СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе. 9 класс, 105 часов. Т.Ф. Курдюмова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей г. Зернограда


«Утверждаю»

Директор МБОУ лицей г. Зернограда

Приказ от____ августа 2016 года №

_______________ / Н.Н.Каракулькина /

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По литературе

9 "А»КЛАСС

Количество часов по учебному плану 105ч.

Количество часов по календарно-тематическому планированию 102ч.

Учитель: Жидикова Юлия Викторовна


Программа разработана на основе примерной программы среднего общего образования по литературе

Литература. Т.Ф. Курдюмова, С.А.Леонов, О.Б.Марьина М: Дрофа, 2008 год


2016-2017 уч. Год








Раздел 1 «Требования к предметным результатам освоения курса»


Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

  • воспитание культуры речи учащихся.


Устно:

  • Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художест­венных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

  • Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных осо­бенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

  • Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характе­ристика героя (в том числе групповая, сравнительная).

  • Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллю­страцию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литератур­ную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).

  • Свободное владение монологической и диалогической речью в объе­ме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).

  • Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литера­турных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), ка­талогов.


Письменно:

  • Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изу­чаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочине­ние на литературную и свободную тему небольшого объема в соответст­вии с изученным.

  • Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная ха­рактеристика).

  • Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочи­танную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

  • Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

  • Создание письменного оригинального произведения (поучения, на­ставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

  • Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.


В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:

чтение и восприятие

  • прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,

  • воспроизвести их конкретное содержание,

  • дать оценку героям и событиям;


чтение, истолкование и оценка

  • анализировать и оценивать произ­ведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи сле­дующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;

  • особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;

  • род и жанр произведе­ния; особенности авторской речи и речи действующих лиц;

  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведе­нию личностную оценку;

  • обнаруживать понимание связи изученного про­изведения со временем его написания;

  • объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писа­телей;


чтение и речевая деятельность

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

  • давать устный и письменный развернутый (аргументированный) от­вет о произведении;

  • писать изложения на основе литературно-художественных текстов;

  • писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нрав­ственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотиви­ровкой собственного отношения к героям и событиям;

  • выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.



Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обяза­тельного уровня подготовки по литературе, таким образом, должны стать:

  • обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;

  • ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;

  • оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;

  • ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитывают­ся как различные возможные толкования содержания произве­дения, так и вариативность словесного выражения.


Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:

  • начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;

  • факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);

  • глубина освоения идейно-художественного содержания произ­ведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз­ личных сторон содержания и формы произведения, обоснован­ность и самостоятельность оценки);

  • уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произ­ведений);

  • качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).

Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе.



Раздел 2«Содержание учебного предмета, курса»



Разделы курса

Характеристика основных содержательных линий

Перечень практических работ

1

Введение



2

Древнерусская литературы

Значение Древнерусской литературы. Богатство жанров. Летописи, Жития. Сюжет, законы жанра.

Выразительно читать, давать отзыв о прочитанном, составлять цитатный план.


3

Литература XVIII века. (11ч.)

О классицизме. Трагедия, драма. Комедия, сатира, «говорящие фамилии».

Высказывать отношение к героям.

Творческая работа по материалам темы «Классицизм».

4

Литература XIX века. (40)

Понятие «Русская классическая литература».

Романтизм как литературное направление. Стихотворный размер, ритм произведения.

Аналитически читать и комментировать текст.

Творческая работа по комментированию рассказа или новеллы. Составление плана литературно-критической статьи. Конспектирование фрагментов статей В.Г Белинского «Сочинения Александра Пушкина». Сочинение по комедии.

5

Литература XX века. (38ч.)

Типичные особенности проблематики и художественного стиля произведений XX века.

Владеть активной лексикой, характеризующей духовный мир

писателя и героя литературного произведения.

Понимать особенности вида и жанра высказывания в соответствии с его целью, ситуацией общения, уметь практически владеть ими( аналитический пересказ, ответ, сообщение, доклад, художественно-биографический рассказ, слово о писателе…)

Сочинение дневникового характера о восприятии поэзии.

Отзыв на одно из автобиографических произведений, изученных в этом году.

6

Зарубежная литература (10ч.)

Мир литературы зарубежных стран.

Творч. Работа. Встреча героев разных произведений. Встреча Митрофана с одним из героев Мольера.








Раздел 3.Календарно-тематическое планирование.




Наименование раздела, (количество часов)

Номер урока

Тема урока

Дата урока по плану

Дата урока факти-ческая

Вид контрол







1

2

3

4

5

6

Раздел 1. Введение (1час)

1

Шедевры литературы и наше чтение

01.09.16


Беседа


Раздел2. Древнерусская литература(3ч.)

2

"Слово о полку Игореве». Открытие, издание и изучение.

02.09.16


литературные тесты,



3

Сюжет и специфика образов «Слова о о полку Игореве»

05.09.16


Фронтальный опрос


4

Художественные особенности «Слова о полку Игореве»

08.09.16


Выразительное чтение

Литература XVIII века. (11ч.)

5

Классицизм как литературное направление.

09.09.16


литературные диктанты



6

Жизнь и творчество М.В.Ломоносова. Жанр оды

12.09.16


игры


7

Средства создания образа идеального монарха в «Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны.1747 года»

15.09.16


Составление опорных конспектов


8

Философская проблематика произведений Г.Р.Державина

16.09.16


Исследовательская работа


9

Традиция и новаторство поэзии Г.Р. Державина

19.09.16


Создание творческих текстов на основе прочитанного произведения


10

Сатира в творчестве Д.И. Фонвизина

22.09.16


Устный опрос


11

История создания пьесы «Недоросль», ее сценическая судьба.

23.09.16


Контроль учителя


12

"Недоросль» герои и события. Проблемы гражданственности

26.09


Устный опрос


13

Проблемы воспитания и образования в комедии.

29.09.16


Беседа



14

Сентиментализм Н.М. Карамзин-писатель и историк

30.09.16


литературные тесты,



15

"Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Тест по теме.

03.10.16


Фронтальный опрос

Литература XIX века. (40)

16

«Золотой век русской поэзии». В.А Жуковский, К.Н Батюшков, А.С Пушкин, Н.М Языков, и др. Расцвет русской поэзии.

06.10.16


Выразительное чтение


17

В.А Жуковский. Слово о поэте и переводчике. Дружба с Пушкиным. Романтизм.

07.10.16


литературные диктанты



18

Баллады поэта. «Светлана». Народные обычаи. Герои и сюжет баллады.

10.10.16


игры


19

А. С Грибоедов. Слово о драматурге. «Горе от ума». Обзор содержания комедии. Фрагменты. Сюжет.

13.10.16


Составление опорных конспектов


20

Чацкий. Фамусовское общество. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Внесценические персонажи комедии.

14.10.16


Исследовательская работа


21

Художественное совершенство комедии. Сценическая судьба пьесы.

17.10.16


Создание творческих текстов на основе прочитанного произведения


22

Р.р Сочинение по комедии.

20.10.16


Устный опрос


23

А.С Пушкин. Творческий путь. Годы ссылки, Болдинская осень 1830 года.

21.10.16


Контроль учителя


24

Продолжение изучения лирики. Богатство тематики и совершенство формы.

24.10.16


Устный опрос


25

«Евгений Онегин» - роман в стихах. Композиция глав. Главы 1 и 2 (знакомство с текстом).

27.10.16


Беседа



26

Сюжет романа. Онегин и Татьяна: герой и героиня. Письмо Татьяны Онегину. Письмо Онегина Татьяне.

28.10.16


литературные тесты,



27

Онегин «как лишний человек». Онегин и автор.

07.11.16


Фронтальный опрос


28

Татьяна-любимая героиня Пушкина. Цельность характера, глубина и искренность переживаний, чувство долга.

10.11.16


Выразительное чтение


29

Природа на страницах романа. Реализм романа.

11.11.16


литературные диктанты



30

Р.р Составление плана литературно-критической статьи. Конспектирование фрагментов статей В.Г Белинского «Сочинения Александра Пушкина».

14.11.16


игры


31

М. Ю Лермонтов. Слово о поэте. Лермонтов и Пушкин. Лермонтов и Байрон.

17.11.16


Составление опорных конспектов


32

Лирика Лермонтова. Тема свободы и одиночества. Драматизм любовного чувства.

18.11.16


Исследовательская работа


33

«Герой нашего времени». Обзор содержания. Композиция произведения. Автор и рассказчики.

21.11.16


Создание творческих текстов на основе прочитанного произведения


34

«Тамань». Сюжет повести. Автор и его герои. Чехов о языке повести.

24.11.16


Устный опрос


35

Печорин как герой повести. Проблема смысла жизни. Мастерство Лермонтова – прозаика.

25.11.16


Контроль учителя


36

Н.В Гоголь. Слово о писателе – сатирике. Роль Гоголя в судьбе русской литературы.

28.11.16


Устный опрос


37

«Мёртвые души»!. Главы 1 и 2. Обзор содержания. История создания 1-го тома. Сюжет и композиция поэмы.

01.12.16


Беседа



38

Образы помещиков (Манилов). Средства сатирической типизации (пейзаж, потрет, интерьер, диалог)

02.12.16


литературные тесты,



39

р/р

Образ автора в поэме. Лирические отступления. Русь на страницах поэмы.

Сочинение – рассуждение по поэме «Мертвые души»

05.12.16


Фронтальный опрос


40

41


Ф. Ю Тютчев. Лирика. Слово о поэте. Основные мотивы лирики.

08.12.-9.12


Выразительное чтение


42

43,


Н. А Некрасов. Слово о поэте-гражданине. Лирика. Тема народного страдания в лирике поэта. Роль поэта в обществе.

12.12-15.12


литературные диктанты



44

«Кому на Руси жить хорошо». Обзор. Чтение фрагментов («Пролог», «Русь», «Весёлая»

16.12.16


игры


45

Р.р Письменный комментарий к стихотворному тексту.

19.11.16


Составление опорных конспектов


46

И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Первая любовь». Обзор содержания повести. Фрагменты глав по учебнику. Сюжет.

22.12.16


Исследовательская работа


47

Нравственная проблематика повести. Герой и его отец. Автобиографический характер любимой повести Тургенева.

23.12.16


Создание творческих текстов на основе прочитанного произведения


48

р/р

Стилистическое мастерство писателя.

26.12.16


Устный опрос


49

Л.Н Толстой. Слово о писателе. Автобиографическая трилогия и её последняя часть – «Юность». Нравственный максимализм автора.

09.01.17


Контроль учителя


50

«Юность». Главы 1,231,32.

Николька Иртеньев. Формирование его характера и взглядов.

12.01.17


Устный опрос


51

«Диалектика души» героев повести. Сила нравственного воздействия автора

13.01.17


Беседа



52

А.П Чехов. Слово о писателе. Маленькая трилогия: « Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

16.01.17


литературные тесты,



53

Сюжеты и герои рассказов. Нравственный пафос трилогии. Чехов – мастер прозы.

19.01.17


Фронтальный опрос


54

р/р

Творческая работа по комментированию рассказа или новеллы.

20.01.17


Выразительное чтение

Литература XX века. (38ч.)

55

Русская литература XX века: богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Советская литература. «Потаённая литература». Литература русского зарубежья. Художественное отражение и осмысление событий революции, гражданской войны, истории нашей Родины.

23.01.17


литературные диктанты



56

И.А Бунин. Бунин – поэт, прозаик, переводчик. Тесная связь с традициями русской классики XX века. Лаконизм, «Музыкальность прозаического письма».

26.01.17


игры


57

«Жизнь Арсеньева». Главы о юности героя. Герой – блестящий читатель Пушкина, Гоголя, «Слово о полку Игореве». «Спрессованное время» в повествовании. Герой и его окружение. Природа в повести.

27.01.17


Составление опорных конспектов


58

М. Горький. Слово о ведущем писателе XX столетия. Автобиографическая трилогия. И её герой.

30.01.17


Исследовательская работа


59

«Мои университеты». Как человека создаёт «его сопротивление окружающей среде» - судьба Алёши Пешкова в юности.

02.02.17


Создание творческих текстов на основе прочитанного произведения


60р/р

61

Отзыв на одно из автобиографических произведений, изученных в этом году.

3.02-6.02


Устный опрос


62

А.А Блок. Слово о поэте. Основные мотивы лирики. Трагедия поэта в «страшном мире». Тема Родины.

09.02.17


Контроль учителя


63

Анализ конкретных стихотворений основных циклов с привлечением самостоятельной работы учащихся по комментированию. Символика образов. Музыка стиха.

10.02.17


Устный опрос


64

С.А Есенин. Слово о поэте. Основные мотивы лирики. Чувство родной природы. Гуманизм мировосприятия лирического героя.

13.02.17


Беседа



65

С.Есенин. Искренность и лиризм стихов поэта. Трагические ноты в творчестве. Особенности поэтического языка, его народно-песенная основа.

16.02.17


литературные тесты,



66

В.В Маяковский. Слово о поэте. Лирика. Творческое одиночество поэта и его протест против буржуазной действительности.

17.02.17


Фронтальный опрос


67

Мечта о «вселенской любви». Сатира Маяковского. Тонический стих. Новаторство автора.

20.02.17


Выразительное чтение


68

69

А.А Ахматова. Слово о поэте. Основные мотивы лирики. Тема Родины и гражданского мужества.

27.02.-2.03


литературные диктанты



70

Самостоятельное чтение. Поэзия «серебряного века». Поэты и их творчество.

03.03.17


игры


71

Р/р

Сочинение дневникового характера о восприятии поэзии.

06.03.17


Составление опорных конспектов


72

М.А Булгаков. Слово о писателе – сатирике и его судьбе. Булгаков – прозаик и драматург. Булгаков – защитник классики. Булгаков и Мольер. Булгаков И гоголь.

09.03.17


Исследовательская работа


73

74

Комедия «Мёртвые души». Сюжет Гоголя и Булгакова. Герои и их жизнь в двух различных сюжетах. Судьба произведений писателя.

10.03-13.03


Создание творческих текстов на основе прочитанного произведения


75

Два Чичикова – Гоголя и Булгакова. Особенности булгаковской сатиры: использование сюжеты, реминисценции, цитаты.

16.03.17


Устный опрос


76

А. Шолохов. Слово о писателе. Споры вокруг творческого наследия.

17.03.17


Контроль учителя


77

«Судьба человека». Новый герой в литературе. Андрей соколов – сила духа, нравственная стойкость героя. Гуманистический пафос произведения. Пейзаж в рассказе.

20.03.17


Устный опрос


78

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Общественная роль поэта как главы «Нового мира», издателя и редактора. Основные мотивы лирики: тема Родины, войны и мира, труда человека.

23.03.17


Беседа



79

Отрывки из поэмы «Василий Тёркин».

24.03.17


литературные тесты,



80

81

Самостоятельное чтение. Тема Вов в поэзии. Д. Самойлов, К. Симонов, Б. Слуцкий, Б. Чичибабин, С. Орлов

3.04.17

6.04.17


Фронтальный опрос


82

А.И Солженицын. Слово о писателе и публицисте. Значение творчества писателя в судьбах нашей культуры.

07.04.16


Выразительное чтение


83

Произведения писателя «Как жаль», «Случай на станции Кочетовка» и др. Сюжет миниатюр. Герои произведений.

10.04.17


литературные диктанты



84,85,

86

Проза последних десятилетий. В.М. Шукшин. «Ванька Тепляшин», В.П. Астафьев. «Царь-рыба» (фрагменты). В.Г. Распутин. «Деньги для Марии» (фрагменты).

13.04

14.04

17.04


игры


87 ,88,

89

Драматургия последних десятилетий.

«Старший сын». А.Платонов

20.04

21.04

24.04


Составление опорных конспектов


90,91

Лирика последних десятилетий. Б. Окуджава, Е. Евтушенко, А. Вознесенский.

27.04

28.04


Исследовательская работа

Зарубежная литература (10ч.)

92

Краткая характеристика эпохи Возрождения.

04.05.17


Создание творческих текстов на основе прочитанного произведения


93

У. Шекспир. «Гамлет» (сцены). Герой и его судьба. Гамлет как трагический герой. Вечные проблемы добра и зла, чести и бесчестия в пьесе. Шекспир и русская литература.

05.05.17


Устный опрос


94

Общий очерк европейской литературы классицизма. Мольер. Слово о великом комедиографе.

11.05.17


Контроль учителя


95

«Мещанин во дворянстве». Обзор содержания с использованием сцен 9 действ. 1, явл.1,2; д.2, явл.3,4,6,8,9; д.3, явл.2,3,4,6,12,15,19. Д.4, явл.5,6.

12.05.17


Устный опрос


96

Сюжет и герои комедии. Общечеловеческий смысл комедии. Черты классицизма в комедии.

15.05.17




97, 98,99


Творч. Работа. Встреча героев разных произведений. Встреча Митрофана с одним из героев Мольера.

18.05

19.05

22.05




100

101

102

103,

Дж. Байрон. Слово о поэте-романтике. Лирика. «Путешествие Чайльд Гарольда». (фрагменты). Пушкин и Байрон. Лермонтов и Байрон.

25.05

26.05




104,

105

Рекомендации к летнему чтению.




Всего часов 102