Пояснительная записка
Основанием для разработки данной программы служат:
- Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ МО РФ от 30.06.1999 г. № 56);
- Базисный учебный план (Приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312);
- Образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования в Республике Коми (Указ Главы Республики Коми от 13.07.2001 за № 301);
- Программы курса «Обществознание» для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Автор А.И.Кравченко.М.: «Русское слово», 2006 г. допущено Министерством образования Российской Федерации, 4-е издание
- Учебник:И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. 9 класс. - М.: Русское слово, 2013;
Программа выполняет две основные функции:
- Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета
- Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучение, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Предмет изучается в 9 классе в качестве обязательного в количестве 35 учебных часов, по 1 часу в неделю. Содержание программы направлено на знакомство учащихся с политической и духовной сферой общества, правовыми вопросами, с которыми приходится постоянно сталкиваться современному подростку, на освоение учащимися знаний, формирование навыков и умений на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе гимназии. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию и авторской программы учебного курса.
Основными целями изучения обществознания является:
· развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
· освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
· овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
· формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Данные цели курса реализуются посредством следующих задач:
- содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям национальной культуры;
- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и в типичных жизненных ситуациях;
- выстраивание логической последовательности и структуры обществоведческих знаний.
Концепция, заложенная в содержание учебного материала с учетом специфики вечерних общеобразовательных школ.
В вечерней общеобразовательной школе при изучении учебного курса по обществознанию ставятся те же учебно-воспитательные цели, что и в дневных общеобразовательных школах. Однако особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, у них: либо изначально слабые знания, либо значительный перерыв в обучении. В связи с этим программа по обществознанию составлена так, чтобы дать возможность компенсировать незнание пройденного ранее материала и облегчить изучение нового, приведение знаний в систему.
Расширение целей связано еще и с попыткой адаптировать на постепенный переход изучения обществознания к новым стандартам, связанных с модернизацией образования в соответствии с письмом Минобрнауки России от 06.02.10 г. № 97:
- обеспечение условий для понимания глобального контекста происходящих в обществе явлений, а также их исторических корней.
Обязательный минимум содержания учебного материала:
Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политическая идеология. Политические режимы. Основные черты гражданского общества. Местное самоуправление. Правовое государство. Политическая жизнь современной России. Политическая культура.
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Публичное и частное право. Правоотношения. Правонарушения юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Международные документы по правам человека. Система судебной защиты прав человека. Правовая культура.
Учебно-тематический план и содержание учебного предмета
№ темы
|
Тема учебного материала
|
Кол-во часов
|
Контр. работы и зачеты
|
9 класс
|
1
|
Политическая сфера
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей. Государство. Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Какие бывают государства. Формы государства. Политический режим.
Демократия, авторитаризм, тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Участие партий в выборах.
|
16
|
1
|
2
|
Человек и его права
Право. Право и его роль в жизни общества и государства. Функции права. Правовая культура личности. Понятие нормы права. Понятие юридической ответственности. Отрасли права. Закон и власть. Основы конституционного строя РФ. Народовластие. Федеративное устройство России. Органы законодательной и исполнительной власти в РФ. Конституционные основы судебной системы. Правоохранительные органы. Гражданство. Права, свободы человека и гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Право и имущественные отношения. Правовые основы гражданских правоотношений. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Право и труд. Трудовые отношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетних. Право, семья, ребенок. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Преступление. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Уголовное право. Преступление. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Виды наказаний. Основные понятия: право, норма права, отрасли права, Федеральное собрание, правительство, суд, прокуратура, полиция, адвокатура, гражданство, имущественные отношения, право собственности, договор, сделка, иск, потребитель, трудовое право, правоспособность, дееспособность. Правонарушение, административный проступок, уголовное преступление.
|
13
|
1
|
3
|
Духовная сфера
Что такое культура. Сфера духовной культуры и ее особенности. Культурное наследие. Культурные универсалии. Нормы и формы культуры. Социальные ценности и нормы. Мораль, формы культуры. Религия. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Искусство. Художественная культура. Функции искусства. Признаки произведения искусства. Образование. Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Наука. Ее значение в жизни современного общества. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Основные понятия: культура, культурный комплекс, манеры, обычаи, традиции, мораль, санкции, элитарная культура, народная, массовая культура, религия, архаические религии, мировые религии, искусство, образование, ученик, наука, ученый
|
5
|
1
|
|
Обобщающий урок
Подведение итогов пройденного курса обществознания в 9 классе
|
1
|
|
|
Итого
|
35
|
|
Формы промежуточной, итоговой аттестации:
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, уроки-практикумы, тест, понятийный диктант, «круглый стол», мини-социальные ученические проекты.
Формой промежуточной аттестации является: проверочная работа, тестирование, защита проекта, зачет
Перечень обязательных практических работ
№ зачета
|
Тема зачета
|
Количество работ
|
1
|
Политическая сфера общества
|
1
|
2
|
Человек и его права
|
1
|
3
|
Духовная сфера
|
1
|
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
3) осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
5) осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
6) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
7) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
8) умение давать определения понятиям, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
9) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
10) смысловое чтение;
11) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
12) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирование и регуляции своей деятельности;
умение пользоваться устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
13) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
14) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Требования к уровню подготовки выпускников в результате изучения обществознания (включая экономику и право)- «Политико-правовая сфера»
Ученик должен
Знать термины:
- «государственный аппарат»
- «публичное право»
- «частное право»
- «правовые акты»
- «правоотношения»
Перечислять
- Признаки, функции, формы государства
- Основные черты гражданского общества
- Источники права
- Основные отрасли и институты права
- Основные международные документы по правам человека
Определять понятия:
- «государство»
- «правовое государство»
- «гражданское общество»
- «трудовой договор»
- «административный проступок»
- «преступление»
- «правонарушение»
Описывать
- Местное самоуправление
- Систему судебной защиты прав граждан
- Гражданское общество
- Государственное право
- Административное право
- Гражданское право
- Трудовое право
- Уголовное право
Сравнивать
- Избирательные системы
- Политические режимы
- Публичное и частное право
- Формы государства
-
- Роль государства в политической системе
- Место конституции в иерархии нормативных актов
- Роль права в системе социальных норм
- Связь правового государства и гражданского общества
-
- Власть, ее происхождение и виды
- Политическую идеологию, политическую культуру
- Юридическую ответственность
- Правовые акты
Приводить примеры
- Правонарушений
- Норм государственного права
- Норм административного права
- Норм гражданского права
- Норм трудового права
- Норм семейного права
- Норм уголовного права
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
· общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
· нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
· реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
· первичного анализа и использования социальной информации;
· сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Критерии и нормы оценки знаний учащихся 9 класса по обществознанию
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.
Оценка «5»- материал усвоен в полном объеме, изложен логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
Оценка «4»- в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
Оценка «3»- в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
Учебно-методический комплекс для обучающегося:
1.Кравченко А.И. Обществознание. 9 класс. М.: Русское слово, 2013
Дополнительная литература:
Нормативные документы:
а) Декларация прав ребенка;
б) Конвенция о правах ребенка.