АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РУБЦОВСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № от Руководитель МО__________ Т.П. Сивакова | Согласовано Зам. директора по УВР ____________________ | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №11 ____________ А.В. Мартинюк Приказ № от |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по курсу «Я – пешеход и пассажир»
спортивно – оздоровительное направление
в 2 «Б» классе
на 2015 – 2016 учебный год
разработана на основе
авторской программы Н.Ф.Виноградовой «Я - пешеход и пассажир»: Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы - М.: Издательский центр «Вентана-Граф» 2011»
Составитель: Л.В. Конрад, учитель начальных классов, первая категория
Рубцовск, 2015 г.
Учебно-тематическое планирование
по курсу «Я – пешеход и пассажир».
Класс: 2 «Б»
Учитель: Л.В. Конрад
Количество часов: на год- 35 ч в неделю- 1 ч
1 полугодие – 16 ч
2 полугодие – 19 ч
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Я – пешеход и пассажир».
Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы Н.Ф.Виноградовой «Я - пешеход и пассажир»: Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы - М.: Издательский центр «Вентана-Граф» 2011»
Информация о возрастной группе учащихся
Программа факультатива «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
Информация о назначении программы курса
Основное назначение курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного факультатива в начальной школе.
Актуальность программы в том, что одной из первоочередных задач школы, семьи является активная борьба с детским травматизмом и его предупреждением.
Количество часов, отводимых на изучение данного курса
Авторская программа рассчитана на 34 часа в год, 1 учебный час в неделю Согласно учебного календарного графика запланировано 35 часов, поэтому был добавлен 1 час на изучение раздела «Ты – пассажир» на тему «Правила поведения пассажиров в общественном транспорте».
Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Задачи курса:
- формировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
- повышать у учащихся уровень знаний по ПДД;
- помочь учащимся усваивать требования разделов ПДД для пешеходов, пассажиров и велосипедистов;
- оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи;
- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- воспитывать дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
- вырабатывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
- формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Основные принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Способствует:
- умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
- нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
- эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
- трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
- физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Технологии организации внеурочной деятельности:
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- здоровье сберегающие технологии;
- проектная технология;
- информационные технологии.
Методы и средства организации внеурочной деятельности:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.
Формы организации учебного процесса.
- тематические занятия;
- игровые уроки;
- практические занятия;
- конкурсы, соревнования, на лучшее знание правил дорожного
движения;
- подготовка и проведение игр и праздников по ПДД;
- изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
- просмотр видеоматериалов по ПДД;
- организация экскурсий на улицу.
Формы представления результатов проектной деятельности младших школьников:
Выставки
Праздники.
Театрализованные представления.
Соревнования.
Конкурсы.
Планируемые результаты
Уровни воспитательных результатов внеурочной образовательной деятельности:
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищённой, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает ( или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить ( или отвергать).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.
предметные умения:
— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);
— сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
— объяснять свой путь от дома до школы;
— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять из многообразия объектов транспортное средство;
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
— различать цвет и форму запрещающих знаков;
— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
— различать сигналы светофора и объяснять их значение;
— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.
Ожидаемые результаты работы по программе:
Программа призвана способствовать формированию у младших школьников культуры безопасности жизнедеятельности.
Знать | Уметь |
- правила дородного движения | - пользоваться правилами дорожного движения |
- сигналы светофора и жесты регулировщика | - переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения |
- правила пользования общественным транспортом | - правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта |
- знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части | - переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой |
- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части | - выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части |
- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров | - передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров |
- места предназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках | |
- о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения | - уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице |
Содержание тем курса внеурочной деятельности
Ориентировка в окружающем мире ( 17ч)
Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.). Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около). Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт. Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного пере- движения. Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги. Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям). Ты — пешеход Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.
Ты — пешеход (11ч)
Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.
Ты — пассажир (7ч)
В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.
Тематический план на 2015 – 2016 учебный год кружка «Я – пешеход и пассажир» за 2 класс.
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов по авторской программе | Количество часов в рабочей программе | Номер урока по тематическому планированию |
1 | Ориентировка в окружающем мире. | 17ч | 17ч | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 |
2 | Ты пешеход. | 11ч | 11ч | 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28 |
3 | Ты пассажир | 6ч | 7ч | 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35 |
| Итого | 34ч | 35ч | |
Тематическое планирование
№ | Внеурочное занятие (тема) | Кол-во часов | Формы организации внеурочной деятельности | Дата |
по плану | фактически |
Ориентировка в окружающем мире (17ч). |
1. | Предметы и их положение в пространстве (близко, дальше, рядом, перед и т.д.) | 1 | Рассматривание иллюстраций и беседа на тему: «Транспорт». Дидактическая игра. | 07.09 | |
2. | Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро) | 1 | Дидактические игры. Беседа-размышление. | 14.09 | |
3. | Особенности пространственного положения транспортного средства (далеко – близко, медленно – быстро, рядом, около) | 1 | Дидактические игры. Беседа-размышление. | 21.09 | |
4. | Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналя поворота. | 1 | Дидактические, ролевые игры. Рассматривание иллюстраций. Беседа. Просмотр видеоматериалов. | 28.09 | |
5. | Транспорт личный и общественный (отличие, классификация) | 1 | Дидактические, ролевые игры. Рассматривание иллюстраций. Беседа. Просмотр видеоматериалов. | 05.10 | |
6. | Механические транспортные средства. | 1 | Дидактические, ролевые игры. Рассматривание иллюстраций. Беседа. Просмотр видеоматериалов. | 12.10 | |
7. | Маршрутное транспортное средство (автобус, трамвай). | 1 | Беседа. Ролевые игры. Просмотр видеоматериалов. | 19.10 | |
8. | Маршрутное транспортное средство (автобус, трамвай). | 1 | Беседа-рассуждение. Ролевые игры. | 26.10 | |
9. | Маршрутное транспортное средство (автобус, трамвай). | | Беседа-рассуждение. Ролевые игры. Просмотр видеоматериалов. | 09.11 | |
10. | Маршрут (определение на рисунках, моделирование). | 1 | Работа в группах. Моделирование маршрута. | 16.11 | |
11. | Гужевой транспорт. | 1 | Рассматривание иллюстраций. Беседа. Просмотр видеоматериалов. | 23.11 | |
12. | Населённый пункт как территория, застроенная домами: город. Знание своего района как условие безопасного передвижения. | 1 | Ролевые игры. Беседа-рассуждение. Просмотр видеоматериалов. | 30.11 | |
13. | Населённый пункт как территория, застроенная домами: город. Знание своего города как условие безопасного передвижения. | 1 | Работа в группах. Составление безопасного маршрута. | 07.12 | |
14. | Состояние дороги (асфальт, грунт). | 1 | Работа с иллюстрациями. Беседа. Просмотр видеоматериалов. | 14.12 | |
15. | Безопасность и опасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по личным наблюдениям и рисункам). | 1 | Беседа-рассуждение. Дидактические игры. Просмотр видеоматериалов. | 21.12 | |
16. | Урок обобщение по разделу «Ориентировка в окружающем мире». | 1 | Ролевые игры. Дидактические игры. Конкурсы. | 28.12 | |
17. | Урок обобщение по разделу «Ориентировка в окружающем мире». | 1 | Ролевые игры. Дидактические игры. Конкурсы. Викторина. | 11.01 | |
Ты пешеход (11ч). |
18. | Знаки дорожного движения «Светофорное регулирование». | 1 | Беседа. Сюжетные игры. Просмотр видеоматериалов. | 18.01 | |
19. | Знаки дорожного движения «Движение запрещено», «Пешеходная дорожка». | 1 | Беседа. Сюжетные игры. Просмотр видеоматериалов. | 25.01 | |
20. | Места переходов (наземный переход, подземный переход). | 1 | Беседа. Сюжетные игры. Просмотр видеоматериалов. | 01.02 | |
21. | Жесты регулировщика. | 1 | Беседа. Сюжетные игры. Ролевые игры. Просмотр видеоматериалов. | 08.02 | |
22. | Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «Дорожные работы», «Дети», «Движение прямо, направо, налево». | 1 | Беседа. Сюжетные игры. Просмотр видеоматериалов. | 15.02 | |
23. | Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). | 1 | Работа в малых группах. Моделирование ситуации. | 22.02 | |
24. | Цвет и форма предупреждающих знаков. | 1 | Беседа. Дидактические игры. Просмотр видеоматериалов. | 29.02 | |
25. | Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства. | 1 | Беседа. Дидактические игры. Просмотр видеоматериалов. | 07.03 | |
26. | Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства. | | Работа в группах. Составление памятки правильного поведения на остановке маршрутного транспортного средства. | 14.03 | |
27. | Урок обобщения по разделу: «Ты пешеход». | 1 | Работа в группах. Составление памятки пешехода. | 21.03 | |
28. | Урок обобщения по разделу: «Ты пешеход». | 1 | Самостоятельная работа по оценке умений и навыков. | 04.04 | |
Ты – пассажир (7ч). |
29. | Правила поведения детей в легковом автомобиле. | 1 | Беседа. Дидактические игры. Просмотр видеоматериалов. | 11.04 | |
30. | Правила поведения пассажиров в общественном транспорте. | 1 | Творческая работа в группах. Составление памятки пассажира. Просмотр видеоматериалов. | 18.04 | |
31. | Правила поведения пассажиров в общественном транспорте. | 1 | Творческая работа в группах. Составление памятки пассажира. Просмотр видеоматериалов. | 25.04. | |
32. | Игры по ПДД. | 1 | Дидактические, ролевые, сюжетные игры. Конкурсы. | 02.05 | |
33. | Игры по ПДД. | 1 | Дидактические, ролевые, сюжетные игры. Конкурсы. | 16.05 | |
34. | Викторина по ПДД. | 1 | Дидактические, ролевые, сюжетные игры. Викторина. | 23.05 | |
35. | Итоговое занятие. Праздник «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения». | 1 | Праздник. | 30.05 | |
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе для учителя.
-авторская программа Н.Ф.Виноградовой «Я - пешеход и пассажир: Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы - М.: Издательский центр «Вентана-Граф» 2011»
Материально–техническое обеспечение образовательного процесса
Учебное оборудование и приборы:
Дидактические материалы для организации занятий:
- методическая и учебная литература по правилам безопасности на транспорте и проезжей части;
- электронные презентации и видеофильмы о безопасном движении;
- электронные игры-тренажёры по ПДД;
- разработки сценариев детских праздников, игр, агитбригад по ПДД;
- разработки конкурсных программ, викторин, смотров знаний по ПДД.
Интернет - ресурсы
Название сайта | Электронный адрес |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области | http://www.beluno.ru |
Белгородский региональный институт ПКППС | http://ipkps.bsu.edu.ru/ |
Федеральный российский общеобразовательный портал | http://www.school.edu.ru |
Федеральный портал «Российское образование» | http://www.edu.ru |
Лист корректировки
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 2015 -2016 учебного года
Учитель: Л.В. Конрад курс: «Я – пешеход и пассажир» класс: 2 «Б»
_____ четверть | По рабочей программе | Корректировка |
Количество уроков по плану | Количество уроков по факту | Дата урока | Тема урока | Дата | Причина коррекции | Способ коррекции |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |