СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс .УМК " Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс .УМК " Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс .УМК " Школа России"»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Марковская средняя общеобразовательная школа»





Утверждаю Согласовано Рассмотрено на заседании

Директор школы Зам. дир. по УВР ШМО

Бедная Н. И. Сторожева В. И. протокол №





Рабочая программа

по учебному курсу «Окружающий мир»

на 2016-2017 учебный год

для 3 класса



Шпилева Светлана Ивановна

учитель начальных классов

(первая категория)









1.Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 3 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования ( Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,

авторской программы А.А.Плешакова. УМК «Школа России» Москва. Просвещение. 2011г.

Нормативно –правовыми документами реализации ФГОС являются:

- Закон РФ от 29. 12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования»

- Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821 – 10», утвержденных Главным санитарным врачом РФ от 29 декабря 2010г., зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 «19993

-Образовательная программа МКОУ «Марковская СОШ»

- Учебный план МКОУ «Марковская СОШ» на 2016-2017уч. год



2.Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окру­жающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к при­роде, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит про­блемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с при­менением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Про­водятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различ­ных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредствен­ное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут про­водиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) рас­познавание природных объектов с помощью специально разработан­ного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учеб­ных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с то­бой» поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, что­бы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми под­держивали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдении, чтения и получения информации от взрослых.

3.Место учебного предмета в учебном плане

В учебном плане школы на предмет «Окружающий мир» отведёно 2часа, (34учебных недели, 68часов в год)

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу­ющие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.




6.Содержание учебного предмета (34ч)



Как устроен мир

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (меж­ду неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутрен­ний мир человека. Восприятие, память, мышление, вообра­жение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Эко­логия – наука о связях между живыми существами и окру­жающей их средой. Роль экологии в сохранении природно­го дома человечества. Воздействие людей на природу (отри­цательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия:Что нас окружает?

Эта удивительная природа

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для жи­вых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источни­ки загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Эконо­мия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании поч­вы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непроду­манной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Ды­хание и питание растений. Размножение и развитие расте­ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насеко­мые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, зверии др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные жи­вотные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пира­мида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпоч­ных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (орга­низмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы:Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значениеи гигиена.Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при неболь­ших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осан­ка. Значение физического труда и физкультуры для разви­тия скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витами­ны. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организ­ме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жиз­ни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы:Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Без­опасность при езде на велосипеде, автомобиле, в обществен­ном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении без­опасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, инфор­мационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: бал­кон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на ули­це, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Пра­вила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загряз­ненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как за­щититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия:Дорожные знаки в окрестностях школы.

Чему учит экономика

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физи­ческий и умственный труд. Зависимость успеха труда от об­разования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономи­ке. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подзем­ных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электро­энергетика, металлургия, машиностроение, легкая промыш­ленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значе­ние. Построение безопасной экономики – одна из важней­ших задач общества в XXI веке.

Практические работы:Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримеча­тельности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, располо­жение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися па­мятниками истории и культуры разных стран. Бережное отношение к культурному наследию человече­ства – долг всего общества и каждого человека.

7.Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во час.

Дата

Оборудование

Основные виды учебной деятельности (УУД)

план.

факт.

1

Природа. Человек.


1



Учебник, рабочая тетрадь, диск «Окружающий мир», таблицы

Регулятивные:

-выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос.

Познавательные:

-взаимосвязь природы и человека.

Коммуникативные:

- способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке.

Личностные:

- формирование личного отношения к окружающему миру.

2

Общество. Мир глазами эколога.


1



3

Природа в опасности.


1



4

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ.

1



Сахар, соль, крахмал, кислота


Учебник, рабочая тетрадь, диск «Окружающий мир», таблицы

Регулятивные:

- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы.

Познавательные:

- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему.

Коммуникативные:

- умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми.


Личностные:

- формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей.

5

Воздух и его охрана. Вода.

1



6

Превращение и круговорот воды. Берегите воду!

1



7

Что такое почва. Разнообразие растений.

1



8

Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений.

1



9

Охрана растений. Разнообразие животных.

1



10

Кто что ест. Размножение и развитие животных.

1



11

Охрана животных. В царстве грибов.

1



Презентация «Грибы»

12

Великий круговорот жизни..

1



13

Организм человека. Органы чувств.

1



Учебник, рабочая тетрадь, диск «Окружающий мир», таблицы



Презентация «ЗОЖ»




Регулятивные:

- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить.

Познавательные:

- характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья;

- усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу ит.д.

Коммуникативные:

- отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре.

Личностные:

- конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире.

14

Надёжная защита организма. Опора тела и движение.

1



15

Наше питание. Наше кровообращение.

1



16

Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.

1



17

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».


1



18

Огонь, вода и газ. Опасные места.

1



Учебник, рабочая тетрадь, диск «Окружающий мир», таблицы

Регулятивные:

- умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения.

Коммуникативные:

- уметь слаженно действовать в ситуациях опасности.

Личностные:

- усвоение действий

при пожаре, аварии водопровода и т.д.

усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности.

19

Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки.

1



20

Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.

1



21

Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1



Учебник, рабочая тетрадь, диск «Окружающий мир», таблицы, коллекция «Полезные ископаемые»

презентация «Виды денежных средств»

Регулятивные:

- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить.

Познавательные:

- знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,

о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье.

Коммуникативные:

- формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке.

Личностные:

- понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике.

22

Полезные ископаемые. Какая бывает промышленность.

1



23

Растениеводство. Животноводство.

1



24

Проект «Экономика родного края».

Что такое деньги.

1



25

Государственный бюджет. Семейный бюджет.

1



26

Экономика и экология.

Проверочная работа.

1



27

Золотое кольцо России.

1



Презентация «Золотое кольцо России»

Учебник, рабочая тетрадь, диск «Окружающий мир», таблицы

Регулятивные:

- умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему.

Познавательные:

- конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях.

Коммуникативные:

- формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности.

Личностные:

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

28

Наши ближайшие соседи.

1



29

На севере Европы.

1



30

Что такое Бенилюкс.

1



31

В центре Европы.

1



32

По Франции и Великобритании.

1



33

На юге Европы. По знаменитым местам мира.

1




34

Проверочная работа.

Что мы узнали и чему научились за год.

1



34 часа



. 8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.Учебное оборудование:

1. технические средства (мультимедийный проектор, компьютер)

2. учебные (столы, доска)



2. Собственно учебные средства:

1. Учебник: «Окружающий мир» 3 класс АА,Плешаков в 2-х частях. ФГОС.:

Просвещение, 2014.

2. Окружающий мир» 4 класс АА,Плешаков 3 класс. Рабочая тетрадь: В 2-х частях. ФГОС



3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)

1.Максимова Т.Н. Методическое пособие к комплекту «Окружающий мир» для 3класса М.:ВАКО, 2014.

2. «Школа России»: Программы для начальной школы. — М.: «Просвещение», 2011.

3.ЭП к учебнику.

4. Дидактические материалы: (литература, развивающая познавательный интерес учащихся)