Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа №11
с углубленным изучением отдельных предметов»
«Утверждаю» И.о. директора _______________ Кудрявцев Н.Е.
«____ » _______________________ 2017 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Спортивная страна»
4 класс
Учитель физической культуры Нугуманов Альберт Мухаматханович
Балашиха – 2017
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе Примерных программ внеурочной деятельности, Начальное и основное образование, В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов/под ред. Горского В.А. – М.: Просвещение, 2011 г., Комплексной программы физического воспитания учащихся /под рук. В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М: Просвещение, 2012 г.
Актуальность программы
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма на более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Только на основе всестороннего развития и укрепления организма, на основе повышения его функциональных сил создаётся возможность для достижения наивысших уровней адаптационных сдвигов, обеспечивается органическая связь между общей и специальной подготовкой.
При раннем занятии ребенок быстро достигает определённого результата, но из-за одностороннего развития и недостаточности базовой общефизической подготовки дальнейший рост результатов прекращается и необходимы максимальные и сверх максимальные нагрузки для их повышения.
При разносторонней подготовке результаты растут несколько медленнее, но зато в дальнейшем у детей имеется фундамент для их улучшения, есть возможность варьирования нагрузки в избранном.
В программе делается упор именно на развитие двигательной активности детей. Подготовка способствует гармоничному развитию организма, укреплению здоровья, спортивному долголетию.
Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса обучения, преемственность в решении задач укрепления здоровья и гармонического развития детей воспитания их морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям, трудолюбия в овладении правилами игр развития физических качеств, создание предпосылок для достижения высоких спортивных результатов.
Программа направлена на:
- Создание условий для укрепления здоровья и разностороннего развития детей.
-Обогащение двигательного опыта учащихся посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми упражнениями повышенной сложности.
- Достижение более высокого уровня функциональных возможностей всех систем организма, повышение его адаптивных свойств.
- Формирование у учащихся устойчивой потребности в занятиях физической культурой и спортом, воспитание нравственных и волевых качеств.
Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что она предусматривает более обширное изучение подвижных и народных игр, начинающаяся с первого года обучения в учебно-тренировочных группах.
В основе программы - подготовка, включающая в себя разнообразные специально подобранные подвижные игры, эстафеты.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Подвижные игры» во 4-ом классе отводится 34 часа в год.
Цель: создание условий для укрепления здоровья учащихся через игру, содействие их разносторонней физической подготовленности, Развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной активности, формирование у учащихся основ здорового образа жизни.
Основными задачами реализации поставленной цели являются:
укрепление опорно-двигательного аппарата;
комплексное развитие таких физических качеств, как быстрота, гибкость, ловкость, координация движений, сила и выносливость
развитие морально-волевых качеств учащихся; привитие стойкого интереса к занятиям и мотивации к достижению более высокого уровня сформированности культуры здоровья.
формирование у детей представлений о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, способствовать осознанному выбору здорового стиля жизни;
развивать основные физические качества младших школьников (силу, быстроту, ловкость, выносливость, равновесие и координацию движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;
стабилизировать эмоции, обогатить детей новыми ощущениями, представлениями, понятиями;
развивать самостоятельность и творческую инициативность младших школьников, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг;
воспитывать волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, честность, скромность;
формировать систему нравственных общечеловеческих ценностей.
Методическая особенность программы:
Отличительной особенностью программы является увеличение объёма (количества часов) на изучение подвижных игр на период 1-4 годов обучения.
При реализации программы используются различные методы обучения:
- словесные – рассказ, объяснение нового материала;
- наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;
- практические – апробирование новых игр: игры на свежем воздухе на школьной спортивной площадке, эстафеты, соревнования, конкурсы. Организация работы групповая.
При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: игровой и учебной.
Начало работа по разделу включает знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых игр.
Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы в исследовательской работе.
В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребенка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Учащиеся младших классов, преемственно развиваясь с большим удовольствием занимаются физической культурой.
Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия играми способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.
Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, в то же время способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания, например, развитию скоростно-силовых качеств.
Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой подвижных игр. Именно поэтому грамотное использование народных игр не только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное “включение” элементов игр в процесс физического воспитания активно способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся.
Ожидаемые результаты 4 класс
Личностные результаты
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять физическую культуру как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
-оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
-организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
-бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Календарно тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Дата проведения | Содержание занятия |
1 | | Инструктаж по технике безопасности при занятиях подвижными играми. Разминка. Ходьба и бег. Игра «Волк во рву» |
2 | | Разминка. ОРУ. Ходьба и бег. Игры «К своим флажкам», «У ребят порядок строгий». |
3 | | Разминка. ОРУ. Основы легкой атлетики. Высокий старт. Ускорение. Беговые эстафеты. |
4 | | Разминка. ОРУ. Упражнения на гибкость и равновесие. |
5 | | Разминка. ОРУ. Упражнения на гибкость и равновесие. Подвижная игра. |
6 | | Разминка. ОРУ. Упражнения со скакалкой со скакалкой. Эстафеты со скакалкой. |
7 | | Разминка. ОРУ. Упражнения со скакалкой. Игра «Волк во врву» |
8 | | Разминка. ОРУ. Бег с ускорением. Игра «Лисы и куры». |
9 | | Разминка. ОРУ. Челночный бег. Беговые эстафеты. |
10 | | Разминка. ОРУ. Прыжки в длину с места. Игра «Прыгающие воробушки». |
11 | | Разминка. ОРУ. Прыжки в длину с разбега. Подвижные игры с бегом и прыжками. |
12 | | ТБ при занятиях гимнастикой. Разминка. ОРУ. Лазание по гимнастической стенке. Подтягивание Подвижная игра. |
13 | | Разминка. ОРУ. Лазание по гимнастической стенке. Подвижная игра. |
14 | | Разминка. ОРУ. Перекаты, группировка. Упражнения на гибкость. |
15 | | Разминка. ОРУ. Перекаты. Отжимания и поднимание туловища. |
16 | | ТБ при занятиях с мячом. Разминка. ОРУ. Основы баскетбола. Ловля и передача мяча в паре стоя. |
17 | | Разминка. ОРУ. Упражнения с мячом. Основы баскетбола. Ловляя и передача мяча в движении. |
18 | | Разминка. ОРУ. Основы баскетбола. Упражнения с мячом. Подвижная игра с мячом. |
19 | | Разминка. ОРУ. Основы баскетбола. Подвижная игра с мячом. |
20 | | Разминка. ОРУ. Основы баскетбола. Игра в баскетбол |
21 | | Разминка. ОРУ. Основы баскетбола. Ведение мяча. Подвижная игра с мячом. |
22 | | Разминка. ОРУ. Основы баскетбола. Ведение мяча. Бросок в сетку. |
23 | | Режим дня, его значение. Разминка, ОРУ. Игра «Пятнашки». |
24 | | Разминка. ОРУ. Упражнения с мячом в движении. Игра Пионербол |
25 | | Разминка. ОРУ. Упражнения с мячом в движении. Игра пионербол. |
26 | | Разминка. ОРУ. Игры «Арбузы». «Вышибалы» |
27 | | Разминка. ОРУ. Упражнения со скакалкой. Эстафета со скакалкой |
28 | | Разминка. ОРУ. Беговые упражнения. Игра «Волк во рву». |
29 | | Разминка. ОРУ. Упражнения с мячом. Игра «Пионербол». |
30 | | Личная гигиена. Разминка. ОРУ. Игра «Пионербол». |
31 | | Разминка. ОРУ. Основы мини-футбола. Прием и передача мяча. |
32 | | Разминка. ОРУ. Подвижные игры с мячом. Мини-футбол. |
33 | | Разминка. ОРУ. Подвижные игры с мячом. Мини-футбол. |
34 | | Разминка. ОРУ. Эстафета «Веселые старты» |
«Согласовано»
Зам. директора по ВР Никитина С.С.__________________
«____» ____________ 2017 г.
3