Долинский филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Новокулундинская средняя общеобразовательная школа»
Благовещенского района Алтайского края
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов______ Протокол№ _1_от29.08.2018г_ __________/Войнова Л.В | «Принято» на педагогическом совете Протокол №_1_от 30.08.2018г
| «Утверждено» директор МБОУ НСОШ __Сушков А.И./________ Приказ №______ от «__»___________2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Шахматы»
общеинтеллектуальное направление
_______2 класс________
предмет, класс и т.п
_________ Войнова Л.В.___________
Ф.И.О.учителя
на 2018 - 2019 учебный год
Составлено на основе
авторской программы «Шахматы»
А.А. Тимофеева______________
УМК «Начальная школа XXI века» 2014г.
Название, автор, год издания
п. Новокулундинка
2018 год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе: ФГОС НОО, основной образовательной программы НОО МБОУ «Новокулундинская СОШ», учебного плана МБОУ НСОШ, локального акта «Положение о рабочих программах учебных предметов и курсов внеурочной деятельности» в МБОУ НСОШ, авторской программы "Шахматы» А.А.Фадеева Сборник программ внеурочной деятельности «Начальная школа ХХI века» -М: Вентана – Граф, 2014.
Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
На изучение курса «Шахматы» во 2 классе отводится 34 часа в год (34 учебные недели по 1 часу в неделю).
В рабочей программе также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий ООП НОО.
Рабочая программа направлена на достижение целей и задач, предусмотренных автором с учетом возрастных особенностей.
Курс «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. В связи с этим не случаен интерес к шахматам как к одной из самых эффективных игр, способствующих интеллектуальному развитию человека.
Общая характеристика внеурочной деятельности.
Главная цель внеурочного курса — развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях — от наглядно-образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.
Цель программы:
обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и
творческого потенциала создание условий для многогранного развития и
социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;
развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях - от наглядно
образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.
Задачи:
развитие внимания и мотивации школьника;
развитие наглядно-образного мышления;
организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;
включение учащихся в разностороннюю деятельность;
формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
Установлено, что наиболее благоприятным для развития мышления ребёнка является возрастной период от 7 до 12 лет, поэтому наибольший эффект можно получить от преподавания шахмат в начальной школе. Это обстоятельство подчёркивал известный советский педагог В.А. Сухомлинский: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».
Достоинство шахмат как модели для изучения некоторых универсальных понятий и закономерностей в начальной школе заключается в том, что это игра. Очень интересную мысль о сути игры высказал И. Рыбин: «Всё разнообразие изобретённых человечеством игр — это, в сущности, множество моделей, которые имитируют различные типы тактических и стратегических задач мышления. Развлекательная форма игр выполняет ту же функцию, что и всё остальное, предназначенное для поощрения к жизненно необходимому поведению».
Место в учебном плане. Содержание авторской программы разбито на четыре модуля по 34 ч. На основании рекомендаций автора программы скомпонован курс, рассчитанный на преподавание шахмат в течение четырёх лет с периодичностью:
1-4 класс – 1 раза в неделю,
Учителю даётся право перераспределять количество часов, отведённое на изучение конкретных тем, а также варьировать последовательность прохождения тем в зависимости от собственного опыта, подготовленности учащихся, а также от условий работы в данном классе.
Планируемые результаты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса «Шахматы».
Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:
развитие любознательности и сообразительности;
развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
развитие наглядно-образного мышления и логики.
Предметные и метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделах «Учащиеся должны знать» и «Учащиеся должны уметь».
Планируемые результаты освоения программы во 2 классе
К концу изучения модуля II учащиеся должны знать:
- выигрышные стратегии матования одинокого короля .
уметь:
-ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй из любой позиции;
- понимать причины своего выигрыша и проигрыша;
- сравнивать и анализировать действия других игроков;
- разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.
Содержание программы
2 класс (34 ч)
Модуль II
Повторение (6ч)
Ходы и взятия фигур. Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность. Правила
записи ходов. Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.
Защита (6ч)
Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара,
перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака.
Реализация большого материального перевеса (10ч)
Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и ферзём,
королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции.
Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски.
Оппозиция.
Эндшпиль (9ч)
Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация.
- Пешечные эндшпили. Король и пешка против короля. Роль оппозиции, правило
квадрата, ключевые поля. Король и крайняя пешка против короля. Треугольник как
средство вынуждения цугцванга. Пешечный прорыв.
- Ладейные эндшпили. Ладья и пешка против короля. Позиция Филидора. Мост и его
построение. Правило Тарраша. Ферзь против пешки. Алгоритм выигрыша.
Практическая игра (3ч)
Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи.
Анализ ошибок.
Наименование раздела или темы | Количество часов | Из них |
Контрольных работ* | Практических работ* | Лабораторных работ* | Развитие речи* | Проектов* | Экскурсий* |
Повторение | 6 | | | | | | |
Защита | 6 | | | | | | |
Реализация большого материального перевеса | 10 | | | | | | |
Эндшпиль | 9 | | | | | | |
Практическая игра | 3 | | | | | | |
Формы, методы и технологии обучения
Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
Технологии обучения
Методы обучения
Формы обучения
работа в группе, в паре
самостоятельная работа
игра
Методы и формы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении:
Для эффективности обучения детей, испытывающие трудности в обучении осуществляется дифференцированный подход, который
позволяет адаптировать содержание учебной программы к возможностям конкретных учащихся.
Дифференциация является важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения, который осуществляется за счет: дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;
1)индивидуально ориентированное введение учебной информации;
2)с ним непосредственно связано дозирование объёма информации и времени её предъявления;
3) фронтальный и индивидуальный контроль усвоения учебного материала в условиях урока и во внеурочное время;
4) поддержание необходимой для усвоения мотивации учения);
5)условие положительной мотивации учения это обеспечение психологического комфорта для обучаемых (включает доброжелательное отношение к ученику, стимулирование товарищеской, доверительной атмосферы на занятии, взвешенное использование поощрений, таких, как высокая оценка, похвала, подчёркивание прогресса в учении, в сочетании с необходимыми критическими замечаниями);
6)привитие навыков самостоятельного усвоения и использования речевых средств для достижения учащимся коммуникативных целей с дальнейшим выходом в реальное общение (обучение умению учиться).
7) Организация учебного взаимодействия с одноклассниками.
Работа с учащимися реализуется в таких традиционных формах, как фронтальная, индивидуальная и дистанционная (с опорой на ресурсы Интернета).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Для учителя:
Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы», под ред. Н.Ф. Виноградовой, Москва, изд-во «Вентана - Граф, 2014
Оригинальные учебники и пособия-сказки в помощь обучающим детей шахматной игре
Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.
Дидактические шахматные сказки
Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
Сухин И. От сказки – к шахматам.
Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Перечень диафильмов
Дамский Я. Анатолий Карпов – чемпион мира. – М.: Диафильм, 1982.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1990.
Сухин И. Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1992.
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах
Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
Добрыня, посол князя Владимира (былина).
Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик.
Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).
Остер Г. Полезная девчонка.
Пермяк Е. Вечный Король.
Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.
Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин.
Шаров А. Сказка о настоящих слонах.
Стихотворения о шахматах и шахматистах
Берестов В. В шахматном павильоне.
Берестов В. Игра.
Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.
Ильин Е. Средневековая легенда.
Квитко Л. Турнир.
Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
Сухин И. Волшебная игра.
Художественная литература для детей по шахматной тематике
Булычев К. Сто лет тому вперед.
Велтистов Е. Победитель невозможного.
Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
Крапивин В. Тайна пирамид.
Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
Лагин Л. Старик Хоттабыч.
Надь К. Заколдованная школа.
Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.
Раскатов М. Пропавшая буква.
Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.
Томин Ю. Шел по городу волшебник.
Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы.
Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.
Шахматные игрушки и игры, которые можно сделать своими руками
Дидактические игрушки: “Горизонталь – вертикаль”, “Диагональ” (материал – плотная бумага, ватман, картон).
Шахматная матрешка.
Шахматные пирамидки.
Разрезные шахматные картинки.
Шахматное лото.
Шахматное домино.
Кубики с картинками шахматных фигур.
Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль, диагональ).
Набор из 64 кубиков с картинками шахматных фигур, белых и черных полей, а также фигур, расположенных на белых и черных полях.
Летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и указана их относительная ценность).
Шахматная доска – куб с фрагментами доски (свидетельство на промышленный образец № 30936 от 28. 03. 1990 г., авторы; И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев).
Набор фрагментов шахматной доски (приоритетный № 4336153/12 от 30. 11. 1987 г., авторы: И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев).
Примечание. Повысить интерес детей к шахматным занятиям поможет чтение по ролям сказок из книги “Приключения в Шахматной стране”. Хотя при этом остается меньше времени на проведение дидактических игр, многие педагоги выбирают именно этот путь. Для них рекомендуется на 1-м занятии прочесть детям сказку “Шахматная беседка”, на 2-м занятии – главу “Линии”, на 3-м – “Диагональ”, на 4-м – “Чудесные фигуры”, на 5-м – “Ворота Каиссии”, на 6-м – “Я – Ладья”, на 8-м – “Этот слон совсем на слона не похож”, на 11-м – “В гостях у Ферзя”, на 14-м – “Кони черные и белые”, на 17-м – “Детский сад “Чудесная Пешка”, на 20-м – “Куда идет Король?”, на 22-м – “Ковер-самолет”, на 24-м – “Мат и пат”, на 26-м – “До свидания, Шахматная страна”. Можно использовать на занятиях и журнальный вариант “Приключений в Шахматной стране” (Мурзилка. – 1993. – № 6–10; 1994. – № 1–4, 6), хотя в нем сделаны большие сокращения. С первыми тремя главами этой книги можно также познакомиться в газете “Начальная школа” (1994. – № 13. – С. 6).
http://chess-portal.net/interest/1175636527-kakie-kachestva-vospityvayut-shahmaty.html
http://2ls.ru/shahmatnye-stati/503-principy-igry-v-endshpile-shahmatnyh-okonchaniyah.html
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Урока п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Календарно-учебный график | Содержание занятия | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты изучения темы/требования к уровню подготовки (знать/уметь).Критерии оценивания | Оборудование, оснащение |
|
Повторение (6 ч) | | |
1 | Ходы и взятия фигур | 1 | 1-я неделя сентября | Чтение дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. | Дидактические задания и игры “Лабиринт”, “Перехитри часовых”, “Один в поле воин”, “Кратчайший путь”. “Секретная фигура”. Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме “секретной”, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: “Секрет”. | Уметь Расставлять фигуры на шахматной доске | Шахматы, презентация |
2 | Понятия шаха, мата и пата. | 1 | 2-я неделя сентября | Уметь принимать взвешенные решения в любой обстановке. | Шахматы, презентация |
3 | Задачи на ценность. | 1 | 3-я неделя сентября | Уметь принимать взвешенные решения в любой обстановке. | Шахматы, презентация |
4 | Правила записи ходов. | 1 | 4-я неделя сентября | Уметь записывать ходы | Шахматы, презентация |
5 | Принципы игры в дебюте. | 1 | 1-я неделя октября | Уметь моделировать ситуацию | Шахматы, презентация |
6 | Анализ учебных партий. | 1 | 2-я неделя октября | Уметь работать с информацией | Шахматы, презентация |
Защита (6 ч) |
7 | Понятие о защите. | 1 | 3-я неделя октября | Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина “Приключения в Шахматной стране” (М.: Педагогика, 1991. – с. 132–135) или дидактической сказки “Лена, Оля и Баба Яга” (читается и инсценируется фрагмент сказки; с. 3–14). | Дидактическое задание “Диагональ”. Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Защита контрольного поля”, “Игра на уничтожение” (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), “Ограничение подвижности”. | Уметь моделировать ситуацию | Шахматы, презентация |
8 | Уничтожение атакующей фигуры. | 1 | 4-я неделя октября | Уметь принимать взвешенные решения в любой обстановке. | Шахматы, презентация |
9 | Уход из-под удара. | 1 | 1-я неделя ноября | Уметь уходить из-под удара | Шахматы, презентация |
10 | Перекрытие линии атаки. | 1 | 2-я неделя ноября | Уметь перекрывать линию атаки | Шахматы, презентация |
11 | Защита атакованной фигуры своей фигурой. | 1 | 3-я неделя ноября | Уметь защищать атакованную фигуру | Шахматы, презентация |
12 | Контратака. | 1 | 4-я неделя ноября | Уметь проводить контратаку | Шахматы, презентация |
Реализация большого материального перевеса (10 ч) |
13 | Матование одинокого короля ферзём и ладьёй. | 1 | 1-я неделя декабря | Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), "Ограничение подвижности". Дидактическое задание "Дай мат в один ход". Рокировка. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат". | Дидактические задания “Лабиринт”, “Перехитри часовых”, “Один в поле воин”, “Кратчайший путь”. Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Защита контрольного поля”, “Игра на уничтожение” (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), “Ограничение подвижности”. “Защита от шаха”. Белый король должен защититься от шаха.“Мат или не мат”. Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.“Первый шах”. Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.“Рокировка”. Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. | Уметь провести захват контрольного поля | Шахматы, презентация |
14 | Матование одинокого короля ферзём и ладьёй. | 1 | 2-я неделя декабря | Уметь провести захват контрольного поля | Шахматы, презентация |
15 | Матование двумя ладьями. | 1 | 3-я неделя декабря | Уметь защищать контрольное поле | Шахматы, презентация |
16 | Матование королём и ферзём. | 1 | 4-я неделя декабря | Уметь защищать контрольное поле | Шахматы, презентация |
17 | Матование королём и ферзём. | 1 | 2-я неделя января | Уметь защищать контрольное поле | Шахматы, презентация |
18 | Матование королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. | 1 | 3-я неделя января | Уметь определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. | Шахматы, презентация |
19 | Матовые и патовые позиции. | 1 | 4-я неделя января | Уметь определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. | Шахматы, презентация |
20 | Матовые и патовые позиции. | 1 | 1-я неделя февраля | Уметь определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. | Шахматы, презентация |
21 | Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. | 1 | 2-я неделя февраля | Уметь принимать взвешенные решения в любой обстановке. | Шахматы, презентация |
22 | Оппозиция. | 1 | 3-я неделя февраля | Уметь принимать взвешенные решения в любой обстановке. | Шахматы, презентация |
Эндшпиль (9 ч) |
23 | Общие принципы разыгрывания эндшпилей | 1 | 4-я неделя февраля | Пешечные эндшпили. Король и пешка против короля. Роль оппозиции, правило квадрата, ключевые поля. Король и крайняя пешка против короля. Треугольник как средство вынуждения цугцванга. Пешечный прорыв. Ладейные эндшпили. Ладья и пешка против короля. Позиция Фи- лидора. Мост и его построение. Правило Тарраша. Ферзь против пешки. Алгоритм выигрыша. Активизация фигур – главный козырь в эндшпиле. Централизация и активность фигур будет приводить вас к успеху. В окончаниях, особенно пешечных – варианты зачастую проще. | Дидактические задания “Перехитри часовых”, “Сними часовых”, “Атака неприятельской фигуры”, “Двойной удар”, “Взятие”, “Защита”, “Выиграй фигуру”. Термин “стоять под боем”. Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Защита контрольного поля”, “Игра на уничтожение” (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), “Ограничение подвижности”. | Уметь применять правило квадрата | Шахматы, презентация |
24 | Общие принципы разыгрывания эндшпилей | 1 | 1-я неделя марта | Уметь разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили. | Шахматы, презентация |
25 | Общие принципы разыгрывания эндшпилей | 1 | 2-я неделя марта | Уметь разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили. | Шахматы, презентация |
26 | Классификация эндшпилей. | 1 | 3-я неделя марта | Уметь применять основные правила игры | Шахматы, презентация |
27 | Классификация эндшпилей. | 1 | 1-я неделя апреля | Уметь применять основные правила игры | Шахматы, презентация |
28 | Классификация эндшпилей. | 1 | 2-я неделя апреля | Уметь применять основные правила игры | Шахматы, презентация |
29 | Пешечные и ладейные эндшпили. | 1 | 3-я неделя апреля | Уметь применять основные правила игры | Шахматы, презентация |
30 | Пешечные и ладейные эндшпили | 1 | 4-я неделя апреля | Уметь применять основные правила игры | Шахматы, презентация |
31 | Пешечные и ладейные эндшпили | 1 | 1-я неделя мая | Уметь применять основные правила игры | Шахматы, презентация |
Практическая игра (3 ч) |
32 | Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. | 1 | 2-я неделя мая | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Уметь анализировать игру. | Дидактические задания “Лабиринт”, “Перехитри часовых”, “Один в поле воин”, “Кратчайший путь”. Просмотр диафильма “Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат”. | Уметь демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. | Шахматы, презентация |
33 | Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. | 1 | 3-я неделя мая | Уметь демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. | Шахматы, презентация |
34 | Анализ ошибок | 1 | 4-я неделя мая | Уметь анализировать игру | Шахматы, презентация |
Итого: 34учебных недели × 1час = 34 часа |
Лист дополнений и изменений.
Дата внесения изменений | Содержание | Подпись лица внёсшего запись |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |