Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большереченская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано Утверждаю:
Зам. директора по УВР Директор МОУ Большереченской СОШ
____Т.А.Беломестновой ______ Н.П.Арефьева
«___»________2017г «___»____________ 2017г
Рабочая программа по литературе
7 класс
Составитель: учитель литературы
Куйдина Л.Ю.
2017-2018 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» в 7 классе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004года №1312.
Приказ Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г»
Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год, утвержденные приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19.12.2012г №1067, зарегистрированным в Минюсте России 30.01.2013г., регистрационный номер 26775.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы в основной школе.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
-умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX- XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно- нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесно искусства; эстетического восприятия произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета «Литература» 7 класс
Роды и жанры литературы (1 ч)
Фольклор (2 ч)
Литература эпохи Возрождения ( 3ч) У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Сонеты.
Литература XIX века (36 часов)
Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа. Басни Лессинга («Свинья и Дуб»). Русская басня XVIII в. А. П. Сумароков. Расцвет русской басни в начале XIX в. Великий баснописец И. А. Крылов.
Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Баллады Жуковского. Баллады писателей XIX и XX вв. В. А. Жуковский. «Перчатка», «Светлана».
А. С. Пушкин. «Элегия», «К портрету Жуковского», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Н а х о л м а х Г р у з и и л е ж и т н о ч н а я м г л а...», «Я в а с л ю б и л: любовь е щ е б ы т ь м о ж е т...», «Т у ч а», «Д р у з ь я м», «19 о к т я б р я» (Роняет лес багряный свой убор...»), «М о я э п и т а ф и я»). Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А. С. Пушкина.
Жанры прозы А. С. Пушкина.«П о в е с т и Б е л к и н а» («Барышня-крестьянка» и др.). «Д у б р о в с к и й».
М. Ю. Лермонтов. «С м е р т ь п о э т а», «Н е т, я н е Б а й р о н, я д р у г о й...», «Э л е г и я», «С т а н с ы», «П е с н я», «Р о м а н с», «Д у м а», «М о л и т в а» («В минуту жизни трудную...»). «М ц ы р и».
Н. В. Гоголь. «Р е в и з о р».
И. С. Тургенев. «С в и д а н и е», «С т и х о т в о р е н и я в п р о з е»
Н. А. Некрасов. «Ж е л е з н а я д о р о г а», «Р а з м ы ш л е н и я у п а р а д н о г о п о д ъ е з д а». Гражданская лирика Некрасова.
М. Е. Салтыков-Щедрин. «П о в е с т ь о т о м, к а к о д и н м у ж и к д в у х г е н е р а л о в п р о к о р м и л», «П р е м у д р ы й п и с к а р ь», «Б о г а т ы р ь». Сатирические сказки писателя.
Н. С. Лесков. «Л е в ш а».
А. П. Чехов. «Х и р у р г и я», «Ж а л о б н а я к н и г а», «С м е р т ь ч и н о в н и к а». Юмористические рассказы Чехова.
Описания на страницах художественных произведений
Портрет героя в произведениях различных жанров
Литература XX века (15 часов)
Особенности русской литературы XX в. Нравственная проблематика в лирикеXX в. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействия литературы. Связь различных искусств и их влияние на обогащение жанров произведений искусства слова.
Отражение духовных поисков человека XX века в лирике. В. Я. Брюсов. «Хвала человеку», «Труд»; И. А. Бунин. «Изгнание», «У птицы есть гнездо...»; К. Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего...»; Игорь Северянин. «Не завидуй другу...»; Р. Киплинг. «Если...» (перевод С. Маршака), «Заповедь» (перевод М. Лозинского); А. Т. Твардовский. «Как после мартовских метелей...», «Июль — макушка лета». Лирические раздумья поэта; Н. А. Заболоцкий. «Гроза идет»; Б. Ш. Окуджава. «Арбатский романс»; В. С. Высоцкий. «Я не люблю...»; М. Карим. «Европа — Азия» и др. М. Горький. «Песня о Буревестнике», «Старуха Изергиль», «Старый Год».
В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Гимн обеду».
М. А. Булгаков. «Ревизор с вышибанием» (новая постановка).
К. Г. Паустовский. «Рождение рассказа».
Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади».
А. В. Вампилов. «Несравненный Наконечников».
Из истории эссе. Рождение жанра. Популярность жанра в современной литературе. К. Г. Паустовский. «Радость творчества».
Великая Отечественная война в художественной литературеЛирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея. А. Н. Толстой. «Русский характер».
Великая Отечественная война в литературе (11 ч) М. А. Шолохов. «Они сражались за Родину» (фрагменты).
В. Г. Распутин. «Уроки французского».
Фантастика и ее жанры Р. Шекли. «Запах мысли».
Детективная литература и ее жанры .Особенности произведений детективного жанра. Читатель классики и читатель детектива.
А. Конан Дойл. «Пляшущие человечки».
Календарно-тематическое планирование. Литература 7 класс.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Роды и жанры литературы | 1 |
2-3 | Устное народное творчество | 2 |
| Литература эпохи Возрождения (3ч) | |
4 | Эпоха Возрождения | 1 |
5-6 | У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Сонеты. | 2 |
| Литература XIX века ( ) | |
7 | Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа | 1 |
8 | Басни Лессинга («Свинья и Дуб») | 1 |
9 | Русская басня XVIII в. А. П. Сумароков. | 1 |
10 | Расцвет русской басни в начале XIX в. | 1 |
11-12 | Великий баснописец И. А. Крылов. | 2 |
13 | Истоки жанра баллады. | 1 |
14 | Баллады писателей XIX и XX вв. | 1 |
15-16-17 | Баллады В.А.Жуковского. Баллады «Светлана», «Перчатка» | 3 |
18 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество поэта и писателя | 1 |
19 | А.С.Пушкин «Элегия», «К портрету Жуковского», | 1 |
20 | А.С.Пушкин «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще быть может...», | 1 |
21 | «Туча», «Друзьям», «19 октября» | 1 |
22 | Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А. С. Пушкина. | 1 |
23-24 | Жанры прозы А. С. Пушкина.«Повести Белкина» | 2 |
25-26-27 | Роман «Дубровский» А.С.Пушкина | 3 |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |