Рабочая программа
по учебному курсу «Изобразительное искусство» 2 класс
( УМК «Начальная школа ХХІ века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой)
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для обучающихся 2 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год):
Федеральным Законом «Об образовании в РФ» (от 29.12. 2012 года № 273 – ФЗ).
Приказом Министерства образования в РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
Приказом Министерства образования в РФ от 29 декабря 2014 г. N 1643 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".
Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», Приказом Министерства образования и науки РФ от 08.06.2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253»
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 2.
Учебником для ОУ ««Изобразительное искусство 2 класс». (Авторы : Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Т.В.Селиванова, Н.Л.Селиванов)
Учебным планом МБОУ СОШ № 2 на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа по курсу изобразительного искусства для учащихся 2-го класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);
с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы 1-4 класса, авторы: Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская 2011 г, согласующейся с концепцией образовательной модели «Начальная школа 21 век», с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Изобразительное искусство».
Определяющей характеристикой данной программы – интеграция искусства и полихудожественное развитие школьника.
Цель уроков в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:
формирование целостного, гармонического восприятия мира;
активизацию самостоятельной творческой деятельности;
развития интереса к природе и потребности общения с искусством;
формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своего народа.
Задачи изучения предмета:
Воспитывать устойчивый интерес к изотворчеству, уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать нравственные качества детей, формировать способность проявлять себя в искусстве.
Развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, развивать желание привносить в окружающий мир красоту, формировать навык сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности.
Формировать навык работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне.
Развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.
В программе представлены три направления художественного развития учащихся.
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (ИЗО и окружающий мир). Освоение законов создания произведений искусства (композиция, форма, пространства) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика, статика, силуэт). Формирование представлений о роли и значении ИЗО в жизни людей, знакомства с историей возникновения и развития ИЗО. Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.
Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формировать индивидуального чувства цвета, формы, умения организовывать пространство и выстроить композицию. Важное условие развития художественного образного мышления –вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.
Методическая основа преподавания предмета:
опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка, внешние социальные и культурные изменения;
проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;
активизация проектных форм мышления как основы укрепления педагогических задач развития.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные результаты обучения:
целостное, гармоничное развитие мира;
интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;
способность различать звуки окружающего мира;
представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
умение доводить работу до конца;
способность предвидеть результат своей деятельности;
способность работать в коллективе;
способность работать индивидуально и в малых группах;
готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;
адекватная оценка результатов своей деятельности.
-
Метапредметными результатами обучения являются:
постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;
принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;
самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
умение проводить самостоятельные исследования;
умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
умение находить нужную информацию в Интернете;
участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;
умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;
понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;
умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между ними;
умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.
Предметными результатами обучения являются:
сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне
умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;
умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
-умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;
активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека;
понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрение народа;
умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища;
умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства-словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
умение развивать предложенную сюжетную линию;
сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Содержание программы.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир).
Наблюдение окружающего предметного мира и природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приемы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикального, горизонтального, наклонного. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета,
форм, настроения в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции. Получение сложных цветов путем смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе-ниже, дальше-выше. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером. Работа с палитрой и гуашевыми красками.
Развитие фантазии и воображения.
Импровизация в свете, линии, объеме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача настроения и движения в рисунке. Создание творческих работ по фотоматериалов и на основе собственных наблюдений. Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиций по мотивам литературных произведений.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем: «Какие бывают художники-живописцы, скульпторы, графики?». Материалы и инструменты разных художников. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.
Календарно – тематическое планирование уроков изобразительного искусства во 2 классе
№
урока
Содержание
(разделы, темы)
Кол-во
часов
Даты
проведения
Оборудование урока
Основные виды учебной деятельности (УУД)
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)
17
В основе всех уроков изобразительного искусства должен лежать принцип целостности — систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах.
В практической работе по данной теме решается основная учебная проблема (которая в программе, учебниках, и рабочих тетрадях проходит через весь курс обучения с 1-го по 4-й классы):
-развитие представлений о форме и цвете в искусстве.
1.
Рисование вазы в форме цветка.
(Передача в рисунке формы)
1
Акварель , крупные
кисти, слайды цветоведения
РТ с.4-5
Изучать окружающий мир природы.
Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стеблей, листьев, лепестков у цветов).
Передавать, рисуя вазу, разнообразие форм цветов.
Выполнять работы различными
художественными материалами: акварелью, карандашом, фломастером, с помощью аппликации.
Личностные УУД: первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека.
Регулятивные УУД: принимать учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.
2.
Рисование и роспись цветка Использование в работе симметрии, стилизация форм и цвета.
1
Мультимедийное оборудование, гуашь
РТ с.6-7
Применять в работе симметрию базовых форм лепестков цветка.
Видеть разнообразие форм окружающих нас объектов природы, предметов быта.
Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, восковой пастелью.
Арт.терапия (клякса)
Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета.
Личностные УУД: первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека.
Регулятивные УУД: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; составление плана и последовательности действий.
Познавательные УУД:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
3.
Рисунок дерева.
Представление о художественных средствах изображения.
1
Гуашь, крупная кисть, репродукции картин
РТ с.8-9
Изучать окружающий мир природы.
Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стволов, ветвей, листьев, корней деревьев).
Уметь: изображать ветки деревьев с определенным характером.
Иметь представление о художественных средствах изображения.
Выражать с помощью цвета различные чувства и настроения вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния).
Выполнять работы различными
художественными материалами: карандашом, фломастером, с помощью техники обрывной аппликации
Личностные УУД: формирование интереса к художественно-творческой деятельности.
Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на урок
Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах.
Коммуникативные УУД:использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи; задавать вопросы,прогнозировать, вести устный диалог.
4.
Машина для жителя Цветочного города.
Работа по представлению и воображению.
1
Иллюстрации с изображением героев Цветочного города.
РТ с.10-11
Работать с литературными текстами.
Передать характер персонажа жителя Цветочного города в форме машинки для него.
Перевоплощать литературно-сказочные словесные описания в зрительно-цветовые образы.
Выполнять работы различными художественными материалами.
Личностные УУД: интерес к художественно-творческой деятельности.
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы;
- выполнять действия в устной форме.
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства.
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника.
5.
Рисунок сосуда для аромата цветка. Работа по представлению и воображению.
1
Акварель, палитра, таблица по смешиванию красок
РТ с.12-13
Выражатьпервые представления о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука, аромата) с тем окружением, в котором он находится.
Чувствовать, ощущать в пространстве свои ароматы и звуки, которые создают настроение и форму.
Личностные УУД: выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.
Регулятивные УУД: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы;
- выполнять действия в устной форме;
- прогнозирование результата.
Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Коммуникативные УУД:составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства.
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника.
6.
Рисование птиц.
Передача в рисунке контраста и нюанса цвета и формы.
1
Мультимедийное оборудование, гуашь
РТ с.14-15
Изучать окружающий мир природы.
Наблюдать за разнообразием размеров, форм и цвета птиц в природе (формы хвоста, крыльев, клюва).
Передавать, рисуя двух разных птиц, разнообразие форм.
Выполнять работы различными
художественными материалами: акварелью, карандашом, фломастером, с помощью аппликации.
Личностные УУД: проявление познавательных мотивов.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке; отличать верно выполненное
задание от неверного.
Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя; читать простое схематическое изображение.
Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать высказывания собеседника, пользуясь языком изобразительного искусства.
7.
Рисунок необычного воздушного змея. Работа различными художественными материалами: гуашь, акварель.
1
акварель (пять красок), набор кистей, бумага
РТ с.16-17
Изучать окружающий мир природы.
Применять в работе симметрию, стилизацию форм и цвета. Понятие о дизайне.
Украшать работы различными
художественными материалами: акварелью, карандашом, фломастером, росписью, узором, с помощью аппликации с учётом формы изделия и его назначения.
Личностные УУД: проявление познавательных мотивов.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке; отличать верно выполненное
задание от неверного.
Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от сверстников.
Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему мнению. Высказывать суждения, выражать свое мнение терпимо и убедительно.
8.
Дом сказочного героя.
Цветная бумага. Аппликация.
1
Технологическая карта, клей ножницы, цветная бумага.
РТ с.18
Изучать окружающий мир природы.
Передать через форму крыши, балкона, окон, дверей дома характер и увлечения сказочногогероя, а украшая дом – подчеркнуть его форму.
Выполнять работы различными
художественными материалами: фломастерами, цветными карандашами, пастелью.
Личностные УУД : развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы.
Познавательные УУД: общеучебные УД: смысловое чтение текста задания; самостоятельное создание алгоритмов работы.
Коммуникативные УУД: воспринимать настроения и увлечения других людей, их эмоции; вести диалог при обсуждении выполненной работы.
1
Таблица «Тёплые и холодные цвета», репродукции картин
РТ с.20-21
Сравнивать и сопоставлять природные формы (горы – это небо, покрытое камнем и снегом),
осваивать приемы создания пейзажа и линий горизонта на севере и юге, на западе и востоке.
Пониматьразницу в изображении природы в разное время суток, года, в различную погоду.
Приниматьценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром.
Различать тёплые (СОЛНЦЕ): -красный, жёлтый,оранжевый
и холодные (ЗИМА ) цвета - белый, голубой, фиолетовый.
Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета.
Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению
Личностные УУД: эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства;пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.
Регулятивные УУД:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы;
- выполнять действия в устной форме;
-адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Познавательные:
- различать условные обозначения;
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых, сверстников.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- выполнять работу со сверстниками;
- договариваться, приходить к общему решению.
9.
Зимний пейзаж. Использование тёплой и холодной гаммы цвета.
10.
Подбор цвета для каждой ноты. Использование тёплой и холодной гаммы цвета. Смешивание красок.
1
Таблица «Тёплые и холодные цвета», палитра
РТ с.22-23
Различать тёплые (СОЛНЦЕ): -красный, жёлтый, оранжевый
и холодные (ЗИМА ) цвета - белый, голубой, фиолетовый.
Ощутить эмоциональные возможности цвета, объединяя тепло и холод, получатьсложные цвета путём смешения двух красок (жёлтый- красный, синий - жёлтый, красный- синий); составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски.
Передаватьс помощью цвета настроение, впечатление в работе, создавать художественный образ.
Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета.
Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению.
Выполнять упражнения на цветовое восприятие звука (например, ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си можно изобразить в цвете так: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Проведение музыкально-цветовых игр
Личностные УУД: осознание своих творческих возможностей.
Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; понимать смысл задания.
Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения.
Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
11.
Пейзаж по мотивам стихов Тютчева. Передача наглядной перспективы.
1
Акварель, кисти, сборник стихов Тютчева.
РТ с.24-25
Создавать зрительные художественные образы.
Уметь работать с литературными произведениями.
Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы.
Передавать наглядную перспективу.
Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание
Видеть ночь и день (знакомство со светом и тенью в природе).
Видеть краски заката и рассвета (знакомство с особенностями цветового освещения Земли при закате и на рассвете).
Личностные УУД: осознание своих творческих возможностей.
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД: сопоставлять впечатления при восприятии разных видов искусств и жизненного опыта.
Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать высказывания собеседника; управлять поведением партнера.
12.
Проект детской площадки Архитектурный проект. Создание объёмно-пространственной композиции с помощью цветного пластилина.
1
Пластилин, стеки, репродукции картин
Иметь представление об архитектурном проекте.
Создавать свой архитектурный проект.
Иметь представление о связи архитектурных элементов.
Передавать в работе соответствие формы проекта его содержанию.
Создавать свой проект детской площадки в природном ландшафте.
Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, самооценка.
Познавательные УУД: сопоставлять впечатления при восприятии разных видов искусств и жизненного опыта.приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности.
Коммуникативные УУД: учиться согласованно работать в группах, разрешать конфликты.
13.
Песенка жаворонка. Работа по представлению и воображению.
1
Акварель, кисти, мультимедийное оборудование
РТ с.26-27
Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;
- разницу в изображении природы в разное время суток, в различную погоду.
Различать и передавать в художественно-творческой деятельности эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка.
Улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением
Личностные УУД:
- расширять представления о труде художника, его роли в жизни общества; выражать в собственном творчестве свои чувства и настроений.
Регулятивные УУД:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; прогнозирование : «Как ты думаешь…».
Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.
14.
Рисование осенних листьев. Работа различными художественными материалами: гуашь, акварель.
1
Коллекция осенних листьев, акварель, палитра.
РТ с.28-29
Наблюдать за разнообразием формы и цвета листьев растений в природе.
Уметь: изображать осеннюю листву, используя выразительные возможности материалов, работать пастелью, мелками, акварелью.
Личностные УУД: формирование социальной роли ученика, положительного отношения к учению.
Регулятивные УУД: планирование, волевая саморегуляция: «Раскрась так…», контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные УУД: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы
15.
Рисунок солнечного и пасмурного дня. Передача изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения.
1
Мультимедийное оборудование, репродукции картин
РТ с.30-31
Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно.
Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, — радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой.
Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат).
Иметь представление о художественных средствах изображения
Личностные УУД: выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.
Регулятивные УУД: планирование, коррекция.
Познавательные УУД: логические УД: сравнение, классификация по выделенным признакам.
Коммуникативные УУД:воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства; разрешать конфликты.
16.
Композиция «Корзина с фруктами»
Цветная бумага. Аппликация.
Мультимедийное
оборудование, муляжи овощей и фруктов
РТ с.32-33
Создавать композицию принимая целое, состоящее из
различных частей, оценивать ипонимать их роль в пространстве картины, рисунка, выделять главное и второстепенное, видеть соподчиненность элементов, выстраивать последовательность планов «ближе-дальше», «больше-меньше», « выше-ниже».
Выполнить работу в технике обрывной аппликации, используя бумагу разных цветов.
Личностные УУД: развитие эстетического чувства
Регулятивные УУД: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные УУД: логические УД: сравнение, классификация по выделенным признакам. - осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника.
Коммуникативные УУД:смысловое чтение учебного текста.
17.
Закат солнца.
Представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах.
1
Мультимедийное оборудование, репродукции картин
РТ с.34
Создавать сюжетные композиции, применяя «золотые правила» композиции.
Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе.
Осваивать способы решения проблем поискового характера; развивать творческий потенциал личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.
Личностные УУД: развитие эстетического чувства.
Регулятивные УУД :
- принимать учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и замыслом художественной работы; прогнозировать.
Познавательные УУД: сравни, найди отличия.
Коммуникативные УУД: смысловое чтение учебного текста; узнавать мнение одноклассников; вести диалог.
Развитие фантазии и воображения
11
В практической работе по данной теме решается основная
учебная проблема (которая в программе, учебниках, и рабочих тетрадях проходит через весь курс обучения с 1-го по 4-й классы):
-развитие пространственного мышления;
-решение композиционных задач в искусстве.
18.
Композиция «Заколдованный лес» (сказка «Аленький цветочек»)
Передача в работе волшебства сказки.
1
Мультимедийное оборудование, иллюстрации к сказке
РТ с.36-37
Выполнять композиции на передачу настроения, созданного чтением сказки «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова.
Применять «золотые правила» композиции.
Передавать в работе волшебство сказки
Личностные УУД: развитие эстетического чувства;
понимание роли иллюстраций к литературным произведениям(сказкам).
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование.
Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности.
Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
19.
Иллюстрация к стихотворению К.И. Чуковского «Федорино горе».
Работа с литературными произведениями для создания композиций.
1
Акварель, кисти, мультимедийное оборудование
РТ с.38-39
Выполнять композиции на передачу настроения, созданного чтением стихотворения К.И. Чуковского «Федорино горе».
Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы.
Воплотить в работе волшебство сказки и ритм стиха.
Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства; понимание роли иллюстраций к литературным произведениям (сказкам).
Регулятивные УУД:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы;
- выполнять действия в устной форме;
- осуществлять контроль в ходе творческой работы.
Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение
20.
Композиция «У реки»
1
РТ с.40-41
Создавать плоскостную графическую композицию с использованием значков.
Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание
Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные УУД: оформлять свою мысль,используя схематическое изображение; различать условные знаки.
Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности
21
Композиция «Встреча муравья с фантастическим насекомым»
1
РТ с.42-43
Создавать плоскостную графическую композицию с использованием значков.
Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание
Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные УУД: оформлять свою мысль,используя схематическое изображение; различать условные знаки.
Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности
22
Автопортрет в интерьере. Использование в работе знаний о замкнутом пространстве.
1
Мультимедийное оборудование, репродукции картин
РТ с.44-45
Использовать в работе знания о замкнутом пространстве.
Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат).
Изобразить себя всвоей комнате, предметы которой расскажут об увлечениях хозяина.
Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер.
Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство.
Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер
Личностные УУД: развитие этических чувств и эстетических потребностей.
Регулятивные УУД:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;оценивать правильность выполнения действия, саморегуляция (установка: «Ты сможешь…»)
Познавательные УУД: строить рассуждения о воспринимаемых произведениях.
Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение, договариваться, приходить к общему решению.
23.
Графическая композиция – схема маршрута путешествия с друзьями.
Создание плоскостных композиций.
1
Линейка, набор фломастеров
РТ с.46-47
Создавать плоскостную графическую композицию с использованием значков.
Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание
Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные УУД: оформлять свою мысль,используя схематическое изображение; различать условные знаки.
Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
24.
Рисунок сказочного замка.
Передача своих впечатлений от прочитанного.
1
Гуашь, кисти, рабочая тетрадь.
РТ с.48
Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др.
Участвовать в беседах, исследованиях.
Находить в Интернете пейзажи, характерные для разных стран, и образцы народной архитектуры.
Создавать свою коллекцию изображений и фотографий народной архитектуры
Личностные УУД: развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.
Регулятивные УУД: дополнить (означает довести до полного рисунка).
Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения.
Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
25.
Сказочный образ зверя, птицы, насекомого по контуру раскрытой ладони. Передача в работе волшебства сказки..
1
Фломастеры (гуашь)
РТ с.50-51
Моделироватьхудожественными средствами сказочные и фантастические образы.
Осознавать разнообразие красоты цвета и формы в природе и искусстве.
Передавать в работе волшебство сказки.
Личностные УУД: развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.
Регулятивные УУД: прогнозирование: «Какие трудности могут возникнуть и почему?», учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД: сопоставлять впечатления при восприятии разных видов искусств ( литература) и жизненного опыта.
Коммуникативные УУД: составить отзыв на работы одноклассников твоей группы..
26.
Иллюстрирование сказки «Теремок».Работа с литературными произведениями для создания композиций.
1
Мультимедийное оборудование, разные издания (авторы) сказки «Теремок»
РТ с.52-53
Иметьпредставление о работе художника-иллюстратора.
Участвовать и вносить свои предложения при обсуждении тем: «Сказочные образы и образы природы, созданные иллюстраторами детских книг».
Находить в Интернете иллюстрации художников к сказкам
Передавать характер и намерения объекта в иллюстрации к авторским и русским народным сказкам.
Передавать в работе волшебство сказки.
Личностные УУД: понимание роли иллюстрации к литературным произведениям (сказкам); позиция зрителя и автора художественного произведения.
Регулятивные УУД: прогнозирование: «Как ты думаешь, какой результат может получиться?», учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД: сопоставлять впечатления при восприятии разных видов искусств ( литература) и жизненного опыта.
Коммуникативные УУД: монологическая речь (составить рассказ от имени персонажа).
27.
Рисование флюгеров для домов двух разных мастеров.
Создание плоскостных композиций. (работа одним цветом, используя фломастер)
1
Фломастеры, рабочая тетрадь
РТ с.54-55
Понимать и объяснять на примере изделий декоративно-прикладного искусства взаимосвязь формы и фактуры, формы и назначения, формы и украшения.
Личностные УУД: понимание роли мастера и мастерства, позиция зрителя и автора художественного произведения.
Регулятивные УУД: прогнозирование: «Как ты думаешь, какой результат может получиться?».
Познавательные УУД: сопоставлять впечатления при восприятии разных видов искусств ( литература) и жизненного опыта; ориентироваться в способах решения исполнительской задачи.
Коммуникативные УУД: монологическая речь (составить рассказ от имени мастера или флюгера).
28.
Образ Костромы из книги А.Ремизова «Посолонь»Трансформация литературно- сказочных образов в зрительно-цветовые образы.»
1
Мультимедийное оборудование, текст произведения
РТ с.56-57
Перевоплощать литературно-сказочные и образно-цветовые словесные описания в зрительно-цветовые образы.
Личностные УУД: развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.
Регулятивные УУД:
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД: сопоставлять впечатления при восприятии разных видов искусств ( литература) и жизненного опыта; ориентироваться в способах решения исполнительской задачи.
Коммуникативные УУД: владение диалогической речью (отгадай о ком говорим).
29.
Карнавальная маска. Конструирование несложных форм предметов в технике бумажной пластики, аппликации.
1
Бумага, клей, ножницы, рабочая тетрадь.
РТ с.58-59
Проявлять интерес к искусству разных стран и народов.
Развивать нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты на уроках изобразительного искусства.
Декоративно-прикладная деятельность
Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики.
Применять созданные игрушки в театральном и кукольном представлении.
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД: расширять свои представления об искусстве.
Коммуникативные УУД: владение диалогической речью (отгадай о ком говорим, опиши устно).
30.
Рисунок песенки тёплого дождя, солнечной радуги.
Передача своих впечатлений от услышанного в музыке, художественном слове (в графике, цвете, форме)..
1
Мультимедийное оборудование
РТ с.60
Понимать и передавать свои впечатления (в графике, цвете или форме) от услышанного, увиденного, прочитанного — в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи.
Выполнять упражнения на цветовое восприятие звука (например, ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си можно изобразить в цвете так: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Проведение музыкально-цветовых игр
Личностные УУД: осознание своих творческих возможностей.
Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения
Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Художественно – образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)
4
В основе всех уроков изобразительного искусства должен лежать принцип целостности — систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах.
31
Коллективный проект «Архитектура моего города»Красота форм в архитектуре. Знакомство с архитектурой своего города (прогулки по городу).
1
Упаковочные коробки, цветная бумага, клей, ножницы. Мультимедийное оборудование.
Иметь представление об архитектурном проекте.
Участвовать в обсуждении тем: «Красота форм в архитектуре».
Иметь представление о связи архитектурных элементов.
Создавать свой архитектурный проект.
Передавать в работе соответствие формы проекта его содержанию.
Создавать коллективный проект «Архитектура моего города» в природном ландшафте.
Находить в поисковых системах Интернета достопримечательные архитектурные объекты Армавира.
Понимать связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона.
Личностные УУД: развитие представлений о труде художника-архитектора и его роли в жизни общества.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование,
прогнозирование, контроль, коррекция, самооценка.
Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности всего класса.
Коммуникативные УУД: владение навыками совместной деятельности в группе: учиться планировать, распределять работу между участниками проекта, выполнять различные роли в группе; планирование учебного сотрудничества.
32.
Средства художественной выразительности.
Красным по зеленому(о творчестве А.И. Куинджи);
Загадка красных рыбок (о творчестве А.Матисса).
1
Репродукции картин, учебник. Мультимедийное оборудование
Наблюдать объекты и явления природы и окружающей действительности; понимать их образы в картине.
Сопоставлять, объяснять, высказывать суждения по теме «Отличите понятия: работа над композицией и работа над колоритом».
Понимать и объяснять понятие: средства художественной выразительности при воплощении замысла.
Видеть различия в художественно-выразительном языке разных мастеров.
Уметь находить образы природы в произведениях живописи (в том числе в поисковых системах Интернета).
Личностные УУД: формированиеэмоциональной отзывчивости на доступные и близкие ребенку по настроению произведения изобразительного искусства.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование,
прогнозирование, контроль, коррекция, самооценка.
Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации из разных источников.
Коммуникативные УУД: владение навыками совместной деятельности в группе: учиться планировать, распределять работу между участниками проекта, выполнять различные роли в группе.
Иметь представление о работе художника-иллюстратора.
Участвовать и вносить свои предложения при обсуждении тем: «Я напишу сказку, ты её
нарисуешь» ( о творчестве художников – иллюстраторов).
Находить в Интернете иллюстрации художников к сказкам.
Знакомство с музеем: Государственный музей им.А.С.Пушкина.
Личностные УУД: развитие представлений о труде художника-иллюстратора и его роли в жизни общества.
Регулятивные УУД: восприятие произведений искусства с позиции: ученик-зритель.
Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации из разных источников.
Коммуникативные УУД: владение навыками совместной деятельности в группе: учиться планировать, распределять работу между участниками проекта, выполнять различные роли в группе.
33.
Представление о работе художника-иллюстратора. Е.И. Чарушин, Т.А. Маврина, Ю.А. Васнецов, В.М. Конашевич, В.В. Лебедев, М.П. Митурич.
1
Мультимедийнокние оборудование, ги с иллюстрациями данных художников
34.
Разнообразие оттенков цвета природных объектов. В.Д. Поленов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан.
1
Репродукции картин. Мультимедийное оборудование
Осознавать разнообразие красоты цвета и формы в природе и искусстве.
Участвовать и вносить свои предложения при обсуждении тем: «Жизнь дерева» ( о творчестве художников И.И.Шишкина).
Передавать разнообразие оттенков цвета объектов природы (растений, птиц, насекомых)
Представлять особенности работы художника.
Уметь объяснять различие в деятельности разных художников, находить общее в их работе.
Личностные УУД: формирование образа Родины , отраженного в художественных произведениях, в том числе через восприятие пейзажей России.
Регулятивные УУД: восприятие произведений искусства с позиции: ученик-зритель и собственную творческую деятельность с позиции: ученик-художник.
Познавательные УУД:осуществлять поиск нужной информации из разных источников; оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения.
Коммуникативные УУД: владение навыками совместной деятельности в группе: учиться планировать, распределять различные роли между участниками беседы.
Итого:
34 ч
Занятия по изобразительному искусству с детьми младшего школьного возраста следует организовать таким образом, чтобы ребята, с одной стороны, имели возможность многое делать своими руками, умели двигаться, свободно владели голосом, развивали, слух, зрение; с другой — могли самостоятельно логически выстраивать свою мысль (в слове, изображении, звуке), быть раскованными в творчестве, не бояться нового, неожиданного.