«Средняя общеобразовательная школа № 97 имени дважды Героя Советского Союза П. А. Плотникова»
Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских «изобразительное искусство 5-8 классы»
г. Барнаул
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
понимать существование изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи; место и значение изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека; понимать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа, натюрморта, тематической картины (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве) в истории искусства, основные виды изобразительного искусства; называть основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения; называть ряд выдающихся художников и произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы, в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве; понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта; называть общие правила построения головы человека; передачи пропорций и движений фигуры человека; понимать о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей; различать художественные материалы, художественные техники и понимать их значение в создании художественного образа. понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа работы, разницу сюжета и содержания в картине; понимать композицию композиционное построении произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента и его метафорическом смысле; понимать влияние образа, созданного художником, на понимание событий истории; роль искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; понимать роль конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре, художественной иллюстрации. | научиться пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), использовать коллажные техники, обладать первичными навыками лепки; видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти; создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению; развить навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности; активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства; чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира; соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; использовать творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения. |
Виды изобразительного искусства и основы образного языка. Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию. Тематическая картина как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью. Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства. Место и роль картины в искусстве XX века.
Мир наших вещей. Натюрморт. История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника. Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи. Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).
Вглядываясь в человека. Портрет. Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимания его. Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорции и строение фигуры человека. Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире. Монументальная скульптура и образ истории народа.
Человек и пространство. Пейзаж. Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
Учебная неделя | № урока | Раздел. Тема. | Фактическая дата | Корректировка |
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8ч.) |
1 | 1 | Введение. Изобразительное искусство в семье пространственных искусств. Формирование навыков работы графическими и живописными материалами. | | |
2 | 2 | Рисунок – основа изобразительного искусства. Формирование начальных навыков рисунка с натуры. | | |
3 | 3 | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Формирование навыков ритмического линейного изображения движения и статики. | | |
4 | 4 | Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Формирование простых навыков изображения с помощью пятна и тональных отношений. | | |
5 | 5 | Цвет. Основы цветоведения. Введение новых понятий. | | |
6 | 6 | Цвет в произведениях живописи. Развитие навыков колористического восприятия художественных произведений. | | |
7 | 7 | Объемные изображения в скульптуре. Знакомство с видами скульптурных изображений. | | |
8 | 8 | Основы языка изображения. Введение новых понятий. | | |
Мир наших вещей. Натюрморт (8ч.) |
9 | 9 | Реальность и фантазия в творчестве художника. Введение новых понятий. | | |
10 | 10 | Изображение предметного мира – натюрморт. Приобретение навыков плоского силуэтного изображения обычных простых предметов. | | |
11 | 11 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | | |
12 | 12 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Введение новых понятий. | | |
13 | 13 | Освещение. Свет и тень. Формирование навыков использования в рисунке основных правил объемного изображения предмета. | | |
14 | 14 | Натюрморт в графике. Знакомство и приобретение опыта восприятия графических произведений. | | |
15 | 15 | Цвет в натюрморте. Развитие творческих способностей, исследуя выразительные возможности цвета. | | |
16 | 16 | Выразительные возможности натюрморта. Развитие навыков наблюдательности. | | |
Вглядываясь в человека. Портрет (10 ч.) |
17 | 17 | Образ человека – главная тема в искусстве. Развитие умений различать виды портрета. | | |
18 | 18 | Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Овладение первичными навыками изображения головы человека. | | |
19 | 19 | Изображение головы человека в пространстве. Формирование навыков выполнять наброски зарисовки головы. | | |
20 | 20 | Портрет в скульптуре. Приобретение опыта и навыка лепки портретного изображения человека. | | |
21 | 21 | Графический портретный рисунок. Овладение новыми умениями в рисунке. | | |
22 | 22 | Сатирические образы человека. Приобретение навыка рисунка, видения и понимания пропорций, использования линии и пятна. | | |
23 | 23 | Образные возможности освещения в портрете. Приобретение знания о выразительных возможностях освещения. | | |
24 | 24 | Роль цвета в портрете. Развитие художественного видения цвета, приобретение навыка создания живописного образа. | | |
25 | 25 | Великие портретисты прошлого. Знакомство с великими мастерами русского и западноевропейского искусства. | | |
26 | 26 | Портрет в изобразительном искусстве 20 века. | | |
Человек и пространство. Пейзаж. (9ч.) |
27 | 27 | Знакомство с жанрами в изобразительном искусстве. | | |
28 | 28 | Изображение пространства. Приобретение навыков изображения перспективных сокращений. | | |
29 | 29 | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Приобретение навыков изображения уходящего вдаль пространства. | | |
30 | 30 | Пейзаж – большой мир. Знакомство с эпическими и романтическими образами природы художниками. | | |
31 | 31 | Пейзаж настроения. Природа и художник. | | |
32 | 32 | Пейзаж в русской живописи. Знакомство с великими русскими живописцами. | | |
33 | 33 | Пейзаж в графике. Зарисовки. | | |
34 | 34 | Городской пейзаж. Техника коллажа. | | |
35 | 35 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Обобщение знаний. | | |
4. Лист изменения и дополнения