2 | Человек в обществе 21 час Проблема происхождения человека. Биосоциальная природа человека. Социальная среда обитания человека. Человек и его потребности. Разумные, неразумные, материальные, социальные и духовные потребности. Интересы в жизни человека. Формирование интересов. Иерархия интересов. Развитие и тренировка интересов. Самооценка и её разновидности: самоуважение и самоуничижение Самовоспитание Представление о добре и зле для оценки и самооценки. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Причины инвалидности. Жизнь с инвалидностью. Помощь инвалидам. Положение инвалидов в России. Выдающиеся достижения инвалидов. Мотивы и виды деятельности. Учение. Игра. Труд. Творчество. Общение. Структура деятельности. Деятельность и поведение. Деятельность как способ существования человека. Личность. Познание как человеческая потребность. Поиск информации. Как человек познает мир и самого себя. Способы познания мира, человека, общества: чувственное рациональное познание. Самопознание. Образование и самообразование Экстернат. Современная школа. Школьное образование в РФ. Инклюзивное образование. Быть человеком — учиться жить в обществе, учиться социальному Культура. Культурные нормы и ценности. Социальные роли. Воспитание. Положение ЛИЧНОСТИ в обществе. Социальный статус. Взаимосвязь социального статуса и социальных ролей. Социальные параметры личности. Прирожденные качества человека. Приобретенные качества человека. Социальное положение школьника. Ответственность Разнообразие социальных статусов Жизнь как возможность реализации человека. Проблемы старения человечества. Основные возрастные ступени жизни человека. Возраст человека и социальные отношения. Возможности и ограничения возраста. Возраст и положение человека в обществе. Права и обязанности несовершеннолетних. Отношения со сверстниками. Биологический пол, мужской, женский. Гендер как социальный пол. Особенности мужского и женского поведения. Гендерные роли. Особенности воспитания мальчиков и девочек. Взаимоотношения мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Национальность. Национальная принадлежность. Этнический фактор в государственном развитии. Миграция. Мигранты. Толерантность. Граждане. Гражданство. Конституция РФ о гражданстве. Паспорт. Права человека. Юные граждане России: права и обязанности. Здоровье современных детей. Здоровый образ жизни. Слагаемые здорового образа жизни. Долголетие. Опасность, безопасность. Правила безопасной жизни. Вредные привычки, угрожающие здоровью. | Формирование и развитие: -творческих способностей через активные формы деятельности; -навыков составления алгоритма выполнения задания; - навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения; - навыков самоанализа и самоконтроля; - познавательного интереса к изучению нового; - устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового; - способности к волевому усилию в преодолении трудностей; -индивидуального и коллективного проектирования; - навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; - бережного отношения к своему здоровью. Воспитание: ответственности за принятие решений - способности различать разумные и неразумные потребности человека: - активной жизненной позиции; - культуры дружеских отношений; - уважительного отношения к представителям разных национальностей стремления быть терпимым в обществе людей; - стремления к усвоению правовых знаний, чувства гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих; -граждански активных и социально значимых качеств; - чувства патриотизма, любви к Родине; - морально-волевых качеств личности, чувства коллективизма, стремления взаимопомощи; - чувства ответственности за свою жизнь и здоровье будущего поколения. Осознание: -правомерности и справедливости закономерности: «Чем больше у человека интересов, тем богаче его внутренний мир»; - того, что, «помогая слепым людям, мы действительно прозреваем сами...»; - важности процесса познания и самопознания ста хорошего образования для человека и общества. - собственной социальной позиции и собственного социального положения в обществе - роли и влияния подросткового периода на формирование подростка - значения индивидуальных качеств, присущих мужчинам и женщинам - необходимости ведения здорового образа жизни. Понимание сути вопроса: «Человек существует в оценке других людей?» | - развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. - определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. -анализировать результаты исследований, фиксировать их - формировать действия, направленные на структурирование информации - определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, - составлять план последовательности действий. -выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения) - формировать навыки учебного сотрудничества - сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам, выявлять сходства и различия объектов - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. - самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. - выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения - управлять своим поведением, оценивать свои действия. - осознавать самого себя как движущую силу своего поведения - формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. - произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций - формировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации. - оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. - оценивать способы и условия действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности - формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций. - осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям - выслушивать мнение членов команды, работая над проектом. | Познакомиться с вечной загадкой человека, с различными версиями происхождения человека; выяснить предпосылки формирования человека; научиться понимать сущность природы человека, анализировать собственные поступки с точки зрения природы человека. Научиться классифицировать потребности человека, понимать значение и роль потребностей в жизни человека; Познакомиться с осознанными потребностями людей в чем-либо, иерархией человеческих интересов; Познакомиться с ролью и значением самооценки в процессе формирования личности подростка; научиться понимать взаимозависимость самооценки и поведения подростка, определять факторы, влияющие на формирование той или иной самооценки. Познакомиться с проблемами людей с ограниченными возможностями и особыми потребностями; выяснить, почему люди становятся инвалидами и в какой помощи они нуждаются. Понимать, что деятельность как тип поведения свойственна только человеку, что деятельности присущ сознательный, продуктивный, общественный характер; познакомиться с основными видами деятельности; научиться объяснять мотивы деятельности; знать структуру деятельности; углубить и расширить представления об игре, учебе и труде как основных видах деятельности. Сформировать понятие о знании, познании, мышлении и самопознании, его уровнях; определять, с помощью чего осуществляется познание, что является его результатом; понимать роль познания в жизни общества. Расширить представление о путях самообразования в прошлом и настоящем. Познакомиться с процессом социализации личности; выяснить, кто и что способствует процессу социализации; понимать значение процесса социализации в жизни человека и общества; научиться называть социальные роли человека. Познакомиться с социальным статусом и социальной ролью человека в обществе; выяснить, от чего зависит социальное положение в обществе; определять права, обязанность и ответственность подростков; понимать, что положение человека в обществе в значительной степени зависит от него самого: от его личных качеств, образования, квалификации. Познакомиться с возрастами человеческой жизни; уметь называть этапы жизни человека; выяснить причины старения человечества; задуматься над осмысленным отношением к своему возрасту и возрасту окружающих людей. Познакомиться с особенностями подросткового возраста; понимать противоречивость переходного возраста. Познакомиться с мифологическими версиями происхождения мужчины и женщины: с гендерными различиями между людьми; выяснить истоки моделей поведения, характерные для мужчин и женщин. Познакомиться с различиями в поведении мальчиков и девочек; определить различия в воспитании мальчиков и девочек; развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками; соотносить себя либо с мужским, либо с женским началом. Познакомиться с национальной принадлежностью человека; выяснить, какую роль она играет в жизни человека; понимать сложность и противоречивость национальных отношений, необходимость общения друг с другом; сформировать представление о культурном богатстве и своеобразии различных народов, о дружественных отношениях народов России. Познакомиться с отдельными статьями Конституции Российской Федерации: получить представления о том, что значит быть гражданином, о правах и обязанностях граждан России; формировать представление об основном законе страны — Конституции; понимать, что право на образование — одно из главных наших прав. Расширить представление о том, что только сам человек определяет свой здоровый (или нездоровый) образ жизни; раскрыть сущность понятия здоровый образ жизни. Познакомиться с понятиями безопасность, опасная ситуация, с классификацией опасных ситуаций; осознавать опасность вредных привычек; уметь определять опасные и безопасные ситуации дома, в школе, на улице и т. д.; формировать навыки ориентировки в опасных ситуациях и принятия рациональных решений; показать взаимосвязь решений и поступков. | Работа - с текстом учебником, элементы дискуссии; - у доски и в тетрадях -исследовательская работа - самодиагностика - творческие задания - составление схем - проектная работа - в малых группах - со статистическими данными - мини-эссе - со статьями Конституции РФ - составление таблиц Уметь объяснять значения терминов и понятий: - биологический, социальный - потребность, разумные потребности, неразумные потребности, социальные потребности, материальные потребности, альтруизм - интерес, иерархия, широта интересов - самооценка, мораль, самовоспитание - инвалид, инвалидность - интеллект, воля, мотивы, деятельность, личность - познание, знание, мышление, самопознание -. образование, самообразование, инклюзивное образование - культура, культурные нормы, социальная роль, ценности, социализация - социальный статус, социальное положение, темперамент, характер - возрастной статус, возрастная роль, поколение - подростковый возраст, несовершеннолетний, сверстники - гендер, гендерные роли, социологи социальный пол - гендерная роль, социализация, воспитание, гормоны - национальность, познавательный туризм, миграция, толерантность - гражданство, гражданин, права человека, паспорт - здоровый образ жизни, демографы, болезнь, долголетие - опасность, безопасность, привычка | контрольная работа творческая работа работа в группах индивидуальный фронтальный опрос |
3 | Ближайшее окружение подростка 13 часов Человек и его социальное окружение. Товарищи и современники. Семья. Функции семьи. Брак. Роли в семье. Роль подростка в семье. Семья и семейные отношения. Супружество. Родительство. Родство. Семейные конфликты и их причины. Конфликты между родителями и детьми. Пути разрешения семейных конфликтов. Семейные ценности и традиции. Семейный альбом. Семейная родословная. Семейный совет. Семейные праздники. Семейная культура. Воспитание в семьях разных народов мира. Цели заботы и воспитания в семье. Гендерная социализация человека в семье. Почему государство должно поддерживать семью. Материнский капитал и его предназначение. Государственная социальная помощь. Государственная поддержка семьи. Социальные службы. Социальный работник. Дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети-сироты. Социальные сироты. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление. Опека. Попечительство. Приемная семья. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка. Общество как совокупность различных групп. Группа. Малая группа. Человек в малой группе. Значение группы в жизни подростка. Межличностные отношения. Важнейший закон межличностных отношений. Конформизм. Общение как главная форма социального взаимодействия. Круг общения. Объем общения и его содержание. Манера общения. Дружба. Особенности общения подростка со сверстниками. Конфликт. Межличностный конфликт. Почему возникают конфликты. Пути разрешения конфликтов. | Формирование и -развитие - творческих способностей через активные формы деятельности; - навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования; механизма решения конфликтных ситуаций и применение его в повседневной жизни познавательного интерес к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний. Воспитание: - уважительного ответственного отношения к браку и семье - уважительного и бережного отношения друг к другу, к родным и близким - уважительного отношения к семейным традициям; - чувства милосердия и сострадания, ответственности за своих родных и близких Осознание - необходимости формирования гражданской позиции и ответственности - роли языка общения | - развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений. - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. - уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов - определять цели и функции участников учебного действия, способы их взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. - находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения проблемных задач - слушать других, пытаться принимать другу ю точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. - определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. - выделять существенную информацию из текстов разных видов - уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об изучаемой проблеме - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию. необходимую для ее решения. - применять таблицы, схемы, модели для получения информации - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. - формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий. - сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов - владеть общим приемом решения учебных задач - осознавать уровень и качество усвоения результата. | Характеризовать и анализировать отношения к друзьям, товарищам и современникам; выяснить значение семьи для человека и общества; формировать правовую культуру в семейных отношениях; показывать на конкретных примерах, что семья и брак — это долг и обязанность каждого человека. Познакомиться с типами семейных отношений, правами и обязанностями супругов, вилами семей, причинами семейных конфликтов; формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, отец, жена, муж и т.д.; иметь представление о правильных способах взаимодействия между людьми, живущими в одной семье. Познакомиться с семейными ценностями и традициями; понимать место семейных традиций в современном обществе; раскрывать значение духовного опыта поколений в воспитании детей; воспринимать семью как главную ценность. Познакомиться с системами воспитания в разных странах; понимать, как родители приучают детей к дисциплине и послушанию, обучают элементарным навыкам повседневной жизни; подчеркнуть первостепенность в процессе воспитания духовного развития Познакомиться с причинами государственной поддержки семьи, видами деятельности социальной службы, центрами социальной помощи семье и детям. Познакомиться с положением детей, оставшихся без попечения родителей, мерами по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Познакомиться с понятием малая группа; определять, какое значение имеет для подростков группа; научиться давать оценку и выражать свое отношение к роли и влиянию социальной среды на формирование подростка. Познакомиться с сущностью процесса общения как процесса взаимодействия двух людей; уметь объяснять значения терминов и понятий: Познакомиться с понятием межличностные конфликты; рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны; познакомиться с методами выхода из конфликта. | Работа - со схемами, таблицами - проектная работа - творческие задания - составление рассказа по предложенному плану -решение проблемных задач - исследовательская деятельность - диагностика и самодиагностика - игровая деятельность Уметь объяснять значения терминов и понятий: - товарищи, современники, семья - семейный конфликт, двухпоколенная семья, многопоколенная семья - семейные ценности, семейные традиции - материнский капитал, государственная социальная помощь - усыновление, опека, попечительство, приемная семья - малая группа, конформизм, межличностные отношения - общение, манера общения, дружба - конфликт, компромисс | Контрольная работа Индивидуальный фронтальный опрос творческая работа работа в группах и парах тестирование |