МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа № 13» города Калуги
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка по английскому языку
ДЛЯ 5-ых КЛАССОВ
«МИР АНГЛИЙСКИХ СКАЗОК»
НА 2021/2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик программы:
Чекменева М.А.,
учитель английского языка
Пояснительная записка
Современные тенденции обучения иностранным языкам предусматривают тесную взаимосвязь прагматического и культурного аспектов содержания с решением задач воспитательного и образовательного характера в процессе развития умений иноязычного речевого общения.
Предлагаемая Рабочая программа предназначена для 5 класса общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего образования с учетом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего образования.
Цели курса
На курс «Мир английских сказок» в 5ом классе отводится 34 учебных часа. Данная программа обеспечивает реализацию следующих целей:
- формирование представлений об английском языке как средстве общения;
- формирование умения общаться на английском языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) форме;
- расширение лингвистического кругозора школьников;
- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников;
- воспитание и разностороннее развитие школьника средствами английского языка;
- развитие личностных качеств школьника;
- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр;
- духовно-нравственное воспитание школьника.
Основными задачами реализации содержания обучения являются:
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных этических чувств, способностей к творческой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Иностранный язык — один из важных учебных предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и многоязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением он формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Изучение иностранного языка и в том числе английского способствует приобщению школьников к культуре другого народа и вместе с тем осознанию себя как носителей культуры и духовных ценностей своего народа и соответственно осознанию своей национальной идентичности.
Изучение английского языка в средней школе носит активный, деятельностный характер, и это соответствует возрастным особенностям школьника, для которого активное взаимодействие с окружающим миром является естественной формой познания.
С учётом поставленных учебных, образовательных, воспитательных и развивающих целей изучения курса «Мир английских сказок» в средней школе формулируются следующие задачи:
• формировать у школьников отношение к иностранному языку как средству межличностного и межкультурного общения на основе взаимопонимания с теми, кто говорит и пишет на изучаемом языке, а также как средству познавательной деятельности через устное общение, чтение, слушание и письменную речь;
расширять лингвистический кругозор школьников; развивать элементарные лингвистические представления, доступные школьникам и необходимые для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;
обеспечить коммуникативно-психологическую адаптацию школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
развивать личностные качества школьника, его внимание, мышление, память и воображение в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
развивать эмоциональную сферу детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;
приобщать школьников к новому социальному опыту за счёт проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
Место предмета в учебном плане
Программа курса по английскому языку рассчитана на 34 ч. Рабочая программа оставлена на 34 ч.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки);
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, анализа и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями обучения;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения на доступном школьникам уровне; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме с учётом возможностей школьников; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение работать в группе и определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
• умение работать в материальной и информационной среде общего образования (в том числе с учебными моделями).
В процессе овладения английским языком у учащихся будут развиты коммуникативные умения по видам речевой деятельности.
Предметными результатами являются:
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности
В говорении:
вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос (вопрос-ответ) и диалог – побуждение к действию;
уметь на элементарном уровне рассказывать о себе/ семье/друге, описывать предмет/картину, кратко характеризовать персонаж.
В аудировании:
понимать на слух речь учителя и одноклассников, основное содержание небольших доступных текстов в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале.
В чтении:
Читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;
Читать про себя тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, и понимать их основное содержание, находить в тексте нужную информацию.
В письменной речи:
Языковая компетенция (владение языковыми средствами)
адекватное произношение и различение на слух всех звуков английского языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
соблюдение особенностей интонации основных типов предложений;
применение основных правил чтения и орфографии, изученных в курсе начальной школы;
распознавание и употребление в речи изученных в курсе начальной школы лексических единиц (слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых клише) и грамматических явлений.
Основные содержательные линии
В курсе иностранного языка можно выделить следующие содержательные линии:
коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо;
языковые средства и навыки пользования ими;
социокультурная осведомленность;
общеучебные умения.
Содержание курса
Предметное содержание речи
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям школьников.
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
В русле говорения
Диалогическая форма
Уметь вести:
Этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения, в том числе полученные с помощью средств коммуникации;
Диалог-расспрос.
Монологическая форма
Уметь пользоваться:
Основными коммуникативными типами речи: описание, рассказ, характеристика (персонажей).
В русле говорения
Воспринимать на слух и понимать:
Речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке и вербально/невербально реагировать на услышанное;
Небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные в основном на изученном языковом материале, в том числе полученные с помощью средств коммуникации.
В русле чтения
Читать:
вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;
про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию.
В русле письма
Владеть:
умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
основами письменной речи: писать по образцу поздравление с праздником, короткое письмо.
Языковые средства и навыки пользования ими
Графика, каллиграфия, орфография. Все буквы английского алфавита. Основные буквосочетания. Звуко-буквенные соответствия. Знаки транскрипции. Апостроф. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний английского языка. Соблюдение норм произношения: долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными. Дифтонги. Связующее «r». Ударение в слове. Интонация перечисления. Чтение по транскрипции изученных слов.
Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения, простейшие устойчивые словосочетания. Интернациональные слова. Начальное представление о способах словообразования: суффикация.
Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное. Утвердительные и отрицательные предложения. Побудительные предложения в утвердительной и отрицательной форме. Простое предложение с простым сказуемым (He speaks English), составным именным ( My family is big.) Безличные предложения в настоящем времени. Предложения с оборотом there is/there are. Глагол-связка to be. Модальные глаголы can. Существительные в единственном и множественном числе, существительные с неопределенным, определенным и нулевым артиклем. Притяжательный падеж имен существительных. Местоимения: личные, притяжательные, указательные, неопределенные. Количественные числительные до 50. Наиболее употребительные предлоги: in, on, at.
Социокультурная осведомленность
В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с названиями стран изучаемого языка, некоторыми литературными персонажами популярных детских произведений, сюжетами некоторых популярных сказок, а также небольшими произведениями детского фольклора ( стихи и песни) на иностранном языке, элементарными формами речевого и неречевого поведения, принятыми в странах изучаемого языка.
Специальные учебные умения
Школьники овладевают следующими специальными (предметными) учебными навыками и умениями:
пользоваться двуязычным словарем учебника ( в том числе транскрипцией);
вести словарь (словарную тетрадь);
систематизировать слова, например по тематическому принципу;
опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке, например артикли.
Общеучебные умения и универсальные учебные действия
В процессе изучения курса «Мир английских сказок» школьники:
совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например: начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
учатся осуществлять самоконтроль, самооцеку.
В процессе овладения английским языком у учащихся будут развиты коммуникативные умения по видам речевой деятельности.
В говорении ученик научится:
вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение;
кратко описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж;
рассказывать о себе, своей семье друге;
воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора: рифмовки, стихотворения, песни;
кратко передавать содержание услышанного.
В аудировании ученик научится:
понимать на слух речь учителя по ведению урока;
понимать основную информацию услышанного;
извлекать конкретную информацию из услышанного;
понимать на слух разные типы текста (краткие диалоги, описания, рифмовки, песни);
использовать контекстуальную догадку.
В чтении ученик овладеет техникой чтения, т. е. научится читать:
с помощью (изученных) правил чтения и с правильным словесным ударением;
с правильным логическим и фразовым ударением простые нераспространенные предложения;
небольшие тексты с разными стратегиями, обеспечивающими понимание основной идеи текста, полное понимание текста и понимание необходимой информации.
В письме ученик научится:
правильно списывать;
выполнять лексико-грамматические упражнения;
делать подписи к рисункам;
отвечать письменно на вопросы;
писать открытки – поздравления с праздником и днем рождения;
писать личные письма в рамках изучаемой тематики с опорой на образец;
правильно оформлять конверт.
Языковые средства а навыки пользования ими
Графика, каллиграфия и орфография
Ученик научится:
распознавать слова, написанные разными шрифтами;
отличать буквы от транскрипционных знаков;
читать слова по транскрипции;
пользоваться английским алфавитом;
писать все буквы английского алфавита и основные буквосочетания (полупечатным шрифтом);
писать красиво;
писать правильно;
писать транскрипционные знаки;
группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;
использовать словарь для уточнения написания слова.
Фонетическая сторона речи
Ученик научится:
различать на слух и адекватно произносить все звуки английского языка;
соблюдать нормы произношения звуков английского языка в чтении вслух и устной речи;
распознавать случаи использования связующего «r» и использовать их в речи;
правильно произносить предложения с однородными членами.
Лексическая сторона речи
Ученик научится:
понимать значение лексических единиц в письменном устном тексте в пределах тематики;
использовать в речи лексические единицы;
распознавать по определенным признакам части речи;
использовать правила словообразования;
догадываться о значении незнакомых слов, используя различные виды догадки.
Грамматическая сторона речи
Ученик научится:
понимать и употреблять в речи изученные существительные с неопределенным/нулевым артиклем, личные, притяжательные местоимения; глагол have (got), глагол-связку to be, модальный глагол can, видовременные формы Present, наиболее употребительные предлоги для выражения временных и пространственных отношений;
употреблять предложения с оборотом there is/there are;
понимать и использовать неопределенный и нулевой артикли;
понимать и использовать в речи указательные (this, that, these, those) и неопределенные (some, any) местоимения;
понимать и использовать в речи множественное число существительных, образованных по правилам и не по правилам.
Особенности формирования коммуникативных умений по видам речевой деятельности
Говорение
Упражнения на развитие диалогической речи представлены в первую очередь заданиями Chit-Chat –Поговори со своим одноклассником.
Широко представлена монологическая речь.
Аудирование
Большое внимание уделяется аудированию. Учащиеся регулярно работают с аудиозаписями на уроке и дома.
Чтение
В обучении чтению используются традиционные и зарубежные подходы .
Для того чтобы чтение проходило успешно, упражнения даются в такой последовательности: прослушивание и повторении новых слов и структур за диктором, чтение этих же слов и структур, их использование в диалоге (Chit-Chat), затем – чтение и прослушивание текстов-диалогов с уже знакомыми структурами.
Письмо
Курс последовательно обучает письму как виду речевой деятельности. Учащиеся выполняют различные письменные задания: от списывания текстов, в которые им необходимо вставить недостающие слова, до написания с опорой на образец записок, открыток, личных писем, поздравлений, историй и мини-сочинений для языкового портфеля.
Языковые средства и навыки пользования ими
Графика, каллиграфия, орфография
Дети изучают знаки транскрипции и основные правила чтения. Они также знакомятся с апострофом, основными буквосочетаниями и правилами орфографии.
Фонетическая сторона речи
Благодаря хорошему звуковому обеспечению ( диски для занятий в классе и дома, DVD) у учащихся вырабатывается адекватное произношение: они соблюдают нормы произношения (долготу и краткость гласных, дифтонги и т. д.), обращают внимание на отсутствие звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными, связующее «r» (there is/there are ),соблюдают ритмико-интонационные особенности.
Лексическая сторона речи
Лексический минимум курса составляет около 500 лексических единиц. Основная лексика представлена на дидактических карточках, что облегчает ее запоминание. Также представлены простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран.
Грамматическая сторона речи
Грамматические явления представлены на страницах учебника в виде структур. В учебнике содержится весь программный материал по грамматике.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тематическое содержание | Кол-во часов | Характеристика учебной деятельности | Дата проведения |
1 | Вводный урок. Ознакомление с программой курса. | 1 | - Ведут этикетный диалог, диалог-расспрос - Понимают на слух речь учителя по ведению урока и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале - Читают выразительно вслух и про себя небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, а также содержащие отдельные новые слова, находят в тексте необходимую информацию - Находят значение отдельных незнакомых слов в двуязычном словаре учебника - Совершенствуют навыки письма - Пользуются основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом, характеристикой - Оперируют активной лексикой в процессе общения - Соблюдают нормы произношения звуков английского языка в чтении вслух и устной речи и корректно произносят предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей - Воспринимают на слух и понимают как основную информацию, так и детали - Вписывают в текст пропущенные слова - Высказывают свое мнение по изучаемой теме (устно или письменно) | |
2 | Ленивый Джек (часть 1) | 1 | |
3 | Ленивый Джек (часть 2) | 1 | |
4 | Ленивый Джек (часть 3) | 1 | |
5 | Ленивый Джек (часть 4) | 1 | |
6 | Мистер и Миссис Винегар (часть 1) | 1 | |
7 | Мистер и Миссис Винегар (часть 2) | 1 | |
8 | Мистер и Миссис Винегар (часть 3) | 1 | |
9 | Мистер и Миссис Винегар (часть 4) | 1 | |
10 | Том Тит Тот (часть 1) | 1 | |
11 | Том Тит Тот (часть 2) | 1 | |
12 | Том Тит Тот (часть 3) | 1 | |
13 | Том Тит Тот (часть 4) | 1 | |
14 | Кошачья шкура (часть 1) | 1 | |
15 | Кошачья шкура (часть 2) | 1 | |
16 | Кошачья шкура (часть 3) | 1 | |
17 | Кошачья шкура (часть 4) | 1 | |
18 | Тростниковая шапка (часть 1) | 1 | |
19 | Тростниковая шапка (часть 2) | 1 | |
20 | Тростниковая шапка (часть 3) | 1 | |
21 | Тростниковая шапка (часть 4) | 1 | |
22 | Рыжий Эттин (часть 1) | 1 | |
23 | Рыжий Эттин (часть 2) | 1 | |
24 | Рыжий Эттин (часть 3) | 1 | |
25 | Рыжий Эттин (часть 4) | 1 | |
26 | История Мальчика–с-пальчика (часть 1) | 1 | |
27 | История Мальчика–с-пальчика (часть 2) | 1 | |
28 | История Мальчика–с-пальчика (часть 3) | 1 | |
29 | История Мальчика–с-пальчика (часть 4) | 1 | |
30 | Приключения Джека – убийцы великанов (часть 1) | 1 | |
31 | Приключения Джека – убийцы великанов (часть 2) | 1 | |
32 | Приключения Джека – убийцы великанов (часть 3) | 1 | |
33 | Приключения Джека – убийцы великанов (часть 4) | 1 | |
34 | Заключительный урок. Подведение итогов года. | 1 | |
Материально-техническое обеспечение.
Адаптированные и аутентичные тексты сказок с разнообразными коммуникативными заданиями и упражнениями. Материалы для разыгрывания сценок из сказок по ролям.
Видеоматериал включает сказки, мультфильмы и песни на английском языке. Учащиеся имеют возможность не только слышать любимых персонажей, но и наблюдать за ними, что повышает их интерес к изучаемому материалу. Видео используется по мере прохождения материала учебника.