ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, на основе рабочей государственной программы по биологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа» 2012 год, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно нравственного развития и воспитания гражданина России.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 учебных часов для обязательного изучения БИОЛОГИИ в 5 классе основной школы из расчёта 1 учебный час в неделю. Вводимый с 2012 года курс биологии в 5 классе сочетается с курсом географии, заменяет бывший курс «Природоведение 5 класс». Биология и география продолжают курс «Окружающий мир» начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения этих естественных наук. Он впервые начинает изучение природы в рамках отдельных предметов, поэтому в содержании курса особое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Обучение биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностныхрезультатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.
умение работать с разными источниками биологической информации (в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.
умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими инструментами (лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
5. В эстетической сфере:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В 5 классе учащиеся узнают об отличии живой и неживой природы, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся впервые узнают о клетке, тканяхи органахживых организмов,углубляют знания об условиях жизнииразнообразииорганизмов. Особое внимание уделяется знаниям о распространении и значениибактерий, грибов растений и животных.
Изложенныйв программе материал соответствует разделам стандарта основного общего образования по биологии и распределён по разделам:
Живой организм:строение и изучение(8ч);
Многообразие живых организмов (14ч);
Среда обитания живых организмов (6ч);
Человек на Земле (5ч).
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. (8ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойстваживых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение,размножение. Биология — наука о живых организмах.Разнообразие биологических наук. Методы изучения природынаблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований:лабораторное оборудование,увеличительные приборы, измерительные приборы.Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерныеи ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия встроении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганическиевещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающеммире. Великие естествоиспытатели
Лабораторные и практические работы (вариативная часть 30%)
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
Строение клеток (на готовых микро-препаратах)1.
Строение клеток кожицы чешуи лука*.
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов._
Раздел 2. Многообразие живых организмов(14 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане;леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся;птицы и звери прошлого. Разнообразие живыхорганизмов. Классификация организмов. Вид. Царстваживой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные.Существенные признаки представителей основных царств,их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности,места обитания, их роль в природе и жизни человека.Охрана живой природы.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов(6ч)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к средеобитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанныеи широколиственные леса, травянистые равнины—степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса.Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщиводы, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы (вариативная часть 30%)
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий,атласов -определителей, чучел, гербариев и др.).
Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)
Научные представления о происхождении человека.Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки.Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный(неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие,его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и егопричины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия,борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защитапланеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуацияхприродного происхождения. Простейшие способы оказанияпервой помощи.
Демонстрация
Ядовитые растения и опасные животные своей местности
Лабораторные и практические работы (вариативная часть 30%)
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Что такое живой организм. Признаки. | 1 | |
2 | Наука о живой природе. | 1 | |
3 | Методы изучения природы. | 1 | |
4 | Увеличительные приборы. | 1 | |
5 | Входной контроль. | 1 | |
6 | Живые клетки. | 1 | |
7 | Практическая работа «Растительная клетка». | 1 | |
8 | Вещества и явления в окружающем мире. | 1 | |
9 | Великие естествоиспытатели. | 1 | |
10 | Развитие жизни на Земле. | 1 | |
11 | Разнообразие живого. | 1 | |
12 | Бактерии. | 1 | |
13 | Грибы. | 1 | |
14 | Растения.Водоросли. | 1 | |
15 | Мхи. | 1 | |
16 | Папоротники. | 1 | |
17 | Голосеменные растения. | 1 | |
18 | Покрытосеменные (цветковые) растения. | 1 | |
19 | Значение растений в природе и жизни человека. | 1 | |
20 | Животные.Простейшие. | 1 | |
21 | Беспозвоночные животные. | 1 | |
22 | Позвоночные животные. | 1 | |
23 | Значение животных в природе и жизни человека. | 1 | |
24 | Три среды обитания. | 1 | |
25 | Жизнь на разных материках. | 1 | |
26 | Природные зоны Земли. | 1 | |
27 | Жизнь в морях и океанах. | 1 | |
28 | Обобщающий урок по теме «Среда обитания живых организмов». | 1 | |
29 | Появление человека на Земле. | 1 | |
30 | Влияние человека на Землю. | 1 | |
31 | Жизнь под угрозой. | 1 | |
32 | Опустынивание. | 1 | |
33 | Здоровье человека и безопасность жизни. | 1 | |
34 | Итоговый контроль. | 1 | |
| Итого | 34 | |
12