Планируемые результаты изучения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
О предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа кружка состоит из двух разделов:
I раздел. Математика.
II раздел. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.
Одним из самых эффективных способов подготовки к олимпиаде, является анализ заданий, предложенных на предыдущих олимпиадах. Основу заданий для подготовки учащихся к предметным олимпиадам составляют задания дистанционных олимпиад.
Математика.
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике и информатике.
Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.
Выполнение заданий по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру. Поиск информации в энциклопедии. Анализ олимпиад по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру текущего года.
На изучение курса предложено 34 часа. Продолжительность одного занятия составляет 40 минут.
Форма организации детской деятельности:
- индивидуально-творческая деятельность;
- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);
- коллективная творческая деятельность,
- работа над проектами,
- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
- игровой тренинг;
- конкурсы, турниры.
Методы обучения.
Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:
- кооперативное обучение,
- мозговой штурм,
- групповая дискуссия.
Обучение в группе означает, что дети учатся:
- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;
- говорить и слушать;
- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
ослабить скрытые конфликты;
выработать общее решение;
повысить эффективность работы участников дискуссии;
повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.
Креативные методы
Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:
а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контр идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Формы и методы
Занятия объединения «Эрудит» рассчитаны на коллективную, групповую
и индивидуальную работу.
Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и
заключительной. Подготовительная часть включает в себя мозговую
гимнастику, разминку. После гимнастики проводится разминка, в которую
включены легкие вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту
реакции. Затем выполняются упражнения, способствующие развитию таких
психических процессов, как память, внимание, воображение и мышление.
Продолжительность подготовительной части - 10-15 мин.
В основной части занятия обучающиеся знакомятся с определенным видом
нестандартных задач, анализируют их, коллективно обсуждают решения.
Продолжительность основной части - 25-30 мин.
Заключительная часть занятия используется для подведения итогов, рефлексии.
Задания используются из рабочих тетрадей Холодовой О. А. "Юным умникам и
умницам".
одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по
каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве
закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но
даются с усложнением материала и решаемых задач.
Формы и методы
Занятия объединения «Эрудит» рассчитаны на коллективную, групповую
и индивидуальную работу.
Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и
заключительной. Подготовительная часть включает в себя мозговую
гимнастику, разминку. После гимнастики проводится разминка, в которую
включены легкие вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту
реакции. Затем выполняются упражнения, способствующие развитию таких
психических процессов, как память, внимание, воображение и мышление.
Продолжительность подготовительной части - 10-15 мин.
В основной части занятия обучающиеся знакомятся с определенным видом
нестандартных задач, анализируют их, коллективно обсуждают решения.
Продолжительность основной части - 25-30 мин.
Заключительная часть занятия используется для подведения итогов, рефлексии.
Задания используются из рабочих тетрадей Холодовой О. А. "Юным умникам и
умницам"
Календарно-тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№ п/п | Тема | Форма проведения | Кол-во часов |
1 | Введение. Знакомство. | Беседа, рассказ учителя, игра. | 1 |
2 | «Занимательное азбуковедение». | Беседа, игра-путешествие. | 1 |
3 | «Буква потерялась» | Беседа, игры с буквами. | 1 |
4 | «Слоговой аукцион» | Беседа, игры со словами. | 1 |
5 | « Волшебные цепочки» | Беседа, игры со словами. | 1 |
6 | «Звук заблудился» | Беседа, игры со звуками. | 1 |
7 | «Лесенка» | Беседа, игра. | 1 |
8 | «Доскажи словечко» | Беседа, игры со словами. | 1 |
9-10 | Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. | Решение логических задач | 2 |
11-12 | Выполнение заданий для 1 класса на сайте « Учи.ру». | Занимательные задания | 2 |
13-14 | Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. | Решение ребусов, шарад, игры с числами… | 2 |
15-16 | Выполнение заданий по русскому языку для 1класса «Классики». | Логические задания | 2 |
17-18 | Решение математических заданий конкурса-игры «Кенгуру». | Решение текстовых задач, ребусов, задания на классификацию, на нахождение закономерностей, на сравнение… | 2 |
19-20 | Выполнение заданий игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». | Решение ребусов, шарад, игры со словами. | 2 |
21-22 | Решение математических заданий конкурса-игры «Кенгуру». | Игры и задания с геометрическим материалом. | 2 |
23-24 | Выполнение заданий игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». | Решение, заданий на классификацию, на нахождение закономерностей | 2 |
25 | Решение задач по математике для 1 класса на сайте « Учи.ру». | Логические задания | 2 |
26-27 | Выполнение заданий для 1 класса на сайте « Учи.ру». | Решение, заданий на классификацию, на нахождение закономерностей | 2 |
28 | Решение задач для 1 класса на сайте « Учи.ру». | задания на классификацию, на нахождение закономерностей | 2 |
29-30 | Выполнение заданий по окружающему миру для 1 класса «Классики» | Решение, заданий на классификацию, на нахождение закономерностей | 2 |
31-32 | Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. | Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. | 2 |
33 | Обобщающее занятие. | Праздник «Путешествие в страну Эрудит» | 1 |
2 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Форма проведения | Кол-во часов |
1-2 | Введение. Игра «Сто к одному» | Беседа, рассказ учителя, игра. | 2 |
3-4 | Выполнение заданий по русскому языку для 2 класса на сайте « Учи.ру». | Решение ребусов, шарад, игры со словами. | 2 |
5-6 | Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике | Игры и задания с геометрическим материалом. | 2 |
7-8 | Выполнение заданий по русскому языку для 2 класса на сайте « Учи.ру». | Решение ребусов, шарад, игры со словами. | 2 |
9-10 | Решение математических заданий конкурса-игры «Кенгуру». | задания на классификацию, на нахождение закономерностей | 2 |
11-12 | Выполнение заданий игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». | Решение ребусов, шарад, игры со словами. | 2 |
13-14 | Решение математических заданий конкурса-игры «Кенгуру». | Решение, заданий на классификацию, на нахождение закономерностей | 2 |
15-16 | Выполнение заданий игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». | Беседа, игры со словами. | 2 |
17-18 | Решение задач по математике для 2 класса на сайте « Учи.ру». | Решение логических задач | 2 |
19-20 | Выполнение заданий по русскому языку на сайте « Учи.ру». | Занимательные задания | 2 |
21-22 | Решение задач для 2 класса на сайте « Учи.ру». | Решение ребусов, шарад, игры с числами. | 2 |
23-24 | Выполнение заданий по окружающему миру для 2 класса «ЧиП» | Логические задания | 2 |
25 | Решение задач на сайте « Учи.ру». | Решение текстовых задач, ребусов, задания на классификацию, на нахождение закономерностей, на сравнение… | 1 |
26 | Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. | Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. | 1 |
27 | Олимпиада по математике | Олимпиадные задания. | 1 |
28 | Олимпиада по информатике. | Олимпиадные задания. | 1 |
29-30 | Анализ олимпиады по русскому языку текущего года. Олимпиада . | Анализ олимпиады по русскому языку текущего года. | 2 |
31-32 | Анализ олимпиады по литературному чтению текущего года. Олимпиада. | Анализ олимпиады по литературному чтению текущего года. | 2 |
33 | Анализ олимпиады по окружающему миру текущего года. | Анализ олимпиады по окружающему миру текущего года. | 1 |
34 | Итоги проделанной работы. Планы на будущий учебный год. Награждение. | Награждение активных участников. | 1 |
3 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Форма проведения |
1-2 | . Введение. Игра «Сто к одному | Беседа, рассказ учителя, игра. |
3-4 | Выполнение заданий по русскому языку для 3 класса «Классики» | Решение ребусов, шарад, игры со словами. |
5-6 | Решение нестандартных, комбинаторных задач «ЧиП» | Занимательные задания |
7-8 | Выполнение заданий по русскому языку для 3класса на сайте « Учи.ру». | Решение ребусов, шарад, игры со словами. |
9-10 | Решение математических заданий конкурса-игры «Кенгуру». | задания на классификацию, на нахождение закономерностей |
11-12 | Выполнение заданий игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». | Решение ребусов, шарад, игры со словами. |
13-14 | Решение математических заданий конкурса-игры «Кенгуру». | Решение, заданий на классификацию, на нахождение закономерностей |
15-16 | Выполнение заданий игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». | Беседа, игры со словами. |
17-18 | Решение задач по математике для 3 класса на сайте « Учи.ру». | Решение логических задач |
19-20 | Выполнение заданий по литературному чтению для 3 класса «Классики» | Занимательные задания |
21-22 | Решение задач для 3 класса на сайте « Учи.ру». | Решение ребусов, шарад, игры с числами… |
23-24 | Выполнение заданий по окружающему миру для 3 класса «ЧиП» | Логические задания |
25 | Выполнение заданий «Золотое руно» | Решение текстовых задач, ребусов, задания на классификацию, на нахождение закономерностей, на сравнение… |
26 | Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. | Поиск ответов на вопросы в энциклопедии. |
27 | Анализ олимпиады по математике текущего года. | Олимпиадные задания. |
28 | Анализ олимпиад по информатике текущего года. | Олимпиадные задания. |
29-30 | Анализ олимпиады по русскому языку текущего года. | Анализ олимпиады по русскому языку текущего года. |
31-32 | Анализ олимпиады по литературному чтению текущего года. | Анализ олимпиады по литературному чтению текущего года. |
33 | Анализ олимпиады по окружающему миру текущего года. | Анализ олимпиады по окружающему миру текущего года. |
34 | Итоги проделанной работы. Планы на будущий учебный год. Награждение. | Награждение активных участников. |
4 класс (34часа)
№ п/п | Тема | Форма проведения |
1-2 | . Введение. Игра «Сто к одному | Беседа, рассказ учителя, игра. |
3-4 | Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса . | Решение ребусов, шарад, игры со словами. |
5-6 | Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. | Занимательные задания |
7-8 | Выполнение заданий «Золотое руно» | Занимательные задания |
9-10 | Решение математических заданий конкурса-игры «Кенгуру». | задания на классификацию, на нахождение закономерностей |
11-12 | Выполнение заданий игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». | Решение ребусов, шарад, игры со словами. |
13-14 | Решение математических заданий конкурса-игры «Кенгуру». | Решение, заданий на классификацию, на нахождение закономерностей |
15-16 | Выполнение заданий игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». | Беседа, игры со словами. |
17-18 | Решение задач по математике для 4 класса на сайте « Учи.ру». | Решение логических задач |
19-20 | Выполнение заданий по литературному чтению для 4 класса «Золотое руно» | Занимательные задания |
21-22 | Решение задач для 4 класса игры-конкурса на сайте « Учи.ру». | Решение ребусов, шарад, игры с числами… |
23-24 | Выполнение заданий по окружающему миру для 4 класса «ЧиП» | Занимательные задания |
25 | Решение математических заданий конкурса-игры «Кенгуру». | Решение текстовых задач, ребусов, задания на классификацию, на нахождение закономерностей, на сравнение… |
26-27 | Анализ олимпиады по математике текущего года. | Олимпиадные задания. |
28-29 | Анализ олимпиады по русскому языку текущего года. | Олимпиадные задания. |
30-31 | Анализ олимпиады по литературному чтению текущего года. | Олимпиадные задания. |
32-33 | Анализ олимпиады по окружающему миру текущего года. | Анализ олимпиады по русскому языку текущего года. |
34 | Итоги проделанной работы. Награждение. | Награждение активных участников. |