СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

Сухобузимского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Павловская средняя школа»


Рассмотрено на экспертном Утверждаю

методическом совете: директор школы

председатель совета ________(Бурцаева Я.В.)

_______________Скобелина О. А. Приказ № 01-10-50/3

«28августа « 2019г. от « 29 августа2019г.


Рабочая программа элективного курса по русскому языку

11 класс



Разработана:

Шпагиной Л. Н.

учителем русского языка и литературы

первой квалификационной категории







2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Программа курса «Трудные вопросы орфографии » (17 ч.) рассчитана на учащихся 11-х классов.

Сегодня остро стоит вопрос формирования национального самосознания у подрастающего гражданина Российской Федерации, одной из неотъемлемых составляющих которого является чувство гордости за родной язык, складывающееся не только из осознания его красоты, величия и могущества, но и из желания и умения сохранить эти качества. Потому мы обязаны прививать школьникам необходимость в их речевой и письменной практике постоянного использования и накопления потенциала и богатства русского языка, созданного великими предками, чем и способствовать его сохранению и развитию.

Тревожно состояние современного русского языка: расшатываются литературные нормы, происходит стилистическое снижение устной и письменной речи, бытовая – и, к сожалению, не только – сфера общения становится все более вульгарной.

Однако в наши дни оценка специалиста производится не только по качеству его профессиональной пригодности, но еще и по умению грамотно – устно и письменно – излагать мысли.

Для большей эффективности в достижении результатов обучения и из-за ограниченного количества часов русского языка преподавание курса может быть организовано следующим образом:

как дополнительный курс для учащихся 9-х классов;

как дополнительный или отдельный курс по подготовке к итоговой аттестации в 11-х классах.

Цели и задачи курса: обобщить и закрепить полученные знания по правописанию за курс 5-11 класса, активизировать внимание учащихся к употреблению рассматриваемых языковых явлений и фактов языка как в текстах разных стилей, так и в собственной письменной речи. В программе особое внимание уделяется трудным случаям правописания.

Одной из причин недостаточного усвоения десятиклассниками орфографических и пунктуационных норм является отсутствие достаточного количества уроков, отведенных для обобщения и повторения, полученных в 5-11 классе знаний и умений. Данный курс нацелен не только на поддержание навыков правописания, но и на расширение знаний учащихся о функционировании слова в речи.

Определяющим фактором при построении программы является принцип написания слов (дефисные, слитные и раздельные написания) или принцип написания отдельных частей слов (правописание корней, суффиксов, окончаний). Так, например, при закреплении темы «Дефисные написания» в центре внимания дефисные написания сложных существительных (диван-кровать), прилагательных (светло-зеленый, химико-технологический), наречий (по-весеннему, крепко-накрепко), предлогов (из-за, из-под), а при закреплении темы правописание корней слов - принцип написания гласных и согласных в корнях. Вместе с тем данный учебный материал сопровождается заданиями, связанными с развитием речи учащихся.

При анализе трудных случаев орфографии особое внимание уделяется истории и этимологии (слова с непроверяемыми орфограммами), принципам орфографии, лежащим в основе правописания слов и отдельных морфем (корней, суффиксов, окончаний). При анализе пунктограмм - употребление в письменной речи какого-либо определенного знака препинания (тире в простом и сложном предложении) или особенности пунктуационного оформления синтаксических явлений (пунктуационное оформление слов, грамматически не связанных с членами предложения). Данный блок тем сопровождается также разными речевыми заданиями, связанными с редактированием текста или исправлением речевых ошибок в собственных высказываниях.

В связи с этим особый интерес с точки зрения формирования грамотного письма представляет раздел «употребление в речи», являющий собой практическую реализацию изучаемых явлений языка. Данный подход позволяет реализовать принцип функциональной грамотности.

2. Общая характеристика программы.

В качестве обучающих пособий предложены не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике (Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». Ростов н/Д, 1998. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М.: 2001. Успенский Л.В. «Слово о словах. Ты и твое имя». М, 1962. Львова СИ. Этимология на службе орфографии. - М., 2001. Граник Г.Г., Бондарко СМ. Знаки препинания. М., 1998. и другие.).

Изучение элективного курса по русскому языку в 11 классе – 17ч. в год, 0,5 ч. в неделю, но проведено будет 16 ч., согласно учебному плану.

В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в 11 классе. Программа состоит из 4 тем:

  1. Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики.

  2. Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова.

  3. Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.

  4. Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием.


Срок реализации программы 1 год.

В программе представлен примерный тематический план данного курса с указанием количества часов, рекомендуемых на изучение каждой темы, и определением видов деятельности.

На занятиях предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: организационно-деятельностная игра, презентация, семинар, соревнование и др.

Таким образом, разрабатывая методику проведения занятий по данной программе, необходимо учитывать условия проведения занятий - элективный курс, рассчитанный на развитие интереса к изучению филологических школьных дисциплин, предпочтение отдаётся занимательности как одному из факторов, влияющих на мотивацию учащихся к изучению русского языка.

Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии » (15 ч.)

Тема 1. Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики. – 3 ч.

Тема 2. Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. – 5 ч.

Тема 3. Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв. – 1 ч.

Тема 4. Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием. – 5ч.


Литература


Для учителя:

  1. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход М.: Айрис-Пресс. 2001

  2. Граник Г.Г., Бондаренко СМ. Знаки препинания. М., 1998.

  3. Граник Г.Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М., 1991.

  4. Львова СИ. Там, где кончается слово... (о слитных, дефисных и раздельных написаниях) - М., 1991.

  5. Лукина Я.В. Степанова Л.В. Пишем диктанты с улыбкой. Трудные случаи орфографии. - СПб: «Златоуст», 2001.

  6. Львова СИ. Этимология на службе орфографии. - М., 2001.

  7. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. - М., 1994.

  8. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М.: 2001.


Для обучающихся:


  1. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. - М., 1993.

  2. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. - М., 1982.

  3. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982.

  4. Успенский Л.В. «Слово о словах. Ты и твое имя». М, 1962.

  5. Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». Ростов н/Д, 1998.

  6. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. – М. 2002.

  7. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление. - М., 1998.

  8. Ахманова О.А.. Словарь лингвистических терминов. М., 1969.

  9. Словарь лингвистических терминов. М: 1997.

  10. Толковый словарь Ожегова. М., 1994.

  11. Толковый словарь Даля. М., 1995.

  12. Этимологический словарь. М., 2000.





Календарно- тематическое планирование в 11 классе по элективному курсу 16 часов 1 полугодии (1часа в неделю)



Основные разделы и темы

Количество

часов

Дата

1

Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики.


  1. Слоговой принцип русской графики.

  2. Обозначение гласных после шипящих и ц.

  3. Отступления от слогового принципа русской графики.

3



1

1

1




3.09

10.09

17.09

2

Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова.


  1. Принципы орфографии, лежащие в основе буквенного обозначения фонем.

  2. Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу.

  3. Употребление букв (е) ё и о после шипящих для обозначения ударного [о].

  4. Правописание одного и двух н.

  5. Употребление и правописание частиц не и ни.


5


1


1


1


1

1



24.09


1.10



8.10


15.10


22.10


3

Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.




1




12.11

4

Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием.


  1. Слитное и раздельное написание не.

  2. Разграничение приставки не- и частицы не.

  3. Слитное и раздельное написание не с формами на –мый.

  4. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.


5



1

1

2

1



19.11

26.11

3.12

10.12

17.12


Итоговое заняти(тестирование)


2

24.12, 29.12


Итого

16