СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программапо биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана в соответсвии ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программапо биологии 5 класс»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, на основе рабочей государственной программы по биологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа» 2012 год, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно нравственного развития и воспитания гражданина России.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 учебных часов для обязательного изучения БИОЛОГИИ в 5 классе основной школы из расчёта 1 учебный час в неделю. Вводимый с 2012 года курс биологии в 5 классе сочетается с курсом географии, заменяет бывший курс «Природоведение 5 класс». Биология и география продолжают курс «Окружающий мир» начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения этих естественных наук. Он впервые начинает изучение природы в рамках отдельных предметов, поэтому в содержании курса особое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета


Обучение биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностныхрезультатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:

      • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.

      • умение работать с разными источниками биологической информации (в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.

      • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.

      • умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).

  • приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

  • объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;

  • выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.

          1. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими инструментами (лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

  • выявление эстетических достоинств объектов живой природы.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В 5 классе учащиеся узнают об отличии живой и неживой природы, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Учащиеся впервые узнают о клетке, тканяхи органахживых организмов,углубляют знания об условиях жизнииразнообразииорганизмов. Особое внимание уделяется знаниям о распространении и значениибактерий, грибов растений и животных.

Изложенныйв программе материал соответствует разделам стандарта основного общего образования по биологии и распределён по разделам:

  1. Живой организм:строение и изучение(8ч);

  2. Многообразие живых организмов (14ч);

  3. Среда обитания живых организмов (6ч);

  4. Человек на Земле (5ч).


Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. (8ч)


Многообразие живых организмов. Основные свойстваживых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение,размножение. Биология — наука о живых организмах.Разнообразие биологических наук. Методы изучения природынаблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований:лабораторное оборудование,увеличительные приборы, измерительные приборы.Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерныеи ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия встроении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганическиевещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающеммире. Великие естествоиспытатели

Лабораторные и практические работы (вариативная часть 30%)

  • Знакомство с оборудованием для научных исследований.

  • Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

  • Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.

  • Строение клеток (на готовых микро-препаратах)1.

  • Строение клеток кожицы чешуи лука*.

  • Определение состава семян пшеницы.

  • Определение физических свойств белков, жиров, углеводов._


Раздел 2. Многообразие живых организмов(14 ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане;леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся;птицы и звери прошлого. Разнообразие живыхорганизмов. Классификация организмов. Вид. Царстваживой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные.Существенные признаки представителей основных царств,их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности,места обитания, их роль в природе и жизни человека.Охрана живой природы.


Раздел 3. Среда обитания живых организмов(6ч)


Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к средеобитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанныеи широколиственные леса, травянистые равнины—степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса.Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщиводы, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.


Лабораторные и практические работы (вариативная часть 30%)

  • Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий,атласов -определителей, чучел, гербариев и др.).

  • Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

  • Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.


Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)


Научные представления о происхождении человека.Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки.Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный(неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие,его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и егопричины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия,борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защитапланеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуацияхприродного происхождения. Простейшие способы оказанияпервой помощи.

Демонстрация

Ядовитые растения и опасные животные своей местности

Лабораторные и практические работы (вариативная часть 30%)

  • Измерение своего роста и массы тела.

  • Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.



Календарно- тематическое планирование


Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Что такое живой организм. Признаки.

1


2

Наука о живой природе.

1


3

Методы изучения природы.

1


4

Увеличительные приборы.

1


5

Входной контроль.

1


6

Живые клетки.

1


7

Практическая работа «Растительная клетка».

1


8

Вещества и явления в окружающем мире.

1


9

Великие естествоиспытатели.

1


10

Развитие жизни на Земле.

1


11

Разнообразие живого.

1


12

Бактерии.

1


13

Грибы.

1


14

Растения.Водоросли.

1


15

Мхи.

1


16

Папоротники.

1


17

Голосеменные растения.

1


18

Покрытосеменные (цветковые) растения.

1


19

Значение растений в природе и жизни человека.

1


20

Животные.Простейшие.

1


21

Беспозвоночные животные.

1


22

Позвоночные животные.

1


23

Значение животных в природе и жизни человека.

1


24

Три среды обитания.

1


25

Жизнь на разных материках.

1


26

Природные зоны Земли.

1


27

Жизнь в морях и океанах.

1


28

Обобщающий урок по теме «Среда обитания живых организмов».

1


29

Появление человека на Земле.

1


30

Влияние человека на Землю.

1


31

Жизнь под угрозой.

1


32

Опустынивание.

1


33

Здоровье человека и безопасность жизни.

1


34

Итоговый контроль.

1



Итого

34



12