АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА С ВНУТРИГОРОДСКИМ ДЕЛЕНИЕМ «ГОРОД МАХАЧКАЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 60 им. И.Д. Шугаибова»
367904, Республика Дагестан, г. Махачкала, посН.Тарки, улМорфлотная, 5, е-mail: ege201860@yandex.ru
ОГРН 1180571009123, ИНН/КПП 0572021791/057201001, ОКПО 3206588
СОГЛАСОВАНО: | | УТВЕРЖДЕНО: |
Зам.директора по УВР _________Насруллаева Л.Р. от «28» августа 2024г. | | Директор МБОУ «СОШ №60 им. И.Д.Шугаибова» ________________Ахмедов И.Я. Пр.№55/02-П от «29» августа 2024 г. |
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
на 2024-2025 учебный год
Составитель :
Тагирова М.И.
Махачкала 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Одной из основных задач развития образования Российской Федерациинасовременном этапе является формирование финансовой грамотности и финансовой культуры населения страны. Именно поэтому в российской системе образования сегодня уделяется существенное внимание формированию функциональной грамотности обучающихся, а в её составе, и финансовой грамотности. Принципиальное значение в настоящее время приобретает в системе образования решение задачи формирования надпредметных компетенций и «гибких» навыков. Поэтому в Программе уделяется особое внимание не только содержательным — предметным аспектам финансовой грамотности, но и развитию коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, решению творческих задач и формированию критического мышления у обучающихся 5—7 классов.
Содержание программы способствует расширению знаний учащихся по основным общественно-научным предметам.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Целью курса является формирование у обучающихся 5-7 классов финансовой культуры, рационального финансового поведения и ответственного потребления финансовых услуг, с учётом их возрастных особенностей и способностей.
Задачи изучения учебного курса «Финансовая грамотность»:
формирование понимания значимости для себя лично финансовых проблем, которые решаются на индивидуальном и семейном уровнях и сказываются на личном и семейном благополучии;
формирование понимания необходимости давать личную оценку действиям субъектов финансовых отношений, так как человек вступает с ними во взаимодействие для решения своих задач;
формирование понимания необходимости выявления причинно- следственных связей между семейными и личными финансовыми возможностями, и потребностями членов семьи;
формирование собственного понимания изучаемых финансовых вопросов на основе анализа и оценки финансовых ситуаций, с которыми человек может столкнуться лично;
формирование способности инициировать сотрудничество в команде при работе с творческими заданиями;
формирование понимания наличия альтернативных решений финансовых задач на личном и семейном уровне, их оценки с позиции имеющихся финансовых возможностей, ограничений, потребностей, необходимости выбора из имеющихся выявленных альтернатив;
формирование понимания необходимости вносить изменения в план и способ действий субъектов финансовых отношений, так как появляются новые возможности, ограничения и потребности;
формирование понимания содержания различных видов семейных доходов и расходов, их изменения, сравнения, анализа, количественной оценки и выбора варианта балансирования при разработке бюджета.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс «Финансовая грамотность» включён в вариативную часть основной общеобразовательной программыи рассчитан на:
68 часов: 34 часа в 5-6 классах, 34 часа - в 7 классе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС
Модуль 1. Человек и государство: как они взаимодействуют
Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.
Личностные характеристики и установки:
• понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;
• осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства;
• оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
различать прямые и косвенные налоги;
считатьсуммуналога;
проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи;
высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете;
находить нужную информацию на социальных порталах;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить;
называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги);
приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину;
перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации;
называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину;
приводить примеры выплат различных видов социальных пособий;
высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ;
• рассчитывать величину подоходного налога и НДС;
• оценивать условия и возможности использования социальных пособий в определённых жизненных ситуациях.
Темы занятий
1. Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.
2. Что такое налоги и почему их надо платить.
3. Какие бывают налоги.
4. Учимся считать налоги.
5. Ролевая игра «Считаем налоги семьи».
6. Сравниваем налоги граждан разных стран.
7. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.
8. Как работает налоговая служба.
9. Учебные мини-проекты «Налоги».
10. Что такое социальные пособия и какие они бывают.
11. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.
12. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие».
13. Исследуем, какие социальные пособия получают люди.
14. Учебные мини-проекты «Социальные пособия».
15. Обобщение результатов изучения модуля 3.
16. Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».
Модуль2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес
Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.
Личностные характеристики и установки:
• понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций;
• осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель этих услуг;
• осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса;
• понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;
• понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
отличать инвестирование от сбережения и кредитования;
знать свои основные права и обязанности как потребителя;
находить актуальную информацию об услугах банков;
пользоваться пластиковой картой в банкомате;
считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах;
планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность;
сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса;
находить и анализировать информацию о курсе валют;
проводить простые расчёты с использованием валютного курса.
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции);
объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи;
объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена;
называть необходимые условия для открытия своей фирмы;
объяснять причины существования различных валют;
называть основные мировые валюты и страны их использования;
объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса валют.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность;
• сравнивать различные финансовые предложения;
• оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для увеличения и/или сохранения семейных доходов;
• брать на себя ответственность;
• оценивать возможности и финансовые преимущества создания и/или ведения семейного бизнеса.
• оценивать финансовые преимущества использования валютного курса для увеличения и/или сохранения семейных доходов.
Темы занятий
17. Для чего нужны банки.
18. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.
19. Какие бывают вклады.
20. Что такое кредиты и надо ли их брать.
21. Изучаем сайт Центрального банка РФ.
22. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.
23. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.
24. Как работает банк.
25. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи».
26. Что мы знаем о бизнесе.
27. Как открыть фирму.
28.Для чего нужны бизнес-инкубаторы.
29. Ролевая игра «Открываем фирму».
30. Что такое валюта и для чего она нужна.
31. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.
32. Обобщение результатов изучения модуля 4.
33. Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес».
34. Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа по курсу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение финансовой грамотности в 6 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты обучения отражаются в готовности обучающихся к целенаправленной социально значимой деятельности; отражают их готовность руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитиенеобходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанность выбора и построения и построения жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей посредством:
формирования готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению на основе осознанного отношения к выбору и построению индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов и значимости для себя лично взаимосвязи между образованием и финансовым благополучием;
осознания ценности самостоятельности и инициативы с учетом действующих правил поведения субъектов в финансовой сфере, изучения положений нормативно-правовых документов, формирования ответственного отношения к процессу обучения посредством понимания для себя лично содержания финансовых отношений между различными субъектами, финансовых решений, альтернативных возможностей их реализации, последствий выполнения или невыполнения принятых решений;
сформированности внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, осознания значения семьи в жизни человека и общества, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи, проявляющегося в учёте личных интересов каждого члена семьи и семьи в целом при решении вопросов о получении и распределении средств семейного бюджета;
наличия мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, в частности мотивации к обучению, познанию за счёт понимания значимости для себя лично взаимосвязи между профессиональной подготовкой человека и финансовыми результатами его деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в процессе изучения финансовых вопросов через понимание необходимости давать оценку существующих финансовых ситуаций и их изменения. Обучающийсясможет:
оценивать собственное понимание изученных финансовых терминов;
составлять личный маршрут движения к финансовому благополучию;
оценивать вероятность мошенничества в финансовых отношениях;
ставить финансовые цели собственной деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достиженияфинансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и практических финансовых задач. Обучающийсясможет:
разрабатывать способы решения проблем в области личных финансов;
оценивать структуру доходов и расходов семьи;
определять необходимые действия в соответствии с учебной и практической финансовой задачей и составлять этапы их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор альтернативных способов решения финансовых задач;
составлять план решения финансовой проблемы (написание эссе, решение кейсов, выполнение квеста).
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Обучающийсясможет:
вносить необходимые изменения в план и способ действий с учётом изменившихся обстоятельств;
оценивать состояние личных финансов до и после уплаты налогов;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированного результата;
оценивать варианты открытия депозита на различные сроки;
результаты выбора условий кредитования; результаты выбора условий депозита; требования к недвижимому имуществу, служащему для банка залогом;
оценивать подходы субъектов к покупке дорогостоящих товаров, исходя из финансовых возможностей их семей.
Познавательныеуниверсальныеучебныедействия:
Умение определять содержание понятий, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать аналогии, проводитьанализ, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Обучающийсясможет:
сравнивать способы получения доходов, альтернативные варианты достижения финансовых целей, направления инвестирования, условия кредитования и условия размещения денежных средств;
устанавливать причинно-следственные связи между различными финансовыми явлениями: доходами семьи и правом собственности на имущество; индексацией и размерами денежных доходов населения; размером доходов и риском; бизнес-планом и действительностью; креативностью инвестиционного проекта и доходами авторов;
объяснять выгоды наличия прав собственности; признаки финансовой пирамиды; особенности каждого слоя атмосферы инвестирования; причины появления сверхновых источников доходов;
анализировать статистические данные о доходах населения;
положения статей ГК РФ по вопросу получения доходов от интеллектуальной собственности; положения статей ТК РФ по вопросу получения заработной платы; положения статей НК РФ по вопросам налогообложения;
классифицировать виды доходов, расходов, имущества, налогов, шкал налогообложения, банковских вкладов, кредитных организаций;
выявлять преимущества и недостатки деятельности микрофинансовых организаций, покупки товаров в рассрочку, активных и пассивных источников дохода, обладания собственностью, банковской картой;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждая его собственной аргументацией, в том числе математическими расчётами.
Смысловоечтение. Обучающийсясможет:
ориентироваться в содержании текста, понимать смысл текста, структурировать текст, идентифицируя финансовые ситуации в литературных произведениях;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте финансовых событий в конкретной ситуации;
критически оценивать финансовую ситуацию, описанную в тексте;
аргументировать собственную позицию по приведённой в тексте финансовой ситуации.
Развитие мотивации к овладению культурой поиска источников информации. Обучающийсясможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
соотносить полученные результаты поиска информации с условиями поставленных финансовых задач.
Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность. Обучающийсясможет:
инициировать сотрудничество в группе при обсуждении ситуаций, при работе с творческими заданиями, при обсуждении правил планирования семейного бюджета, формирования резервов и сбережений, постановки финансовых целей;
выстраивать логическую цепь рассуждений при анализе финансовых ситуаций;
задавать вопросы при обсуждении финансовых проблем.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей; владение устной и письменной речью. Обучающийсясможет:
соблюдать правила публичной речи и проведения дискуссии по финансовой тематике;
принимать решение в групповой работе, учитывая мнения собеседников;
создавать письменные тексты при выполнении творческих заданий на финансовые темы;
анализировать результаты коммуникации после её завершения в ходе выполнения группового задания и представления его решения.
Предметныерезультатыобучения.
освоение и применение системы финансовых знаний, и их необходимости для решения современных практических задач;
умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) финансовые объекты, явления, процессы, выявляя их существенные признаки, элементы и основные функции;
умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей финансовых явлений и процессов;
необходимостиправомерногоналоговогоповедения;
осмысления личного опыта принятия финансовых решений;
умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие процессы постановки финансовых целей, управления доходами и расходами, формирования резервов и сбережений, принятия инвестиционных решений;
овладение смысловым чтением текстов финансовой тематики, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач, в том числе извлечений из нормативных правовых актов; умение преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать статистическую финансовую информацию, соотносить ее с собственными знаниями и опытом; формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения финансово-экономических и правовых норм,включая вопросы, связанные с личными финансами, финансовыми рисками и угрозами финансового мошенничества; осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения;
приобретение опыта использования полученных знаний по финансовой грамотности в практической (индивидуальной и/или групповой) деятельности: для составления личного финансового плана; для принятия решений о приобретении финансовых услуг и имущества; для приобретения опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом.
В результате обучения данному курсу, обучающиеся 5—7 смогут сформировать следующие компетенции по финансовой грамотности:
способность планировать свои доходы и расходы на основе оценки имеющихся финансовых возможностей и ограничений, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
способность формировать резервы и сбережения денежных средств;
способность следить за состоянием личных финансов посредством планирования личного бюджета;
способность рационально выбирать финансовые услуги, распознавая признаки финансового мошенничества, учитывая информацию об имеющихся на рынке финансовых рисках;
способность искать и использовать необходимую финансовую информацию.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Темаурока | Количествочасов | Дата изучения | Виды, формыконтроля |
всего | контрольныеработы | практическиеработы |
1. | Могут ли люди быть финансово независимыми от государства | 1 | 0 | 1 | | Практическаяработа; |
2. | Что такое налоги и почему их надо платить надо платить | 1 | 0 | 1 | | Устныйопрос; |
3. | Какие бывают налоги | 1 | 0 | 1 | | Устныйопрос; |
4. | Учимся считать налоги | 1 | 0 | 1 | | Практическаяработа; |
5. | Ролевая игра «Считаем налоги семьи» | 1 | 0 | 0 | | Практическаяработа; |
6. | Сравниваем налоги граждан разных стран | 1 | 0 | 1 | | Устныйопрос; |
7. | Исследуем, какие налоги платит семья семья и что получает от государства | 1 | 0 | 0 | | Устныйопрос; |
8. | Как работает налоговая служба У | 1 | 0 | 0 | | Устныйопрос; |
9. | Учебные мини-проекты «Налоги» | 1 | 0 | 0 | | Устныйопрос; |
10. | Что такое социальные пособия и какие они бывают | 1 | 0 | 1 | | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
11. | Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ | 1 | 0 | 1 | | Устныйопрос; |
12. | Ролевая игра«Оформляем социальное пособие» | 1 | 0 | 0 | | Устныйопрос; |
13. | Исследуем, какие социальные пособия получают люди | 1 | 0 | 0 | | Практическаяработа; |
14. | Учебные мини-проекты «Социальные пособия» | 1 | 0 | 0 | | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
15. | Обобщение результатов изучения модуля 3 | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа с РЭШ |
16 | Презентацияпортфолио«Человек и государство: как они взаимодействуют» | 1 | 1 | 0 | | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
17 | Для чего нужны банки | 1 | 0 | 0 | | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
18 | Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома | 1 | 0 | 0 | | Самооценка с использованием«Оценочного листа» листа»; |
19 | Какие бывают вклады | 1 | 0 | 1 | | Практическаяработа; |
20 | Что такое кредиты и надо ли их брать | 1 | 0 | 0 | | Самооценка с использованием«Оценочного листа листа»; |
21 | Изучаем сайт Центрального банка РФ | 1 | 0 | 0 | | Устныйопрос; |
22 | Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья | 1 | 0 | 0 | | Устныйопрос; |
23 | Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы | 1 | 0 | 0 | | Письменныйконтроль; |
24 | Как работает банк | 1 | 0 | 0 | | Устныйопрос; |
25 | Учебные мини-проекты «Банков- ские услуги для семьи» | 1 | 0 | 1 | | Практическаяработа; |
26 | Что мы знаем о бизнесе | 1 | 0 | 0 | | Устныйопрос; |
27 | Как открыть фирму | 1 | 0 | 0 | | Устныйопрос; |
28 | Длячегонужныбизнес-инкубаторы | 1 | 0 | 0 | | Самооценка с использованием«Оценочного листа» |
29 | Ролеваяигра«Открываемфирму» | 1 | 0 | 1 | | Практическаяработа; |
30 | Что такое валюта и для чего она нужна | 1 | 0 | 0 | | Самооценка с использованием«Оценочного листа» |
31 | Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях | 1 | 0 | 0 | | Устныйопрос; |
32 | Обобщение результатов изучения модуля 4 | 1 | 0 | 1 | | Практическаяработа; |
33 | Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес» | 1 | 0 | 0 | | Устныйопрос; |
34 | Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность» | 1 | 0 | 0 | | Самооценка с использованием«Оценочно го листа» |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 1 | 33 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Вигдорчик Е. А., Липсиц И. В..Финансовая грамотность. 7 кл. Издательство М.: ВАКО;
МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
КорлюговаЮ.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы – М.: ВАКО, 2018.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://ropkip.ru/kursy/2125?yadclid=47806913&yadordid=172754372&yclid=128039413937471489
https://dni-fg.r
https://www.resh.edu.ru/