СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (социального направления) "Я - пешеход и пассажир " 3 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая прграмма " Я-пешеход и пассажир" предназначена для организации внеурочной деятельности по социальному направленгию развития личности 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности (социального направления) "Я - пешеход и пассажир " 3 класс»

Пояснительная записка

к рабочей программе курса внеурочной деятельности

социального направления

«Я – пешеход и пассажир» в 3 классе


Рабочая программа разработана на основе:

  1. Закон РФ «Об образовании» (в действующей редакции);

  2. Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС начального образования (Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12мая 2011 г. №03-296);

  3. федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897;

  4. приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

  5. примерной основной образовательной программы основного начального образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол от 08.04.2015 г. № 1/15;

  6. образовательной программы основного уровня начального образования МБОУ СОШ №3, утвержденной приказом директора школы от 28.08.2014г. №80.о.;

  7. методического конструктора. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с;

  8. программы Н.Ф.Виноградовой «Я — пешеход и пассажир» // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2011. – 168 с.

Рабочая программа разработана в соответствии с положением о рабочей программе МБОУ СОШ №3, утвержденной приказом директора школы от 30.07.2017 г. №85.о.

Предлагаемая программа «Я – пешеход и пассажир» предназначена для организации внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности. Программа предлагает её реализацию в кружковой форме.

Актуальность программы.

На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данных занятий во внеурочной деятельности в начальной школе.

Особенности рабочей программы.

Программа построена с учетом следующих принципов:

—доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 6–10 лет;

— личностно-ориентированная направленность курса — актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;

— линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;

—деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися творческих заданий на каждом занятии: рисунки, памятки, проектные работы. Формой итогового контроля является проектная работа (выпуск стенгазеты).

На реализацию программы в 3 классе отводится 1 час в неделю (одно занятие в неделю по 45 мин), всего 34 часа за год. Проведение занятий возможно на базе образовательного учреждения любого типа.

Цели и задачи

Цели: формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Задачи:

1. Обучение школьников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;

2. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;

3. Формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

4. Воспитание любви к ближнему: ценности чужой жизни.

Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Программа способствует:

  • умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;

  • нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;

  • эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;

  • трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);

  • физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;

  • способность к самооценке;

  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные результаты:


1. Ориентирование и поведение в окружающей среде: характеризовать слова «опасность», «опасный»; объяснять значение слов «осторожный» и «неосторожный», «внимательный» и «невнимательный»; предвидеть результат возникшей ситуации, выделять особо опасные ситуации;

2.Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: объяснять ППД; группировать знаки дорожного движения по назначению;

соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией; соблюдать изученные правила движения; анализировать свое и чужое поведение.


Предметные результаты:


Ученик научится:

— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.


Ученик может научиться:

— составлять вопросы для викторин;

— разъяснять младшим ребятам правила дорожного движения;

— выбирать безопасные маршруты жвижения в районе школы.


Воспитательные результаты:


1 уровень:

 приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

 формирование мотивации к изучению правил дорожного движения через внеурочную деятельность;

 формирование мотивации к следованию правилам дорожного движения в жизни.

2 уровень:

 получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к правилам дорожного движения;

 умение высказывать своё мнение, обобщать материал, классифицировать объекты природы.

3 уровень:

 получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.


Основными формами организации учебно-познавательной деятельности учащихся являются:

изложение вопросов курса (лекционный метод),

собеседования (дискуссии),

тематическое комбинированное занятие,

сообщения учащихся,

игра;

практическое занятие;

конкурсы, соревнования;

подготовка и проведение игр и праздников по ПДД;

изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;

просмотр видеоматериалов по ПДД;

знакомство с научно-популярной литературой;

самостоятельная работа, работа в парах, в группах, творческие и проектные практические работы.

Методы обучения:

словесный (урок-рассуждение), игровой (ролевые игры), частично поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный.

Во внеурочной учебной деятельности базовыми являются следующие технологии: уровневой дифференциации обучения, деятельностного подхода, проектной деятельности.

Межпредметные связи курса тесно связаны с уроками окружающего мира.

Виды деятельности:

1. Проверка наблюдательности.

2. Игровая деятельность.

3. Разгадывание головоломок, ребусов, кроссвордов.

4. Проведение викторин.

5. Проектная деятельность.

6. Исследовательская деятельность.

7. Составление презентаций.

8.Поисковая деятельность (поиск информации).


Содержание курса

Ориентировка в окружающем мире

Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях

движения на дорогах разного типа. Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до

приближающегося транспорта и его скорость. Анализ особенностей дороги и местности,

по которой она проходит. Сигналы транспортного средства в начале движения и при

изменении направления движения, правила поведения пешехода в соответствии с ними.

Ты – пешеход

Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности. Части дороги: проезжая часть, тротуар, обочина разделительная полоса.

Правостороннее движение. Перекресток – место пересечения, примыкания или

разветвления дорог. Разные виды перекрестков. Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии направлением движения стрелок дополнительных секций светофора.

Регулировщик, особенности его внешнего вида. Поведение пешехода в зависимости от

сигналов регулировщика. Дорожные опасности: правила перехода дороги на

нерегулируемом участке дороги. Правила движения в темное время суток. Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие, запрещающие, знаки для водителей.

Ты – пассажир

Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае,

если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.



Тематическое планирование c определением основных видов деятельности учащихся

занятия

Темы курса

Виды деятельности учащихся

Дорожная грамота (10 часов)

1-10

Дорожная грамота

-анализировать особенности дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъёмы, спуски).

-знать сигналы транспортного средства в начале движения и при изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.

-объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;

-выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни).


Транспортные средства (3 ч)

11-13


















Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.


Разнообразие транспортных средств. Легковой, грузовой, общественный и специальный транспорт. Вид, отличительные и опознавательные знаки. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств.






- определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);

- находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, обозначать её части;

- находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;

- объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения



принять участие в конкурсе рисунков;


Здравствуй, дорога! (Общие правила)

14-16





















17








18





19



20








21-22





23







26









27



28

Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний).


Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.


Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота».


Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона».


Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний».


Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».


Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков»


Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала).

Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками.


Железнодорожный переезд-источник повышенной опасности. Шалости на железной дороге недопустимы.



КВН «Азбука безопасности»

Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках).

Целевая прогулка


Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).


Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь»


Игра-конкурс «Я – участник дорожного движения»

- понимать учебные задачи занятия кружка и стремиться их выполнить;

- различать элементы дороги;

- работать в группах: выполнять макеты дорожных знаков, сфетофора;

- формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения на занятии кружка.



- объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;

- выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);

- самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).



- определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписываюшие);

- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице: называть их, объяснять назначение и соотносить с осо­бенностями своего поведения.


Правила дорожного движения

29





30







31



32



33



34

При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.


Разбор дорожно-транспортных происшествий с участием детей, происшедших в городе. Выявление причин дорожно-транспортных происшествий.


Аварийные ситуации. Действия в случае транспортной аварии на дороге. Защитная поза при столкновении.


«Это может случиться с каждым». Простейшие правила помощи пострадавшим при ДТП.


КВН «Знаток дорожных знаков»



- оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, даёт сигналы поворота или остановки).

-понимать учебные задачи занятия кружка и стремиться их выполнить;

- обсуждать дорожно-транспортные ситуации;

- знакомиться с простейшими правилами оказания первой медицинской помощи;

- готовить вопросы для викторины, отвечать на вопросы викторины;

— формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения на занятии кружка.



Тематическое планирование внеурочной деятельности.



№ п/п

Содержание раздела

Количество часов


1

Дорожная грамота

10

2

Транспортные средства

3

3

Здравствуй, дорога! (Общие правила)

3

4

Наш друг – светофор

3

5

Правила дорожного движения

10

6

Дорожные знаки

5


Итого:

34



Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Теория

Практика

Дорожная грамота (10 ч)

1

Правила дорожные знать каждому положено.

0,5

0,5


2

История возникновения правил дорожного движения.

1



3

Улица, транспорт и пешеходы.

0,5

0,5


4

Скрытые опасности на дорогах.

0,5

0,5


5

Тренинг. Определение наиболее опасных участков дороги.


1


6

Тренинг. Выбор безопасного маршрута движения.


1


7

Остановочный и тормозной путь.

0,5

0,5


8

Встреча с работниками ГИПДД

0,5

0,5


9

Викторина по Правилам дорожного движения.


1


10

Практическое занятие. Чтоб дорогу перейти, во все стороны гляди.



1


Транспортные средства (3 ч)

11

Рельсовый и безрельсовый транспорт.

0,5

0,5


12

Служба спасения, МЧС.

0,5

0,5


13

Конкурс детского рисунка.


1


Здравствуй, дорога! (Общие правила)

14

Сигналы регулировщика.

0,5

0,5


15

Инспектор ГИПДД (регулировщик) – наш друг и помощник.

0,5

0,5


16

Викторина.


1


17

Движение пешеходов.

0,5

0,5


18

Права и обязанности пешеходов.

0,5

0,5


19

Конкурс рисунков «Нарушители»


1


20

Игры детей и дорожная безопасность.

0,5

0,5


21

Причины дорожных аварий.

0,5

0,5


22

Перекрёсток и опасные повороты.

0,5

0,5


23

Практическая работа. Переход улицы с двусторонним движением.


1


24

Железнодорожный переезд.

0,5

0,5


25

Правила перехода железной дороги.

0,5

0,5


26

Конкурс рисунков «Кто виноват?»


1


27

Знакомство с транспортом города.

0,5

0,5


28

Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

0,5

0,5


29

Викторина «Красный, жёлтый, зелёный»


1


30

Запрещающие знаки.

0,5

0,5


31

Предписывающие знаки.

0,5

0,5


32

Знаки сервиса.

0,5

0,5


33

Экскурсия.


1


34

Обобщающее занятие. КВН «Знаток дорожных знаков»


1



Итого:

11,5

22,5





Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Список используемых источников

  1. Методическое пособие “Профилактика детского дорожно–транспортного травматизма”, автор: Е.А.Козловская. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007.

  2. Пособие для учащихся “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–4 кл., пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П.В.Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О.Хренников, И.В.Александрова, М.В.Маслов.

  3. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2011.

  4. “Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения”, авторы: В.Е. Амелина и др. Москва. “Глобус», 2009.

  5. Учебная книжка – тетрадь для 4 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008.

  6. Учебно – методическое пособие “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007.

  7. Сайт «Мамин град» - правила дорожного движения для детей - http://maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=48&sid=faf59ffb507cf89f92e36a32210a71c8

  8. Правила дорожного движения - тренажѐр http://cafel.narod.ru/index.htm

Материально-технические средства обучения

  1. мультимедийный проектор;

  2. компьютер;

  3. интерактивная доска;

  4. магнитофон;

  5. принтер.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!