СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Юный исследователь"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Юный исследователь"»

Пояснительная записка


На современном этапе школьного образования отведена значительная роль проблеме исследовательской деятельности школьников. Эта деятельность приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, развивающего творческие способности ребёнка. К таким видам деятельности и относится исследования.

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельность – мощное средство формирования познавательной самостоятельности старших школьников. Приобщение обучающихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе школьного образования, когда у школьников формируется творческое мышление.

Это предполагает внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Кружок «Юный исследователь» будет одной из таких форм. Программа кружка предназначена для обучающихся 3 – 11 кл., интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.


Актуальность программы в том, что во время работы в кружке дети углубляют свои знания о родном крае, осознают значение изучения и сохранения истории своей семьи для будущих поколений. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности по различным предметам и тематике в соответствии с интересами и предпочтениями учащихся как в гимназии, так и в колледжах и в вузах. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Результаты исследования оформляются в виде исследовательских работ и презентации на компьютере в программах: MS Word, PowerPoint, Excel.


Цель программы:  

  Формирование различных видов одаренности обучающихся на основе организации исследовательской деятельности и проектирования.  


Цель кружка: содействовать приобщению школьников к научно-исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному и природному наследию малой родины, формированию духовно-нравственных ценностей.

Задачи:

  • приобщение школьников к научно-исследовательской работе;

  • воспитание бережного отношения к историко-культурному и природному наследию малой родины;

  • формирование духовно-нравственных ценностей через сохранение традиций школы;

  • развитие интеллектуального уровня обучающихся;

  • участие в областных и районных краеведческих конкурсах;

  • формирование навыков организации самостоятельной работы


Планируемые результаты:

1) В образовательной сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории своей школы, своего края; приобретение умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с избранной темой; формирование навыков оформления исследований.

2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории России, гордости за ее славное прошлое; уважения и преклонения перед людьми, не только защищавшими ее свободу и независимость, но и внёсшими свой вклад в развитие страны.

3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков самостоятельной работы в процессе поиска и научной обработки исследовательских материалов; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; формирование гражданского сознания.

4) В социальной сфере – сформированность умений представить свою работу на конкурсах и олимпиадах разного уровня; обоснованно доказывать собственную позицию на заданную тему; общаться с людьми разного возраста.


Срок реализации программы – 6 месяцев


Количество часов – 102 (6 часов в неделю)



Критерии оценки научных и исследовательских работ школьников.

1. Актуальность поставленной задачи:

  • имеет большой практический и теоретический интерес

  • носит вспомогательный характер

  • степень актуальности определить сложно

  • не актуальна

2. Новизна решаемой задачи:

  • поставлена новая задача

  • решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами

  • задача имеет элементы новизны

  • задача известна давно

3. Оригинальность методов решения задачи, исследования:

  • решена новыми, оригинальными методами

  • имеет новый подход к решению, использованы новые идеи

  • используются традиционные методы решения

4. Новизна полученных результатов:

  • получены новые теоретические и практические результаты

  • разработан и выполнен оригинальный эксперимент

  • имеется новый подход к решению известной проблемы

  • имеются элементы новизны

  • ничего нового нет

5. Научное и практическое значение результатов работы:

  • результаты заслуживают опубликования и практического использования

  • можно использовать в учебном процессе

  • можно использовать в научной работе школьников

  • не заслуживают внимания

6. Достоверность результатов.

7. Уровень проработанности исследования, решения задач:

  • задача решена полностью и подробно с выполнением всех необходимых элементов исследования

  • недостаточный уровень проработанности решения

  • решение не может рассматриваться как удовлетворительное.

8. Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области:

  • использование известных результатов и научных фактов в работе

  • знакомство с современным состоянием проблемы

  • полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования ученых, занимающихся данной проблемой

  • ясное понимание цели работы

  • логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность выводов.




Содержание программы:


Введение: Что такое научное исследование? ( 2 ч.)

Цель, задачи, специфика занятий, общие требования.

Тема 1: Работа над Введением научного исследования (8 ч.)

Выбор темы. Обоснование ее актуальности. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования. Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательских работ-победителей Всероссийского конкурса.

Структура работы. Теория. Изучение образцов и знакомство со структурой работ- победителей Всероссийского конкурса исследовательских работ. План работы. Теория. Демонстрация образцов планов, соответствующих всем необходимым требованиям.

Тема 2. Работа над основной частью исследования (28 ч.)

Составление индивидуального рабочего плана. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Требования к оформлению раздела: «Источники и литература». Понятия: источник, литература.

Сбор первичной информации и ее организация.

Практическое занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе».

Стиль изложения материала. Знакомство с разным стилем изложения материала на примере работ-победителей Всероссийских конкурсов исследовательских работ.

Заключение. Результаты работы. Общие требования к данному разделу работы. Правила оформления результатов.

Тема З. Краеведение, как научная дисциплина: актуальность, специфика (30 ч.)

Методы работы по краеведению. Интервью и рассказы, воспоминания, правила оформления. Знакомство с интервью из работ-победителей Всероссийских конкурсов. Архивы. Работа с архивными материалами, фотографии. Правила оформления документов, фотографий, заявки для работы в Архиве.

Тема 4. Оформление научной работы (19 ч.)

Композиция научной работы. Титульный лист. Введение. Анализ источников и литературы. Знакомство с анализом литературы работ- победителей Всероссийского конкурса исследовательских работ.

Структура работы. Работа над основной частью исследования. Источники и литература. Требования к оформлению. Сноски. Приложение. Правила оформления. Показ образцов, выполненных в соответствии с принятыми требованиями. Составление тезисов. Требования.

Тема 5. Подготовка научной работы к публичной презентации (10 ч)

Вычленение структурных элементов исследовательской работы. Отбор демонстрационного материала. Создание презентации, буклетов, листовок. Подготовка к выступлению. Ораторское искусство.


Тема 6. Представление и защита исследовательских работ

учащихся (3 ч.)

Итоги работы кружка (2 ч.)



Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата

Вид деятельности

учащихся

1. Введение: Что такое научное исследование?


2



Тема 1: Работа над Введением научного исследования

8



1.1. Выбор темы. Обоснование ее актуальности. Теория + практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность.

2


Выбор темы, отбор материала.

Составление маршрута исследований

Работа с литературой для исследований


1.2. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования. Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательских работ-победителей Всероссийского конкурса. Теория + практическое задание на дом: Сформулировать цель и определить задачи своего исследования.

2


1.3. Структура работы. Теория. Изучение образцов и знакомство со структурой работ- победителей Всероссийского конкурса исследовательских работ.

2


1.4. План работы. Теория. Демонстрация образцов планов, соответствующих всем необходимым требованиям.

2


Тема 2. Работа над основной частью исследования

28



2.1. Составление индивидуального рабочего плана. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Требования к оформлению раздела: «Источники и литература». Понятия: источник, литература.

6


Работа в библиотеке

Работа в архиве

Беседы с ветеранами, свидетелями, изучаемых событий.

Запись интервью.

Сканирование фотографий и документальных материалов

Работа с литературой для исследований

Систематизация собранных материалов

Знакомство с технологией описания фотографий


2.2. Сбор первичной информации и ее организация.

6


2.3. Практическое занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе».

2


2.4. Стиль изложения материала. Знакомство с разным стилем изложения материала на примере работ-победителей Всероссийских конкурсов исследовательских работ.

12


2.5. Заключение. Результаты работы. Общие требования к данному разделу работы. Правила оформления результатов.

2


Тема З. Краеведение, как научная дисциплина: актуальность, специфика

30



3.1. Методы работы по краеведению. Интервью и рассказы, воспоминания, правила оформления. Знакомство с интервью из работ-победителей Всероссийских конкурсов. Теория + практическое задание на дом: составить воспоминания родственников, знакомых в соответствии с указанными требованиями.

7


Работа в библиотеке

Работа в архиве

Запись интервью

Работа с литературой для исследований

Систематизация работы краеведческого музея

3.2. Архивы. Работа с архивными материалами, фотографии. Правила оформления документов, фотографий, Теория + практическое задание

16


3.3. Практическое занятие

8


Тема 4. Оформление научной работы

19



4.1. Композиция научной работы. Титульный лист. Теория + практическое задание на дом: оформить с учетом всех требований титульный лист своего исследования.

5


Работа с архивами школьного музея.

Консультирование.

Создание текста работы.

Работа с текстами исследований в соответствии с требованиями к ним


Введение. Анализ источников и литературы. Знакомство с анализом литературы работ- победителей Всероссийского конкурса исследовательских работ. Теория + практическое задание на дом: подготовить анализ источников и литературы по своему исследованию.



Структура работы. Повторение теории + практическое задание на дом: подготовить структуру своего исследования.

4


4.2. Работа над основной частью исследования. Индивидуальные консультации.

6


4.3. Источники и литература. Требования к оформлению. Повторение теории + практическое задание на дом: оформить раздел «Источники и литература» в соответствии с требованиями. Сноски. Теория + практическое задание на дом: оформить все сноски в соответствии с требованиями (два варианта). Приложение. Правила оформления. Показ образцов, выполненных в соответствии с принятыми требованиями.

2


4.4. Составление тезисов. Требования. Практическое задание на дом: составить тезисы своего исследования в соответствии с принятыми требованиями.

2


Тема 5. Подготовка научной работы к публичной презентации

10



Вычленение структурных элементов исследовательской работы. Отбор демонстрационного материала.

4


Подготовка к публичному представление работ. Создание электронной версии работ


Оформление стенда. Создание презентации, буклетов, листовок.

4


Подготовка к выступлению. Ораторское искусство.

2


Тема 6. Представление и защита исследовательских работ

учащихся

3



Историческое краеведение

1


Защита собственных презентаций

Предоставление печатных вариантов работ для создания сборника

Социологическое исследование

1


История моей семьи

1


Итоги работы кружка

2










Литература

1.Кружковая работа по истории и обществоведению.

М.- Просвещение, 2020.

2. Научное общество учащихся Дворца детского и юношеского творчества

им.А.А. Алексеевой. - Череповец, 2012.

3. Маленькое окно в большой мир. Школьный музей. (Методические рекомендации) – Вологда, 2014.

4. Школьный музей: жизнь в творчестве.- Вологда, 2006.