Программа факультативного курса «Наш край»
Пояснительная записка
На современном этапе развития общества, в век компьютерных технологий, у учащихся появилось больше возможности узнать о мировой истории и культуре, о прошлом и настоящем нашей Родины, а ответы на вопросы, касающиеся родного края, дети часто не могут найти ни дома, ни в школе. Таким образом, изучение краеведения становится актуальным и кроме познавательного имеет важное воспитательное значение, так как расширяет и углубляет знания учащихся о родном крае, прививает навыки исследовательской работы, способствует формированию осознанного патриотического чувства. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «Первых лет уроки». Родной край и люди, населяющие его сегодня, неповторимый облик родной природы, - все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы. Чем глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, о его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родине. Ребёнок в 7–8 лет очень мало знает о том уголке страны, где он живёт, поэтому, на этом возрастном этапе очень важна работа по изучению исторического прошлого родного края, о его природных и климатических особенностях.
Жить достойно, пользуясь уважением окружающих, хочет не только каждый человек, но и каждый народ. Это возможно тогда, когда уважаешь себя и окружающих тебя людей, знаешь культуру, традиции своего народа, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей.
При наличии адаптированной системы обучения краеведению, учитывая все аспекты; возрастные особенности, условия, интересы, посредством курса можно развить у ребенка:
творческие способности и умение видеть необычное в обычном;
воспитать любовь к земле Хабаровской и бережное отношение к его экологии;
научить видеть тесную связь развития своей личности с развитием родного края;
знать и свято чтить традиции, историю, культуру своей малой родины.
Особенностью курса «Наш край» является исследовательская деятельность, основанная на исторических материалах, ранее не использованных при изучении родного края в начальных классах, а именно изучение:
памятных мест;
традиций и культуры;
города Хабаровска и его окрестностей ;знакомство с известными личностями (очное и заочное);
символами нашего города и края: гербом, флагом, гимном .
Принципы построения и цели курса
Учитывая, возрастные особенности первоклассников, в программу
1-го класса включены темы: времена года, живая и неживая природа нашего края.
В программе II-го класса продолжается изучение живой и неживой природы, а также фольклора и культуры народов, населяющих Хабаровский край
В III-м классе изучаются районные центры хабаровского края, а также полезные ископаемые, занятость населения, обычаи и традиции, историческое прошлое.
В программе IV класса включены темы: наука, культура, искусство, спорт, литературное творчество наших земляков, а также знаменитые личности, прославившие наш край.
В конце каждой темы для самоконтроля и контроля знаний учащихся проводятся уроки повторения. На уроке повторения можно использовать тесты, загадки, кроссворды, побуждать детей к исследовательской деятельности.
Во время изучения курса должна быть система работы с картой, глобусом.
Чтобы заинтересовать ребенка, занятия проводятся не только традиционно (урок), но и в форме экскурсий (в природу, в музеи, в учреждения и на предприятиях, в архивы, по памятным местам), встреч с интересными людьми и др.
Цель данного курса: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся:
заложить основу знаний о родном крае, его климатических и природных условиях, о традициях, культуре, истории народов населяющих край (русские, казахи, татары и др.),
привитие умений и навыков бережного отношения к окружающему миру, творческого подхода к полученным знаниям, любви и преданности родным местам
формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
стремление к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края;
Основные задачи курса:
совершенствование воспитательной работы, организации досуга учащихся на основе новых педагогических технологий;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся с учётом их интересов и склонностей, индивидуальной траектории развития;
создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы;
поиск социальных партнёров и установление связей с учреждениями образования, культуры и спорта;
формирование здорового образа жизни, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся младших классов.
-
Образовательный результат:
устойчивый интерес к истории своей Родины;
знания по истории и культуре родного края;
умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
способность творчески мыслить и рассуждать;
умение решать практические задачи с помощью наблюдения и сравнения;
способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;
способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.
Направления деятельности и предполагаемые формы работы.
В основу курса положен проблемно-тематический принцип организации материала, связанный с образовательной программой по окружающему миру.
Изучение Хабаровского края:
-природы;
-истории;
-культуры;
-жизни знаменитых дальневосточников.
Организация проведения занятий.
Организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.
Формы работы:
классные часы;
фестивали, тематические праздники, коллективно- творческие дела;
художественное творчество;
экскурсии и походы по родному краю;
устные журналы, беседы;
встречи с ветеранами, уроки мужества;
просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции;
сбор и оформление материала для школьного музея;
выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;
проектная и исследовательская деятельность;
походы, спортивные турниры, «дни здоровья»
I класс (со второго полугодия)-17 часов
Внутренние воды (реки, озера, пруды, подземные воды), их практическое значение;
объекты природы своей области;
памятники природы края;
охранять природу – значит охранять Родину. Экскурсия в природу (общение с живой природой);
с участием родителей посадить деревья и кустарники у школы, у подъезда, у себя в саду, на даче, уход за ними;
разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
разучивание спектаклей, проведение праздников на экологическую тему и выступление перед учащимися школы и детьми детских садов;
в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);
операция “Чистый двор”.
Практические работы: различие предметов живой и неживой природы; рисование типичных представителей растительного мира Хабаровского края , изготовление кормушек для птиц, рисование предметов живой и неживой природы.
II класс (34 часа)
В данной теме предполагается изучение народных праздников и традиций как средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям, к труду.
“Месяцеслов” – сокровищница народной культуры, где приметы времен года, пословицы, поговорки, присказки, поверья и т.д.
Годовой цикл христианских праздников – Рождество, Крещение, Благовещение, Масленица, их значение в нравственном становлении человека. Престольные праздники (праздники села, праздники на улице).
Задача: познакомить с историей возникновения и развития праздничных ритуалов края, помочь осмыслить праздники, традиции.
Многообразие культуры народов, населяющих Хабаровский край.
Традиционный народный костюм коренных жителей Хабаровского края. (мужской и женский) – посещение музея (Установить, из чего состояла одежда сельчанина в разное время (украшения, верхняя одежда, мода, традиции).
III класс (34 часа)
Территория и географическое положение края. Знакомство с картой края, границы, история образования.
Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов
1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.
2. Экскурсии на предприятия.
3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.
4. Памятники истории и культуры.
Они сражались за Родину. Изучить материал о войне, опросить участников войны о сражениях, местах боёв. Дальневосточники - герои Советского Союза (найти людей, помнивших военные годы, выяснить, как жили и выживали их семьи в тяжёлые годы).
1. Данная тема предполагает изучение событий истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом, взять над ними шефство.
3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
4. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.
5. Концерты для ветеранов войны.
Систематизация и обобщение знаний о войне. Поездки в места боевой славы.
IY класс (34 часа)
Роль Хабаровского края и наших выдающихся земляков в жизни России: знаменитые писатели, поэты, спортсмены – участники Олимпийских игр, изобретатели и др.) – исследовательская работа по выбору учащихся.
Знакомство с народными умельцами, местными поэтами, интересными людьми, краеведами. Выясняется, кто из деятелей культуры и науки был связан с родным краем.
Историко-культурные места нашего края (школьный музей , художественный музей, краеведческий музей и т. п.). Экскурсии (очные и заочные).
Кругом родные все места… (обобщение знаний о родном крае)
Будущее родного края (города), какое оно? (помечтаем о будущем) В результате прохождения темы учащиеся должны уяснить, для чего следует знать о прошлом, почему надо беречь то, что осталось от прошлого. Важно, чтобы с занятий дети вынесли практическое желание сделать что– либо для того, чтобы их город/село стало еще краше.
Творческая работа ребят по созданию символа (герба) своего города, края. Знакомство с вопросом “Как мы узнаем о прошлом?”. Подчеркивание необходимости беречь старинные здания, другие памятники истории и культуры.
Научно-практическая конференция "Наш край"
Результаты:
Составление и постановка экологических сказок
Сбор материала для экологической тропы
Посещение городских библиотек «В гостях у природы писатели и поэты»
Экологические викторины
КВН среди учащихся начальных классов
КТД «Такие разные праздники» ( составление классных альбомов ,раскладушка)
Открытое мероприятие «Хабаровск многонациональный»
ТР «книжка-малышка «Букварь природы»
ЭП «Разведка осенних примет», «Удивительное рядом»( создание в классе уютного уголка природы)
ИЗО студия.Роспись ткани, посуды.»Краски осени», «Национальные мотивы»,»Богатый урожай»
Спортивные соревнования по ориентации на местности «Дружба-великая сила»
Экскурсии на природу, в парки, на берег реки Амур
Совместная работа с родителями: родительские собрания, открытые мероприятия по темам, встречи с интересными людьми, посещение предприятий,…
Сотрудничество со школьным музеем ( сбор и обработка материала, оформление, представление, экскурсии)
Систематические экскурсии по городу и за его пределами. Культурные места родного края.
Посещение картинной галереи, выставочных залов
Мир театра своими руками. Театральные представления для малышей «Давайте дружить с природой»
Командные игры (дети- родители, дети-учителя, учителя -родители)
Музыкальные праздники
Сбор материала и публикации статей в школьную газету
Музей боевой славы- центр патриотического воспитания
Сотрудничество со школами города, с детскими садами
Организация выставок рисунков, экологических газет, тематических плакатов
Заочные игры-путешествия «Прошлое и настоящее нашего города»
Сбор видео материала, оформление и защита собственных презентаций по темам курса.
Ярмарки солидарности
Изготовление творческих альбомов «Моя родословная»…
Составление карт путешествий, настольных игр, дидактических пособий для работы в кружке
КВН, брейн-ринги, интеллектуальные игры, олимпиады
Научно-практические конференции
И многое другое…………………………………………………….
Литература.
Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. – М.: Агропромидат, 1989. – 383с.
Астафьев В.И., Черданцева А.Ф. Советы по домоводству. – Минск: Пламя, 1993. – 412с.
Афанасьева Е. Экология не знает границ // Юный натуралист. – 1990. - №1. – С.30-32.
Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // Начальная школа. – 1993. - №9. – С. 16-17.
Барабанщикова Н.В. Здравствуй, лето // Начальная школа. – 1996. №6. – С.56-58.
Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. – 1994. - №2. – С.32-33.
Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Владимир, 1989. – С.77-83.
Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. – 1996. - №3. – С. 57-59.
Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями // Начальная школа. – 1996. - №3. – С.48-49.
Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы// Начальная школа. – 1997. - №4. – С.20-24.
Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся – М.: Просвещение, 1985. – 192с.
Гробова Т. Амариллис // Юный натуралист. – 1991. - №10. –С.35-37.
Данилов В.И. Галичья гора – Воронеж, 1975. – 19с.
Дерим-Олгу Е.Н. Кукушка // Юный натуралист. – 1991. - №6. – С.28-31.
Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы для проведения экскурсий на водоем // Начальная школа. – 1994. - №4. – С.34-38.
Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы к проведению экскурсий в смешанный лес // Начальная школа. – 1992. - №3 – С.36-40.
Дуденко И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников // Советская педагогика. – 1989. - №9. – С.28-32.
Желтов Н.М. Край родной навек любимый – Тамбов, 1981. – 26с.
Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н, Соловьева Л.М. С любовью к природе – М.: Педагогика, 1983. – 232с.
Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Советская педагогика. – 1984. - №9. – С.16-22.
Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы – М.: Педагогика, 1981. – 184с.
Захлебный А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении // Межпредметные связи в школьном природоохранительном просвещении – М., 1976. С.20-28.
Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии – М.: Просвещение, 1977. – 206с.
Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование // Советская педагогика. – 1985. - №12. – С.10-12.
Зверев И.Д. Экогласность и образование // Советская педагогика. – 1991. - №1. – С.9-11.
Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. – М., 1980. – 24с.
Зверев И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе // Краеведческая работа в школе – М., 1974. – С.3-10.
Иванов П.В. Современное школьное краеведение // Советская педагогика. – 1990. №10. – С. 27-30.
Камышев Н.С., Хмелев К.Ф. Растительный покров Липецкой области – Воронеж, 1972. – 49с.
Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993. - №2. – С.19-21.
Мазуренко М. Где пряталась весна // Юный натуралист. – 1992. - №2-3. – С.1-4.
Медведев В.А. Знаете ли вы свой край? – Воронеж, 1982. – 54с.
Непомнящий Н. Кошачья леди // Начальная школа. – 1991. -№10.–С.1-6.
Отношение школьников к природе / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М.: Педагогика, 1988. – 128с.
Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе // Советская педагогика. – 1987. - №3. – С.29-32.
Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии – М.: Топикал, 1994. – С.132-184.
Рахилин В.К. Лесные богатства СССР – М.: Просвещение, 1981. – 29с.
Управление образования администрации г. Хабаровска
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 8
«Утверждаю»
Директор МБОУ гимназии № 8
________________И.В.Курочкина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Край, в котором я живу»
Направление: краеведение
Возраст детей: 8 – 11 лет
Количество обучающихся в группе: 15 – 20 человек
Составитель:
Озикова Наталия Васильевна
учитель начальных классов
г. Хабаровск
2016 г.