СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с РАС, вариант 8.4 «Окружающий природный мир» 1 дополнительный класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с РАС, вариант 8.4 «Окружающий природный мир» 1 дополнительный класс»




















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для детей с РАС, вариант 8.4

«Окружающий природный мир»

1 дополнительный класс




















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Общая характеристика учебного предмета:

Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.

В программе выделяются следующие основные задачи:

- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;

- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;

- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);

- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);

- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);

- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);

- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

На изучение курса отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС для детей, обучающихся по варианту 8.4, результативность обучения каждого ребенка оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Планируемые результаты изучения учебного курса

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша), с помощью определяет принадлежность к определенной возрастной группе близких родственников и знакомых.

«Чувства, желания, взгляды»

различает эмоции людей на картинках;

- показывает эмоции людей по инструкции с опорой на картинки.

«Социальные навыки»

- учится устанавливать и поддерживать контакты;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- принимает новые знания (на начальном уровне);

- отзывается на просьбы о помощи.

Биологический уровень

- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- формирует представление о себе, как об участнике семейно – бытовых отношений;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

- стремление к формированию мотивации к обучению через социальную похвалу.

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- формирование причинно-следственных связей в отношении собственного поведения;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.


Планируемые предметные результаты:

 узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;

• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;

• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

• осознавать свою неразрывную связь с природой;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по инструкционным картам;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; цветной бумаги; пластилина, карандаша

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука – в - руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Наименование разделов ,тем программ

Кол-во часов по разделу

Золотая осень


Человек и природа


1


«Осень, в гости просим!»

Беседа, рассмотрение картин

2


Одежда и обувь человека осенью.

Одень куклу на прогулку

2


«Что нам осень принесла?»

 Овощи. (Огурец)

 Фрукты.

 Грибы.


2

2

1

Природа осенью


Какие бывают растения? Части дерева (лист)

(рисование, аппликации)

2


Явления природы: дождь, листопад (Составление гербария)



А кто такие птички? (домашние и дикие)

Перелетные и неперелетные птицы.

2


Занятия и труд людей осенью

1


Обобщающий урок «В гости к осени»

1


В мире животных

1


Сравнение зверей и птиц

1


«Здравствуй, зимушка-зима!»

2


Одежда и обувь человека зимой

1


Зимние явления природы (снег, метель, лед)

1


Зимние забавы

2


Что делают растения зимой? Елка

1


Новый год.

Изготовление украшений на елку.

3


Животные и птицы зимой

1


Дикие животные. Заяц, волк.

2


Домашние животные. Кошка и собака. Уход.

2


Обобщающий урок «Зима»

Что бывает зимой?

1

Природа и человек


Природа и рукотворный мир

1


Из чего что сделано?

Дерево

Ткань

Резина

3


Воздух и вода. Значение для человека и животных.

2


Весна, пришла!



Явления природы: солнце, ветер

1


Оживает все кругом!

2


Одежда и обувь весной

1


Растения весной. Части растений (лист, ветки).

Комнатные растения. Уход.

2


Животные весной

2


В гости к Мухе-Цокотухе

2


Труд людей весной

1


В саду и в огороде

1

Повторение


Обобщающий урок "Весна пришла!"

1


Части суток. День-ночь

2


Закрепление по теме "Животные"

2


Закрепление по теме "Птицы"

1


Закрепление по теме "Растения"

1


Закрепление по теме "Явления природы"

1


Скоро лето!

1




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема урока

Кол-во

Планируемые результаты




Личностные

Предметные

Базовые учебные действия

1 четверть(16 часов)


Человек и природа


1

Проявляет интерес к окружающим предметам

Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы

Понимать словесную (жестовую) инструкцию


«Осень, в гости просим!»

Беседа, рассмотрение картин

2

Принятие и освоение социальной роли обучающегося

Совместно с учителем отбирать картинки с изображением осени

Выполняет действие способом рука – в - руке


Одежда и обувь человека осенью.

Выбор нужного предмета, картинки из представленных (одеть куклу или себя на прогулку)

2

Проявляет

собственные чувства

Показывает и берет предмет одежды, называемый учителем

Выполняет действие по инструкции совместно с учителем


«Что нам осень принесла?»

 Овощи.


 Фрукты.


 Грибы.




2


2


1

Готовность к сотрудничеству

Умение наблюдать за действиями педагога

Выполняет стереотипную инструкцию


Какие бывают растения? Части дерева (лист)

(рисование, аппликации)

2

Интерес к совместной деятельности

Рассматривает лист, раскрашивает

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению


Явления природы: дождь, листопад(Составление гербария)

2

Проявляет интерес к совместной деятельности

наблюдать изменения в природе

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению.


А кто такие птички? (домашние и дикие)

Перелетные и неперелетные птицы.

2


1

Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками

Умение рассматривать иллюстрации

Выполняет стереотипную инструкцию

2 четверть(16 часов)


Занятия и труд людей осенью

1

Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия.

выполняет стереотипную инструкцию по подражанию.


Обобщающий урок "В гости к осени"

1

Произвольно воспринимает информацию

Проводить наблюдения

Выполняет стереотипную инструкцию


В мире животных

2

Принятие и освоение социальной роли обучающегося

Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций

Выполняет стереотипную инструкцию


Сравнение зверей и птиц

1

Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость

Умение рассматривать картинки в книге, на мониторе

Выполняет стереотипную инструкцию


"Здравствуй, зимушка-зима!"

2

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности

Умение рассматривать картинки в книге, на мониторе

Проводить несложные наблюдения в окружающей среде


Одежда и обувь человека зимой

2

Формирование бережного отношения к материальным ценностям.

Умение рассматривать картинки, изображения на мониторе

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению


Зимние явления природы (снег, метель, лед)

1

Формирование адекватной оценки своих достижений.

Узнавать изученные природные объекты.

Проводить несложные наблюдения в окружающей среде


Зимние забавы

2

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Умение рассматривать картинки, изображения на мониторе

Подражает действиям


Что делают растения зимой?

Ёлка

1

Мотивация учебной деятельности

Узнавать и выделять объект (ёлка) среди 2-3х совместно с учителем

Принимать помощь


Новый год

Изготовление украшений на елку.

3

Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению

3 четверть(18 часов)


Животные и птицы зимой

1

Адекватная мотивация учебной деятельности

Узнавать изученные объекты.

Принимать помощь, выполнять действие способом рука в руке.


Дикие животные. Заяц, волк.

2

Формирование адекватной оценки своих достижений.

Узнавать изученных животных

Выполняет стереотипную инструкцию по подражанию


Домашние животные. Кошка и собака. Уход.

2

Формирование адекватной оценки своих достижений.

Узнавать и определять объекты окружающей действительности

Выполняет стереотипную инструкцию по подражанию


Комнатные растения. Уход.

1

Мотивация учебной деятельности.

Научатся распознавать комнатные растения.

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению


Обобщающий урок "Зима"

Что бывает зимой?

1

Мотивация учебной деятельности

Упражнять в изображении погодных явлений по подражанию с помощью имитационных действий:

Выполняет стереотипную инструкцию


Природа и рукотворный мир

2

Мотивация учебной деятельности

Различать объекты природы и рукотворного мира

Умение вступать в контакт


Из чего что сделано?

Дерево

Ткань

Резина

3

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению


Воздух и вода. Значение для человека и животных.

2

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Усвоить, что чистый воздух и вода – одно из главных богатств Земли, которые необходимо охранять

Узнавать объекты окружающей природы.


Явления природы: солнце, ветер

1

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Узнавать изученные природные объекты.

Узнавать объекты окружающей природы.


Оживает все кругом! (весна)

2

Ценностное отношение к миру.

Наблюдать за природой

Выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога


Одежда и обувь весной

1

Формирование бережного отношения к материальным ценностям.

Узнавать и выделять предметы одежды среди 2-3х совместно с учителем

Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению

4 четверть(16 часов)


Растения весной. Части растений

(лист, ветки)

1

Проявлять собственные чувства, желания, познавательную активность

Умение работать с пиктограммами по теме «растения»

Узнавать объекты окружающей природы


Животные весной

2

Проявлять интерес к природе

Различать живые объекты природы (звери) на пиктограммах

Узнавать объекты окружающей природы.


В гостях у Мухи- Цокотухи (насекомые)

2

Проявлять интерес к природе

Умение отличать насекомых от животных (узнавание)

Выполняет действие способом рука – в - руке


Труд людей весной

1

Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Выполняет стереотипную инструкцию по подражанию


В саду и в огороде

1

Проявлять интерес к природе

Умение слушать и подражать

Узнавать знакомые объекты окружающей природы


Обобщающий урок "Весна пришла!"

1

Проявлять интерес к природе

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Выполняет действие способом рука – в - руке


Части суток. День-ночь

2

Доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость.

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия при выделении изучаемого объекта

выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога


Закрепление по теме "Животные"

2

Ценностное отношение к миру

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Выполняет действие способом рука – в - руке


Закрепление по теме "Птицы"

1

Ценностное отношение к миру

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия


Выполняет действие способом рука – в - руке


Закрепление по теме "Растения"

1

Ценностное отношение к миру.

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Выполняет действие способом рука – в - руке


Закрепление по теме "Явления природы"

1

Ценностное отношение к миру.

Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

Выполняет действие способом рука – в - руке


Скоро лето!

1

Ценностное отношение к миру.

Умение наблюдать за природой

Выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога



РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

-компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)

- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.


Разрезные карточки

- "Мир животных"

-Домашние животные

-Дикие животные России

-Животные жарких стран

-Животные холодных широт

- "Мир человека":

-Продукты питания

-Посуда

-Мебель

-Одежда и обувь

-Игрушки

-Транспорт

-Музыкальные инструменты

-Электроприборы

- "Мир растений" :

-Фрукты

-Овощи

-Садовые цветы

-Ягоды

Демонстрационные карточки "Дикие животные":

Демонстрационные карточки "Птицы России" :

Демонстрационные карточки "Домашние животные":

Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":

Демонстрационные карточки "Овощи":

Демонстрационные карточки "Насекомые":

Демонстрационные карточки "Ягоды" :

Демонстрационные карточки "Цветы":

Демонстрационные карточки "Фрукты":

Демонстрационные карточки "Зима":

Демонстрационные карточки "Весна":

Демонстрационные карточки "Лето":

Демонстрационные карточки "Осень":

Наборы кукол би – ба – бо:

«Теремок»

«Репка»

«3 поросенка»

«Курочка Ряба»

«Колобок»

Наборы кукол для пальчикового театра:

«Волк и семеро козлят»;

«Заюшкина избушка»;

«Маша и медведь»;

Бубны;

Инструмент для занятий детским музыкальным творчеством;

«Дары Фребеля»

В наборе:

разноцветные шарики и моточки с шнурами под цвет этих шариков;

перекладина, которую можно устанавливать и подвешивать к ней на веревочках цилиндр, куб, шар;

кубики, кирпичики, пирамидки, которые складываются в большой куб. Все деревянное и хранится по своим коробкам;

множество разноцветных геометрических фигурок, из которых можно складывать рисунки;

Разноцветные палочки шести размеров;

Цветные кольца и полукольца;

Деревянные цветные "таблеточки";

Деревянные бусинки и веревочки (шнуровка - бусы).

Мозаика.

Дидактические материалы М. Монтессори



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


- узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;

• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;

• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

• осознавать свою неразрывную связь с природой;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.