Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект»
Пояснительная записка
Рабочая программа «Учусь создавать проекты» составлена на основе авторской программы Р.И.Сизова и Р.Ф.Селимова «Учусь создавать проект» Методическое пособие. М: Издательство РОСТ книга , 2011г.
Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов.
Сегодня многим педагогам и психологам образования становится понятно, что для успешного обучения в школе современный ученик должен обладать такими характеристиками и навыками, как умение ориентироваться в окружающей ситуации, самостоятельно выбирать вид и направление деятельности, определять свои интересы, планировать работу с целью реализации возможностей. Внимание к обозначенной проблеме вызвано еще тем, что в последние годы увеличилось количество учащихся, которые испытывают трудности в адаптации к образовательной среде, освоению школьных программ. Наблюдения за этими детьми и их диагностика показывают недостаточное развитие социальной сферы. Дети испытывают трудности в организации своего поведения, чаще всего неадекватно реагируют на ситуацию и, как следствие, испытывают трудности в усвоении школьных программ.
В связи с этим возникает необходимость пересмотреть организацию обучающего пространства, с целью создания условий, содействующих формированию таких компетенций, которые бы способствовали развитию ребенка, его социализации.
В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия по методу проектов дают возможность ученику проявить себя в системе общественных отношений, способствуют формированию у него новой социальной позиции. В ходе занятий ученики приобретают навыки планирования и организации собственной деятельности, у них появляется возможность открыть и реализовать врожденные способности.
Данная программа формирования навыка самоопределения спланирована с учетом возрастной специфики учащихся.
Концептуальной основой содержания программы является положение В.В.Давыдова о том, что «образование и развитие – это разные процессы, и образование либо следует за развитием, либо создает условия для него». Ученый убежден в том, что современное школьное образование «призвано давать детям подлинно научные понятия, развивать у них научное мышление, способность к дальнейшему самостоятельному овладению все нарастающим количеством новых научных знаний». Решение этой задачи требует «…изменения самих принципов построения учебных предметов, организации нового типа усвоения, новой структуры всей учебной деятельности школьника».
Д.Б.Эльконин считает, что именно взрослый передает ребенку отношение к предмету и к ситуации, делает ее привлекательной и интересной. Взрослый является эмоциональным центром происходящего, он наделяет все объекты положительным отношением, поэтому предметы и явления становятся аффективно заряжены, начинают обладать побудительной силой. Взрослый не только мотивирует деятельность ребенка, но и передает конкретные способы действия. Можно сказать, что отношение взрослого к предметам и явлениям запускает или снижает двигательную активность и инициативность ученика.
Метод проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом, Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает естественную среду, максимально приближенную к реальной, в которой стимулируется практическая деятельность ученика. Ситуация необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.
Цель программы: создание условий для формирования навыка саморегуляции и самоопределения младшего школьника.
Задачи:
Знакомство с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта (познавательные УУД).
Формирование позиции взаимодействия, навыка группового взаимодействия (коммуникативные УУД).
Формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД).
Формирование навыка самоопределения, реализации собственного проекта (личностные УУД)
Возрастное обоснование:
Социальное развитие. Возраст создания основы для саморазвития, завершение формирования самосознания.
Мысль становится лично-социализированной. Начинается поиск себя. Усваиваются новые социальные понятия, углубляется понимание мотивов поведения человека.
Мотивы раскрываются и дифференцируются. Ребенок начинает реально осознавать свою деятельность, поведение в системе отношений с окружающим миром. Мотивация – общественная оценка. Растет недовольство собой, появляется критичность к себе и окружающим людям.
Познавательные функции. Становится возможной перспективная регуляция внимания. Пик развития памяти. Ребенок запоминает схемами, по смыслу, воспроизводит по требованию. Восприятие в форме организованного, активного и дифференцированного наблюдения.
Мышление становится рефлексивным, творческим, доминирующим познавательным процессом.
Ребенок способен ставить познавательные цели, выбирать необходимую информацию, организовывать свою деятельность в связи с поставленными целями.
Работа по программе направлена на достижение следующих результатов:
Учащиеся обучаются работать с первичной идеей.
Формируется навык планирования деятельности.
Формируется умение концентрировать внимание, удерживать, переключать его на другие виды деятельности.
Формируется опыт защиты своей идеи.
Формируется опыт самоопределения.
Формируется навык публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Учащиеся учатся взаимодействовать в паре, в группе.
Формируется опыт первичной исследовательской деятельности.
Приобретенные навыки помогают ученику лучше ориентироваться в окружающей действительности, адекватно реагировать на нее.
Данная программа диагностична. Результативность и эффективность программы можно выявить путем обследования детей на начало и конец курса занятий.
Программа рассчитана на 4 года, отводится 135 ч. В 1 классе — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2—4 классах по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные исследования, самостоятельная работа, защита проектных и исследовательских работ, консультация.
Формы и виды контроля
Первоклассники принимают участие в качестве зрителей в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов.
Текущий: индивидуальная работа, ответы на вопросы, тренинги, игры-исследования.
Тематический: мини-семинар, семинар.
Итоговый: выступление на мини-конференции.
II. Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими связями, осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса.
Обучающийся будет знать:
• основы проведения исследовательской работы;
• что такое мини – проект и творческий проект;
• методы исследования: наблюдение, опыт;
• способы поиска необходимой для исследования информации;
• правила сотрудничества в процессе исследования;
• основные логические операции, их отличительные особенности;
• правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
• определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
• подбирать материал, необходимый для исследования;
• оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
• сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
• выставки творческих работ учащихся;
• мини – конференции по защите исследовательских проектов;
Ожидаемые результаты освоения программы 2-3 класса.
Обучающийся будет знать:
• основные особенности проведения исследовательской работы;
• что такое информационный проект и практико– ориентированный проект;
• методы исследования: эксперимент, интервьюирование;
• правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов;
• правила осуществления самоконтроля;
• правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
• выбирать пути решения задачи исследования ;
• классифицировать предметы, явления и события;
• самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
• правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
• собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
• осуществлять сотрудничество со взрослыми;
• презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
• выставки творческих работ учащихся;
• мини – конференции по защите исследовательских проектов;
Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса.
Обучающийся будет знать:
• основные особенности проведения исследовательской работы;
• метод исследования: анкетирование, моделирование;
• основы работы с компьютером;
• что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих;
• способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе;
Обучающийся будет уметь:
• самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
• правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
• собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
• пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
• осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
• презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
• выставки творческих работ учащихся;
• мини – конференции по защите исследовательских проектов.
Содержание курса внеурочной деятельности
Каждое занятие знакомит обучающихся с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией, а также расширяет кругозор и обогащает их словарный запас новыми понятиями из мира проекта. Задания данного курса носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Результаты, достигнутые учеником в проектной деятельности, находят отражение в его портфеле достижений.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
1 класс
Тема 1. Что такое исследование? - 1ч
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
Знать исследовательские способности, пути их развития.
Уметь находить значимые личностные качества исследователя.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? – 2 ч
Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.
Тема 4-5. Как выбрать тему исследования?
Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.
Тема 6. Учимся выбирать дополнительную литературу
(экскурсия в библиотеку). – 1ч.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Тема 7-8. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)- 2ч.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Тема 9-10. Наблюдение как способ выявления проблем. – 2ч.
Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др.
Тема 11-12. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.- 2 ч.
Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.
Тема 13-14. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.- 2ч.
Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.
Тема 15-16. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы. – 2ч.
Учить в игровой форме выявлять причину и следствие.
Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 17-18. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.- 2ч.
Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 19. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей.- 1ч.
Заочная экскурсия в прошлое.
Тема 20-21. Обоснованный выбор способа выполнения задания.- 2ч.
Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.
Тема 22-23. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.- 2ч.
Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.
Тема 24-25. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?- 2ч.
Учиться строить схемы «Дерево Паук».
Тема 26-27. Самостоятельные исследования. Коллективная игра-исследовани.. – 2ч.
Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».
Тема 28. Коллективная игра-исследование.- 1ч.
2 класс
Программа состоит из трёх разделов:
Самые первые проекты (формирование понятия проектная деятельность и навыков сотрудничества.(формирование навыков сотрудничества. Что такое команда? Как работать в команде?
Основы проектной деятельности. (От проблемы к цели. Работа со справочной литературой. Способы обработки информации. Основы риторики. Публичное выступление. Вопросы, направляющие проект: основополагающий, проблемный, учебный. Работа над проектами.)
Работа над проектом. (Работа над полноценными групповыми и индивидуальными проектами.)
3 класс- 4 класс
Круг твоих интересов. Хобби. Понятие «хобби». Просмотр видеофрагмента об увлечениях.
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение задачи. Работа над проектным понятием «задача проекта». Организация и проведение работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта.
Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задач. Понятия «формулировка» «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы
Работа над проектом «Что такое хорошо». Выбор темы проекта. Актуальность. Источники информации
Карта и эмблема проекта. План работы над проектом.
Этапы работы над проектом. Общая цель и личная цель (цели) в работе над проектом. Составление общего и личного планов работы над проектом.
Подготовка паспорта проекта. Защита проекта. Составление паспорта проекта, подготовка к защите проекта (семиминутное выступление перед аудиторией.
Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя.
Требование к составлению анкет для проекта. Анкетирование. толкование новых понятий. Нахождение важных, существенных признаков в любом начинании, в любом процессе. Составление вопросов для анкет.
Памятки. Составление памяток по теме проекта. Запоминание толкование новых понятий. Составление памятки по теме проекта.
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере. Толкование новых понятий. Создание постера со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами, планами под руководством учителя. Устные и письменные сообщения.
Практическая работа. Создание мини-постера. Создавать постер со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами планами под руководством учителя. Создавать устные и письменные сообщения.
Работа над проектом «Милая сердцу старина». Выбор темы проекта. Актуальность. Источники информации.
Карта и эмблема проекта. План работы над проектом. Выполнение исследования и работа над проектом, анализ информации.
Этапы работы над проектом. Продукт проекта. Создание собственных творческих замыслов, воплощение их в творческом продукте.
Подготовка паспорта проекта. Защита проекта. Составление паспорта проекта под руководством учителя.
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм
Программы МРР. Анимация. Настройка анимации. Требования к составлению компьютерной презентации.
Программа МРР-Microsoft Power Point Дизайн. Нахождение ошибок в готовой презентации и исправление их. Работа с командами «Обрезка» и «Границы рисунка».
Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями. Изучение и осваивание возможности программы Microsoft Power Point.
Требования к компьютерной презентации. Программа МРР. Изучение и осваивание возможности программы Microsoft Power Point.
Закрепление полученных знаний, умений и навыков в работе с программой МРР. Изучение и осваивание возможности программы Microsoft Power Point.
Работа над проектом «Юный патриот». Выбор темы проекта. Актуальность. Источники информации
Карта и эмблема проекта. План работы над проектом. Выполнение исследования и работа над проектом, анализ информации.
Этапы работы над проектом. Создание собственных творческих замыслов, воплощение их в творческом продукте.
Подготовка паспорта проекта. Защита проекта. Составление паспорта проекта под руководством учителя.
Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту. Знакомство с понятием «презентация проекта» .Индивидуальная помощь детям по созданию презентации на бумаге.
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка.
Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.
Твои впечатления от работы над проектом. Составление устных рекомендательных писем будущим проектантам.
Пожелания будущим проектантам. Творческая работа . Составление и оформление рекомендательных писем будущим проектантам
Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году
Советы на лето от Мудрого дельфина
1 класс 33 часа
№ п/п | Тема курса | Количество часов | Дата |
План | Факт |
1 | Кто я? Моя семья. | 1 | | |
2 | Чем я люблю заниматься. Хобби. | 1 | | |
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. | 1 | | |
4 | Как собирать материал? Твои помощники. Этап. | 1 | | |
5 | Повторение. Давай вспомним. | 1 | | |
6 | Проблема. | 1 | | |
7 | Проблема. Решение проблемы. | 1 | | |
8 | Гипотеза. Предположение. | 1 | | |
9 | Гипотеза. Играем в предположения. | 1 | | |
10 | Цель проекта. | 1 | | |
11 | Задача проекта. | 1 | | |
12 | Выбор нужной информации. | 1 | | |
13 | Интересные люди - твои помощники. | 1 | | |
14 | Продукт проекта. | 1 | | |
15 | Виды продукта. Макет. | 1 | | |
16 | Повторение пройденных проектных понятий. | 1 | | |
17-18 | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. | 2 | | |
19 | Мини-сообщение. Семиминутное выступление. | 1 | | |
20 | Выступление перед знакомой аудиторией. | 1 | | |
21 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. | 1 | | |
22 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. | 1 | | |
23 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. | 1 | | |
24 | Повторение. Давай вспомним. | 1 | | |
25 | Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. | 1 | | |
26 | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. | 1 | | |
27 | Играем в ученых. Поилка для цветов. | 1 | | |
28 | Тест «Чему я научился?» | 1 | | |
29 | Памятка для учащегося-проектанта. | 1 | | |
30 | Твои впечатления от работы над проектом. | 1 | | |
31 | Пожелание будущим проектанта. Твои советы им. | 1 | | |
32-33 | Советы на лето от Мудрого Дельфина. | 2 | | |
2 класс (34 ч)
№ п/п | Тема курса | Количество часов | Дата |
План | Факт |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения | 1 | | |
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант | 1 | | |
3 | Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями | 1 | | |
4 | Выбор помощников в работе над проектом | 1 | | |
5 | Этапы работы над проектом | 1 | | |
6 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность» | 1 | | |
7 | Проблема. Решение проблемы | 1 | | |
8 | Выработка гипотезы-предположения | 1 | | |
9 | Цель проекта | 1 | | |
10 | Задачи проекта | 1 | | |
11 | Сбор информации для проекта | 1 | | |
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью | 1 | | |
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации | 1 | | |
14 | Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка» | 1 | | |
15 | Играем в ученых. Это интересно | 1 | | |
16 | Тест «Чему ты научился?» | 1 | | |
17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | 1 | | |
18 | Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация» | 1 | | |
19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация | 1 | | |
20 | Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР | 1 | | |
21 | Программа МРР | 1 | | |
22 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 1 | | |
23 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 1 | | |
24 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | 1 | | |
25 | Тест «Советы проектанту» | 1 | | |
26 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | 1 | | |
27 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | 1 | | |
28 | Играем в ученых. Это интересно | 1 | | |
29 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности | 1 | | |
30 | Памятка жюри конкурсов | 1 | | |
31 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 1 | | |
32 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | 1 | | |
33 | Играем в ученых. Это интересно | 1 | | |
34 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта | 1 | | |
3 класс (34 ч)
№ п/п | Тема курса | Количество часов | Дата |
План | План |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом | 1 | | |
2 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы | 1 | | |
3 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи | 1 | | |
4-5 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Практическое занятие | 2 | | |
6-7 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование | 2 | | |
8 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | 1 | | |
9-10 | Практическая работа. Создание мини-постера | 2 | | |
11-13 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | 3 | | |
14-16 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации | 3 | | |
17-19 | Программа МРР. Дизайн | 3 | | |
20-21 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографией на слайдах | 2 | | |
22-23 | Требования к компьютерной презентации. Power Point | 2 | | |
24-25 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР | 2 | | |
26-27 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту | 2 | | |
28-29 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка | 2 | | |
30 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | 1 | | |
31 | Твои впечатления от работы над проектом | 1 | | |
32 | Пожеланиям будущим проектантам | 1 | | |
33 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель; консультанты – родители; помощники – друзья; Мудрый Дельфин) | 1 | | |
34 | Советы на лето от Мудрого Дельфина | 1 | | |
4 класс (34 ч)
№ п/п | Тема курса | Количество часов | Дата |
План | План |
1 | Твои новые интересы и увлечения | 1 | | |
2 | Виды проектов | 1 | | |
3 | Исследовательско-творческий проект | 1 | | |
4 | Творческий проект | 1 | | |
5-6 | Ролево-игровой проект | 2 | | |
7-8 | Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой | 2 | | |
9-10 | Информационно-исследовательский проект | 2 | | |
11-12 | Практико-ориентированный проект | 2 | | |
13 | Монопредметный проект | 1 | | |
14 | Межпредметный проект | 1 | | |
15 | Виды презентационных проектов | 1 | | |
16 | Вид презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции | 1 | | |
17 | Вид презентации проекта в рамках научной конференции | 1 | | |
18 | Правильная подготовка презентации к проекту | 1 | | |
19-20 | Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления | 2 | | |
21-22 | Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом | 2 | | |
23 | Типичные ошибки проектантов | 1 | | |
24 | Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся | 1 | | |
25 | Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой | 1 | | |
26 | Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей | 1 | | |
27 | Практическая работа | 1 | | |
28 | Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | 1 | | |
29 | Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации | 1 | | |
30 | Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. | 1 | | |
31 | Твои впечатления от работы над проектом | 1 | | |
32 | Пожеланиям будущим проектантам | 1 | | |
33 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель; консультанты – родители; помощники – друзья; Мудрый Дельфин) | 1 | | |
34 | Советы на лето от Мудрого Дельфина | 1 | | |
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Для обучающихся:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 3 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для обучающихся:
1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Для учителя:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 3 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
С. Н. Тур, Е. И. Васюкова. Духовно-нравственное воспитание. Тетрадь проектов. 3 класс.
Рекомендуемая литература для учителя:
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Электронные образовательные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Технические средства
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Компьютер
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи