.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СПОРТИВНО–ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Ритмическая страна»

Руководитель кружка:
Учитель по физической культуре
МОУ СОШ№4
Давыдова Анастасия Юрьевна
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы. Программа «Ритмическая страна» представляет дополнительный образовательный курс по спортивно-оздоровительной направленности. Ключевые аспекты программы учитывают цели и задачи образовательной программы и программы развития школы.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Актуальность, педагогическая целесообразность Актуальность проблем художественно-эстетической направленности обусловлена современным социальным заказом на образование и задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. Проблема формирования у учащихся эстетического отношения к искусству является одной из приоритетных проблем современной теории и практики эстетического воспитания. Это обуславливает не только интерес к этой проблеме со стороны научно-педагогической общественности, но и необходимостью ее теоретического осмысления и верного практического решения.
Содержание курса направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Особенностью программы является то, что, программа включает в себя изучение трех направлений танцевального искусства: бального, современного и национального, который, в свою очередь, воспитывает в учащихся уважение к национальным традициям.
Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.
Оригинальность данной программы – это развитие творческого мышления учащихся. Занятия танцами и ритмикой дают заряд положительными эмоциями, раскрепощают, развивают пластику, обогащают разнообразием ритмов танцевальный опыт учащихся.
Программа позволяет проявить индивидуальный творческий подход. Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. В программу «Ритмическая страна» включены упражнения и движения классического, народного и бального танцев, доступные детям 7-10 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.
Цели и задачи обучения.
Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественно-творческих способностей средствами ритмики и танца с учетом их индивидуальных способностей.
Основные задачи:
Обучающая: формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма.
Развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытие творческого потенциала.
Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности. Программа «Ритмическая страна» ориентирована на формирование гармонически развитой личности.
К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:
личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.
метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий.
предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.
Межпредметные связи. Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам: 5 «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями. Учащиеся усваивают понятия "ритм", "счет", "размер" и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны учатся различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений. Каждый танец, который включен в программу, имеет определенные исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране, у какого народа он появился, в какую страну переместился. Уклад и обычаи, характер и темперамент народа отражаются в танце, и наоборот, изучая танец, учащиеся узнают о тех или иных народах, странах. Самая тесная взаимосвязь прослеживается между ритмикой и физкультурой: и по строению занятия, и по его насыщенности, каждое занятие имеет конкретную цель — тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику. В ходе занятий учащиеся сталкиваются с понятиями "угол поворота", "направление движения", "доли счета" (1/4, 2/4, 3/4 и т. д.). Умение ориентироваться в пространстве, необходимость развития и использования абстрактного мышления создает тесную взаимосвязь с изучением математики.
Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей:
- проведение открытых уроков для родителей;
- участие в праздничных программах, концертах;
- проведение итоговых занятий в конце четвертей.
Сроки реализации
Данная образовательная программа рассчитана на 1 год. Для обучающихся 3-х классов. Преподаваемый материал постепенно усложняется новыми элементами.
Организация образовательного процесса
Длительность одного учебного занятия: для детей 8-11 лет - 45 мин.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка. Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений. Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей.
Формы занятий:
-занятие;
-занятие-путешествие;
-занятие-игра;
-итоговое занятие
Структура занятий
Структура занятий включает в себя три основные части: подготовительную, основную, заключительную.
Подготовительная часть занятия Общее назначение – подготовка организма к предстоящей работе. Задачами этой части является: организация группы; повышение внимания и эмоционального состояния занимающихся; умеренное разогревание организма. Основными средствами подготовительной части являются: строевые упражнения; различные формы ходьбы и бега; несложные прыжки; короткие танцевальные комбинации, состоящие из освоенных ранее элементов; упражнения на связь с музыкой и др. Все упражнения исполняются в умеренном темпе и направлены на общую подготовку опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Методические особенности. Продолжительность подготовительной части определяется задачами и содержанием занятия, составом занимающихся и уровнем их подготовки. На эту часть отводится примерно 10-15% общего времени занятия.
Основная часть занятия. Задачами основной части являются: развитие и совершенствование основных физических качеств; формирование правильной осанки; воспитание творческой активности; изучение, и совершенствование движений танцев и его элементов; отработка композиций и т.д. Средства основной части занятия: упражнения на силу, растягивание и расслабление); хореографические упражнения; элементы современного, бального, народного танца; танцевальные композиции; постановочная работа.
Методические особенности: На данную часть занятия отводится примерно 75-85%общего времени. Порядок решения двигательных задач в этой части строится с учетом динамики работоспособности детей. Разучивание и корректировка новых движений происходит в начале основной части, в конце – отработка знакомого материала.
Заключительная часть занятия. Основные задачи – постепенное снижение нагрузки; краткий анализ работы, подведение итогов. На эту часть отводится 5-10% общего времени. Основными средствами являются: спокойные танцевальные шаги и движения; упражнения на расслабление; плавные движения руками; знакомые танцы, исполнение которых доставляет детям радость.
Методические особенности. В заключительной части проводится краткий разбор достигнутых на занятии успехов в выполнении движений, что создает у учащихся чувство удовлетворения и вызывает желание совершенствоваться. Замечания и советы по поводу недостаточно освоенных движений помогает учащимся сосредоточить на них внимание на следующем занятии.
Для реализации программы применяются методы и приемы:
1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы.
2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.
3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.
4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.
5. Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения
Приемы: • комментирование; • инструктирование; • корректирование
Планируемые результаты освоения программы.
Программа по внеурочной деятельности «Ритмическая страна» способствует формированию у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного курса являются умения:
- иметь представления о пространстве и ориентироваться в нем;
- передавать в движении нюансы музыки;
- приобретение навыков коллективных действий;
- осуществление самоконтроля;
На конец обучения обучающиеся:
ориентируются в танцевальной и маршевой музыке;
знают музыкальный размер (2/4, 4/4), умеют двигаться в такт музыке;могут воспроизвести ритмический рисунок;
владеют основными движениями: исполнять марш, бег, прыжки; владеют навыками актерской выразительности;
умеют технически грамотно исполнять фигуры программных танцев; знают поклон, позиции рук и ног;
Каждый ребёнок, занимаясь танцами, изучая необходимые движения, развивает в себе трудолюбие, стремление к самосовершенствованию, формирует адекватную самооценку. Изучение истории развития и появления танцев активизирует уважительное отношение к культуре своего российского народа, к толерантному отношению к представителям народов России. При подготовке к выступлениям учащиеся приобретают навыки сотрудничества и общения со сверстниками и взрослыми. А выступая перед родителями, активизируется ценностное отношение к ним и своей семье.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1. | Что такое «Ритмика»? Основные танцевальные правила. Приветствие (поклон), постановка корпуса, игра «Знакомство». | 1ч | |
2. | Ритмическое исполнение мелодий (хлопки, выстукивание, притопы) игра «Найди музыкальную фразу». Понятия о правой и левой руке. | 1ч | |
3. | Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Характер, темп танцев. Упражнения на ориентацию в пространстве. | 1ч | |
4. | Паузы в движении. Игра «Сделал – остановись». Понятие «дуэт», «квартет» в танце. | 1ч | |
5. | Развитие пластики тела. Упражнения на формирование правильной осанки. | 1ч | |
6. | Упражнения на растяжку и развитие пластики тела | 1ч | |
7. | Развитие пластики тела. Упражнения для рук. | 1ч | |
8. | Танцевальные шаги (шаг-пружинка, шаг с подскоком, приставной шаг) | 1ч | |
9. | Общеразвивающие упражнения. Ритмическая композиция «Ладошки» | 1ч | |
10. | Поза исполнителя. Повороты на месте, в движении, наклоны | 1ч | |
11. | Танцевально-ритмическая гимнастика. Позиции рук. Позиции ног. | 1ч | |
12. | Диско-танец «Музыкальный». История возникновения, характерные особенности, основные движения, исполнение | 1ч | |
13. | Бальный танец «Падеграс». История возникновения, характерные особенности, основные движения | 1ч | |
14. | Занятие-игра «Приходи сказка». | 1ч | |
15. | Марш. Ритмический счет. Перестроения из одной колонны в два круга. | 1ч | |
16. | Ритмические схемы. Игра «Дирежер-оркестр» | 1ч | |
17. | Точки класса. Игра «Найди свой путь», «Музыкальные змейки». Движения по линии танца. | 1ч | |
18. | Пластичная гимнастика. | 1ч | |
19. | Упражнения на формирование правильной осанки. Ходьба: бодрая, маршеобразная, спокойная; умение пройти под музыку | 1ч | |
20. | Общеразвивающие упражнения с предметами (мяч) | 1ч | |
21. | Танцевальные шаги (с носка, с подъёмом ноги, согнутой в колене, на месте и в продвижении, на полупальцах с вытянутыми коленями, со сменой положения рук. | 1ч | |
22. | Ритмические композиции. «Ванька-Встанька». | 1ч | |
23. | Бальный танец «Полька».История возникновения, характерные особенности, основные движения , исполнение | 1ч | |
24. | Русский народный танец «Хоровод» .История возникновения, характерные особенности, основные движения , исполнение | 1ч | |
25. | Хоровод снежинок | 1ч | |
26. | Занятие –конкурс «В мире музыки и танца». | 1ч | |
27. | Гимнастическое дирижирование(тактирование на музыкальный размер 4/4). Движение по диагонали . | 1ч | |
28. | Музыкально-подвижные игры для развития музыкальности и слуха. «Запев-припев», «Музыкальное эхо», «Творческая импровизация» | 1ч | |
29. | Упражнения для улучшения гибкости (на коврике) Игровой «стретчинг». Упражнения: «змея», « книжка», «маятник»,«ходьба», «замочек», «аист», «бабочка». | 1ч | |
30. | Комплекс упражнений на формирование правильной осанки. | 1ч | |
31. | Синхронность и координация движений под музыку. Ритмическая композиция «Гуси» | 1ч | |
32. | Общеразвивающие упражнения. Пантомима. Игра «Мы веселые ребята» | 1ч | |
33. | Составление и совершенствование итоговой музыкальной, танцевальной композиции из изученных упражнений | 1ч | |
34. | Итоговое занятие. Выполнение контрольных упражнений и связок. | 1ч | |
Список литературы
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва. 2000 год.
2. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Ростов-на-Дону. 2003. год.
3. .Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина «Танцевально - игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000
4.Телегин А.А. Танцуем джайв и рок-н-рол.Ростов-на-Дону.2004г.
5.Картавых Н., Карпович О. Школа танцев для детей.-Спб: «Ленинградское издательство».2011