СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Человек" (7-8 классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Человек" (7-8 классы)»

Зз Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»


Разработана и одобрена на МО учителей дефектологов

филиала ОГКОУШ №39

Протокол №_______от_______

Руководитель____Лебединская Е.Г.

Согласовано

Заместитель директора по

УВР филиала ОГКОУШ №39

__________Мозгова Ю.Е.

Утверждена

Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39

Протокол №___от____

Директор__________Пономарева М.Н.







Рабочая программа по учебному предмету

«Человек»

предметная область

«Окружающий мир»

для 8в класса


на 2019-2020 учебный год


Разработана и реализуется в соответствии

с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2









Составитель программы:

Байбаторова Ираида Ивановна


Ульяновск, 2019


Содержание



1.Паспорт рабочей программы



2.Введение



3.Пояснительная записка

4.Планируемые предметные и личностные результаты

5.Базовые учебные действия.

6.Содержание рабочей программы

7.Учебно-тематическое планирование

8.Перечень материально-технического обеспечения

9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

10.Лист внесения изменений



































Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа по предметам: «Человек» для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и ТМНР, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 2).

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Категория обучающихся: учащиеся 8 класса.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 35 часов.

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 1 часа в неделю.

Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование































ЧЕЛОВЕК

ВВЕДЕНИЕ

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени с тяжелыми и множественными нарушениями развития ОГКОУШ № 39, 2019 г.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», «Представление о частях тела», «Гигиена тела», «Обращение с одеждой и обувью», «Прием пищи», «Туалет».


Задачи и направления.


- Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими

- представления о собственном теле

- распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта

- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале

- отнесение себя к определенному полу

- формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям

- формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами

- формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому

- формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета)

- формировать умения обслуживать себя

- формировать умения следить за своим внешним видом


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Человек» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 35 часов, 1 час в неделю. Интеграция с другими предметами с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным стандартом «Окружающий социальный мир», «Домоводство».


Личностные результаты освоения конкретного учебного предмета


Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (малыш - подросток);

- проявляет уважение к людям старшего возраста, учителю

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- избегает конфликтных ситуаций;

- принимает доброжелательное отношение в свой адрес;

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

Биологический уровень

- сообщает об изменениях в организме (заболевание)

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных играх;

- принимает помощь.





Предметные результаты


1)Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими.

- Представления о собственном теле.

- Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.

- Отнесение себя к определенному полу.

- Умение определять «мое» и «не мое», осознавать и выражать свои интересы, желания.

- Умение сообщать общие сведения о себе: имя, пол

- Представления о возрастных изменениях человека (малыш- подросток)

2) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

- Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым.

- Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой).


Базовые учебные действия.


Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Примерное содержание предмета

Представления о себе.

Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение)частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Сообщение о состоянии своего здоровья. Называние своего имен, пола.

Гигиена тела.

Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук.

Подстригание ногтей ножницами.Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.

Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.

Расчесывание волос.

Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног.

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела.Гигиена интимной зоны. Пользование гигиеническими прокладками. Пользование косметическими средствами (дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой, духами).


Обращение с одеждой и обувью.

Узнавание (различение) предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Узнавание (различение) головных уборов (шапка, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов.



Туалет.

Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.

Прием пищи.

Сообщение о желании пить. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку

Учебно-тематическое планирование

Рабочая программа для 8 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 35 часов, 1час неделю.

Наименование разделов, тем программ


Кол-во часов по разделу

1

«Представления о себе»

«Я – человек».

2

2

«Моё имя»

1

3

«Кто я?»


1

4

«Все люди разные»


1

5

«Представления о частях тела»

-«Мои руки».

- «Уход за руками»

1

6

«Представления о частях тела»

«Мои ноги»

«Уход за ногами»

1

7

«Представления о себе»

-«Мой рот и язычок»

«Уход за полостью рта»

1

8

- «Мои зубки»

- «Уход за зубами»

1

9

- «Мои глаза»

- «Уход за глазами»

1

10

-« Мои уши»

- «Уход за ушами»

1

11

- «Мой нос»

- «Уход за носом»

1


12

«Гигиена тела»

- «Умывальная комната»

«Атрибуты в умывальной комнате»

1

13

- «Намачивание и намыливание рук».

1

14

- «Мытьё рук».

1

15

- «Смывание мыла с рук».

1

16

-«Вытирание рук».

1

17

«Туалет»

«Раковина»

«Унитаз»

1

18

«Нужды человека»

«Я хочу есть,пить»

1

19

Кнопка слива

1

20

«Туалетная бумага»

«Отматывание бумаги»

1

21

«Снятие нижнего белья»

1




22

«Одевание нижнего белья»

«Изнаночная и лицевая сторона»

1

23

«Гигиенические процедуры после посещение туалета»

«Мытье рук, вытирание рук»

1

24

«Моё личное полотенце»

«Моя метка»

1

25

«Гигиена тела»

«Водные процедуры, душ».

1

26

«Гигиена тела»

«Изучаем своё тело».

«Голова»

«Туловище»

1

27

«Моё не моё»

«Мои не мои»

1

28

«Возрастные изменения»

«Я малыш»

«Я подросток»

1

29

«Виды одежды»

(нижняя одежда, верхняя одежда)

«Лицевая и изнаночная сторона»

1

30

«Виды обуви»

«Виды застежек»


1

31

«Режим дня»

«Утро»

«День»

«Вечер»

1

32

«Правильное питание»

«Овощи и фрукты в жизни человека»

1

33

«Культура поведения в столовой»

«Посуда»

«Сервировка стола»

«К нам пришли гости, накроем на стол»

1


34

«Мой дом»

«Мои воспитатели»

1





Всего за год 35часов




РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

- Коммуникативные символы;

- Картины, наглядные пособия; - предметов различной̆ формы, величины, цвета;

- Графика. схемы, таблицы- пиктограммы   с   изображениями   занятий моментов и др. событий;

- Невербальные средства общения(жест, мимика, голос);

- Электронные презентации;

- Дид.игры по лексическим темам;

- Шнуровки,липучки;

- Посуда- вставления (стаканчики одинаковой величины);

- Виды одежды и обуви;

- Принадлежности для ухода за своим телом- оборудования, позволяющего   выполнять   упражнения   на   сортировку, группировку   различных   предметов, их   соотнесения   по   определенным признакам;

- Пазлы, лото, разрезные картинки;

- Альбомы с фотографиями детей- изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;

- учебные столы;

- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);

- персональный компьютер;

- предметы   для   нанизывания   на   стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);  

- звучащие   предметы   для   встряхивания;

- предметы   для   сжимания (мячи   различной̆   фактуры, разного   диаметра);

- различные   по форме, величине, цвету   наборы   материала (в   т.ч.   природного);



- наборы   предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); 

- мозаики;


Формы оценивания ,средства мониторинга и оценка результатов.


Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.


Цель:

1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.

2.Проводить контроль работ учащихся за усвоением программного материала.

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;

  • 1 балл – минимальное продвижение;

  • 2 балла – среднее продвижение;

  • 3 балла – значительное продвижение.


Предметные результаты


Бальная система оценки:

  • 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

  • 1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

  • 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  • 4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;


представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект».