Программа по курсу рассчитана в 3 классе - на 2 часа в неделю, 68 часов за учебный год. По базисному учебному плану для индивидуального обучения на 2014-2015 г определено 17 ч, по 0, 5 ч в неделю.
В работе используется учебник Е.Д.Худенко, И.А.Терехова «Знакомство с окружающим миром. 3 класс». – М.: Аркти, 2013
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений.
Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.
№ урока | Дата | Изучаемая тема | Тема урока | Основные понятия |
1 | | 1. Сезонные изменения в природе. | Погода. Летние каникулы. Признаки лета | Ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег Солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов |
2 | | Признаки осени. Растения на клумбах. Экскурсия в осенний парк Сезонная работа на огороде, в саду. | Пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Деревья, лес, парк, живая и неживая природа Сад, огород, инструменты. Правила техники безопасности при работе на огороде |
3 | | 2. Растения | Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы.. Вкус овощей. Хранение овощей зимой. Употребление овощей в пищу. | Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Кислый, сладкий. Горький. Соленый вкус Способы хранения овощей. Блюда из овощей. |
| Бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Укладка на хранение семян арбуза, подсолнечника и дыни для подкормки птиц зимой. Ягоды. | Арбуз, дыня. Цвет, величина, форма, вкус, запах этих культур. Семена культур. Хранение. Подкормка птиц. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды Отличие ягод. Виды ягод. |
4 | | Деревья.Части дерева Практическое занятие. Сравнение семян дуба, тополя по окраске, форме, размеру. | Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Форма, окраска, размер семян дуба, тополя |
5 | | 3.Улица, транспорт | Виды транспорта: трамвай, автобус, троллейбус. | Виды транспорта: трамвай, автобус, троллейбус. Различие видов транспорта. |
6 | | Обозначение названий улиц и номеров домов. Экскурсия. Школьный и домашний адрес Практическое занятие «Адрес на конверте» Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход». Практическое занятие по переходу улицы по пешеходному переходу | Номер дома, табличка, четные и нечетные номера домов. Адрес, почта, почтальон, письмо, конверт Светофор, сигналы светофора, пешеходный переход |
7 | | 4.Бытовые предметы | Посуда: чашка, стакан, кружка, Различение. Посуда: тарелка, блюдце, миска. Различение. | Чашка, стакан, кружка, Различение и назначение Тарелка, блюдце, миска. Различение и назначение Уход за посудой (мытье, хранение). |
Мебель. Стол, стул, диван, Назначение. Мебель: кровать, кресло, шкаф. Назначение. | Стол, стул, диван, Назначение. Кровать, кресло, шкаф. Назначение. |
8 | | Одежда: шапка, шляпа, берет, шкаф. Назначение различных видов одежды. Одежда: варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Практическое занятие. Уход за одеждой | Назначение и различение головных уборов Назначение и различение одежды для рук и ног Чистка одежды щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение |
Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Практическое занятие. Уход за обувью | Виды обуви для разных сезонов Мытье, просушивание, чистка щеткой обуви, использование кремов для обуви |
9 | | 1.Сезонные изменения в природе. | Экскурсия в зимний парк. Зимние забавы детей. Проверочная работа. | Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели |
10 | | 5. Животные | Птицы. Практическое занятие. Сравнение птиц Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной. | Снегирь, синица, грач, скворец. Польза, приносимая людям. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Кормушка, корм, скворечник, синичник. Гнездо. |
11 | | Птицы нашего парка. | Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности |
| Домашние птицы. | Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками. |
12 | | Труд людей города и села зимой. | |
13 | | Домашние животные. | Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям. |
| Дикие животные | Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют |
14 | | 1.Сезонные изменения в природе | Сезонные изменения в природе. Экскурсия в весенний парк. Признаки весны | Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. |
15 | | 2. Растения | Комнатные растения. Различение комнатных растений Практическое занятие. Уход за комнатными растениями Раннецветущие растения. Практическое занятие. Наблюдения за появлением цветов комнатных растений. | Традесканция, герань или другие. Мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие Первоцветы |
16 | | 5. Животные | Насекомые. | Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут |
17 | | 6. Охрана здоровья | Мой организм. Лицо, части лица. Охрана здоровья Глаза человека. Уши человека. Нос человека. Практическое занятие. Как пользоваться носовым платком. | Лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Сохранение здоровья, закаливание. Правила дорожного движения Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Носовой платок. Назначение. Использование. Уход за носовым платком. |
| Рот. Губы, зубы, язык. Практическое занятие. Правила чистки полости рта зубной щеткой и пастой Проверочная работа. | Назначение зубов, уход за зубами. Зубная щетка, зубная паста. Правила чистки полости рта. |