СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изо, неменский, 6 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по изо, неменский, 6 класс

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по изо, неменский, 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 97 имени дважды Героя Советского Союза П. А. Плотникова»

Ленинского района города Барнаула



РАССМОТРЕНО на заседании МО:

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

Руководитель МО

Зам. директора по УВР

Директор МБОУ «СОШ №97»


_______________/_______________________/


_______________Н.В. Картавых


_______________Л.А. Михальчук

(подпись) (расшифровка)

Протокол от «_____» ______ 20_____г. №___


«_____» ______________________20_____г.


Приказ от «_____» ______ 20_____г. №_____



Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»

6 класс


Рабочая программа составлена на основе авторской программы

Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских «изобразительное искусство 5-8 классы»

«Просвещение», 2015


Срок реализации программы: 1 год


Количество часов по плану

в год

в неделю

контрольные работы

лабораторные работы

практические работы

исследовательские проекты

другое









Составитель: Усольцева Олеся Ивановна, учитель изобразительного искусства

г. Барнаул

20___

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»


Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать существование изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи; место и значение изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека;

  • понимать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа, натюрморта, тематической картины (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве) в истории искусства, основные виды изобразительного искусства;

  • называть основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;

  • называть ряд выдающихся художников и произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы, в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

  • понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

  • называть общие правила построения головы человека; передачи пропорций и движений фигуры человека;

  • понимать о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

  • различать художественные материалы, художественные техники и понимать их значение в создании художественного образа.

  • понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа работы, разницу сюжета и содержания в картине;

  • понимать композицию композиционное построении произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

  • понимать влияние образа, созданного художником, на понимание событий истории; роль искусства в создании памятников в честь больших исторических событий;

  • понимать роль конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре, художественной иллюстрации.


  • научиться пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), использовать коллажные техники, обладать первичными навыками лепки;

  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;

  • пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;

  • развить навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

  • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;

  • чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

  • соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры;

  • использовать творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.


2. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»


Содержание программы для 6 класса «Изобразительное искусство в жизни человека» посвящено изучению основ изобразительного искусства: виды искусства и основы его образного языка, жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет, тематическая картина в истории искусства. Восприятие искусства. Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства. Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зри­мый образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художест­венного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отноше­ния к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства. Практическая творческая художественная деятельность учащихся.

Содержание программы раскрывается в следующих разделах:

  1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка. Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка слу­жат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформирован­ных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию. Тематическая картина как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью. Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства. Место и роль картины в искусстве XX века.

  2. Мир наших вещей. Натюрморт. История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника. Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи. Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).

  3. Вглядываясь в человека. Портрет. Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимания его. Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорции и строение фигуры человека. Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире. Монументальная скульптура и образ истории народа.

  4. Человек и пространство. Пейзаж. Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.


3. Тематическое планирование


Авторская программа рассчитана на 35 часов в год – 35 учебных недель, т.е. на изучение изобразительного искусства в 5 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).


Учебная неделя

№ урока

Раздел. Тема.

Фактическая дата

Корректировка

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8ч.)

1

1

Введение. Изобразительное искусство в семье пространственных искусств. Формирование навыков работы графическими и живописными материалами.



2

2

Рисунок – основа изобразительного искусства. Формирование начальных навыков рисунка с натуры.



3

3

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Формирование навыков ритмического линейного изображения движения и статики.



4

4

Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Формирование простых навыков изображения с помощью пятна и тональных отношений.



5

5

Цвет. Основы цветоведения. Введение новых понятий.



6

6

Цвет в произведениях живописи. Развитие навыков колористического восприятия художественных произведений.



7

7

Объемные изображения в скульптуре. Знакомство с видами скульптурных изображений.



8

8

Основы языка изображения. Введение новых понятий.



Мир наших вещей. Натюрморт (8ч.)

9

9

Реальность и фантазия в творчестве художника. Введение новых понятий.



10

10

Изображение предметного мира – натюрморт. Приобретение навыков плоского силуэтного изображения обычных простых предметов.



11

11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.



12

12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Введение новых понятий.



13

13

Освещение. Свет и тень. Формирование навыков использования в рисунке основных правил объемного изображения предмета.



14

14

Натюрморт в графике. Знакомство и приобретение опыта восприятия графических произведений.



15

15

Цвет в натюрморте. Развитие творческих способностей, исследуя выразительные возможности цвета.



16

16

Выразительные возможности натюрморта. Развитие навыков наблюдательности.



Вглядываясь в человека. Портрет (10 ч.)

17

17

Образ человека – главная тема в искусстве. Развитие умений различать виды портрета.



18

18

Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Овладение первичными навыками изображения головы человека.



19

19

Изображение головы человека в пространстве. Формирование навыков выполнять наброски зарисовки головы.



20

20

Портрет в скульптуре. Приобретение опыта и навыка лепки портретного изображения человека.



21

21

Графический портретный рисунок. Овладение новыми умениями в рисунке.



22

22

Сатирические образы человека. Приобретение навыка рисунка, видения и понимания пропорций, использования линии и пятна.



23

23

Образные возможности освещения в портрете. Приобретение знания о выразительных возможностях освещения.



24

24

Роль цвета в портрете. Развитие художественного видения цвета, приобретение навыка создания живописного образа.



25

25

Великие портретисты прошлого. Знакомство с великими мастерами русского и западноевропейского искусства.



26

26

Портрет в изобразительном искусстве 20 века.



Человек и пространство. Пейзаж. (9ч.)

27

27

Знакомство с жанрами в изобразительном искусстве.



28

28

Изображение пространства. Приобретение навыков изображения перспективных сокращений.



29

29

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Приобретение навыков изображения уходящего вдаль пространства.



30

30

Пейзаж – большой мир. Знакомство с эпическими и романтическими образами природы художниками.



31

31

Пейзаж настроения. Природа и художник.



32

32

Пейзаж в русской живописи. Знакомство с великими русскими живописцами.



33

33

Пейзаж в графике. Зарисовки.



34

34

Городской пейзаж. Техника коллажа.



35

35

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Обобщение знаний.






4. Лист изменения и дополнения

№п/п

Причина внесения изменений и дополнений

Основание для внесения изменений и дополнений

Дата внесения изменений

Подпись


1

карантин

Приказ от «___»___________20___г. №_____

«___»___________20___г.



2

б/л

Раздел IV, п.1 положения о рабочей программе учебных предметов

«___»___________20___г.



3

курсы

Приказ от «___»___________20___г. №_____

«___»___________20___г.