АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ПАНСИОН «ПЛЕСКОВО»
Рабочая программа
математического кружка
«Мир логики»
3 класс
Программу составила Беликова Татьяна Васильевна
«Плесково»
Пояснительная записка
Рабочая программа по математическому кружку для 3 класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Мир логики» Н.Д. Рындиной.
Место учебного кружка в учебном плане.
На занятия кружка в 3 классе отводится 34 ч. Рабочая программа предусматривает занятие кружка в объёме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Мир логики»
Данный курс позволяет добиться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
готовность и способность к саморазвитию;
способность характеризовать и оценивать собственные математические знания;
заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний;
готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
способность к самоорганизованности;
высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности;
проговаривать последовательность действий;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
учиться работать по самостоятельно составленному плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности товарищей;
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осваивать начальные формы рефлексии.
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до одноклассников;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
учиться аргументировать, доказывать;
учиться вести дискуссию.
Познавательные УУД:
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы и самостоятельной; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: словесную в знаково – символическую;
овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
выделять свойства предметов;
обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
приводить примеры истинных и ложных высказываний;
приводить примеры отрицаний;
проводить аналогию между разными предметами;
выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание курса
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Признаки предмета. | 6 |
2 | Классификация. | 4 |
3 | Вопросы. | 1 |
4 | Отношения «род – вид» между понятиями. | 11 |
5 | Умозаключение. | 5 |
6 | Повторение | 7 |
| Итого | 34 |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Дата планир. | Дата фактич. | Основные виды деятельности |
1 | 1.Логика. | 13.09 | | Работают с индивидуальным листом .Принимают участие в беседе. Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. |
2 | 2.Признаки предмета. | 20.09 | | Выполняют упражнения , стимулирующие мозговую деятельность. Участвуют в разминке « Быстрый вопрос-быстрый ответ». Выполняют упражнения на развитие внимания и слуховой памяти. Работают с индивидуальным листом. |
3 | 3.Сравнение и его значение. | 27.09 | | Выполняют упражнения , стимулирующие мозговую деятельность. Работают с индивидуальным листом |
4 | 4.Сходство. | 04.10 | | Работают с индивидуальным листом. Участвуют в разминке « Назовите описываемый предмет». Выполняют упражнения на внимание, на сравнение |
5 | 5.Выделение признаков. Сравнение. Тест. | 11.10 | | Выполняют задания тестового характера. |
6 | 6.Логические упражнения на применение сходства и различия. | 18.10 | | Работают с индивидуальным листом. Анализируют допущенные ошибки. Находят признаки отличия. Выделяют признаки сходства. Подбирают образные сравнения. |
7 | 1.Классификация. | 25.10 | | Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. Выполняют задания на активизацию мыслительной деятельности , памяти, внимания. Принимают участие в играх. |
8 | 2.Правила классификации. | 08.11 | | Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. Принимают участие в разминке. Находят ошибки в классификациях. |
9 | 3.Классификация. Тест. | 15.11 | | Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. Принимают участие в разминке. Выполняют задания тестового характера. |
10 | 4.Логические задачи на классификацию. | 22.11 | | Работают с индивидуальным листом. Анализируют допущенные ошибки. Находят признаки отличия. |
11 | 1.Вопросы. | 29.11 | | Работают с индивидуальным листом. Работают над интонацией вопроса. Составляют определения. Классифицируют вопросы. |
12 | 1.Отношения «род – вид» между понятиями. | 06.12 | | Работают с индивидуальным листом. Выполняют задания на развитие внимания и памяти. |
13 | 2.Упорядочивание по родовым понятиям. | 13.12 | | Работают с индивидуальным листом. Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. Выполняют задания на развитие внимания и памяти. |
14 | 3.Определение. | 20.12 | | Работают с индивидуальным листом. Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. Составляют определения по схеме. Находят ошибки в построении определений. |
15 | 4.Определение. Тест. | 27.12 | | Выполняют задания тестового характера. |
16 | 5.Логические упражнения на новые понятия. | 10.01 | | Анализируют допущенные ошибки. Работают с индивидуальным листом. |
17 | 6.Логические задачи. Высказывания. | 17.01 | | Знакомятся с новыми видами отношений. Работают с индивидуальным листом. Определяют вид отношений. |
18 | 7.Истинные и ложные высказывания. | 24.01 | | Работают с индивидуальным листом. Определяют вид отношений,их истинность. Составляют пару понятий по заданным отношениям. |
19. | 8.Логические задачи. Истинные и ложные высказывания | 31.01 | | Работают с индивидуальным листом. Выбирают слова для составления отношений. |
20 | 9.Виды отношений между понятиями. | 07.02 | | Работают с индивидуальным листом. Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. Выбирают слова для составления отношений. |
21 | 10.Виды отношений между понятиями. Тест. | 14.02 | | Выполняют задания тестового характера. |
22 | 11.Логические упражнения на установление отношений между понятиями. | 21.02 | | Анализируют допущенные ошибки. Работают с индивидуальным листом. Находят причину и следствие. |
23 | 1.Умозаключение. | 28.02 | | Работают с индивидуальным листом. Вписывают недостающие слова в определения. Составляют умозаключения. Находят неверные умозаключения. Дописывают недостающие суждения. |
24 | 2.Придумывание по аналогии. | 07.03 | | Составляют умозаключение или вписывают недостающие суждения. Подбирают подходящее слово по аналогии с первой парой.Вписывают недостающие слова по сходству отношений между понятиями. |
25 | 3.Аналогия. | 21.03 | | Находят спрятанные имена в предложениях. Выбирают и подчёркивают подходящие понятия. Записывают недостающие слова во второй паре по аналогии с первой. Строят аналогичную цепочку.Подбирают пословицу, аналогичную данной. |
26 | 4.Задания по теме «Аналогия». Тест. | 28.03 | | Выполняют задания тестового характера. |
27 | 5.Работа над ошибками. | 04.04 | | Анализируют допущенные ошибки. Работают с индивидуальным листом. Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. |
28 | 1.Упражнения на тему «Мир логики» | 11.04 | | Работают с индивидуальным листом. Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. |
29 | 2.Упражнения на тему «Мир логики» | 18.04 | | Работают с индивидуальным листом. Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. Выполняют творческие задания. |
30 | 3.Тест на на тему «Мир логики» | 25.04 | | Выполняют задания тестового характера. |
31 | 4.Работа над ошибками. | 16.05 | | Анализируют допущенные ошибки. Работают с индивидуальным листом. Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. |
32 | 5.Самостоятельное составление задач. | 23.05 | | Работают с индивидуальным листом. Выполняют упражнения, стимулирующие мозговую деятельность. Выполняют творческие задания. |
33-34 | Математическая викторина. | | | |
Планируемые результаты обучения
Учащиеся научатся:
Целенаправленно сосредотачиваться;
Применять специальные приемы для лучшего запоминания;
Строить правильные суждения;
Сравнивать различные объекты;
Выполнять простые виды анализа и синтеза;
Устанавливать связи между понятиями;
Комбинировать и планировать;
Самостоятельно действовать;
Принимать решения;
Управлять собой в сложных ситуациях;
Работать в группе.
Учащиеся получат возможность научиться:
сравнивать предметы по различным признакам, делать выводы;
устанавливать сходство и различие отношений между объектами;
проводить сравнение объектов на определённом основании;
проводить классификацию по разным основаниям;
правильно задавать вопросы;
устанавливать взаимосвязь между родом и видом;
делать умозаключения.