Пояснительная записка
На современном этапе школьного образования отведена значительная роль проблеме исследовательской деятельности школьников. Эта деятельность приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, развивающего творческие способности ребёнка. К таким видам деятельности и относится исследования.
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельность – мощное средство формирования познавательной самостоятельности старших школьников. Приобщение обучающихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе школьного образования, когда у школьников формируется творческое мышление.
Это предполагает внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Кружок «Юный исследователь» будет одной из таких форм. Программа кружка предназначена для обучающихся 3 – 11 кл., интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы в том, что во время работы в кружке дети углубляют свои знания о родном крае, осознают значение изучения и сохранения истории своей семьи для будущих поколений. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности по различным предметам и тематике в соответствии с интересами и предпочтениями учащихся как в гимназии, так и в колледжах и в вузах. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Результаты исследования оформляются в виде исследовательских работ и презентации на компьютере в программах: MS Word, PowerPoint, Excel.
Цель программы:
Формирование различных видов одаренности обучающихся на основе организации исследовательской деятельности и проектирования.
Цель кружка: содействовать приобщению школьников к научно-исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному и природному наследию малой родины, формированию духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
приобщение школьников к научно-исследовательской работе;
воспитание бережного отношения к историко-культурному и природному наследию малой родины;
формирование духовно-нравственных ценностей через сохранение традиций школы;
развитие интеллектуального уровня обучающихся;
участие в областных и районных краеведческих конкурсах;
формирование навыков организации самостоятельной работы
Планируемые результаты:
1) В образовательной сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории своей школы, своего края; приобретение умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с избранной темой; формирование навыков оформления исследований.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории России, гордости за ее славное прошлое; уважения и преклонения перед людьми, не только защищавшими ее свободу и независимость, но и внёсшими свой вклад в развитие страны.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков самостоятельной работы в процессе поиска и научной обработки исследовательских материалов; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; формирование гражданского сознания.
4) В социальной сфере – сформированность умений представить свою работу на конкурсах и олимпиадах разного уровня; обоснованно доказывать собственную позицию на заданную тему; общаться с людьми разного возраста.
Срок реализации программы – 6 месяцев
Количество часов – 102 (6 часов в неделю)
Критерии оценки научных и исследовательских работ школьников.
1. Актуальность поставленной задачи:
имеет большой практический и теоретический интерес
носит вспомогательный характер
степень актуальности определить сложно
не актуальна
2. Новизна решаемой задачи:
поставлена новая задача
решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами
задача имеет элементы новизны
задача известна давно
3. Оригинальность методов решения задачи, исследования:
решена новыми, оригинальными методами
имеет новый подход к решению, использованы новые идеи
используются традиционные методы решения
4. Новизна полученных результатов:
получены новые теоретические и практические результаты
разработан и выполнен оригинальный эксперимент
имеется новый подход к решению известной проблемы
имеются элементы новизны
ничего нового нет
5. Научное и практическое значение результатов работы:
результаты заслуживают опубликования и практического использования
можно использовать в учебном процессе
можно использовать в научной работе школьников
не заслуживают внимания
6. Достоверность результатов.
7. Уровень проработанности исследования, решения задач:
задача решена полностью и подробно с выполнением всех необходимых элементов исследования
недостаточный уровень проработанности решения
решение не может рассматриваться как удовлетворительное.
8. Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области:
использование известных результатов и научных фактов в работе
знакомство с современным состоянием проблемы
полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования ученых, занимающихся данной проблемой
ясное понимание цели работы
логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность выводов.
Содержание программы:
Введение: Что такое научное исследование? ( 2 ч.)
Цель, задачи, специфика занятий, общие требования.
Тема 1: Работа над Введением научного исследования (8 ч.)
Выбор темы. Обоснование ее актуальности. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования. Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательских работ-победителей Всероссийского конкурса.
Структура работы. Теория. Изучение образцов и знакомство со структурой работ- победителей Всероссийского конкурса исследовательских работ. План работы. Теория. Демонстрация образцов планов, соответствующих всем необходимым требованиям.
Тема 2. Работа над основной частью исследования (28 ч.)
Составление индивидуального рабочего плана. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Требования к оформлению раздела: «Источники и литература». Понятия: источник, литература.
Сбор первичной информации и ее организация.
Практическое занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе».
Стиль изложения материала. Знакомство с разным стилем изложения материала на примере работ-победителей Всероссийских конкурсов исследовательских работ.
Заключение. Результаты работы. Общие требования к данному разделу работы. Правила оформления результатов.
Тема З. Краеведение, как научная дисциплина: актуальность, специфика (30 ч.)
Методы работы по краеведению. Интервью и рассказы, воспоминания, правила оформления. Знакомство с интервью из работ-победителей Всероссийских конкурсов. Архивы. Работа с архивными материалами, фотографии. Правила оформления документов, фотографий, заявки для работы в Архиве.
Тема 4. Оформление научной работы (19 ч.)
Композиция научной работы. Титульный лист. Введение. Анализ источников и литературы. Знакомство с анализом литературы работ- победителей Всероссийского конкурса исследовательских работ.
Структура работы. Работа над основной частью исследования. Источники и литература. Требования к оформлению. Сноски. Приложение. Правила оформления. Показ образцов, выполненных в соответствии с принятыми требованиями. Составление тезисов. Требования.
Тема 5. Подготовка научной работы к публичной презентации (10 ч)
Вычленение структурных элементов исследовательской работы. Отбор демонстрационного материала. Создание презентации, буклетов, листовок. Подготовка к выступлению. Ораторское искусство.
Тема 6. Представление и защита исследовательских работ
учащихся (3 ч.)
Итоги работы кружка (2 ч.)
Календарно-тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Дата | Вид деятельности учащихся |
1. Введение: Что такое научное исследование? | 2 | | |
Тема 1: Работа над Введением научного исследования | 8 | | |
1.1. Выбор темы. Обоснование ее актуальности. Теория + практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность. | 2 | | Выбор темы, отбор материала. Составление маршрута исследований Работа с литературой для исследований |
1.2. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования. Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательских работ-победителей Всероссийского конкурса. Теория + практическое задание на дом: Сформулировать цель и определить задачи своего исследования. | 2 | |
1.3. Структура работы. Теория. Изучение образцов и знакомство со структурой работ- победителей Всероссийского конкурса исследовательских работ. | 2 | |
1.4. План работы. Теория. Демонстрация образцов планов, соответствующих всем необходимым требованиям. | 2 | |
Тема 2. Работа над основной частью исследования | 28 | | |
2.1. Составление индивидуального рабочего плана. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Требования к оформлению раздела: «Источники и литература». Понятия: источник, литература. | 6 | | Работа в библиотеке Работа в архиве Беседы с ветеранами, свидетелями, изучаемых событий. Запись интервью. Сканирование фотографий и документальных материалов Работа с литературой для исследований Систематизация собранных материалов Знакомство с технологией описания фотографий |
2.2. Сбор первичной информации и ее организация. | 6 | |
2.3. Практическое занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе». | 2 | |
2.4. Стиль изложения материала. Знакомство с разным стилем изложения материала на примере работ-победителей Всероссийских конкурсов исследовательских работ. | 12 | |
2.5. Заключение. Результаты работы. Общие требования к данному разделу работы. Правила оформления результатов. | 2 | |
Тема З. Краеведение, как научная дисциплина: актуальность, специфика | 30 | | |
3.1. Методы работы по краеведению. Интервью и рассказы, воспоминания, правила оформления. Знакомство с интервью из работ-победителей Всероссийских конкурсов. Теория + практическое задание на дом: составить воспоминания родственников, знакомых в соответствии с указанными требованиями. | 7 | | Работа в библиотеке Работа в архиве Запись интервью Работа с литературой для исследований Систематизация работы краеведческого музея |
3.2. Архивы. Работа с архивными материалами, фотографии. Правила оформления документов, фотографий, Теория + практическое задание | 16 | |
3.3. Практическое занятие | 8 | |
Тема 4. Оформление научной работы | 19 | | |
4.1. Композиция научной работы. Титульный лист. Теория + практическое задание на дом: оформить с учетом всех требований титульный лист своего исследования. | 5 | | Работа с архивами школьного музея. Консультирование. Создание текста работы. Работа с текстами исследований в соответствии с требованиями к ним |
Введение. Анализ источников и литературы. Знакомство с анализом литературы работ- победителей Всероссийского конкурса исследовательских работ. Теория + практическое задание на дом: подготовить анализ источников и литературы по своему исследованию. | | |
Структура работы. Повторение теории + практическое задание на дом: подготовить структуру своего исследования. | 4 | |
4.2. Работа над основной частью исследования. Индивидуальные консультации. | 6 | |
4.3. Источники и литература. Требования к оформлению. Повторение теории + практическое задание на дом: оформить раздел «Источники и литература» в соответствии с требованиями. Сноски. Теория + практическое задание на дом: оформить все сноски в соответствии с требованиями (два варианта). Приложение. Правила оформления. Показ образцов, выполненных в соответствии с принятыми требованиями. | 2 | |
4.4. Составление тезисов. Требования. Практическое задание на дом: составить тезисы своего исследования в соответствии с принятыми требованиями. | 2 | |
Тема 5. Подготовка научной работы к публичной презентации | 10 | | |
Вычленение структурных элементов исследовательской работы. Отбор демонстрационного материала. | 4 | | Подготовка к публичному представление работ. Создание электронной версии работ |
Оформление стенда. Создание презентации, буклетов, листовок. | 4 | |
Подготовка к выступлению. Ораторское искусство. | 2 | |
Тема 6. Представление и защита исследовательских работ учащихся | 3 | | |
Историческое краеведение | 1 | | Защита собственных презентаций Предоставление печатных вариантов работ для создания сборника |
Социологическое исследование | 1 | |
История моей семьи | 1 | |
Итоги работы кружка | 2 | | |
| | | |
Литература
1.Кружковая работа по истории и обществоведению.
М.- Просвещение, 2020.
2. Научное общество учащихся Дворца детского и юношеского творчества
им.А.А. Алексеевой. - Череповец, 2012.
3. Маленькое окно в большой мир. Школьный музей. (Методические рекомендации) – Вологда, 2014.
4. Школьный музей: жизнь в творчестве.- Вологда, 2006.