СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка по истории государства и права

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка по истории государства и права»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ

НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«СМОЛЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

МЕЖДУНАРОДНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА»







История государства и права России


Рабочая программа кружка


Специальность: 40.02.03 Право и судебное администрирование


Форма обучения: очная

Разработчик: Захарова Ю.В.













Смоленск

2024

Пояснительная записка.


Рабочая программа кружка «История государства и права России» предназначена для обучающихся 1 и 2 курсов.

Кружок призван удовлетворить образовательные потребности тех обучающихся, которые желают изучить в сравнительно-историческом аспекте государственно-правовые системы России, познакомиться с достижениями теоретической мысли и исторической практики развития государства от простейших форм до наших дней, изучить общие тенденции и особенности государственно-правового развития, а также связать свою будущую профессиональную деятельность с политико-правовой сферой.

Занятия в кружке направлены на достижение следующей целиформирование юридического мировоззрения у обучающихся, позволяющего занимать твердые личностные позиции в отстаивании режима законности.

Задачи изучения учебного предмета:

  • Уяснение обучающимися основных политических процессов в современном мире на основе знаний о российском государстве и праве;

  • Овладение обучающимися навыками аргументировано и юридически грамотно и обосновывать собственную позицию по дискуссионным вопросам;

  • Делать сравнительный анализ юридических документов.

Основное назначение рабочей программы кружка «История государства и права России» – определение комплекса основных характеристик образования обучающихся - организационно-педагогических условий, объема, содержания, планируемых результатов освоения образовательной программы по учебному предмету.

Программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных актов:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 24 августа 2022 г. № 762;

Концепция кружка «История государства и права России» предполагает прохождение обучающимися на всем протяжении обучения следующих стадий (форм работы с содержанием предмета):

1. Формирование представлений об истории отечественного государства и права:

  • Пассивное восприятие и накопление информации;

  • Приобретение навыков целенаправленного восприятия историко-правовых явлений и процессов;

  • Обогащение знаний и формирование представлений об эталонах, обеспечивающих полноценное восприятие политико-правовых явлений;

  • Расширение представлений об отечественном государстве и его правовой системе;

  • Формирование представления об общих и специфических закономерностях возникновения и развития государства и права в конкретно-исторических условиях.

2. Формирование историко-правовых понятий:

  • Обогащение словаря историко-правовых терминов;

  • Выделение и распознавание историко-правовых понятий;

  • Овладение приемами группировки, обобщения и классификации знаний об исторических явлениях с целью формирования понятий.

3. Оперирование историко-правовыми знаниями и умениями в практической деятельности:

  • Обучение применению историко-правовых знаний в самостоятельной практической деятельности;

  • Обучение применению историко-правовых знаний в самостоятельной научно-практической деятельности, выработке новых историко-правовых знаний.

Материал учебного предмета позволяет обучающимся более глубоко осваивать такие методы изучения общественных наук, как:

  • Дедуктивный, поскольку изучение права предполагает изучение общественных явлений от общего к частному, т.е. на основе изучения общих процессов общественного развития определяются пути развития отдельных правовых проблем и явлений;

  • Индуктивный, поскольку на основе сопоставления отдельных правовых норм выводятся общие закономерности;

  • Экзегетика, т.к. право изучается на основе толкования отдельных юридических и исторических источников;

  • Метод историко-сравнительного анализа, т.к. с помощью изучения права на отдельных этапах истории России формируется представление о целостном понимании права как социального института.

Критерии отбора материала для рабочей программы:

  • Практическая важность рассматриваемых учебных вопросов.

  • Пригодность изучаемого материала для формирования у обучающихся знаний о развитии государства и права в России.

  • Способность содействовать усвоению базовых идей и понятий курса (государство, право, гражданское общество, права человека, конституция и др.).

  • Соответствие материала предмета аналогичному предмету, преподаваемому на юридических факультетах ВУЗов.

  • Соответствие материала учебного предмета познавательным возможностям, знаниям, умениям обучающихся.

  • Возможность использовать в ходе изучения материала активные формы и методы работы.



Требования к уровню подготовки обучающихся.

Занятия в кружке «История государства и права России» направлен на формирование у обучающихся общекультурных компетенций:

  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем правосознания;

  • способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности;

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

  • способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

  • обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

  • нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону;

  • стремление к саморазвитию;

  • способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

  • способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

профессиональных компетенций:

  • способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей будущей профессиональной деятельности;

  • способность осуществлять будущую профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

  • способность эффективно осуществлять правовое воспитание.

В результате изучения учебного предмета «История государства и права России» обучающийся должен:

знать/понимать:

  • систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

уметь:

  • характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;

  • объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

  • различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;

  • анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

  • применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

  • осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;

  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;

  • обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.




Тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Лекции, часы

Семинары, практические занятия, часы

Самостоятельная работа, часы

Аудиторные

Аудиторные

Самостоятельная проверка знаний

Работа с медиаматериалами

1-ый год обучения

1

Введение

6

2

1

3

1

2

Древнерусское государство и право

8

2

2

3

1

3

Русское государство и право в Средние века

8

2

2

3

1

4

Государство и право в России в XVIII веке

7

2

1

3

1

5

Государство и право России в начале и первой половине XIX века

7

2

1

3

1

2-ой год обучения

6

Государство и право России в конце XIX - начале ХХ века

8

2

2

3

1

7

Советское государство и право в 1917-1941 годах

8

2

2

3

1

8

Советское государство и право во время Великой Отечественной войны и послевоенный период

6

2

1

3

1

9

Советское государство и право с середины 1950-х до середины 1980-х годов

7

2

2

3

1

10

Советское государство и право в период перестройки. Формирование современной российской государственности

7

2

2

3

1

Всего

72

20

16

36





Содержание дисциплины

Тема 1. Введение

Литература

История государства и права России : учебное пособие для вузов — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9788-0192-7. — С. 7 — 8 — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535383/p.7-8



Тема 2. Древнерусское государство и право

Образование Древнерусского государства. Киевская Русь. Возникновение и развитие древнерусского права. Характеристика уголовного права по Русской Правде. Причины феодальной раздробленности русских княжеств. Ростово-Суздальское (Владимиро-Суздальское) княжество. Новгородское и Псковское государства. Право Новгородской и Псковской феодальных республик

Литература

История государства и права России : учебное пособие для вузов — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9788-0192-7. — С. 9 — 22 — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535383/p.9-22

Медиаматериалы

    1. Образование Киевской Руси // InternetUrok.ru — https://youtu.be/lsjC4EqfqeQ

    2. Русь и Византия // Академия "Фомы" — https://youtu.be/Sbmh_hgeUOc

    3. Договор варяг с греками // Роман Мельниченко — https://youtu.be/pZT9OAFvE7g

    4. Причины феодальной раздробленности на Руси // InternetUrok.ru — https://youtu.be/fXC92JK0710

    5. ЗОЛОТАЯ ОРДА // История всего — https://youtu.be/M-msWvoJn7c

    6. Монгольское нашествие // InternetUrok.ru — https://youtu.be/UqTUQ7dN3V8

    7. "Почему именно Москва возглавила объединение русских земель?" // МГПУ Московский городской педагогический университет — https://youtu.be/F0inE1xT26s

    8. 9 фактов о Московском Княжестве // История всего — https://youtu.be/fYq-U3jlHj0

    9. Возвышение Москвы. Иван Калита // InternetUrok.ru — https://youtu.be/MnwVHXJPDFg



Тема 3. Русское государство и право в Средние века

Золотая Орда. Влияние Золотой Орды на Русь. Русские княжества в составе княжества Литовского. Формирование Русского централизованного государства. Общественный строй Русского государства (XIV-XVI вв.). Развитие русского феодального права (XIV-XVI вв.). Сословно-представительная монархия (XVI-XVII вв.). Соборное уложение 1649 г. Характеристика отраслей права в соответствии с Соборным уложением 1649 г. Положение церкви и церковное право (XV-XVII вв.)

Литература

История государства и права России : учебное пособие для вузов — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9788-0192-7. — С. 23 — 44 — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535383/p.23-44



Тема 4. Государство и право в России в XVIII веке

Абсолютная монархия в России. Государственный строй России при абсолютной монархии (конец XVII - первая четверть XVIII в.). Развитие государственной системы в XVIII в. (После Петра I). Общественный строй России в период абсолютной монархии в XVII - первой половины XVIII в. (дворянство и духовенство). Общественный строй России в период абсолютной монархии в XVII - первой половины XVIII в. (крестьяне и городское население). Взаимоотношения церкви и государства в XVIII в. Развитие права в России в конце XVII - первой половине XVIII в. Уголовное право в конце XVII - первой половине XVIII в. Гражданское, семейное и наследственное право в конце XVII - первой половине XVIII в. Судебный процесс в конце XVII - первой половине XVIII в. Губернская реформа 1775 г. Судебная реформа 1775 г. Сословное законодательство второй половины XVIII в

Литература

История государства и права России : учебное пособие для вузов — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9788-0192-7. — С. 45 — 70 — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535383/p.45-70

Медиаматериалы

    1. Просвещенный абсолютизм // Igor Aleynikov - Уроки истории Питона Каа — https://youtu.be/NcLOGuudD_E

    2. Разница между абсолютной и конституционной монархиями // История всего — https://youtu.be/zJS6vzhVqvc

    3. Административные реформы Екатерины II // Онлайн-курсы Юрайт — https://youtu.be/8tMnlPooH1Q

    4. Государственные реформы Петра I // InternetUrok.ru — https://youtu.be/URU2o5oR6Io

    5. Внутренняя политика в 1825–1855 гг. // InternetUrok.ru — https://youtu.be/LvgVIOYe-_4

    6. Внутренняя политика в 1881—1894 гг. // InternetUrok.ru — https://youtu.be/bSNbkyBY7n0

    7. Социально-экономический строй России к началу XX в. // InternetUrok.ru — https://youtu.be/3mLolMnPnKU

    8. Внутренняя политика Александра III // InternetUrok.ru — https://youtu.be/oLe1TxY7O08

    9. Суд присяжных в Российской Империи // Свердловский областной суд — https://youtu.be/lIwACnENFmA

    10. Нереализованные планы Столыпина // InternetUrok.ru — https://youtu.be/2CS817AvBBI

    11. Разница между демократией и либерализмом // История всего — https://youtu.be/w-w-qG1gwHc





Тема 5. Государство и право России в начале и первой половине XIX века

Государственный строй России в период роста капиталистических отношений (начало XIX в.). Общественный строй в период роста капиталистических отношений (начало XIX в.). Управление зависимыми народами. Развитие права в первой половине XIX в. Развитие уголовного права и судебного процесса в начале XIX в. Крестьянская реформа 1861 г. Земская и городская реформы второй половины XIX в. Судебная реформа 1864 г. Полицейская и военная реформы второй половины XIX в

Литература

История государства и права России : учебное пособие для вузов — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9788-0192-7. — С. 71 — 89 — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535383/p.71-89



Тема 6. Государство и право России в конце XIX - начале ХХ века

Контрреформы 1880-1890-х гг. Развитие гражданского, наследственного и семейного права в конце XIX - начале XX в. Развитие уголовного права в конце XIX - начале XX в. Развитие судебного процесса в конце XIX - начале XX в. Становление конституционной монархии в России (конец XIX - начало XX в.). Политические партии и движения в период утверждения конституционной монархии. Государственная дума. Аграрная реформа 1906 г. Развитие права в 1905-1917 гг. Государственный аппарат в годы Первой мировой войны

Литература

История государства и права России : учебное пособие для вузов — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9788-0192-7. — С. 90 — 110 — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535383/p.90-110



Тема 7. Советское государство и право в 1917-1941 годах

Россия после февральской революции 1917 г. Октябрьская революция 1917 г. Развитие советской государственной системы. Деятельность Советского государства в области экономики. Становление советской судебной системы. Развитие системы советской милиции. Формирование советского права. Конституция РСФСР 1918 г. Государственный аппарат в годы гражданской войны. Переход к НЭПу. Судебная реформа 1922 г. Реформы правоохранительных органов. Положение церкви в период 1917-1928 гг. Образование СССР. Развитие советского права в 1920-е гг. Развитие уголовного права и уголовного процесса в 1920-е гг. Советское государство в 1930-1940-е гг. Конституция СССР 1936 г. Развитие советского права в 1930-е гг

Литература

История государства и права России : учебное пособие для вузов — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9788-0192-7. — С. 111 — 150 — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535383/p.111-150



Тема 8. Советское государство и право во время Великой Отечественной войны и послевоенный период

Государственный аппарат в период Великой Отечественной войны. Советское право в годы Великой Отечественной войны. Развитие государственной системы Советского Союза в 1945-1955 гг. Развитие советского права в 1945-1955 гг

Литература

История государства и права России : учебное пособие для вузов — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9788-0192-7. — С. 151 — 159 — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535383/p.151-159



Тема 9. Советское государство и право с середины 1950-х до середины 1980-х годов

Советское государство в период либерализации общественных отношений (середина 1950-х - середина 1960-х гг.). Развитие советского права в 1960-е гг. Советское государство в период "застоя" (середина 1960-х - середина 1980-х гг.). Конституция СССР 1977 г. Развитие административного и уголовного права (середина 1960-х - середина 1980-х гг.). Развитие гражданского, семейного и трудового права (середина 1960-х - середина 1980-х гг.)

Литература

История государства и права России : учебное пособие для вузов — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9788-0192-7. — С. 160 — 172 — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535383/p.160-172



Тема 10. Советское государство и право в период перестройки. Формирование современной российской государственности

Советское государство в период перестройки (1985-1991 гг.). Распад СССР. Конституция Российской Федерации 1993 г

Литература

История государства и права России : учебное пособие для вузов — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9788-0192-7. — С. 173 — 178 — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535383/p.173-178





Самостоятельная работа обучающихся

Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Цели самостоятельной работы:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • углубление и расширение теоретических знаний;

  • формирование умений использовать нормативную и справочную документацию, специальную литературу;

  • развитие познавательных способностей, активности студентов, ответственности и организованности;

  • формирование самостоятельности мышления, творческой инициативы, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • развитие исследовательских умений и академических навыков.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики.

Технология организации самостоятельной работы студентов включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.

Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может проводить инструктаж по выполнению задания. В инструктаж включается:

  • цель и содержание задания;

  • сроки выполнения;

  • ориентировочный объем работы;

  • основные требования к результатам работы и критерии оценки;

  • возможные типичные ошибки при выполнении.

Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Студенты должны подходить к самостоятельной работе как к наиважнейшему средству закрепления и развития теоретических знаний, выработке единства взглядов на отдельные вопросы курса, приобретения определенных навыков и использования профессиональной литературы.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:

  • просматривать основные определения и факты;

  • повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;

  • изучить рекомендованную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;

  • самостоятельно выполнять задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;

  • использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;

  • выполнять домашние задания по указанию преподавателя.

1. Выполнение домашнего задания

домашнее задание оценивается по следующим критериям:

  • степень и уровень выполнения задания;

  • аккуратность в оформлении работы;

  • использование специальной литературы;

  • сдача домашнего задания в срок.

2. Работа с медиаматериалами

Самостоятельная работа в современном учебном процессе подразумевает ознакомление студента с различными видео и аудиоматериалами на русском и иностранных языках. Можно обозначить следующие цели работы:

  • усилить запоминание теоретических положений через визуальное и слуховое восприятие;

  • ознакомиться с авторским изложением сложных моментов;

  • сформировать свою точку зрения с учетом представленных дискуссий;

  • разобрать примеры и практические кейсы;

  • выполнить задания и отвечать на поставленные вопросы.




Учебно-методическое и информационное обеспечение

  1. История государства и права России : учебное пособие для вузов — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9788-0192-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535383

  2. Бредихин, А. Л. Государство и право Русского централизованного государства (конец XV — начало XVI века) : учебное пособие для вузов / А. Л. Бредихин, Е. Д. Проценко, С. Е. Байкеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 125 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13992-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544117

  3. Плевако, Ф. Н. Избранные речи в 2 т. Том 1 / Ф. Н. Плевако. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 327 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-02756-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537639

  4. История государства и права России с начала ХХ века : учебник для вузов / В. Е. Рубаник [и др.] ; под общей редакцией В. Е. Рубаника. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 313 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03506-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537565

  5. Лаптева, Л. Е. История отечественного государства и права : учебник и практикум для вузов / Л. Е. Лаптева, В. В. Медведев, М. Ю. Пахалов ; под редакцией Л. Е. Лаптевой. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 570 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16578-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543161

  6. Чистяков, О. И. Конституция РСФСР 1918 года : учебное пособие / О. И. Чистяков. — 3-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 209 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05913-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539653

  7. Сергеич, П. Уголовная защита / П. Сергеич, Г. М. Резник. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 179 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-02398-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/559618





14