МАТЕМАТИКА 6 КЛАСС
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Глубокинская школа Краснинского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета Директор школы
Протокол № 1 от 30.08.2017 года ___________Горбатенкова Г.Е.
Приказ № 97 от 01.09.2017 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
6 класса
учитель: Чернин Геннадий Славиевич
первая квалификационная категория
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по учебным предметам "Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс" – М.: Просвещение, 2014 г. и "Математика. Сборник рабочих программ 5 – 6 классы", - М.Просвещение, 2014. Составитель Т. А. Бурмистрова; Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в ОУ, базисного учебного плана, с учетом преемственности с программами для начального общего образования.
Рабочая программа опирается на УМК:
- Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд "Математика 5", издательство "Мнемозина", Москва, 2014;
- Дидактические материалы Чесноков А.С., Нешков К. И. 2008 и разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Цели обучения:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
формирование интеллекта, а также личностных качеств, необходимых человеку для полноценной жизни, развиваемых математикой: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи обучения:
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой).
Общая характеристика учебного предмета
В курсе математики 6 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика, элементы алгебры, вероятность и статистика, наглядная геометрия. Наряду с этим в содержание включаются две дополнительные методологические темы: множества и математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно-методологическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия – " Математика" - служит цели овладения учащимся некоторыми элементами универсального математического языка, вторая – " Математика в историческом развитии" - способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Содержание линии "Арифметика" служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимся математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение различных задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии "Элементы алгебры" систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Содержание линии "Наглядная геометрия" способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
Линия "Вероятность и статистика" - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащегося функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащимся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных заданиях. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, закладываются основы вероятностного мышления.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.
Предметные результаты освоения образовательной программы
Предметная область "Арифметика"
Выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения числовых выражений (целых и дробных);
округлять целые числа и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; переводить одни единицы измерения в другие;
решать текстовые задачи, в том числе связанные с отношениями и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
устной прикидки и оценки результата вычислений;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Предметная область "Алгебра"
Переводить условия задачи на математический язык; использовать методы работы с математическими моделями;
осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
определять координаты точки и изображать числа точками на координатной прямой;
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Предметная область "Геометрия"
Пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры, распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;
в простейших случаях строить развертки пространственных тел;
вычислять площади, периметры, объемы простейших геометрических фигур (тел) по формулам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
умения пользоваться изученными математическими формулами;
знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Рациональные числа
понимать особенности десятичной системы счисления;
владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
Действительные числа
использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
владеть понятием квадратного корня, применять его V в вычислениях.
Измерения, приближения, оценки
Наглядная геометрия
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
определять по линейным размерам развертки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Место курса математики в учебном плане
На изучение предмета отводится 6 часов в неделю, итого 204 часа за учебный год. Предусмотрены 14 тематических контрольных работ и 1 итоговая.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией.
Содержание курса математики 6 класса
Делимость чисел. Делители и кратные. Признаки делимости на 2; 3; 5; 9; 10. Простые и составные числа. Разложение на простые множители. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. Наименьшее общее кратное.
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Умножение и деление обыкновенных дробей. Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Применение распределительного свойства умножения. Взаимно обратные числа. Деление дробей. Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения.
Отношения и пропорции. Отношения. Пропорции, основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Масштаб. Длина окружности и площадь круга. Шар.
Положительные и отрицательные числа. Координаты на прямой. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Изменение величин.
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. Сложение чисел с помощью координатной прямой. Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками. Вычитание.
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Умножение. Деление. Рациональные числа. Свойства действий с рациональными числами.
Решение уравнений. Раскрытие скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые. Решение уравнений.
Координаты на плоскости. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Координатная плоскость. Столбчатые диаграммы. Графики.
Итоговое повторение курса математики 5—6 классов.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего количество часов |
Всего часов | Теория | Практика |
| Делимость чисел | 24 | 23 | 1 |
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 26 | 24 | 2 |
| Умножение и деление обыкновенных дробей | 38 | 35 | 3 |
| Отношения и пропорции | 23 | 21 | 2 |
| Положительные и отрицательные числа | 16 | 15 | 1 |
| Сложение и вычитание положи тельных и отрицательных чисел | 13 | 12 | 1 |
| Умножение и деление положи тельных и отрицательных чисел | 15 | 14 | 1 |
| Решение уравнений | 17 | 15 | 2 |
| Координаты на плоскости | 16 | 15 | 1 |
| Итоговое повторение курса математики 5—6 классов | 16 | 15 | 1 |
ИТОГО | 204 | 189 | 15 |
Календарно – тематическое поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Дата |
по плану | по факту |
§ 1. Делимость чисел. (24 урока) |
-
| Делители и кратные. | | |
-
| Делители и кратные. | | |
-
| Делители и кратные. | | |
-
| Признаки делимости на 10, на 5 и на 2. | | |
-
| Признаки делимости на 10, на 5 и на 2. | | |
-
| Признаки делимости на 10, на 5 и на 2. | | |
-
| Признаки делимости на 9 и на 3. | | |
-
| Признаки делимости на 9 и на 3. | | |
-
| Признаки делимости на 9 и на 3. | | |
-
| Простые и составные числа. | | |
-
| Простые и составные числа. | | |
-
| Простые и составные числа. | | |
-
| Разложение на простые множители. | | |
-
| Разложение на простые множители. | | |
-
| Разложение на простые множители. | | |
-
| Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. | | |
-
| Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. | | |
-
| Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. | | |
-
| Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. | | |
-
| Наименьшее общее кратное. | | |
-
| Наименьшее общее кратное. | | |
-
| Наименьшее общее кратное. | | |
-
| Наименьшее общее кратное. | | |
-
| Контрольная работа № 1по теме «Делимость чисел». | | |
§ 2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. (26 уроков) |
-
| Основное свойство дроби. | | |
-
| Основное свойство дроби. | | |
-
| Основное свойство дроби. | | |
-
| Сокращение дробей. | | |
-
| Сокращение дробей. | | |
-
| Сокращение дробей. | | |
-
| Приведение дробей к общему знаменателю. | | |
-
| Приведение дробей к общему знаменателю. | | |
-
| Приведение дробей к общему знаменателю. | | |
-
| Приведение дробей к общему знаменателю. | | |
-
| Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | | |
-
| Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | | |
-
| Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | | |
-
| Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | | |
-
| Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | | |
-
| Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | | |
-
| Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | | |
-
| Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». | | |
-
| Сложение и вычитание смешанных чисел. | | |
-
| Сложение и вычитание смешанных чисел. | | |
-
| Сложение и вычитание смешанных чисел. | | |
-
| Сложение и вычитание смешанных чисел. | | |
-
| Сложение и вычитание смешанных чисел. | | |
-
| Сложение и вычитание смешанных чисел. | | |
-
| Сложение и вычитание смешанных чисел. | | |
-
| Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел». | | |
§ 3. Умножение и деление обыкновенных дробей. (38 уроков) |
-
| Умножение дробей. | | |
-
| Умножение дробей. | | |
-
| Умножение дробей. | | |
-
| Умножение дробей. | | |
-
| Умножение дробей. | | |
-
| Итоговый урок по материалу I четверти. | | |
-
| Нахождение дроби от числа. | | |
-
| Нахождение дроби от числа. | | |
-
| Нахождение дроби от числа. | | |
-
| Нахождение дроби от числа. | | |
-
| Нахождение дроби от числа. | | |
-
| Применение распределительного свойства умножения. | | |
-
| Применение распределительного свойства умножения. | | |
-
| Применение распределительного свойства умножения. | | |
-
| Применение распределительного свойства умножения. | | |
-
| Применение распределительного свойства умножения. | | |
-
| Контрольная работа № 4 по теме «Умножение обыкновенных дробей». | | |
-
| Взаимно обратные числа. | | |
-
| Взаимно обратные числа. | | |
-
| Взаимно обратные числа. | | |
-
| Деление. | | |
-
| Деление. | | |
-
| Деление. | | |
-
| Деление. | | |
-
| Деление. | | |
-
| Деление. | | |
-
| Контрольная работа № 5 по теме «Деление обыкновенных дробей». | | |
-
| Нахождение числа от дроби. | | |
-
| Нахождение числа от дроби. | | |
-
| Нахождение числа от дроби. | | |
-
| Нахождение числа от дроби. | | |
-
| Нахождение числа от дроби. | | |
-
| Нахождение числа от дроби. | | |
-
| Дробные выражения. | | |
-
| Дробные выражения. | | |
-
| Дробные выражения. | | |
-
| Дробные выражения. | | |
-
| Контрольная работа № 6 по теме «Умножение и деление дробных выражений» | | |
§ 4. Отношения и пропорции. (23 урока) |
-
| Отношения. | | |
-
| Отношения. | | |
-
| Отношения. | | |
-
| Отношения. | | |
-
| Отношения. | | |
-
| Пропорции. | | |
-
| Пропорции. | | |
-
| Повторение. Решение задач. | | |
-
| Обобщение материала II четверти. | | |
-
| Прямая и обратная пропорциональные зависимости. | | |
-
| Прямая и обратная пропорциональные зависимости. | | |
-
| Прямая и обратная пропорциональные зависимости. | | |
-
| Прямая и обратная пропорциональные зависимости. | | |
-
| Контрольная работа № 7 по теме «Отношения и пропорции». | | |
-
| Масштаб. | | |
-
| Масштаб. | | |
-
| Масштаб. | | |
-
| Длина окружности и площадь круга. | | |
-
| Длина окружности и площадь круга. | | |
-
| Длина окружности и площадь круга. | | |
-
| Шар. | | |
-
| Шар. | | |
-
| Контрольная работа № 8 по теме «Масштаб. Длина окружности и площадь круга». | | |
§ 5. Положительные и отрицательные числа. (16 уроков) |
-
| Координаты на прямой. | | |
-
| Координаты на прямой. | | |
-
| Координаты на прямой. | | |
-
| Координаты на прямой. | | |
-
| Противоположные числа. | | |
-
| Противоположные числа. | | |
-
| Противоположные числа. | | |
-
| Модуль числа. | | |
-
| Модуль числа. | | |
-
| Модуль числа. | | |
-
| Сравнение чисел. | | |
-
| Сравнение чисел. | | |
-
| Сравнение чисел. | | |
-
| Изменение величин. | | |
-
| Изменение величин. | | |
-
| Контрольная работа № 9 по теме «Положительные и отрицательные числа». | | |
§ 6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. (13 уроков) |
-
| Сложение чисел с помощью координатной прямой. | | |
-
| Сложение чисел с помощью координатной прямой. | | |
-
| Сложение отрицательных чисел. | | |
-
| Сложение отрицательных чисел. | | |
-
| Сложение отрицательных чисел. | | |
-
| Сложение чисел с разными знаками. | | |
-
| Сложение чисел с разными знаками. | | |
-
| Сложение чисел с разными знаками. | | |
-
| Вычитание. | | |
-
| Вычитание. | | |
-
| Вычитание. | | |
-
| Вычитание. | | |
-
| Контрольная работа № 10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». | | |
§ 7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. (15 уроков) |
-
| Умножение. | | |
-
| Умножение. | | |
-
| Умножение. | | |
-
| Деление. | | |
-
| Деление. | | |
-
| Деление. | | |
-
| Деление. | | |
-
| Рациональные числа. | | |
-
| Рациональные числа. | | |
-
| Рациональные числа. | | |
-
| Свойства действий с рациональными числами. | | |
-
| Свойства действий с рациональными числами. | | |
-
| Свойства действий с рациональными числами. | | |
-
| Свойства действий с рациональными числами. | | |
-
| Контрольная работа № 11 по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел». | | |
§ 8. Решение уравнений. (17 уроков) |
-
| Раскрытие скобок. | | |
-
| Раскрытие скобок. | | |
-
| Раскрытие скобок. | | |
-
| Урок повторения и обобщения по материалу III четверти. | | |
-
| Коэффициент. | | |
-
| Коэффициент. | | |
-
| Подобные слагаемые. | | |
-
| Подобные слагаемые. | | |
-
| Подобные слагаемые. | | |
-
| Подобные слагаемые. | | |
-
| Контрольная работа № 12 по теме «Раскрытие скобок. Приведение подобных слагаемых». | | |
-
| Решение уравнений. | | |
-
| Решение уравнений. | | |
-
| Решение уравнений. | | |
-
| Решение уравнений. | | |
-
| Решение уравнений. | | |
-
| Контрольная работа № 13 по теме «Решение уравнений». | | |
§ 9. Координаты на плоскости. (16 уроков) |
-
| Перпендикулярные прямые. | | |
-
| Перпендикулярные прямые. | | |
-
| Параллельные прямые. | | |
-
| Параллельные прямые. | | |
-
| Параллельные прямые. | | |
-
| Координатная плоскость. | | |
-
| Координатная плоскость. | | |
-
| Координатная плоскость. | | |
-
| Координатная плоскость. | | |
-
| Столбчатые диаграммы. | | |
-
| Столбчатые диаграммы. | | |
-
| Графики. | | |
-
| Графики. | | |
-
| Графики. | | |
-
| Графики. | | |
-
| Контрольная работа № 14 по теме «Координаты на плоскости». | | |
Итоговое повторение курса математики 5-6 класса. (16 уроков) |
-
| Повторение темы «Делимость чисел». | | |
-
| Повторение темы «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». | | |
-
| Повторение темы «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». | | |
-
| Повторение темы «Умножение и деление обыкновенных дробей». | | |
-
| Повторение темы «Умножение и деление обыкновенных дробей». | | |
-
| Повторение темы «Отношения и пропорции». | | |
-
| Повторение темы «Отношения и пропорции». | | |
-
| Повторение темы «Положительные и отрицательные числа». | | |
-
| Повторение темы «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». | | |
-
| Повторение темы «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». | | |
-
| Повторение темы «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел». | | |
-
| Повторение темы «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел». | | |
-
| Повторение темы «Решение уравнений». | | |
-
| Повторение темы «Решение уравнений». | | |
-
| Повторение темы «Координаты на плоскости». | | |
-
| Итоговая контрольная работа. | | |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Для учителя:
В. И. Жохов. Математический тренажер. 6 класс. Пособие для учителей и учащихся. – М.: Мнемозина, 2012.
В. Н. Рудницкая. Рабочая тетрадь №1, №2. "Математика 6 класс". М.: Мнемозина, 2011.
В. Н. Рудницкая. УМК Математика 6 класс по учебнику Н. Я. Виленкина [тесты] ФГОС.
М. А. Попов. Контрольные и самостоятельные работы по математике. 6 класс. К учебнику Н. Я. Виленкина и др. " Математика 6 класс". ФГОС – " Экзамен", 2011.
М. А. Попов. Дидактические материалы по математике. 6 класс к учебнику Н. Я. Виленкина и др. "Математика 6 класс". ФГОС – " Экзамен", 2013.
Математика. Сборник рабочих программ. 5-6 классы [Т.А.Бурмистрова]. – М.: Просвещение, 2013. – 64 с.
Н. Я. Виленкин "Математика 6 класс". Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2015.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Серия: Стандарты второго поколения М: Просвещение. 2011 – 352 с.
Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы - 3-е издание, переработанное – М. Просвещение. 2011 – 64 с (Стандарты второго поколения).
Для учащихся:
В. И. Жохов. Математический тренажер. 6 класс. Пособие для учителей и учащихся. – М.: Мнемозина, 2012
В. Н. Рудницкая. Рабочая тетрадь №1, №2. "Математика 6 класс". М.: Мнемозина, 2011
В. Н. Рудницкая. УМК Математика 6 класс по учебнику Н. Я. Виленкина [тесты] ФГОС,
Н. Я. Виленкин "Математика 6 класс". Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2015.
6