СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию для 10 класса. Разработана для работы с учебником под редакцией Л.Н. Боголюбова.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 10 класс»

Пояснительная записка



Рабочая программа составлена на основе:

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (базовый уровень), утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • примерной программы по обществознанию (базовый уровень), созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Министерством образования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  • федерального перечня учебников, утвержденных приказом от 7 декабря 2005 г. № 302, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента образовательного стандарта.

  1. Выбор примерной программы для разработки рабочей программы по обществознанию обусловлен тем, что примерная программа не отдает предпочтения какой-либо одной концепции преподавания обществознания в ущерб другим, позволяет использовать учебники, в которых отражены различные подходы к изучению обществоведческих наук, использованы различные методики теории и практики.

  2. Программа Л.Н.Боголюбова выбрана для составления рабочей программы ,т.к. ее отличительной особенностью является последовательная и систематизированная подготовка к ЕГЭ. Содержание программы позволяет обучающимся освоить весь необходимый материал в объеме как теоретических знаний, так и практически навыков.

  3. В рабочей программе перераспределено количество часов по разделам курса.

Программа по обществознанию предназначена для 10 класса средней школы. На изучение данного предмета предусмотрено по базисному учебному плану 68 часов, включая экономику и право.

  1. Место и роль учебного курса обществознания в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Современное российское общество переживает сложный период политической и экономической стабилизации, утверждения новых приоритетов социальной политики, формирования гражданского общества. Поэтому крайне важным становится преодоление правового нигилизма у молодежи, общественной пассивности. Различных проявлений национальной и религиозной нетерпимости, экстремизма и насилия. В первую очередь это касается поколения будущих граждан России. Данный курс призван ввести школьников в мир общественных отношений, помочь им самоопределиться и найти свое место в мире.





Общая характеристика предмета.

  1. Курс обществознания вносит существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования, содействует воспитанию патриотизма и гражданственности, содействует самоопределению личности, созданию условий для ее реализации, помогает в формировании у обучающихся собственных взглядов, навыков политической, правовой, экономической культуры.

Основная форма организации обучения - классно-урочная. Образовательные технологии: проблемное обучение, блочно-модульная технология.

Формирование ключевых компетенций достигается путем использования следующих механизмов: групповая форма работы, исследовательская и проектная деятельность, ролевые и деловые игры, дискуссии, моделирование, групповые формы работы, задания на анализ и поиск информации, способов решения проблемы.

Виды и формы контроля: тесты, контрольные работы, контрольные срезы, ролевые и деловые игры, дискуссии, моделирование, эссе, зачет, семинар, защита проекта.


  • Используемый учебник. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. «Обществознание» (базовый уровень) учебник 10 класса.- М.: Просвещение, 2011.



Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, обобщающие уроки.


Задачи:


  • Организовывать познавательную деятельность обучающихся;

  • Помогать овладению различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следованию этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • Учить выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.


Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне обучающийся должен:

знать/понимать

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания;

Уметь:

• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов ( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий.

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.



Критерии оценивания:

Оценка «5» - выставляется, если ученик полностью выполнил все задания, показав при этом знания фактов, дат, умение оперировать понятиями, анализировать события, обосновывать личное мнение, аргументировать его. Обучающийся должен иметь хорошую литературную речь.

Оценка «4» - выставляется, если обучающийся выполнил все задания, но при этом допускает неточности, или нет уверенности в своей точке зрения. Речь должна быть литературной и грамотной.

Оценка «3» - выставляется, если задание выполнено, но нет последовательности, четкости и логики ответа. Нет уверенности в правильности собственного мнения, путается в терминологии, фактах. Культура речи слабая, обучающийся не умеет аргументировать.

Оценка «2» - выставляется, если обучающийся не справился с заданием, нет представления о фактах, датах, отсутствуют умения аргументировать, нет собственного мнения, т.е. ответ не соответствует требованиям.
























КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Обществознание 10 класс

Тема урока

Кол

час

Тип,

вид

урока

Элементы

содержания

Требования

к уровню

подготовки

учащихся

Вид

контроля

Элементы

допол.

Содержания

Д/З

Дата

Проведения

План/

факт

1

Введение

1

Вводный

урок

Краткая характеристика изучаемого курса. Методика работы с учебным пособием

Развивать умение поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

Тести- рование


Введение














2

Раздел 1. Общество и человек (15 ч.) Глава 1.Общество

Что такое общество





Комбини-рованный









урок

Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура ( вторая природа). Важнейшие институты общества

Знать понятия темы.

Развивать умение высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы

Составление таблицы «Общественные науки»


§1, задания










3-4

Общество как сложная динамическая система

2

Урок изучения нового материала

Урок обобщения и закрепления знаний (практикум)

Общество, страна, государство. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Глобальные экологические проблемы. Новаторство, традиции в культуре. Законодательство об охране памятников истории и культуры

Знать понятия темы.

Развивать умение объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах

Составление плана «Особенности соц. Системы»

Традиции культуры в Архан-гельс-кой обл.

Р\К.


§2, вопросы


5

Общество

1

Повторительно-обобщающий урок


Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий

Тестирование




6-7

Глава 2. Человек

Природа человека

2

Урок

изучения

нового

материала


Комбини-рованный урок

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Науки о человеке. Влияние научно-технического прогресса на природу.

Знать примеры вредного воздействия человека на природу и разработанные человеком способы защиты природы

Практические задания

Проблемы экологии в Архангельске

Р/К

§3, задания


8-9

Человек как духовное существо

2

Урок

изучения

нового

материала


Комбини-рованный урок

Духовные ориентиры личности. Категорический императив. Мировоззрение и его роль в жизни человека

Уметь характеризовать моральные ценности, объяснять сущность мировоззрения

Работа с документами; таблица «Типы мировоззрения»


§4, задания


10-11

Деятельность – способ существования людей

2

Урок

изучения

нового

материала


Комбини-рованный урок

Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности

Характеризовать черты деятельности;

-определять мотивы деятельности;

-раскрывать на примерах многообразие видов деятельности

Составление схемы «Потребности человека»

Виды деятельности в Архангель-ской области



Р/К

§5, вопросы




12-13

Познание и знание

2

Урок

изучения

нового

материала


Комбини-рованный урок

Чувственное и рациональное познание. Агностицизм. Критерии истины. Особенности научного познания. Типы мировоззрения

Анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира;

-объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения

Схема «Истина и ее критерии»


§6, сообщения о познании


14-15

Человек в системе социальных связей

2

Урок

изучения

нового

материала


Комбини-рованный урок

Биологическое и социальное в человеке. Социальное поведение и социализация личности. Познание человеком самого себя

Характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке;

-определять связь между самоопределением и самореализацией личности

Решение познавательных задач, отражающих типичные социальные ситуации


§7, задания










16

Общество и человек


Повторительно-обобщающий урок


Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы





Раздел 2. Основные сферы общественной жизни.(38 часов)



17-18

Глава 3. Духовная культура

Культура и духовная жизнь общества







2


Урок

изучения

нового

материала


Комбини-рованный урок

Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры. Проблемы современной отечественной культуры. Проблемы сохранения культурного наследия России

Знать понятия темы.

Уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия



Задания по карточкам, тест со свободными ответами

Культурное наследие Поморов

Р/К

§8.

задания


19-20

Наука и образование

2

Урок

изучения

нового

материала


Комбини-рованный урок (практикум)

Основная задача и исторические формы образования. Государственное и частное образование. Роль науки в современном обществе.

Уметь объяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней;

- уметь объяснять особенности правового статуса ученика современной школы







Тест на восстановление соответствия

История и разновидности университетов

§9, задания


21-22

Мораль. Религия

2

Урок

изучения

нового

материала


Комбини-рованный урок

Категории морали. Особенности религии и религиозного мышления

Уметь определять становление нравственного в человеке; иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества

Таблица «Мировые религии»


§10, вопросы


23

Искусство и духовная жизнь

1

Комбини-рованный урок

Различные трактовки искусства. Критерии произведений искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства

Уметь анализировать произведения искусства;

-пояснять, кто является субъектом художественной культуры

Составить схему «Искусство и его формы»

Культурная жизнь современной России

§11, подготовка к тест-ю




24

Духовная культура

1

Повторительно-обобщающий урок


Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Тест




25-26

Глава 4. Экономика

Роль экономики в жизни общества

2

Урок

изучения

нового

материала


Комбини-рованный урок

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитие экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение как основные экономические функции общества

Знать понятия темы.

Уметь определять. Каким должно быть поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере

Составить словарик по теме

Отраслевая принадлежность хозяйственных единиц Архангельской обл.

Р/К

§12, задания


27-28

Экономическая культура

2

Урок

изучения

нового

материала


Комбини-рованный урок

Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая свобода и социальная ответственность

Знать основные элементы экономической культуры;

-объяснять в чем суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике

Работа с документами.

Памятка «Этический кодекс предпринимателя»


§13, документы


29

Экономика

1

Повторительно-обобщающий урок


Знать основные положения главы;

- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Тестирование с разными уровнями сложности. Решение задач




30-

Глава 5. Социальная сфера

Социальная структура общества

1

Урок

изучения

нового

материала


Комбини-рованный урок

Социальная структура общества. Статус. Социальная стратификация и социальное неравенство. Социальная дифференциация

Анализировать социальный образ, имидж личности;

- объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью;

-разъяснять, аппелируя конкретными примерами, социальную структуру общества

Составить схему «Социальная структура общества»


§14, задания


3132-33

Социальные взаимодействия

3

Урок

изучения

нового

материала

Урок обобщения и закрепления изученного материала

Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда

Знать понятия темы.

Анализировать различные позиции в отношении поляризации общества, а также причины, способствующие этому

Решение проблемных заданий

Культура труда на предприятиях г.Архангельска



Р/К

§15, задания, мини - опрос


34-35

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

2

Урок

изучения

нового

материала

Урок обобщения и закрепления изученного материала

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный конфликт

Знать понятия темы.

Уметь приводить примеры, характеризующие виды социальных норм

Составить таблицу «Виды социальных норм»

Роль права в жизни общества

§16, задания






36-37

Нации и межнациональные отношения

2

Урок

изучения

нового

материала


Комбини-рованный урок

Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Мирные и военные формы взаимодействия народов. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления

Знать, что собой представляют межнациональные отношения.

Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры

Эссе « Причины межнациональных конфликтов и пути их преодоления»

Межнациональные отношения в Поморье



Р/К

§17, задания


38-39

Семья и быт

2

Урок

изучения

нового

материала


Комбини-рованный урок

Семья как институт общества. И малая группа. Нуклеарная семья. Причины, повод, мотивы, последствия развода

Знать, что такое семья с социологической точки зрения.

Уметь анализировать взаимоотношения в семье и находить грамотные варианты выхода их конфликтн ых жизненных ситуаций

Работать с материалами СМИ

Статистика разводов по Архангельской области

Р/К

§18, задания


40-41

Социальное развитие и молодежь

2

Урок

- презентация


Комбини-рованный урок

Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Социальные роли в юношеском возрасте. Молодежная субкультура

Знать актуальные проблемы нашего общества и молодежи.

Уметь характеризовать особенности молодежи как социальной группы

Презентации «Молодежные субкультуры»

Молодежная субкультура г. Архангельска

Р/К

§19, презентации


42-43

Социальная сфера

2

Повторительно-обобщающие уроки


Знать основные положения главы;

- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Тестирование с несколькими вариантами ответов




44-45

Глава 6. политическая сфера

Политика и власть

2

Уроки

изучения

нового

материала


Формы проявления внимания: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей

Анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть

Составить схему «Политические институты»

Виды власти в г. Архангельске

Р/К

§20, задания


46-47

Политическая система

2

Уроки

изучения

нового

материала


Структура и функции политической системы. Политические режимы. Внешние и внутренние функции государства

Знать основные признаки и функции государства, уметь их анализировать

Составить словарик по теме

Политическая элита в современной России

§21, вопросы




48-49

Гражданское общество и правовое государство

2

Урок

изучения

нового

материала

Урок обобщения и закрепления изученного материала

Признаки гражданского общества. Понятие о правовом государстве и история его становления

Уметь анализировать взаимоотношения государства и общества

Решение проблемных заданий

Политическая идеология

§22, задания





Экскурсия в городской ЗАГС


50-51

Демократические выборы и политические партии

2

Урок

изучения

нового

материала

Урок обобщения и закрепления изученного материала

Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы

Знать типологии политических партий.

Уметь определять сходства и различия мажоритарной и пропорциональных политических систем

Таблица «Политические партии, их программы»

Политические партии Архангельской обл.



Р/К

§23, задания


52-53

Участие гражданина в политической жизни

2

Урок

изучения

нового

материала


Комбини-рованный урок

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Активность электората. Роль референдума в политической жизни

Знать основные понятия темы.

Объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения

Анализ материалов СМИ

Избирательные права

§24, задания


54

Политическая сфера

1

Повторительно-обобщающий урок


Знать основные положения главы;

- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы


Тест



55- 56

Раздел 3. Глава 7. Право как особая система норм

Право в системе социальных норм

2

Урок

изучения

нового

материала


Комбини-рованный урок

Социальные нормы. Функции и сущность права. Права и обязанности. Правовая культура. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов

Уметь объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия

Составить таблицу «Отрасли права»


§25, таблица


57-58

Источники права

2

Урок

изучения

нового

материала


Комбини-рованный урок

Основные источники права. Виды нормативных актов

Уметь пояснять систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права

Составить схему «Источники права»

Соц. Защита в г. Архангельске

Р/К

§26, задания


59-60

Правоотношения и правонарушения

2

Урок

изучения

нового

материала


Комбини-рованный урок

Понятия правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Развитие права в современной России

Уметь разъяснять сущность таких понятий, как «правосознание» и «правовая культура»

Составить таблицу «Виды юридической ответственности»

Конституционное судопроизводство

§27, таблица


61-62

Современное российское законодательство

2

Урок

изучения

нового

материала

Урок обобщения и закрепления изученного материала (диспут0

Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право

Уметь объяснять общие черты и специфику отраслей российского права

Анализ документов


§28, документы


63

Предпосылки правомерного поведения

1

Комбини-рованный урок

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение

Уметь объяснять, каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры

Эссе «Правомерное поведение»

Роль права в жизни общества

§29, вопросы


64-65

Общество в развитии

2

Урок–конференция

Урок -презентация

Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества

Проблема общественного прогресса, его критерии и формы

Знать проявления глобализации в экономической сфере;

Уметь определять, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития

Выполнение проблемных заданий


§30, задания


66

Человек и общество

1

Итоговый урок


Знать основные положения главы;

- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные

Тест


Подготовка к к/р


67-68

Человек и общество

2

Контрольный урок


Итоговое занятие


Знать основные положения главы;

- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные





Итого 68 уроков Р/К- 12 К/Р-5








Контрольные работы


п/п

Тема

Форма контроля

урока

Дата проведения

1

Общество

Тестирование

5


2

Наука и образование

Тест на восстановление соответствия

20


3

Экономика

Тестирование с разными уровнями сложности. Решение задач

29


4

Социальная сфера

Тестирование с несколькими вариантами ответов

43


5

Человек и общество

Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ.

67



Региональный компонент


п/п

Тема

урока

Тема урока

Дата проведения

1

Традиции культуры в Архангельской обл.

4

Общество как сложная динамическая система


2

Проблемы экологии в Архангельске

7

Природа человека


3

Виды деятельности в Архангельской области

11

Деятельность – способ существования людей


4

Культурное наследие Поморья

18

Культурная и духовная жизнь общества


5

Отраслевая принадлежность хозяйственных единиц Архангельской обл.

26

Роль экономики в жизни общества


6

Культура труда на предприятиях г. Архангельска


34

Социальные взаимодействия


7

Межнациональные отношения в Поморье

38

Нации и межнациональные отношения


8

Статистика разводов по Архангельской области

40

Семья и быт


9

Молодежная субкультура г. Архангельска


42

Социальное развитие и молодежь


10

Виды власти в г. Архангельске

46

Политика и власть


11

Политические партии Архангельской обл.

51

Демократические выборы и политические партии


12

Соц. защита в г. Архангельске


58

Источники права



Антикоррупционный компонент

п/п

Тема

урока

Тема урока

Дата проведения

1

Коррупция как симптом общественной и государственной дисфункции

4

Общество как сложная динамическая система


2

Содержание антикоррупционного образования

20

Наука и образование


3

Экономический аспект коррупции

27

Экономическая культура


4

Коррупция как разновидность девиантного поведения

35

Социальные нормы и отклоняющееся поведение


5

Система антикоррупционных законов в Российской Федерации

56

Право в системе социальных норм











СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Раздел 1. Общество и человек (15ч). Глава 1. Общество (4 ч). Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества. Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре, феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры. Глава 2. Человек (11 ч). Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения. Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное. научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка. Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (38 ч). Глава 3. Духовная культура (8 ч). Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения. Основная задача и исторические формы образования. Приёмы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий. Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии; её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства». Глава 4. Экономика (5 ч). Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров. Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности. Глава 5. Социальная сфера (14 ч). Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые и новые» богатые. Средний класс. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Эволюция форм семьи. Удовлетворённость браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль. Социальные процессы в современной России. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура. Глава 6. Политическая сфера (11ч). Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства. Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Процедура голосования. Активность электората. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни. Раздел 3. Право. Глава 7. Право как особая система норм (11 ч). Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов. Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право. Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса. Повторение (4часа)


Литература

1.Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. – М.: Просвещение, 2011

2.Обществознание. 10 кл.: поурочные планы по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова: в 2 ч./авт.-сост. С.Н. Степаненко. – Волгоград: Учитель, 2008.

3. Региональный компонент общего образования Архангельской области. Обществознание, Архангельск 2006.,АОИППК.

4.Чернышева О.А. Обществознание. 10-11 классы. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2013.