Рабочая программа
учебного предмета «Изобразительное искусство»
Основное общее образование
(приложение к ООП ООО МБОУ «Рыжковская средняя школа»)
5 класс
Составитель: Пека Н.Н.,
учитель изо и технологии
д.Титково
2021
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 5 класса на 2021-2022 учебный год составлена на основании:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в действующей редакции),
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Рыжковская средняя школа»,
- Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, Н.А Горяевой, А.С. Питерских. Изобразительное искусство: Рабочие программы: 5-8 кл./ Под. Ред. Б. М. Неменского - М. Просвещение.
- Учебного плана МБОУ «Рыжковская средняя школа» на 2021 – 2022 учебный год.
Для реализации рабочей программы используется учебник: Горяева Н.А., Островская О.В. / Под ред. Неменского Б.М. 5 класс. Изобразительное искусство Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Издательство Москва «Просвещение».
На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство » в 5 классе отводится 34 часа в год.
Форма промежуточной годовой аттестации: итоговое контрольное тестирование.
Учебно-методический комплект
Горяева Н.А., Островская О.В. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство 5 .
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Издательство Москва «Просвещение».
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты.
У учащихся будут сформированы:
- чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего города; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- социальной роли ученика;
- положительного отношения к учению;
- представления о ценности природного мира для практической деятельности человека;
- осмысление своего поведения в школьном коллективе;
- ориентация на понимание причин успеха в деятельности;
- уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.
- умения радоваться успехам одноклассников;
- чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой;
- умение видеть красоту труда и творчества;
-широкой мотивационной основы творческой деятельности;
- потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности.
Метапредметые результаты.
Учащийся научится:
Регулятивные:
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-работать по предложенному учителем плану;
-отличать верно выполненное задание от неверного;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные:
-пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;
- оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа).
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;
-согласованно планировать и работать в группе:
-распределять работу между участниками проекта;
-понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
- овладевать приемами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
Предметные результаты освоения рабочей программы «Изобразительное искусство»:
Ученик научится: характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
-раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
-создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
-создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
-определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
-создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
-создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
-умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
-выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
-владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
-распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
-характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
-различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
-различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
-находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
-различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России.
Содержание учебного курса изобразительное искусство
34 часа (1 час в неделю)
Древние корни народного искусства. (7 часов)
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Связь времен в народном искусстве (9 часов)
Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.
Декор: человек, общество, время (10 часов)
Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.
Декоративное искусство в современном мире (8 часов)
Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов |
1. | Древние корни народного искусства | 7 |
2. | Связь времен в народном искусстве | 9 |
3. | Декор: человек, общество, время | 10 |
4. | Декоративное искусство в современном мире | 8 |
| Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Название раздела и тема урока | Дата проведения урока планируемая | Дата проведения урока фактически | | |
| |
| |
Древние корни народного искусства (7 часов) |
1 | Древние образы в народном искусстве | 02.09 | | | |
2 | Единство конструкции и декора в народном жилище | 09.09 | | | |
3 | Интерьер крестьянского дома | 16.09 | | | |
4 | Конструкция и декор предметов народного быта. | 23.09 | | | |
5 | Русский народный орнамент | 30.09 | | | |
6 | Внутреннее убранство крестьянского дома. Посиделки | 07.10 | | | |
7 | Народная праздничная одежда. | 14.10 | | | |
Связь времён в народном искусстве (9 часов) |
8 | Древние образы в современных народных игрушках. Дымка | 02.1100 21.10 | | | | |
9 | Единство формы и декора в игрушках | 11.11 | | |
10 | Искусство Гжели | 18.11 | | |
11 | Городецкая роспись | 25.11 | | |
12 | Хохлома | 02.12 | | |
13 | Жостово. Роспись по металлу | 09.12 | | |
14 | Щепа. Роспись по лубу и дереву | 16.12 | | |
15 | Тиснение и резьба по бересте | 23.12 | | |
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни | 30.12 13.01 | | |
Декор: человек, общество, время (10 часов) |
17 | Зачем людям украшения? | 20.01 | | |
18-19 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | 27.01 03.02 | | |
20-23 | Одежда говорит о человеке | 10.02 17.02 24.02 03.03 | | |
24-25 | О чем рассказывают гербы и эмблемы | 10.03 17.03 | | |
26 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | 31.03 | | |
Декоративное искусство в современном мире (6 часов) |
27-28 | Современное выставочное искусство | 07.04 14.04 | | |
29-30 | Современное выставочное искусство. | 21.04 28.04 | | |
31 | Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. | 05.05 | | |
32. | Лоскутная аппликация. | 12.05 | | |
33. | Промежуточная аттестация | 19.05 | | |
34 | Витраж в оформлении интерьера. | 26.05 | | |
| Всего: | 34 часа | | |