Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
городского округа город Буй Костромской области
| СОГЛАСОВАНО с заместителем по воспитательной работе МОУ СОШ № 9 г. Буя ____________ «___»________ 2019 г | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ № г.Буя: _________ Приказ №____ от «____» _________2019г |
Программа кружка
внеурочной деятельности
«Я и компьютер»
Направление: Общеинтеллектуальное
Возраст учащихся: 7 – 9 лет
Составитель: Кавкаева Лариса Константиновна
первая квалификационная категория
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 2 классов общеобразовательных школ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Одним из важнейших изобретений человечества является компьютер. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не познав подлинных возможностей компьютера. Чаще всего дети играют в компьютерные игры, общаются в социальных сетях, просматривают множество бесполезной информации. Таким образом, бесконтрольное времяпрепровождение детей за компьютером способствует искажению представления учащихся об «информационном пространстве» в целом и компьютере, как средстве получения этой информации. В результате компьютер остается для них нереализованным источником знаний. Возникает потребность усилить воздействие компьютера как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, а также важного инструмента для реализации своего творческого потенциала.
Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к компьютеру осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.
Данная программа помогает ознакомить ребенка с информационными технологиями. Параллельно с овладением знаниями родного языка учиться осуществлять набор уже изученных букв, тренируя память и анализируя образы.
В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация.
Цель обучения:
развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий.
Задачи обучения:
познакомить школьников с устройством ввода информации - клавиатурой;
дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
научить учащихся работать с программами WORD, Power Point, калькулятор .
углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной учебной деятельности;
Программа «Компьютерная азбука» составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном классе, в котором должно быть 10-12 учебных мест и одно рабочее место – для преподавателя.
Место в учебном плане
Программа курса «Компьютерная азбука» рассчитана на проведение теоретических и практических занятий. Занятия сгруппированы по возрасту детей и прохождением учебного материала, с учётом 1 час в неделю (второе полугодие 18 часов).
Продолжительность каждого занятия 30 минут, что соответствует требованиям СанПиНа.
Формы организации внеурочной деятельности
В процессе обучения используются следующие формы занятий:
вводное занятие
занятие-презентация
игры
проектная деятельность
Содержание программы
Вводное занятие. Из чего состоит компьютер?
Знакомство с клавиатурой
Клавиши управления курсором. Приемы редактирования информации. Буквенно-цифровая часть. Специальные управляющие клавиши. Функциональные клавиши. Практическая работа.
Создание презентаций с помощью Power Point.
Интерфейс программы (структура окна), основные функции редактирования текста. Работа со стилями. Создание нового слайда, фон слайда. Вставка рисунков и других объектов на слайд. Анимация на слайдах
Текстовый редактор WORD
Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Основные объекты редактора (символ, слово, строка, предложение, абзац).
Создание, хранение и считывание документа. Основные операции с текстом Внесение исправлений в текст. Проверка орфографии. Форматирование текста (изменение шрифтов, оформление абзаца). Режим вставки (символов, рисунков). Рисунок в WORD. Параметры страницы.
Работа в текстовом процессоре WORD. Набор и редактирование текста. Форматирование документа, вставка рисунков. Сохранение документа.
Знакомство со стандартными программами. «Калькулятор»
Назначение программы. Структура окна. Виды калькулятора.
Работа с простейшими арифметическими действиями. Решение задач.
Элементарные вычисления на калькуляторе. Составление равенств.
Практическая работа. Сложение и вычитание чисел.
Основы работы с текстовой информацией. Текстовая информация. Создание нового текстового документа. Сохранение текста. Загрузка и редактирование текста. Работа со строками текста. Понятие фрагмента текста. Операции над фрагментом. Полный цикл работы с текстом.
Информация в природе и технике.
Определение информации, информатика, свойства информации
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
| | |
№ | Тема занятия | Теория | Практика | Аудиторные занятия | Внеаудиторные занятия | Итого |
1 | Вводное занятие. Из чего состоит компьютер? | 1 | | | | 1 |
2 | Знакомство с клавиатурой. | | 1 | | | 1 |
3 | Создание презентаций с помощью Power Point. | 1 | 2 | | | 3 |
4 | Показ своих презентаций. Защита проектов. | | 1 | | 1 | 2 |
5 | Текстовый редактор WORD | | 1 | 1 | | 2 |
6 | Работа в текстовом процессоре WORD. | | 1 | | 1 | 2 |
7 | Показ своих презентаций. Игра «Путешествие в страну Зазеркалье» | | 2 | | | 2 |
8 | Знакомство со стандартными программами. «Калькулятор» | 1 | | | | 1 |
9 | Элементарные вычисления на калькуляторе | | 1 | | | 1 |
10 | Основы работы с текстовой информацией. | | | 1 | | 1 |
11 | Информация в природе и технике. | | | | 1 | 1 |
12 | Итоговое занятие. | | | 1 | | 1 |
| Итого | 3 | 9 | 3 | 3 | 18 |
Тематическое планирование
2 класс
| |
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Вводное занятие. Из чего состоит компьютер? | 11.01 | |
2 | Знакомство с клавиатурой. Специальные управляющие клавиши. Функциональные клавиши. Практическая работа. | 18.01 | |
3 | Создание презентаций с помощью Power Point. Создание нового слайда, фон слайда. Вставка рисунков и других объектов на слайд. Анимация на слайдах. Начало проекта. «Зимние забавы» | 25.01 01.02 08.02 | |
4 | Продолжение создания проектов«Зимние забавы». Защита проектов «Зимние забавы» | 15.02 01.03 | |
5 | Текстовый редактор WORD Режим вставки (символов, рисунков). Рисунок в WORD. Параметры страницы. | 15.03 22.03 | |
6 | Работа в текстовом процессоре WORD Набор и редактирование текста. Форматирование документа, вставка рисунков. Сохранение документа. Начало проекта. «Помощь взрослым» | 29.03 05.04 | |
7 | Защита проектов «Помощь взрослым».
Игра «Путешествие в страну Зазеркалье» | 19.04 26.04 | |
8 | Знакомство со стандартными программами. «Калькулятор» | 03.05 | |
9 | Элементарные вычисления на калькуляторе Составление равенств. Практическая работа. | 10.05 | |
10 | Основы работы с текстовой информацией. Текстовая информация. Создание нового текстового документа. Сохранение текста. | 17.05 | |
11 | Информация в природе и технике Определение информации, информатика, свойства информации | 24.05 | |
12 | Итоговое занятие. Развивающие игры. | 31.05 | |
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие мотивов учебной деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
Метапредметные результаты:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов,
процессов и явлений действительности; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты:
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы,
приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности
Предполагаемые результаты реализации программы
К концу обучения в кружке учащиеся
должны знать:
правила техники безопасности;
правила работы за компьютером;
назначение и работу графического редактора Power Point.;
возможности текстового редактора WORD;
понятие информации, свойства информации;
основные блоки клавиш;
понятие информации, свойства информации;
устройства ввода и вывода информации;
понятие алгоритм;
должны уметь:
соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
включить, выключить компьютер;
работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
набирать информацию на русском регистре;
запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
работать с программами WORD, Power Point, Калькулятор
работать со стандартными приложениями Windows;
создавать презентации;
пошагово выполнять алгоритм практического задания;
осуществлять поиск информации на компьютере;
находить сходства и отличия реальных объектов и их моделей;
пользоваться устройствами ввода и вывода информации, подключать их к компьютеру;
работать с файлами (создавать, сохранять, осуществлять поиск);
осуществлять отбор нужной информации;
Формы и виды контроля
Контроль и оценка обучающихся в кружке осуществляется при помощи текущего и итогового контроля в форме презентаций и защиты проектной работы.
Возможно проведение мастер-класса в форме открытого занятия, кружка для посещения другими учащимися с целью повышения мотивации при изучении компьютера.
Описание материально-технического обеспечения
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
| Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. – СПб., 1996. | 1 |
| Кершан Б. и др. Основы компьютерной грамотности. - М.: Мир, 1989. | 1 |
Технические средства обучения |
| Компьютер | 1 |
| Проектор | 1 |
| Экран | 1 |
Оборудование класса |
| Стенд для размещения творческих работ учащихся | 1 |
| Компьютерный стол учительский | 1 |
| Компьютерные столы для учащихся | 12 |
| Ноутбуки | 12 |