перевоплощать литературно-сказочные словесные описания в зрительно-цветовые образы.

Выполнять работы различными художественными материалами.

Личностные УУД: интерес к художественно-творческой деятельности.

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы;

- выполнять действия в устной форме.

Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства.

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника.

5.

Рисунок сосуда для аромата цветка. Работа по представлению и воображению.

1


Акварель, палитра, таблица по смешиванию красок


РТ с.12-13


Выражатьпервые представления о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука, аромата) с тем окружением, в котором он находится.

Чувствовать, ощущать в пространстве свои ароматы и звуки, которые создают настроение и форму.

Личностные УУД: выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.

Регулятивные УУД: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы;

- выполнять действия в устной форме;

- прогнозирование результата.

Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные УУД:составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства.

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника.

6.

Рисование птиц.

Передача в рисунке контраста и нюанса цвета и формы.

1


Мультимедийное оборудование, гуашь


РТ с.14-15



Изучать окружающий мир природы.

Наблюдать за разнообразием размеров, форм и цвета птиц в природе (формы хвоста, крыльев, клюва).

Передавать, рисуя двух разных птиц, разнообразие форм.

Выполнять работы различными

художественными материалами: акварелью, карандашом, фломастером, с помощью аппликации.

Личностные УУД: проявление познавательных мотивов.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке; отличать верно выполненное

задание от неверного.

Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя; читать простое схематическое изображение.

Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать высказывания собеседника, пользуясь языком изобразительного искусства.

7.

Рисунок необычного воздушного змея. Работа различными художественными материалами: гуашь, акварель.






1


акварель (пять красок), набор кистей, бумага


РТ с.16-17

Изучать окружающий мир природы.

Применять в работе симметрию, стилизацию форм и цвета. Понятие о дизайне.

Украшать работы различными

художественными материалами: акварелью, карандашом, фломастером, росписью, узором, с помощью аппликации с учётом формы изделия и его назначения.

Личностные УУД: проявление познавательных мотивов.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке; отличать верно выполненное

задание от неверного.

Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от сверстников.

Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему мнению. Высказывать суждения, выражать свое мнение терпимо и убедительно.

8.

Дом сказочного героя.

Цветная бумага. Аппликация.

1


Технологическая карта, клей ножницы, цветная бумага.


РТ с.18


Изучать окружающий мир природы.

Передать через форму крыши, балкона, окон, дверей дома характер и увлечения сказочногогероя, а украшая дом – подчеркнуть его форму.

Выполнять работы различными

художественными материалами: фломастерами, цветными карандашами, пастелью.

Личностные УУД : развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы.

Познавательные УУД: общеучебные УД: смысловое чтение текста задания; самостоятельное создание алгоритмов работы.

Коммуникативные УУД: воспринимать настроения и увлечения других людей, их эмоции; вести диалог при обсуждении выполненной работы.



1


Таблица «Тёплые и холодные цвета», репродукции картин


РТ с.20-21


Сравнивать и сопоставлять природные формы (горы – это небо, покрытое камнем и снегом),

осваивать приемы создания пейзажа и линий горизонта на севере и юге, на западе и востоке.

Пониматьразницу в изображении природы в разное время суток, года, в различную погоду.

Приниматьценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром.

Различать тёплые (СОЛНЦЕ): -красный, жёлтый,оранжевый

и холодные (ЗИМА ) цвета - белый, голубой, фиолетовый.

Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета.

Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению

Личностные УУД: эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства;пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.

Регулятивные УУД:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы;

- выполнять действия в устной форме;

-адекватно оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные:

- различать условные обозначения;

- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых, сверстников.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- выполнять работу со сверстниками;

- договариваться, приходить к общему решению.

9.

Зимний пейзаж. Использование тёплой и холодной гаммы цвета.









10.

Подбор цвета для каждой ноты. Использование тёплой и холодной гаммы цвета. Смешивание красок.

1


Таблица «Тёплые и холодные цвета», палитра


РТ с.22-23

Различать тёплые (СОЛНЦЕ): -красный, жёлтый, оранжевый

и холодные (ЗИМА ) цвета - белый, голубой, фиолетовый.

Ощутить эмоциональные возможности цвета, объединяя тепло и холод, получатьсложные цвета путём смешения двух красок (жёлтый- красный, синий - жёлтый, красный- синий); составлять оттенки цве­та, используя белую и чёрную краски.

Передаватьс помощью цвета настроение, впечатление в работе, создавать художествен­ный образ.

Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета.

Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению.

Выполнять упражнения на цветовое восприятие звука (например, ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си можно изобразить в цвете так: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Проведение музыкально-цветовых игр

Личностные УУД: осознание своих творческих возможностей.

Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; понимать смысл задания.

Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

11.

Пейзаж по мотивам стихов Тютчева. Передача наглядной перспективы.

1


Акварель, кисти, сборник стихов Тютчева.


РТ с.24-25


Создавать зрительные художественные образы.

Уметь работать с литературными произведениями.

Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы.

Передавать наглядную перспективу.

Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание

Видеть ночь и день (знакомство со светом и тенью в природе).

Видеть краски заката и рассвета (знакомство с особенностями цветового освещения Земли при закате и на рассвете).

Личностные УУД: осознание своих творческих возможностей.

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД: сопоставлять впечатления при восприятии разных видов искусств и жизненного опыта.

Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать высказывания собеседника; управлять поведением партнера.

12.

Проект детской площадки Архитектурный проект. Создание объёмно-пространственной композиции с помощью цветного пластилина.

1


Пластилин, стеки, репродукции картин




Иметь представление об архитектурном проекте.

Создавать свой архитектурный проект.

Иметь представление о связи архитектурных элементов.

Передавать в работе соответствие формы проекта его содержанию.

Создавать свой проект детской площадки в природном ландшафте.

Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, самооценка.

Познавательные УУД: сопоставлять впечатления при восприятии разных видов искусств и жизненного опыта.приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности.

Коммуникативные УУД: учиться согласованно работать в группах, разрешать конфликты.

13.

Песенка жаворонка. Работа по представлению и воображению.

1


Акварель, кисти, мультимедийное оборудование


РТ с.26-27

Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;

- разницу в изображении природы в разное время суток, в различную погоду.

Различать и передавать в художественно-творческой деятельности эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка.

Улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением

Личностные УУД:

- расширять представления о труде художника, его роли в жизни общества; выражать в собственном творчестве свои чувства и настроений.

Регулятивные УУД:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; прогнозирование : «Как ты думаешь…».

Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

14.

Рисование осенних листьев. Работа различными художественными материалами: гуашь, акварель.

1


Коллекция осенних листьев, акварель, палитра.


РТ с.28-29

Наблюдать за разнообразием формы и цвета листьев растений в природе.

Уметь: изображать осеннюю листву, ис­пользуя выразитель­ные возможности материалов, рабо­тать пастелью, мел­ками, акварелью.

Личностные УУД: формирование социальной роли ученика, положительного отношения к учению.

Регулятивные УУД: планирование, волевая саморегуляция: «Раскрась так…», контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные УУД: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы

15.

Рисунок солнечного и пасмурного дня. Передача изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения.






1


Мультимедийное оборудование, репродукции картин


РТ с.30-31

Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно.

Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, — радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой.

Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат).

Иметь представление о художественных средствах изображения

Личностные УУД: выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.

Регулятивные УУД: планирование, коррекция.

Познавательные УУД: логические УД: сравнение, классификация по выделенным признакам.

Коммуникативные УУД:воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства; разрешать конфликты.

16.

Композиция «Корзина с фруктами»

Цветная бумага. Аппликация.



Мультимедийное

оборудование, муляжи овощей и фруктов

РТ с.32-33

Создавать композицию принимая целое, состоящее из

различных частей, оценивать ипонимать их роль в пространстве картины, рисунка, выделять главное и второстепенное, видеть соподчиненность элементов, выстраивать последовательность планов «ближе-дальше», «больше-меньше», « выше-ниже».

Выполнить работу в технике обрывной аппликации, используя бумагу разных цветов.

Личностные УУД: развитие эстетического чувства

Регулятивные УУД: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные УУД: логические УД: сравнение, классификация по выделенным признакам. - осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника.

Коммуникативные УУД:смысловое чтение учебного текста.







17.

Закат солнца.

Представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах.



1


Мультимедийное оборудование, репродукции картин


РТ с.34

Создавать сюжетные композиции, применяя «золотые правила» композиции.

Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе.

Осваивать способы решения проблем поискового характера; развивать творческий потенциал личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.

Личностные УУД: развитие эстетического чувства.

Регулятивные УУД :

- принимать учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и замыслом художественной работы; прогнозировать.

Познавательные УУД: сравни, найди отличия.

Коммуникативные УУД: смысловое чтение учебного текста; узнавать мнение одноклассников; вести диалог.


Развитие фантазии и воображения

11

В практической работе по данной теме решается основная

учебная проблема (которая в программе, учебниках, и рабочих тетрадях проходит через весь курс обучения с 1-го по 4-й классы):

-развитие пространственного мышления;

-решение композиционных задач в искусстве.


18.

Композиция «Заколдованный лес» (сказка «Аленький цветочек»)

Передача в работе волшебства сказки.


1


Мультимедийное оборудование, иллюстрации к сказке



РТ с.36-37

Выполнять композиции на передачу настроения, созданного чтением сказки «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова.

Применять «золотые правила» композиции.

Передавать в работе волшебство сказки

Личностные УУД: развитие эстетического чувства;

понимание роли иллюстраций к литературным произведениям(сказкам).

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование.

Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

19.

Иллюстрация к стихотворению К.И. Чуковского «Федорино горе».

Работа с литературными произведениями для создания композиций.





1


Акварель, кисти, мультимедийное оборудование



РТ с.38-39


Выполнять композиции на передачу настроения, созданного чтением стихотворения К.И. Чуковского «Федорино горе».

Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы.

Воплотить в работе волшебство сказки и ритм стиха.

Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства; понимание роли иллюстраций к литературным произведениям (сказкам).

Регулятивные УУД:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы;

- выполнять действия в устной форме;

- осуществлять контроль в ходе творческой работы.

Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение

20.

Композиция «У реки»





1


РТ с.40-41


Создавать плоскостную графическую композицию с использованием значков.

Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание

Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД: оформлять свою мысль,используя схематическое изображение; различать условные знаки.

Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности

21

Композиция «Встреча муравья с фантастическим насекомым»




1


РТ с.42-43


Создавать плоскостную графическую композицию с использованием значков.

Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание

Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД: оформлять свою мысль,используя схематическое изображение; различать условные знаки.

Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности

22

Автопортрет в интерьере. Использование в работе знаний о замкнутом пространстве.

1


Мультимедийное оборудование, репродукции картин


РТ с.44-45

Использовать в работе знания о замкнутом пространстве.

Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат).

Изобразить себя всвоей комнате, предметы которой расскажут об увлечениях хозяина.

Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер.

Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство.

Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер

Личностные УУД: развитие этических чувств и эстетических потребностей.

Регулятивные УУД:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;оценивать правильность выполнения действия, саморегуляция (установка: «Ты сможешь…»)

Познавательные УУД: строить рассуждения о воспринимаемых произведениях.

Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение, договариваться, приходить к общему решению.

23.

Графическая композиция – схема маршрута путешествия с друзьями.

Создание плоскостных композиций.

1


Линейка, набор фломастеров


РТ с.46-47


Создавать плоскостную графическую композицию с использованием значков.

Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание

Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД: оформлять свою мысль,используя схематическое изображение; различать условные знаки.

Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

24.

Рисунок сказочного замка.


Передача своих впечатлений от прочитанного.




1


Гуашь, кисти, рабочая тетрадь.


РТ с.48


Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др.

Участвовать в беседах, исследованиях.

Находить в Интернете пейзажи, характерные для разных стран, и образцы народной архитектуры.

Создавать свою коллекцию изображений и фотографий народной архитектуры

Личностные УУД: развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.

Регулятивные УУД: дополнить (означает довести до полного рисунка).

Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения.

Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

25.

Сказочный образ зверя, птицы, насекомого по контуру раскрытой ладони. Передача в работе волшебства сказки..

1


Фломастеры (гуашь)


РТ с.50-51

Моделироватьхудожественными средствами сказочные и фантастические образы.

Осознавать разнообразие красоты цвета и формы в природе и искусстве.

Передавать в работе волшебство сказки.

Личностные УУД: развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.

Регулятивные УУД: прогнозирование: «Какие трудности могут возникнуть и почему?», учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД: сопоставлять впечатления при восприятии разных видов искусств ( литература) и жизненного опыта.

Коммуникативные УУД: составить отзыв на работы одноклассников твоей группы..

26.

Иллюстрирование сказки «Теремок».Работа с литературными произведениями для создания композиций.

1


Мультимедийное оборудование, разные издания (авторы) сказки «Теремок»


РТ с.52-53


Иметьпредставление о работе художника-иллюстратора.

Участвовать и вносить свои предложения при обсуждении тем: «Сказочные образы и образы природы, созданные иллюстраторами детских книг».

Находить в Интернете иллюстрации художников к сказкам

Передавать характер и намерения объекта в иллюстрации к авторским и русским народным сказкам.

Передавать в работе волшебство сказки.

Личностные УУД: понимание роли иллюстрации к литературным произведениям (сказкам); позиция зрителя и автора художественного произведения.

Регулятивные УУД: прогнозирование: «Как ты думаешь, какой результат может получиться?», учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД: сопоставлять впечатления при восприятии разных видов искусств ( литература) и жизненного опыта.

Коммуникативные УУД: монологическая речь (составить рассказ от имени персонажа).

27.

Рисование флюгеров для домов двух разных мастеров.

Создание плоскостных композиций. (работа одним цветом, используя фломастер)

1


Фломастеры, рабочая тетрадь


РТ с.54-55

Понимать и объяснять на примере изделий декоративно-прикладного искусства взаимосвязь формы и фактуры, формы и назначения, формы и украшения.

Личностные УУД: понимание роли мастера и мастерства, позиция зрителя и автора художественного произведения.

Регулятивные УУД: прогнозирование: «Как ты думаешь, какой результат может получиться?».

Познавательные УУД: сопоставлять впечатления при восприятии разных видов искусств ( литература) и жизненного опыта; ориентироваться в способах решения исполнительской задачи.

Коммуникативные УУД: монологическая речь (составить рассказ от имени мастера или флюгера).

28.

Образ Костромы из книги А.Ремизова «Посолонь»Трансформация литературно- сказочных образов в зрительно-цветовые образы.»

1


Мультимедийное оборудование, текст произведения


РТ с.56-57


Перевоплощать литературно-сказочные и образно-цветовые словесные описания в зрительно-цветовые образы.

Личностные УУД: развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД: сопоставлять впечатления при восприятии разных видов искусств ( литература) и жизненного опыта; ориентироваться в способах решения исполнительской задачи.

Коммуникативные УУД: владение диалогической речью (отгадай о ком говорим).

29.

Карнавальная маска. Конструирование несложных форм предметов в технике бумажной пластики, аппликации.

1


Бумага, клей, ножницы, рабочая тетрадь.


РТ с.58-59



Проявлять интерес к искусству разных стран и народов.

Развивать нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты на уроках изобразительного искусства.

Декоративно-прикладная деятельность

Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики.

Применять созданные игрушки в театральном и кукольном представлении.

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД: расширять свои представления об искусстве.

Коммуникативные УУД: владение диалогической речью (отгадай о ком говорим, опиши устно).

30.

Рисунок песенки тёплого дождя, солнечной радуги.

Передача своих впечатлений от услышанного в музыке, художественном слове (в графике, цвете, форме)..

1


Мультимедийное оборудование





РТ с.60

Понимать и передавать свои впечатления (в графике, цвете или форме) от услышанного, увиденного, прочитанного — в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи.

Выполнять упражнения на цветовое восприятие звука (например, ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си можно изобразить в цвете так: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Проведение музыкально-цветовых игр

Личностные УУД: осознание своих творческих возможностей.

Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.





Художественно – образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)




4







В основе всех уроков изобразительного искусства должен лежать принцип целостности — систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах.


31

Коллективный проект «Архитектура моего города»Красота форм в архитектуре. Знакомство с архитектурой своего города (прогулки по городу).


1


Упаковочные коробки, цветная бумага, клей, ножницы. Мультимедийное оборудование.


Иметь представление об архитектурном проекте.

Участвовать в обсуждении тем: «Красота форм в архитектуре».

Иметь представление о связи архитектурных элементов.

Создавать свой архитектурный проект.

Передавать в работе соответствие формы проекта его содержанию.

Создавать коллективный проект «Архитектура моего города» в природном ландшафте.

Находить в поисковых системах Интернета достопримечательные архитектурные объекты Армавира.

Понимать связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона.

Личностные УУД: развитие представлений о труде художника-архитектора и его роли в жизни общества.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование,

прогнозирование, контроль, коррекция, самооценка.

Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности всего класса.

Коммуникативные УУД: владение навыками совместной деятельности в группе: учиться планировать, распределять работу между участниками проекта, выполнять различные роли в группе; планирование учебного сотрудничества.

32.

Средства художественной выразительности.

Красным по зеленому(о творчестве А.И. Куинджи);

Загадка красных рыбок (о творчестве А.Матисса).

1


Репродукции картин, учебник. Мультимедийное оборудование

Наблюдать объекты и явления природы и окружающей действительности; понимать их образы в картине.

Сопоставлять, объяснять, высказывать суждения по теме «Отличите понятия: работа над композицией и работа над колоритом».

Понимать и объяснять понятие: средства художественной выразительности при воплощении замысла.

Видеть различия в художественно-выразительном языке разных мастеров.

Уметь находить образы природы в произведениях живописи (в том числе в поисковых системах Интернета).

Личностные УУД: формированиеэмоциональной отзывчивости на доступные и близкие ребенку по настроению произведения изобразительного искусства.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование,

прогнозирование, контроль, коррекция, самооценка.

Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации из разных источников.

Коммуникативные УУД: владение навыками совместной деятельности в группе: учиться планировать, распределять работу между участниками проекта, выполнять различные роли в группе.




Иметь представление о работе художника-иллюстратора.

Участвовать и вносить свои предложения при обсуждении тем: «Я напишу сказку, ты её

нарисуешь» ( о творчестве художников – иллюстраторов).

Находить в Интернете иллюстрации художников к сказкам.

Знакомство с музеем: Государственный музей им.А.С.Пушкина.

Личностные УУД: развитие представлений о труде художника-иллюстратора и его роли в жизни общества.

Регулятивные УУД: восприятие произведений искусства с позиции: ученик-зритель.

Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации из разных источников.

Коммуникативные УУД: владение навыками совместной деятельности в группе: учиться планировать, распределять работу между участниками проекта, выполнять различные роли в группе.



33.



Представление о работе художника-иллюстратора. Е.И. Чарушин, Т.А. Маврина, Ю.А. Васнецов, В.М. Конашевич, В.В. Лебедев, М.П. Митурич.



1





Мультимедийнокние оборудование, ги с иллюстрациями данных художников


34.

Разнообразие оттенков цвета природных объектов. В.Д. Поленов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан.

1


Репродукции картин. Мультимедийное оборудование

Осознавать разнообразие красоты цвета и формы в природе и искусстве.

Участвовать и вносить свои предложения при обсуждении тем: «Жизнь дерева» ( о творчестве художников И.И.Шишкина).

Передавать разнообразие оттенков цвета объектов природы (растений, птиц, насекомых)

Представлять особенности работы художника.

Уметь объяснять различие в деятельности разных художников, находить общее в их работе.

Личностные УУД: формирование образа Родины , отраженного в художественных произведениях, в том числе через восприятие пейзажей России.

Регулятивные УУД: восприятие произведений искусства с позиции: ученик-зритель и собственную творческую деятельность с позиции: ученик-художник.

Познавательные УУД:осуществлять поиск нужной информации из разных источников; оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения.

Коммуникативные УУД: владение навыками совместной деятельности в группе: учиться планировать, распределять различные роли между участниками беседы.


Итого:

34 ч

Занятия по изобразительному искусству с детьми младшего школьного возраста следует организовать таким образом, чтобы ребята, с одной стороны, имели возможность многое делать своими руками, умели двигаться, свободно владели голосом, развивали, слух, зрение; с другой — могли самостоятельно логически выстраивать свою мысль (в слове, изображении, звуке), быть раскованными в творчестве, не бояться нового, неожиданного.