Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32
имени 177 истребительного авиационного московского полка»
Г.о. Подольск
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО ___________ Рыжкова Н. А. Протокол №______ от «___» __________ 2021 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____Петрова Н.В. «___» ___________ 2021 | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ №32 __________С.И. Тухватулина Приказ №______ от «___» ____________2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я – ПЕШЕХОД И ПАССАЖИР»
СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
3 Д класс
Учебных недель: 34
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в год: 34
Составитель:
Твёрдая Валентина Николаевна
учитель начальных классов
2021 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Содержание
1. Общие цели курса «Я – пешеход и пассажир»………………………………….…………3
2. Планируемые результаты изучения курса «Я – пешеход и пассажир»..……… ….…..…3
3. Содержание курса «Я – пешеход и пассажир»……………………………….……..…..…5
4. Тематическое планирование ………………..………………………………………..……..6
5. Календарно-тематическое планирование …………………………………………..….…..6
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение….................................. 7
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир» предназначена для 3 класса, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии ООП НОО МОУ СОШ №32 и составлена на основе авторской программы «Я – пешеход и пассажир» Н.Ф. Виноградовой. Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф. Виноградовой, М. «Вентана – Граф», 2011г. с учётом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий и реализует социальное направление.
В 3 классе на внеурочную деятельность «Я – пешеход и пассажир» отводится 34 часа в год из расчёта 1 час в неделю.
Общие цели курса «Я – пешеход и пассажир»
Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.
Задачи курса:
формировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
повышать у обучающихся уровень знаний по ПДД;
помочь обучающимся усваивать требования разделов ПДД для пешеходов, пассажиров и велосипедистов;
оказать содействие обучающимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи;
развивать у обучающихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
воспитывать дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
вырабатывать у обучающихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
формировать у обучающихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Планируемые результаты изучения курса «Я – пешеход и пассажир»
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на
здоровый образ жизни;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по
программе «Ты - пешеход и пассажир»».
Обучающиеся получат возможность для формирования:
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
Обучающиеся научатся:
навыкам контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыкам осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
Обучающиеся получат возможность научиться:
ставить и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
использовать речь для регуляции своего действия;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Обучающиеся получат возможность научиться:
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других
людей по исправлению допущенных ошибок;
соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата
действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
Обучающиеся научатся:
определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);
сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
определять пространственные положения и взаимоотношения объектов
окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.);
сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
объяснять свой путь от дома до школы;
определять свое положение на местности по отношению к важным объектам
(близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).
Обучающиеся получат возможность научиться:
выделять из многообразия объектов транспортное средство;
выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения
(изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
различать цвет и форму запрещающих знаков;
различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
различать сигналы светофора и объяснять их значение;
группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный.
содержание курса «Я – пассажир и пассажир»
Раздел 1. Ориентировка в окружающем мире (6 часов)
Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.).
Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).
Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода
в соответствии с ними.
Формы организации: беседа, ролевая игра, практические занятия в «городах безопасности.
Вид деятельности: игровая.
Раздел 2. Ты — пешеход (20 часов)
Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.
Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления
дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными
секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением
движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.
Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом
участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила
движения в темное время суток. Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки:«движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы:«дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».
Формы организации: оформление маршрутных листов «Школа – дом»; беседа, викторины, тематические занятия.
Вид деятельности: проблемно- ценностное общение.
Раздел 3. Ты — пассажир (8 часов)
Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в томслучае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.
Формы организации: беседа, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД.
Вид деятельности: познавательная.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов на изучение |
1 | Ориентировка в окружающем мире | 6 |
2 | Ты пешеход | 20 |
3 | Ты пассажир | 8 |
Итого: | 34 |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Плановые сроки прохождения | Скоррект. сроки прохождения |
1 | ИОТ-016-2021 На чём люди ездят. Близко – далеко, быстро – медленно. | | |
2 | Чему нас учат правила дорожного движения. | | |
3 | Мы идём по улице. Какие бывают дороги. | | |
4 | Где мы будем играть? | | |
5 | Светофоры. Дорожные знаки. | | |
6 | Нас увидят в сумерках. Мы переходим улицу (повторение). Перекрёсток. | | |
7 | Сигналы машин. Остановка транспорта. | | |
8 | Мы – пассажиры. Мы едем на дачу. | | |
9 | Опасные ситуации. Несчастный случай. | | |
10 | О транспорте. | | |
11 | Дорога. Дорога за городом. Части дороги. | | |
12 | Дорожные знаки. | | |
13 | Внимание! Опасность! | | |
14 | Мы здесь живём. Будем уважать людей! | | |
15 | Мы – пешеходы. Правила для пешеходов. | | |
16 | Перекрёсток | | |
17 | Регулировщик | | |
18 | Мы – пассажиры | | |
19 | Будем уважать водителей! | | |
20 | Мы едем на машине | | |
21 | Мы покупаем велосипед | | |
22 | Проверим себя | | |
23 | Будем осторожными! Что такое ДТП? | | |
24 | Виды транспорта | | |
25 | Какие бывают дороги. Дорожное движение | | |
26 | Перекрёсток и автомагистраль. Населённый пункт | | |
27 | Движение на загородной дороге. Внимание! Железнодорожный переезд | | |
28 | Движение в трудных условиях | | |
29 | Жилая зона | | |
30 | Мы ориентируемся на местности | | |
31 | Что такое тормозной путь | | |
32 | Световые сигналы автомобиля. Случай на дороге | | |
33 | В метро | | |
34 | Проверим себя | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение
Печатные пособия
Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: ВентанаГраф, 2016. — 168 с.
Печатные пособия
- демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы;
Интернет ресурсы
Сайт «Мамин град» - правила дорожного движения для детей - http://maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=48&sid=faf59ffb507cf89f92e36a32210a71c8
Правила дорожного движения - тренажер
http://cafel.narod.ru/index.htm
Технические средства обучения
- классная доска;
- персональный компьютер с принтером; ксерокс;
- CD/DVD-проигрыватель;
- телевизор;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска