Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Марковская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю Согласовано Рассмотрено на заседании
Директор школы Зам. дир. по УВР ШМО
Бедная Н. И. Сторожева В. И. протокол №
Рабочая программа
по учебному курсу «Окружающий мир»
на 2016-2017 учебный год
для 3 класса
Шпилева Светлана Ивановна
учитель начальных классов
(первая категория)
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 3 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования ( Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
авторской программы А.А.Плешакова. УМК «Школа России» Москва. Просвещение. 2011г.
Нормативно –правовыми документами реализации ФГОС являются:
- Закон РФ от 29. 12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования»
- Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821 – 10», утвержденных Главным санитарным врачом РФ от 29 декабря 2010г., зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 «19993
-Образовательная программа МКОУ «Марковская СОШ»
- Учебный план МКОУ «Марковская СОШ» на 2016-2017уч. год
2.Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой» поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдении, чтения и получения информации от взрослых.
3.Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане школы на предмет «Окружающий мир» отведёно 2часа, (34учебных недели, 68часов в год)
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
6.Содержание учебного предмета (34ч)
Как устроен мир
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия:Что нас окружает?
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, зверии др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы:Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значениеи гигиена.Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы:Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия:Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы:Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран. Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
7.Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во час. | Дата | Оборудование | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
план. | факт. |
1 | Природа. Человек. | 1 | | | Учебник, рабочая тетрадь, диск «Окружающий мир», таблицы | Регулятивные: -выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос. Познавательные: -взаимосвязь природы и человека. Коммуникативные: - способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке. Личностные: - формирование личного отношения к окружающему миру. |
2 | Общество. Мир глазами эколога. | 1 | | |
3 | Природа в опасности. | 1 | | |
4 | Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. | 1 | | | Сахар, соль, крахмал, кислота Учебник, рабочая тетрадь, диск «Окружающий мир», таблицы | Регулятивные: - умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы. Познавательные: - осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему. Коммуникативные: - умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми. Личностные: - формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей. |
5 | Воздух и его охрана. Вода. | 1 | | |
6 | Превращение и круговорот воды. Берегите воду! | 1 | | |
7 | Что такое почва. Разнообразие растений. | 1 | | |
8 | Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. | 1 | | |
9 | Охрана растений. Разнообразие животных. | 1 | | |
10 | Кто что ест. Размножение и развитие животных. | 1 | | |
11 | Охрана животных. В царстве грибов. | 1 | | | Презентация «Грибы» |
12 | Великий круговорот жизни.. | 1 | | |
13 | Организм человека. Органы чувств. | 1 | | | Учебник, рабочая тетрадь, диск «Окружающий мир», таблицы Презентация «ЗОЖ» | Регулятивные: - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Познавательные: - характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья; - усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу ит.д. Коммуникативные: - отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре. Личностные: - конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире. |
14 | Надёжная защита организма. Опора тела и движение. | 1 | | |
15 | Наше питание. Наше кровообращение. | 1 | | |
16 | Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. | 1 | | |
17 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». | 1 | | |
18 | Огонь, вода и газ. Опасные места. | 1 | | | Учебник, рабочая тетрадь, диск «Окружающий мир», таблицы | Регулятивные: - умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения. Коммуникативные: - уметь слаженно действовать в ситуациях опасности. Личностные: - усвоение действий при пожаре, аварии водопровода и т.д. усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности. |
19 | Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. | 1 | | |
20 | Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность. | 1 | | |
21 | Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | | | Учебник, рабочая тетрадь, диск «Окружающий мир», таблицы, коллекция «Полезные ископаемые» презентация «Виды денежных средств» | Регулятивные: - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Познавательные: - знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей, о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье. Коммуникативные: - формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке. Личностные: - понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике. |
22 | Полезные ископаемые. Какая бывает промышленность. | 1 | | |
23 | Растениеводство. Животноводство. | 1 | | |
24 | Проект «Экономика родного края». Что такое деньги. | 1 | | |
25 | Государственный бюджет. Семейный бюджет. | 1 | | |
26 | Экономика и экология. Проверочная работа. | 1 | | |
27 | Золотое кольцо России. | 1 | | | Презентация «Золотое кольцо России» Учебник, рабочая тетрадь, диск «Окружающий мир», таблицы | Регулятивные: - умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. Познавательные: - конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях. Коммуникативные: - формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности. Личностные: - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. |
28 | Наши ближайшие соседи. | 1 | | |
29 | На севере Европы. | 1 | | |
30 | Что такое Бенилюкс. | 1 | | |
31 | В центре Европы. | 1 | | |
32 | По Франции и Великобритании. | 1 | | |
33 | На юге Европы. По знаменитым местам мира. | 1 | | | |
34 | Проверочная работа. Что мы узнали и чему научились за год. | 1 | | |
34 часа |
. 8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Учебное оборудование:
1. технические средства (мультимедийный проектор, компьютер)
2. учебные (столы, доска)
2. Собственно учебные средства:
1. Учебник: «Окружающий мир» 3 класс АА,Плешаков в 2-х частях. ФГОС.:
Просвещение, 2014.
2. Окружающий мир» 4 класс АА,Плешаков 3 класс. Рабочая тетрадь: В 2-х частях. ФГОС
3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)
1.Максимова Т.Н. Методическое пособие к комплекту «Окружающий мир» для 3класса М.:ВАКО, 2014.
2. «Школа России»: Программы для начальной школы. — М.: «Просвещение», 2011.
3.ЭП к учебнику.
4. Дидактические материалы: (литература, развивающая познавательный интерес учащихся)