ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для обучающихся 10-11 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г № 1089
Примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного стандарта
Обязательный минимум содержания образовательной программы.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования 2013/2014 учебный год
Программы образовательных учреждений «Технология, трудовое обучение 1-4, 5-11 классы» Под ред. В.Д. Симоненко, изд. М «Просвещение», 2007
Трудовое обучение для сельских школ I-IV,V-IX,X-XI кл.,
изд., Просвещение 1998г
При составлении рабочей программы использовался учебник: «Технология», для 10-11 классов, под редакцией ВД. Симоненко, Москва, «Просвещение», 2011 год и соответствующий учебно-методический комплект.
Общая характеристика учебного предмета
Основная задача учебного предмета «Технология» (трудовое обучение) в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися системой технических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Наряду с решением основной задачи, учебный предмет «Технология» предусматривает формирование у обучающихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их способностей, ориентацию на профессии, подготовку к профильному профессиональному обучению.
Программа нацелена на гармоничное развитие личности обучающегося, на формирование прочных, глубоких знаний, умение планировать работу и творчески мыслить.
В процессе обучения у обучающихся формируются знания по устройству оборудования, приспособлений и инструментов, применяемых при выполнении столярных, слесарных и электротехнических работ, по устройству и взаимодействию сборочных единиц и механизмов станков, а также по технологии механической обработки материалов.
Главная цель предмета технологии – подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Изучение технологии направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
В процессе преподавания предмета «Технология» решаются задачи:
формирование политехнических знаний и экологической культуры;
привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
развитие самостоятельности и способности обуча.щихся решать творческие и изобретательские задачи;
обеспечение обучающимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации,
развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Особенности содержания курса
Основной принцип реализации программы общетехнологической подготовки – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников и их будущую профессию. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование.
Особенностью образовательной области «Технология» в старшей школе является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда. Специальная технологическая подготовка позволяет обучающимся приобрести профессиональные знания и умения в выбранной сфере трудовой деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.
Рубрика «уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.
В рубрике «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Технология» на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне. В том числе по 35 часов в 10 и 11 классах, из расчета 1 учебный час в неделю.
Общая характеристика Рабочей программы
Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по биологии 10-11 классы разработанная автором В. Д. Симоненко и соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования. Цели и задачи преподавания : формирование у обучающихся знаний и умений по ручной и механической обработке древесины и металлов на уровне операторской деятельности, т.е. выполнение работ на налаженном оборудовании и налаженными инструментами по инструкционно – технологическим картам.
Уровень программы – базовый.
Внесены изменения по сравнению с авторской программой»
Данная программа формирует у обучающихся общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции.
Срок реализации рабочей программы 2 года (10 класс, 11 класс).
В учебном плане школы на изучение предмета биологии в 10, 11 классах отводится по 1 учебному часу в неделю. Общее количество часов составляет 70 часов, по 35 часов в 10 и 11 классах, из расчета 1 учебный час в неделю, резервное время по 1 часу в каждом классе.
Учебный год составляет 34 учебных недели, общее количество часов за год составит по 34 часа в 10, 11 классах, из них по 1 часу резервного времени.
Кроме того, с учетом праздничных дней, скорректировано общее количество часов на прохождение курса: вместо 34 часов – 33 часа в 10 и 11 классах.
Для реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, для изучения курса технологии и воспитания у обучающихся интереса к занятиям, самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия и добросовестности, служат разнообразные методы и организационные формы, как традиционно утвердившиеся в школьной практике, так и нетрадиционные. В курсе технологии 10-11 классов предусмотрены практические работы _ в 10 классе – 14, в 11 классе – 15.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. Обучение строится с учетом внутрипредметных связей., логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся.
Программа обеспечивает преемственность перехода обучающихся от общетехнологического к профессиональному образованию, трудовой деятельности, непрерывному самообразованию.
Используемые технологии: интеграция традиционной, развивающего обучения, модульного обучения, метод проектов.
Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Формы учебных занятий: ролевые игры, урок-лекция, семинары, лабораторные работы, практическое занятие, проектные работы., презентации.
Виды деятельности учащихся: устные сообщения, защита презентаций, защита проектов, рефлексия.
Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование:
1).объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, и др.).
2).частично-поисковый, основанный на использовании технологических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно-обобщающей.
3_.исследовательский метод как один из способов организации поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.
Реализовать программу планируется в условиях классно-урочной системы обучения.
Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников.
В планировании предусмотрено выполнение школьниками творческих проектных работ. По учебным планам программ они выполняются в конце каждого года обучения. Широкое использование творческой и проектной деятельности при обучении технологии способствует развитию инициативы, творческих способностей школьников. У них формируется функциональная грамотность. Они приобретают опыт коллективной трудовой деятельности, учатся определять потребности в результатах труда, планировать свою деятельность и оценивать ее результаты.
Проекты являются творческими самостоятельными работами и выполняются каждым учеником или группой, в том числе и разновозрастной, как в учебное, так и во внеучебное время.
Для реализации рабочей программы используются
учебные пособия и учебно-методический комплект
В.Д.Симоненко. Технология: учебник для 10-11 кл. общеобр. уч. под редакцией В. Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 2011г.
Учебно-тематический план
технология 10 класс (33 часа, 1 час в неделю)
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Содержание курса «Технология. 10 класс». Правила безопасного поведения в мастерской. Инструктаж по охране труда | 1 |
2. | Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. | 10 |
3. | Технологии проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность. | 21 |
| Резерв | 1 |
| Итого | 33 |
Учебно-тематический план
технология 11 класс (33 часа, 1 час в неделю)
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Производство, труд и технологии Организация производства | 10 |
2. | Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг | 12 |
3. | Профессиональное самоопределение и карьера | 4 |
4. | Творческая, проектная деятельность | 6 |
| Резерв | 1 |
| Итого | 33 |
График проведения практической части рабочей программы
по технологии 10 класс
№п/п | Вид работы | Тема работы | Сроки |
1. | П.р. №1 | «Ознакомление с деятельностью производственного предприятия. Анализ технологий, структуры и организации производства.» | 12.09 19.09 |
2. | П.р.№ 2 | «Ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.» | 26.09 03.10 |
3. | П.р.№ 3 | «Оценка уровня технологической культуры на предприятии или в организации ближайшего окружения. Характеристика основных составляющих научной организации труда обучающегося» | 10.10 17.10 |
4. | П.Р. № 4 | «Выявление источников экологического загрязнения окружающей среды. Изучение вопросов утилизации отходов» | 24.10 31.10 |
5. | П.р.№ 5 | «Ознакомление с основными законами об охране прав потребителей. Чтение маркировки различных товаров» | 14.11 21.11 |
6. | П.р.№6 | «Определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей» | 05.12 |
7. | П.р.№ 7 | «Оценка объектов на основе потребительских качеств; выбор объектов труда для проектирования» | 12.12 |
8. | П.р.№8 | «Ознакомление с источниками информации по проектированию» | 19.12 |
9. | П.р.№9 | «Планирование деятельности по проектированию» | 26.12 |
10. | П.р.№ 10 | «Выбор материала» | 23.01 |
11. | П.р.№11 | «Составление схемы своего рабочего места, выбор инструментов и оборудования, определение правил техники безопасности на рабочем месте» | 30.01 |
12. | П.р.№12 | «Выполнение рабочих чертежей проектируемого изделия, сборочных чертежей, спецификации изделия. Изготовление проектируемого объекта.» | 06.02 |
13. | П.р.№13 | «Расчет себестоимости изделия» | 24.04 |
14. | П.р.№14 | «Оценка проекта. Написание пояснительной записки. Получение рецензии. Подготовка и проведение презентации проекта» | 08.05 |
График проведения практической части рабочей программы
по технологии 11класс
№п/п | Вид работы | Тема работы | Сроки |
1. | П.р. №1 | «Анализ региональной структуры производственной сферы.» | 05.09 |
2. | П.р.№2 | «Составление схемы структуры предприятия и органов управления.» | 12.09 |
3. | П.р. № 3 | «Анализ форм разделения труда в организации.» | 26.09 |
4. | П.р. №4 | «Установление формы нормирования труда для лиц ближайшего окружения.» | 10.10 |
5. | П.р.№5 | «Определение преимущественных областей применения различных форм оплаты труда.» | 17.10 |
6. | П.Р. №: 6 | «Проектирование рабочего места учащегося, современного рабочего места.» | 31.10 |
7. | П.р.№7 | «Применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов» | 28.11 |
8. | П.р.№8 | «Объекты проектирования школьников. Знакомые школьникам системы: устройства бытовой техники, транспортные машины, технологическое оборудование.» | 05.12 |
9. | П.р. №9 | «Разработка различных форм защиты проектных предложений (тезисы докладов, краткие сообщения, заявки на полезную модель или промышленный образец).» | 23.01 |
10. | П.р.№10 | «Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности». | 13.02 |
11. | П.Р. № 11 | «Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями.» | 06.03 |
12. | П.р.№12 | «Резюме, план построения профессиональной карьеры.» | 13.03 |
13. | П.р. №13 | «Подготовка резюме и формы самопрезентации» | 20.03 |
14. | П.р. № 14 | «Выполнение проектного изделия.» | 10.04 |
15. | П.р.№ 15 | «Анализ проделанной работы и выводы по результатам проекта» | 08.05 |
Содержание программы
10класс 33 часа.
Содержание курса «Технология. 10 класс». Правила безопасного поведения в мастерской. Инструктаж по охране труда (1час)
Производство, труд и технологии (10 часов)
Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения.
Понятие о технологической культуре. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда в различные исторические периоды. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда для организаций различных сфер хозяйственной деятельности.
Современные технологии. Научные открытия, оказавшие значительное влияние на развитие технологий. Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Современные технологии электротехнического производства. Современные технологии легкой промышленности и пищевых производств. Автоматизация роботизация производственных процессов. Современные технологии сферы бытового обслуживания. Характеристика технологий в образовании, здравоохранении, культуре, искусстве. Возрастание роли информационных технологий.
Технологическая культура и культура труда. Технологическая культура общества и технологическая культура производства. Формы проявления технологической культуры в обществе и на производстве. Основные составляющие культуры труда работника. Научная организация как основа культуры труда. Основные направления научной организации труда: разделение и кооперация, нормирование труда, совершенствование методов и приемов труда, рациональная организация рабочего места. Эстетика рабочего места.
Производство и окружающая среда. Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды. Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов. Особенности рынка потребительских товаров и услуг
. Рынок потребительских товаров и услуг. Законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения продавца и покупателя. Основные положения законодательства о правах потребителя и производителя. Сертификация изделий и услуг. Маркировка продовольственных и промышленных товаров. Потребительские качества продовольственных и промышленных товаров. Методы оценки потребительских качеств товаров и услуг. Правила приобретения и возврата товаров. Значение страхования в современном обществе. Виды страхования Обязательное страхование. Страхование жизни и имущества. Выбор страховой компании.
Практические работы
П.р. № 1 «Ознакомление с деятельностью производственного предприятия. Анализ технологий, структуры и организации производства.»
П.р. №2 «Ознакомление с современными технологиями в промышленности, сфере обслуживания»
П.р. № 3 «Оценка уровня технологической культуры на предприятии или в организации ближайшего окружения. Характеристика основных составляющих научной организации труда обучающихся.»
П.р.№ 4 «Выявление источников экологического загрязнения окружающей среды. Изучение вопросов утилизации отходов»
П.р. №5 «Ознакомление с основными законами об охране прав потребителей. Чтение маркировки различных товаров»
Варианты объектов труда.
Промышленные предприятия, предприятия сферы обслуживания, информационные источники.
Описание новых технологий, оборудования, материалов, процессов.
Деятельность на рабочем месте представителей различных профессий. Рабочее место учащегося.
Окружающая среда в классе, школе, поселке. Изделия с применением отходов производства или бытовых отходов.
Этикетки различных товаров. Информационные источники.
Технологии проектирования и создания
материальных объектов или услуг.
Творческая проектная деятельность. (21 час).
Понятие об основах проектирования. Особенности проектной деятельности, сферы проектирования, требование к проектированию и проектируемым объектам. Примеры различных проектов. Качества проектировщика. Потребность в проектировании.
Проектирование в профессиональной деятельности. Инновация. Инновационная деятельность предприятия в условиях конкуренции. Информация в инновационной деятельности. Инновационные продукты и технологии. Стимулирование инновационной деятельности. Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация.
Потребительские качества товара. Потребительские свойства изделий. Социально экономические, функциональные, эстетические качества объектов проекторной деятельности, их моделирование. Возможные критерии оценки потребительских качеств изделий. Оценка изделий. Направления сфер деятельности для выполнения проекта. Требования к выбору проектирования.
Источники информации для выполнения проекта. Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации. Методы сбора и систематизации информации, Источники научной и технической информации. Оценка достоверности информации. Способы хранения информации. Проблемы хранения информации на электронных носителях. Технические требования и экономические показатели. Стадии и этапы разработки. Порядок контроля и приемки. Планирование проектной деятельности. Этапы и последовательность проектирования от анализа существующего состояния до нового совершенствования изделий, алгоритм дизайна. Системный подход к проектам, Планирование работ по созданию проекта.
Виды нормативной документации, используемой при проектировании. Унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство. Учет требований безопасности при проектировании. Состав проектной документации. Согласование проектной документации.
Выбор материалов. Механические свойства материалов: твердость, прочность, упругость, пластичность, вязкость. Исследования по определению свойств материалов. Выбор материалов. Обоснование выбора материалов.
Организация рабочего места. Рабочее место. Условия организации рабочего места. Требования, предъявляемые к организации рабочего места. Рациональное размещение инструментов на рабочем месте. Правила техники безопасности на рабочем месте. Выполнение операций по созданию продуктов труда. Технологический процесс изготовления деталей, процесс сборки изделия из деталей. Соблюдение техники безопасности при работе. Промежуточный контроль этапов изготовления.
Расчет себестоимости изделия. Статьи расходов проекта. Цена проекта, Источники финансирования проектов. Себестоимость проектов, пути снижения себестоимости проектировщиком. Оплата труда проектировщика. Себестоимость и рыночная цена изделия. Экономическая оценка проекта.
Анализ результатов проектной деятельности. Понятие качества материального объекта, услуги, технического процесса. Критерии оценки результатов проектной деятельности. Проведение испытание объекта. Самооценка проекта. Оформление проекта. Рецензирование.
Презентация проектов и результатов труда. Критерии оценки выполненного проекта. Критерии оценки защиты проекта. Выбор формы презентации. Оценка проектов.
Практические работы.
П.р.№6 « Определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей»
П.р.№ 7 « Оценка объектов на основе потребительских качеств; выбор объектов труда для проектирования»
П.р.№8 « Ознакомление с источниками информации по проектированию»
П.р.№9 «Планирование деятельности по проектированию»
П.р.№ 10 «Выбор материала»
П.р.№11 «Составление схемы своего рабочего места, выбор инструментов и оборудования, определение правил техники безопасности на рабочем месте»
П.р.№12 «Выполнение рабочих чертежей проектируемого изделия, сборочных чертежей, спецификации изделия. Изготовление проектируемого объекта.»
П.р.№13 «Расчет себестоимости изделия»
П.р.№14 «Оценка проекта. Написание пояснительной записки. Получение рецензии.
Подготовка и проведение презентации проекта»
Варианты объектов труда.
Объекты инновационной деятельности: оборудование, инструменты, материалы интерьер, и др.
Мини проект.
Творческие задания.
Сборники учебных заданий и упражнений.
11класс ( 33 часов.)
I.Производство, труд и технологии
1.Организация производства-10 часов
1.1. Структура современного производства-5 часов
Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Виды предприятий и их объединений. Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги. Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса. Формы руководства предприятиями. Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Перспективы экономического развития региона.
Понятие о разделении и специализации труда. Формы разделения труда. Горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой технологического процесса. Вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управления. Функции работников вспомогательных подразделений. Основные виды работ и профессий.
Практические работы
П.р. №1 «Анализ региональной структуры производственной сферы.»
П.р.№2 «Составление схемы структуры предприятия и органов управления.»
П.р. № 3 «Анализ форм разделения труда в организации.»
П.р. №4 «Установление формы нормирования труда для лиц ближайшего окружения.»
П.р.№5 «Определение преимущественных областей применения различных форм оплаты труда.»
П.Р. №: 6 «Проектирование рабочего места учащегося, современного рабочего места.»
Варианты объектов труда
Средства массовой информации, электронные источники информации, специальные источники информации.
II. Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг-12часов
Цели и задачи функционально-стоимостного анализа (ФСА). ФСА как комплексный метод технического творчества. Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения.
Понятие об искусственной системе. Развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий. Основные закономерности развития искусственных систем. История развития техники с точки зрения законов развития технических систем (на конкретных примерах). Решение крупных научно-технических проблем в современном мире. Выдающиеся открытия и изобретения и их авторы. Перспективы развития науки и техники.
Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений технического прогресса.
Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. Научный и технический отчеты. Публикации. Рационализаторские предложения. Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель. Правила регистрации товарных знаков и знаков обслуживания.
Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Организация взаимодействия участников презентации.
Практические работы
П.р.№7 «Применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов»
П.р.№8 «Объекты проектирования школьников. Знакомые школьникам системы: устройства бытовой техники, транспортные машины, технологическое оборудование.»
П.р. №9 «Разработка различных форм защиты проектных предложений (тезисы докладов, краткие сообщения, заявки на полезную модель или промышленный образец).»
П.р.№10 «Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности».
Варианты объектов труда
Проектные задания школьников. Учебные проектные задания. Объекты проектирования школьников. Знакомые школьникам системы: устройства бытовой техники, транспортные машины, технологическое оборудование. Сборники учебных заданий.
III. Профессиональное самоопределение и карьера-4 часа
Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.
Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.
Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Возможности квалификационного и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность.
Формы самопрезентации. Содержание резюме.
Практические работы
П.Р. № 11 «Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями.»
П.р.№12 «Резюме, план построения профессиональной карьеры.»
П.р. №13 «Подготовка резюме и формы самопрезентации»
Варианты объектов труда
Источники информации о вакансиях рынка труда.
Резюме, план построения профессиональной карьеры.
IV. Творческая, проектная деятельность-6 часов
Проект как средство решения возникших проблем. Основные типы проектов. Этапы выполнения проекта. Ознакомление с инновациями в данной области. Формулировка задач. Выявление и исследование основных параметров и ограничений. Особенности выполнения технологического этапа для разных типов проектов. Требования к оформлению пояснительной записки проектной работы.
Критерии оценивания соблюдения технологического процесса при выполнении проекта. Формы презентации и защиты проекта.
Практические работы
П.р. № 14 «Выполнение проектного изделия.»
П.р.№ 15 «Анализ проделанной работы и выводы по результатам проекта»
Варианты объектов труда
Проектные задания школьников. Учебные проектные задания. Сборники учебных заданий.
Требования к уровню подготовки школьников, обучающихся по данной программе
знать:
влияние технологий на общественное развитие;
составляющие современного производства товаров и услуг;
способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и
коллективной работы;
основные этапы проектной деятельности;
источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
уметь:
• оценивать потребительские качества товаров и услуг;
• составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;
• использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач;
• проектировать материальный объект или услугу;
• оформлять процесс и результаты проектной деятельности;
• выбирать средства и методы реализации проекта;
• выполнять изученные технологические операции;
• планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;
• уточнять и корректировать профессиональные намерения;
Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для:
• проектирования материальных объектов или услуг;
• повышения эффективности своей практической деятельности;
• организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;
• решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;
• самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности;
• рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
• составления резюме и проведения самопрезентации.
Список литературы
Учебники:
1. Под ред. Симоненко В.Д. Технология.10 кл.- Вентана –Граф,2006г.
2. Под ред. Симоненко В.Д. Технология.11 кл.- Вентана –Граф,2006г.
Дополнительная литература:
10 класс:
1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 1995г.
2. Верхан П.Х. Предприниматель: Перв. С нем. – Минск: ЭРИДАН, 1992г.
3. Евменова Г.М., Кнышова Л.М., Попова Т.Л., Меньшикова О.И. Предпринимательство для всех. – М.: просвещение, 1994г.
4. Казаков А.П. Школьнику о рыночной экономике. Учебное пособие для старшеклассников. – М.: Общество «Знание», 1993г.
5. Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства.- Брянск; Издательство БГПИ, 1994г.
6. Симоненко В.Д. Основы предпринимательства, - Брянск, 1994г.
7. Фрейкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов, - М.: Начало-Пресс, 1993г
11 класс:
1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения, - М.: Московский рабочий, 1973г.
2. Джонс Дж. Методы проектирования. – М.: Мир, 1986г.
3. Злотин Б., Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения, - Кишинев: Лумина, 1998 г.
4. Лук А.Н. Психология творчества, - М.: Наука, 1978г.
5. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления, - М.: Педагогика, 1974г.
6. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учебное пособие для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, 1990г.
7. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/под ред. С.Н. Чистяковой, - М.: Просвещение, 1997г.
Лист
корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по технологии
При устном ответе обучающийся должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.
«5» ставится, если обучающийся:
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4» ставится, если обучающийся:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«3» ставится, если обучающийся:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
«2» ставится, если обучающийся:
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Нормы оценок выполнения практических работ
Преподаватель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда обучающихся, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.
«5» ставится, если обучающийся:
- тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
- правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
- изделие изготовлено с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
«4» ставится, если обучающийся:
- допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- в основном правильно выполняются приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;
- норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
- изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
«3» ставится, если обучающийся:
- имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- самостоятельность в работе была низкой;
- норма времени недовыполнена на 15-20 %;
- изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности.
«2» ставится, если обучающийся:
- имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- неправильно выполнялись многие приемы труда;
- самостоятельность в работе почти отсутствовала;
- норма времени недовыполнена на 20-30 %;
- изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
- не соблюдались многие правила техники безопасности.
Нормы оценок выполнения графических заданий и лабораторных работ
«5» ставится, если обучающийся:
- творчески планируется выполнение работы;
- самостоятельно и полностью используются знания программного материала;
- правильно и аккуратно выполняется задание;
- умело используются справочная литература, наглядные пособия, приборы и другие средства.
«4» ставится, если обучающийся:
- правильно планируется выполнение работы;
- самостоятельно используется знания программного материала;
- в основном правильно и аккуратно выполняется задание;
- используются справочная литература, наглядные пособия, приборы и другие средства.
«3» ставится, если обучающийся:
- допускаются ошибки при планировании выполнения работы;
- не могут самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
- допускают ошибки и неаккуратно выполняют задание;
- затрудняются самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
«2» ставится, если обучающийся:
- не могут правильно спланировать выполнение работы;
- не могут использовать знания программного материала;
- допускают грубые ошибки и неаккуратно выполняют задание;
- не могут самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.