муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Калитвенская средняя общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
(МБОУ Калитвенская СОШ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
« Шахматы»
4 класс
Количество часов 1 класс – 33ч
2 класс – 32ч
3 класс – 33ч
4 класс – 32ч
Учитель:
2017г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2009г; программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин, 2013г.
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Цели программы:
Обучить правилам игры в шахматы.
Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Задачи:
Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
Научить ориентироваться на шахматной доске.
Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
Сформировать умение записывать шахматную партию.
Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Объем программы: программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю (1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год).
В 2017-18 учебном году определены следующие праздничные дни: 23 февраля, 8,9 марта, 30 апреля, 1,2,9 мая (опираясь на данные производственного календаря на 2018 год, составленного на основе Постановления Правительства Российской Федерации «О переносе выходных дней в 2018 году»). За счет уплотнения программного материала тематическое планирование составлено: 1 класс – 33ч, 2 класс – 32ч. 3 класс – 33ч, 4 класс – 32ч.
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной школы, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
Планируемые результаты освоения
программы внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы курса.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания
К концу первого года обучения (1класс) обучающиеся
должны знать:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.
должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
К концу второго года обучения (2 класс) обучающиеся
должны знать:
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
должны уметь:
записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей,
королем и ферзем, королем и ладьей;
проводить элементарные комбинации.
К концу третьего года обучения (3 класс) обучающиеся
должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
что означают термины: дебют, темп, оппозиция, ключевые поля.
должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания.
К концу четвертого года обучения (4 класс) обучающиеся
должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
что означают термины: дебют, темп, оппозиция, ключевые поля.
должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания.
Содержание программы внеурочной деятельности
«Шахматы»
Первый год обучения (1 класс)
1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР
(основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру.
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей 6—7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
Второй год обучения (2 класс)
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Дидактические игры и задания
«Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: «Вертикаль «е»). Так школьники называют все вертикали.
Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» И т. п.
«Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: «Вторая горизонталь»).
«Назови диагональ». А здесь определяется диагональ (например: «Диагональ el — а5»).
«Какого цвета поле?» Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.
«Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
«Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся
3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Дидактические игры и задания
«Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?»
«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
«Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
«Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.
4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Дидактические игры и задания
«Шах или мат». Шах или мат черному королю?
«Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
«Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.
«На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.
«Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.
5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА
Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Дидактические игры и задания
«Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
«Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мага в один ход.
6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и ДР).
Дидактические игры и задания
«Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.
«Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
«Выигрыш материала». Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.
Третий год обучения (3 класс)
ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Дидактические задания
“Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат” Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.
“Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.
“Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько).
“Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить.
“Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.
“Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода.
“Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.
“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.
“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
“Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.
“В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры.
“Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.
“Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.
Четвертый год обучения (4 класс)
1. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.
Дидактические задания
“Выигрыш материала”. Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и остаться с лишним материалом.
“Мат в 3 хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в 3 хода.
“Сделай ничью” Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей.
2. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля.
Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Дидактические задания
“Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в 3 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. “Выигрыш фигуры”. Белые проводят тактический удар и выигрывают фигуру.
“Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.
“Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи.
“Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение.
“Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.
“Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей.
Тематическое планирование курса « Шахматы» 1 класс
№ | Тема занятия | Кол-во ч | Дата прове дения | Дата перенесения |
Шахматная доска. | 2ч | | |
1. | Знакомство с шахматной доской. | 1 | 01.09 | |
2. | Шахматная доска. | 1 | 08.09 | |
Шахматные фигуры. | 2ч | | |
3. | Знакомство с шахматными фигурами. | 1 | 15.09 | |
4. | Знакомство с шахматными фигурами. | 1 | 22.09 | |
Начальная расстановка фигур. | 1ч | | |
5. | Начальное положение. | | 29.09 | |
Ходы и взятие фигур. | 16ч | | |
6. | Знакомство с шахматной фигурой. Ладья. | 1 | 06.10 | |
7. | Ладья в игре. | 1 | 13.10 | |
8. | Знакомство с шахматной фигурой. Слон. | 1 | 20.10 | |
9. | Слон в игре. | 1 | 27.10 | |
10. | Ладья против слона. | 1 | 10.11 | |
11. | Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. | 1 | 17.11 | |
12. | Ферзь в игре. | 1 | 24.11 | |
13. | Ферзь против ладьи и слона. | 1 | 01.12 | |
14. | Знакомство с шахматной фигурой. Конь. | 1 | 08.12 | |
15. | Конь в игре. | 1 | 15.12 | |
16. | Конь против ферзя, ладьи слона. | 1 | 22.12 | |
17. | Знакомство с пешкой. | 1 | 12.01 | |
18. | Пешка в игре. | 1 | 19.01 | |
19. | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | 1 | 26.01 | |
20. | Знакомство с шахматной фигурой. Король. | 1 | 02.02 | |
21. | Король против других фигур. | 1 | 09.02 | |
Цель шахматной партии. | 9ч | | |
22. | Шах. | 1 | 16.02 | |
23. | Шах. | 1 | 02.03 | |
24. | Мат. | 1 | 16.03 | |
25. | Мат. | 1 | 23.03 | |
26. | Ставим мат. | 1 | 06.04 | |
27. | Ставим мат. | 1 | 13.04 | |
28. | Ничья, пат. | 1 | 20.04 | |
29. | Рокировка. | 1 | 27.04 | |
30. | Рокировка. | 1 | 04.05 | |
Игра всеми фигурами из начального положения. | 3ч | | |
31. | Шахматная партия. | 1 | 11.05 | |
32. | Шахматная партия. | 1 | 18.05 | |
33. | Повторение программного материала. | 1 | 25.05 | |
Тематическое планирование курса « Шахматы» 2 класс
№ | Тема занятия | Кол-во ч | Дата прове дения | Дата перенесения |
Повторение изученного материала. | 2ч | | |
1. | Повторение изученного материала. | 1 | 06.09 | |
2. | Повторение изученного материала. | 1 | 13.09 | |
Краткая история шахмат. | 1ч | | |
3. | Краткая история шахмат. | 1 | 20.09 | |
Шахматная нотация. | 2ч | | |
4. | Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. | 1 | 27.09 | |
5. | Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. | 1 | 04.10 | |
Ценность шахматных фигур. | 4ч | | |
6. | Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. | 1 | 11.10 | |
7. | Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | 1 | 18.10 | |
8. | Ценность шахматных фигур. Способы защиты. | 1 | 25.10 | |
9. | Ценность шахматных фигур. Защита. | 1 | 08.11 | |
Техника матования одинокого короля. | 4ч | | |
10. | Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. | 1 | 15.11 | |
11. | Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. | 1 | 22.11 | |
12. | Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля. | 1 | 29.11 | |
13. | Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. | 1 | 06.12 | |
Достижение мата без жертвы материала. | 3ч | | |
14. | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. | 1 | 13.12 | |
15. | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | 1 | 20.12 | |
16. | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | 1 | 27.12 | |
Шахматная комбинация. | 15ч | | |
17. | Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. | 1 | 17.01 | |
18. | Матовые комбинации. Тема завлечения. | 1 | 24.01 | |
19. | Матовые комбинации. Тема блокировки. | 1 | 31.01 | |
20. | Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. | 1 | 07.02 | |
21. | Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». | 1 | 14.02 | |
22. | Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов. | 1 | 21.02 | |
23. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. | 1 | 28.02 | |
24. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. | 1 | 07.03 | |
25. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия | 1 | 14.03 | |
26. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. | 1 | 21.03 | |
27. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. | 1 | 04.04 | |
28. | Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. | 1 | 11.04 | |
29. | Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. | 1 | 18.04 | |
30. | Типичные комбинации в дебюте. | 1 | 25.04 | |
31. | Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). | 1 | 16.05 | |
Повторение программного материала. | 1ч | | |
32. | Повторение программного материала. | 1 | 23.05 | |
Тематическое планирование курса « Шахматы» 3 класс
№ | Тема занятия | Кол-во ч | Дата проведения | Дата перенесения |
Повторение изученного материала. | 4ч | | |
1 | Повторение изученного материала. | 1 | 07.09 | |
2 | Игровая практика | 1 | 14.09 | |
3 | Повторение изученного материала. | 1 | 21.09 | |
4 | Практика матования одинокого короля (дети играют попарно). | 1 | 28.09 | |
Основы дебюта | 27ч | | |
5 | Двух- и трехходовые партии. | 1 | 05.10 | |
6 | Решение задания “Мат в 1 ход” | 1 | 12.10 | |
7 | Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. | 1 | 19.10 | |
8 | Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. | 1 | 26.10 | |
9 | Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. | 1 | 09.11 | |
10 | Решение заданий. | 1 | 16.11 | |
11 | Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. | 1 | 23.11 | |
12 | Решение заданий | 1 | 30.11 | |
13 | “Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”. | 1 | 07.12 | |
14 | Решение заданий. | 1 | 14.12 | |
15 | Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. | 1 | 21.12 | |
16 | Решение задания “Выведи фигуру”. | 1 | 11.01 | |
17 | Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. | 1 | 18.01 | |
18 | Решение заданий. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила). | 1 | 25.01 | |
19 | Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. | 1 | 01.02 | |
20 | Решение заданий. | 1 | 08.02 | |
21 | Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. | 1 | 15.02 | |
22 | Решение заданий. | 1 | 22.02 | |
23 | Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. | 1 | 01.03 | |
24 | Решение заданий. | 1 | 15.03 | |
25 | Связка в дебюте. Полная и неполная связка. | 1 | 22.03 | |
26 | Решение заданий. | 1 | 05.04 | |
27 | Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. | 1 | 12.04 | |
28 | Решение заданий. | 1 | 19.04 | |
29 | Типичные комбинации в дебюте. | 1 | 26.04 | |
30 | Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). | 1 | 03.05 | |
31 | Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). | 1 | 10.05 | |
| Повторение программного материала | 2ч | | |
32 | Повторение программного материала. | 1 | 17.05 | |
33 | Повторение программного материала. | 1 | 24.05 | |
Тематическое планирование курса « Шахматы» 4 класс
№ | Тема занятия | Кол-во ч | Дата проведения | Дата перенесения |
Повторение изученного материала. | 3ч | | |
1 | Повторение изученного материала. | 1 | 06.09 | |
2 | Игровая практика | 1 | 13.09 | |
3 | Повторение изученного материала. | 1 | 20.09 | |
Основы миттельшпиля. | 17ч | | |
4 | Как играть в миттельшпиле. | 1 | 27.09 | |
5 | Игровая практика. | 1 | 04.10 | |
6 | Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. | 1 | 11.10 | |
7 | Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. | 1 | 18.10 | |
8 | Решение задания «Выигрыш материала». | 1 | 25.10 | |
9 | Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. | 1 | 08.11 | |
10 | Решение заданий. Темы завлечения, отвлечения, блокировки. | 1 | 15.11 | |
11 | Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. | 1 | 22.11 | |
12 | Решение заданий. Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты. | 1 | 29.11 | |
13 | Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. | 1 | 06.12 | |
14 | Решение заданий. Темы связки, “рентгена”, перекрытия. | 1 | 13.12 | |
15 | Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. | 1 | 20.12 | |
16 | Решение заданий. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. | 1 | 27.12 | |
17 | Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. | 1 | 17.01 | |
18 | Решение заданий. “Сделай ничью”. | 1 | 24.01 | |
19 | Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия. | 1 | 31.01 | |
20 | Решение заданий. | 1 | 07.02 | |
Основы эндшпиля. | 12ч | | |
21 | Как играть в эндшпиле. | 1 | 14.02 | |
22 | Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи). | 1 | 21.02 | |
23 | Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). | 1 | 28.02 | |
24 | Решение заданий. | 1 | 07.03 | |
25 | Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). | 1 | 14.03 | |
26 | Решение заданий. | 1 | 21.03 | |
27 | Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. | 1 | 04.04 | |
28 | Решение заданий. | 1 | 11.04 | |
29 | Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция. | 1 | 18.04 | |
30 | Решение заданий. | 1 | 25.04 | |
31 | Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой. | 1 | 16.05 | |
32 | Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля. | 1 | 23.05 | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Приграмма « Шахматы – школе» И.Г.Сухин, 2013г
Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения,2015г
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 2014г.
Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2013.
Шахматные доски с набором шахматных фигур – 5 шт
Демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур -1шт