МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕРВО-БУЛДУРУЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено и согласовано» «Утверждено»
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ ПО УВР ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
«____» _____________________2017г. Приказ №__________
__________________________________ «____» _________2017
Белокопытова А.М. Субботина М.Н.
Рабочая программа по литературе
6 класс
Программу составила: Мирсанова Ксения Владимировна
с.Первый Булдуруй
2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 6 класса создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по литературе и программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-9 классов (авторы программы Г. С. Меркин, С. А. Зинин). Планирование предназначено для работы по учебнику: Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово», 2016г. Данное учебное пособие входит в Федеральный перечень учебников. Рабочая программа рассчитана на 105 часов за учебный год (35 недель), 3 часа в неделю.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования по литературе (2010) особое внимание уделено необходимости формирования ценностных ориентиров, художественного вкуса, творческих способностей; развития у учащихся «эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера». Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.
Программа максимально учитывает требования Федерального компонента государственного стандарта общего образования, опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой от преданий, фольклора, древнерусской литературы к литературе XX века, четко ориентирована на последовательное углубление усвоения литературных текстов, понимание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование умений и навыков, необходимых каждому грамотному читателю.
Цель - воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Задачи:
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
- формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Достижению поставленных целей способствует использование следующих методов организации учебной деятельности:
Приемы: анализ, сравнение, обобщение, доказательство, объяснение.
Методы реализации программы: практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, учебно-исследовательский, наблюдение, элементы проектного метода обучения.
Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, парная, групповая, микро- групповая и индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, уроки - практикумы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений и практических, тестовых работ, сюжетно-ролевые игры, игровые практикумы.
Технологии обучения: информационно-коммуникативные (ИКТ), здоровьесьерегающие технологии; системно - деятельностный подход, технология групповой работы, обучение в сотрудничестве, технология проблемного и проектного обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии, технология развития критического мышления.
Виды деятельности: рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, анализ поэтики, викторины, выразительное комментированное чтение, словарно-лексическая работа, составление рассказа на основе вопросов учебника, различные виды пересказов (художественный, сжатый, выборочный, краткий, пересказ от другого лица), словесное рисование, составление плана, чтение по ролям, размышление о названии произведений, работа с ключевыми словами и словосочетаниями: нравственная позиция автора, проведение конкурса рисунков, творческих конкурсов, олимпиад, интеллектуальных турниров, литературных гостиных, сочинение собственных произведений, аналитическая беседа, анализ эпизодов, устное и письменное сочинение-рассуждение, учебно-исследовательская работа с текстом, анализ стихотворений, составление словаря для характеристики предметов и явлений, наблюдение над особенностями речи персонажей, сообщения-монологи, доклады, беседа по вопросам, составление и заполнение таблиц, построение опорных схем, письменный ответ на вопросы, различные виды чтения, инсценировка, работа с иллюстрациями, рассказ по плану, дискуссия, отзыв об эпизоде, письменная и устная характеристика героя, разработка и защита коллективных литературных проектов, осознанное, творческое чтение художественных произведений, заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов, целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Формы контроля.
Оценка знаний проводится в целях установления глубины полученных навыков путем выполнения письменных работ: тестирование, сочинение, проверочные и творческие работы, составление схем и тезисных планов, а также устных форм работы: заучивание наизусть литературных текстов, доклады, сообщения, защита проектов.
Виды и контроля: конспектирование, тестирование, редакция текста, защита публичного выступления, защита проектной работы.
Формами контроля являются:
текущие, итоговые оценки;
подготовка и защита докладов, проектов по литературе;
а также зачётная система по некоторым темам курса.
Формы контроля: контрольные и письменные работы, тестирование, выразительное чтение, чтение наизусть, творческие задания, викторины, разноуровневые задания и вопросы, мини-сочинения, произведения собственного сочинения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять героев.
2)в ценностно- ориентационной сфере:
-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
-формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы;
-понимание авторской позиции и своё отношение к ней.
3)в коммуникативной сфере:
-умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств русского языка;
-отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, вести диалог;
-написание письменных, творческих работ и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.
4) в эстетической сфере:
-понимание образной природы как явления словесного искусства;
-понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно- выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Ученик научится:
- понимать образную природу словесного искусства, содержание изученных литературных произведений;
- правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть;
- осмысленно анализировать изучаемое в школе или прочитанного самостоятельно художественное произведение (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
- определять принадлежности произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
- обосновывать свое суждение, составлять характеристики героев, аргументированный отзыв о прочитанном произведении;
- выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторскую оценку в раскрытии содержании прочитанного произведения;
- составлять план изучаемого произведения;
- объяснять роль художественных особенностей произведения и работать со справочным аппаратом учебника;
- владеть монологической и диалогической речью, готовить сообщения, доклады;
- составлять письменный ответ на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, формулировать выводы;
- высказывать собственное суждение об иллюстрациях;
- сопоставлять произведения разных видов искусства, писать сочинения по картине;
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героям,
характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях.
Ученик получит возможность научиться:
- создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определять свой круг чтения и оценивать литературные произведения;
- находит нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- формирование прочного, устойчивого интереса к книге;
- воспитание доброты, сердечности, сострадания как важнейших качеств развития личности.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- умение комментировать прочитанное;
- расширять представления о творчестве писателя;
- пересказывать прочитанное;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служа художественные тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
-слушать и слышать других, уметь отстаивать свою точку зрения;
-выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
-приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы.
СОДЕРАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение - 1 ч.
О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
Раздел 1. Из греческой мифологии – 3 ч.
Мифы о героях: «Пять веков», «Прометей», «Яблоки Гесперид».
Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Теория литературы: мифологический сюжет.
Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия.
Связь с другими искусствами: произведения живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.
Личностные УУД: Уважение к другим народам мира и принятие их культурных ценностей. Формирование нравственно-эстетических представлений обучающихся в ходе выявления художественной идеи мифа. Воспитание интереса к мифологии.
Регулятивные УУД: Самостоятельная постановка целей, умение предположить результат своей деятельности.
Познавательные УУД: Выявление художественной идеи мифа. Составление тезисного плана статьи учебника. Выразительное чтение.
Коммуникативные УУД: Осознанное произвольное высказывание в устной и письменной форме, в том числе в виде индивидуального сообщения.
Раздел 2. Из устного народного творчества – 3 ч.
Предания, легенды, сказки.
«Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.
Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Развитие речи: сказывание сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные персонажи в русском искусстве: музыке, живописи, кино.
Личностные УУД: Отражение личностных и гражданских позиций. Развитие нравственно-этических представлений обучающихся в ходе выявления особенностей отношения народа к смерти. Формирование этических норм христианства.
Регулятивные УУД: Планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма действий). Самостоятельная постановка целей, умение предположить результат своей деятельности.
Познавательные УУД: Извлечение необходимой информации из различных источников. Осознанное произвольное высказывание в устной и письменной форме. Определение основной и второстепенной информации и извлечение еѐ из текстов разных типов.
Коммуникативные УУД: Давать обоснованные ответы на вопросы учителя и одноклассников. Групповая работа по сбору необходимой информации и представление еѐ в виде устного высказывания
Раздел 3. Из древнерусской литературы – 4 ч.
«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.).
Теория литературы: сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; портрет князя Владимира Мономаха, древнерусская миниатюра.
Личностные УУД: Воспитание интереса к истории и культуре Древней Руси Отражение личностных и гражданских позиций. Формирование этических норм христианства. Осознание роли литературы Древней Руси в жизни общества и государства Постижение красоты и богатства, выразительности русского слова.
Регулятивные УУД: Планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма действий). Самостоятельная постановка целей, умение предположить результат своей деятельности. Использование приѐмов поискового, просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения при повторении изученного материала.
Познавательные УУД: Извлечение необходимой информации из различных источников. Осознанное произвольное высказывание в устной и письменной форме. Понимание древнерусского текста, выделение главного. Составление художественного пересказа на основе плана Поисковое чтение. Работа с метафорами.
Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения. Слушать высказывания одноклассников, формулировать собственное мнение. Осуществлять взаимный контроль Парная работа по сбору необходимой информации.
Раздел 4. Из русской литературы XVIII века – 3 ч.
М.В. ЛОМОНОСОВ – 3 ч.
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.
Развитие речи: выразительное чтение.
Личностные УУД: Формирование представлений об уникальной личности М.В.Ломоносова, о человеке определѐнной эпохи, системы взглядов. Воспитание уважения к культурным памятникам Воспитание чувства гордости за свою страну, гражданского патриотизма.
Регулятивные УУД: Формирование навыка самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им, самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий и вносить необходимые коррективы. Обучение целеполаганию.
Познавательные УДД: Расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета. Давать определение понятиям Использование изучающего чтения Обобщать дополнительный материал о жизни и творчестве М.В.Ломоносова.
Коммуникативные УДД: Адекватное использование речевых средств для отображения своих чувств, мыслей Парная работа и оценка высказывания собеседника
Раздел 5. Из русской литературы ХIХ века – 50 ч.
В.А. ЖУКОВСКИЙ – 3ч.
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.
Развитие речи: выразительное чтение.
Связь с другими искусствами: портрет В.А. Жуковского, репродукция картины К.Брюллова «Гадающая Светлана».
А.С. ПУШКИН – 11 ч. + 1 ч. р/р.
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.
Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: портрет А.С. Пушкина; конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ – 4 ч. + 1 ч.р/р.
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус». Многозначность художественного образа.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: портрет М.Ю. Лермонтова; работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.
Н.В. ГОГОЛЬ – 5 ч. + 2 ч. р/р.
Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
Развитие речи: различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.
И.С. ТУРГЕНЕВ – 4 ч.
«Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Развитие речи: сложный план, цитатный план.
Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.
Н.А. НЕКРАСОВ – 2 ч.
Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Л.Н. ТОЛСТОЙ – 5 ч. + 1 ч. р/р.
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза, стихотворение в прозе.
Развитие речи: различные типы пересказа, составление цитатного плана.
Связь с другими искусствами: репродукции картин Ф. Славянского «Семейная картина. (На балконе.)» и К. Маковского «Дети, бегущий от грозы».
В.Г. КОРОЛЕНКО – 4 ч. + 1 ч. р/р.
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.
Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.
А.П. ЧЕХОВ – 5 ч. + 1 ч.р/р.
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма.
Личностные УУД Формирование представлений о личностях писателей XIX, воспитание интереса к их творчеству. Воспитание уважения к культурным памятникам Воспитание чувства гордости за свою страну, гражданского патриотизма; выявление примеров нравственного поведения, гордой независимости, достоинства, формирование чувства товарищества, уважения к людям, гуманистического мировоззрения обучающихся, активной жизненной позиции.
Регулятивные УУД: Формирование навыка самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им, самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий и вносить необходимые коррективы. Обучение целеполаганию.
Познавательные УДД: Расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета. Давать определение понятиям, пополнение словарного запаса обучающихся. Использование изучающего чтения, обучение анализу лирического произведения, сопоставлению произведений разных авторов, совершенствование навыка устного словесного рисования.
Коммуникативные УДД: Адекватное использование речевых средств для отображения своих чувств, мыслей, совершенствование исполнительского мастерства обучающихся. Парная и групповая работа по составлению устного высказывания и оценка высказывания собеседника
Раздел 6. Из русской литературы XX века – 38 ч.
И.А. БУНИН – 3 ч.
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.
Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть.
А.И. КУПРИН – 4 ч.+ 1 ч.р/р.
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
Теория литературы: рождественский рассказ.
Развитие речи: различные виды пересказа.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна.
С.А. ЕСЕНИН – 3 ч.
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»: А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»; Ф. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»; Б.Л. Пастернак. «После дождя»; Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»; А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»; А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов (по выбору).
М.М. ПРИШВИН – 6 ч.
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Теория литературы: конфликт, сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.
А.А. АХМАТОВА, ИЗ ПОЭЗИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ – 2 ч.
Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви к родине.
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»; С.С.Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г.Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые».
Теория литературы: мотив, анафора, эпитет.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: военный плакат, подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру; репродукции картин С. Герасимова «Мать партизана» и П. Кривоногова «Победа».
В.П. АСТАФЬЕВ – 4 ч. + 1 ч. р/р.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.
Н.М. РУБЦОВ – 2 ч.
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: репродукция картины И. Левитана «Тихая обитель».
Из зарубежной литературы
«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика. – 1 ч.
Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению; арабский пейзаж.
Я. и В. ГРИММ – 2 ч.
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
О. ГЕНРИ – 3 ч.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).
Теория литературы: новелла, юмор, ирония.
Развитие речи: рассказ от другого лица.
ДЖ. ЛОНДОН – 4 ч. + 1 ч.р/р.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.
Личностные УУД: Формирование представлений о личностях писателей XIX, воспитание интереса к их творчеству. Воспитание уважения к культурным памятникам Воспитание чувства единства с миром природы, бережного отношения ко всему живому, гражданского патриотизма; выявление примеров нравственного поведения, достоинства, формирование чувства товарищества, уважения к людям, гуманистического мировоззрения обучающихся, активной жизненной позиции.
Регулятивные УУД: Формирование навыка самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им, самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий и вносить необходимые коррективы. Обучение целеполаганию.
Познавательные УДД: Расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета. Давать определение понятиям, пополнение словарного запаса обучающихся. Использование изучающего чтения, обучение анализу лирического и эпического произведения, сопоставлению произведений разных авторов, совершенствование навыка устного словесного рисования, расширение читательского кругозора.
Коммуникативные УДД: Адекватное использование речевых средств для отображения своих чувств, мыслей, совершенствование исполнительского мастерства обучающихся. Парная и групповая работа по составлению устного высказывания и оценка высказывания собеседника
РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ – 5 Ч.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата |
1 | Введение. Книга и еѐ роль в жизни человека. | 1 | |
Раздел 1. Мифология (3 часа) |
2 | Миф «Пять веков» | 1 | |
3 | Миф «Прометей» | 1 | |
4 | Миф «Яблоки Гесперид» | 1 | |
Раздел 2. Устное народное творчество (3 часа) |
5 | Легенда «Солдат и смерть» | 1 | |
6 | Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана» | 1 | |
7 | «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» | 1 | |
Раздел 3. Древнерусская литература (4 часа) |
8 | «Сказание о белгородских колодцах» | 1 | |
9 | «Повесть о разорении Рязани Батыем» | 1 | |
10 | «Поучение Владимира Мономаха» | 1 | |
11 | Анализ письменных работ обучающихся | 1 | |
Раздел 4. Русская литература XVIII века (3 ч.) |
12 | Ломоносов – гениальный учѐный, теоретик литературы, поэт. | 1 | |
13 | «Стихи, сочиненные на дороге в Петегоф…» | 1 | |
14 | Ломоносов о значении русского языка. Ломоносов и Пѐтр Великий. | 1 | |
Раздел 5. Русская литература XIX века (50 ч.) |
15 | В.А. Жуковский. О писателе. | 1 | |
16 | Баллада «Светлана» | 1 |
17 | Анализ баллады «Светлана» | 1 | |
18 | А.С. Пушкин. Лицей в жизни и творчестве писателя | 1 |
19 | Лирика Пушкина «Деревня». | 1 | |
20 | «Редеет облаков летучая гряда» | 1 |
21 | «Зимнее утро» | 1 | |
22 | Конкурс выразительного чтения | 1 |
23 | «Дубровский». Историческая эпоха. История создания. Прототипы. | 1 | |
24 | Причины ссоры Дубровского и Троекурова. | 1 |
25 | Отец и сын | 1 | |
26 | В. Дубровский – доблестный офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник. | 1 | |
27 | Дубровский и Маша Троекурова. | 1 | |
28-29 | Мастерская творческого письма. Продолжение романа Пушкина «Дубровский».Анализ письменных работ. | 2 | |
30 | М.Ю. Лермонтов. О писателе. | 1 | |
31 | Лирика Лермонтова. «Тучи». | 1 | |
32 | «Парус». | 1 | |
33 | «Листок». | 1 | |
34 | Конкурс творческих работ. | 1 | |
35 | Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. | 1 | |
36 | Степь как образ Родины в повести Гоголя. | 1 | |
37-38 | Андрий и Остап. | 2 | |
39 | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Гоголя. | 1 | |
40 | Подготовка к сочинению по повести Гоголя. | 1 | |
41 | Анализ письменных работ. | 1 | |
42 | И.С. Тургенев «Записки охотника». Творческая история и своеобразие композиции. | 1 | |
43-44 | «Бирюк» | 2 | |
45 | «В дороге» | 1 | |
46-47 | Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская», «Великое чувство! У каждых дверей…» | 2 | |
48 | Л.Н. Толстой. О писателе. | 1 | |
49-50 | Анализ глав повести «Детство». | 2 | |
51 | Анализ глав повести «Детство». | 1 | |
52 | Уроки доброты Толстого «Бедные люди» | 1 | |
53 | Анализ письменных работ. | 1 | |
54-55 | В.Г. Короленко. О писателе. «В дурном обществе». Отец и сын. | 2 | |
56 | Дружба Валека, Васи и Маруси. | 1 | |
57 | Дети и взрослые в повести «В дурном обществе». | 1 | |
58 | Анализ письменных работ. | 1 | |
59-60 | Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. | 2 | |
61 | «Толстый и тонкий» | 1 | |
62 | «Шуточка» | 1 | |
63 | Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни. | 1 | |
64 | Анализ письменных работ. | 1 | |
Раздел 6. Русская литература XX века (38 ч.) |
65-66 | Мир природы и человека в рассказах и стихотворениях Бунина. | 2 | |
67 | «Лапти» | 1 | |
68-69 | А.И. Куприн «Белый пудель» | 2 | |
70 | «Белый пудель». | 1 | |
71 | «Тапѐр» | 1 | |
72 | Анализ письменных работ. | 1 | |
73-74 | С. Есенин «Песнь о собаке». | 2 | |
75 | «Разбуди меня завтра рано». | 1 | |
76 | М. М. Пришвин. О писателе. | 1 | |
77 | «Кладовая солнца» - сказка-быль. Особенности жанра. | 1 | |
78 | Настя и Митраша. | 1 | |
79 | Смысл названия сказки-были. | 1 | |
80-81 | В мастерской художника. | 2 | |
82 | Краткие сведения о Н.М. Рубцове. «Звезда полей». | 1 | |
83 | «Тихая моя родина». | 1 | |
84-85 | Литературно-музыкальная композиция «Сороковые, роковые» | 2 | |
86 | Астафьев. О писателе. | 1 | |
87 | «Конь с розовой гривой». | 1 | |
88-89 | Бабушка и внук. | 2 | |
90 | Анализ письменных работ. | 1 | |
91-92 | «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». | 2 | |
93 | Краткие сведения о братьях Гримм. | 1 | |
94 | Сходство и различия народных и литературных сказок. | 1 | |
95 | Краткие сведения об О. Генри. | 1 | |
96-97 | О. Генри «Дары волхвов». | 2 | |
98 | Краткие сведения о Д. Лондоне. | 1 | |
99-100 | Д. Лондон «Любовь к жизни» | 2 | |
101 | Анализ письменных работ. | 1 | |
102 | Рекомендации для летнего чтения. | 1 | |
103-105 | Резервные уроки | 3 | |