ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«СМОЛЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МЕЖДУНАРОДНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА»
История государства и права России
Рабочая программа кружка
Специальность: 40.02.03 Право и судебное администрирование
Форма обучения: очная
Разработчик: Захарова Ю.В.
Смоленск
2024
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «История государства и права России» предназначена для обучающихся 1 и 2 курсов.
Кружок призван удовлетворить образовательные потребности тех обучающихся, которые желают изучить в сравнительно-историческом аспекте государственно-правовые системы России, познакомиться с достижениями теоретической мысли и исторической практики развития государства от простейших форм до наших дней, изучить общие тенденции и особенности государственно-правового развития, а также связать свою будущую профессиональную деятельность с политико-правовой сферой.
Занятия в кружке направлены на достижение следующей цели – формирование юридического мировоззрения у обучающихся, позволяющего занимать твердые личностные позиции в отстаивании режима законности.
Задачи изучения учебного предмета:
Уяснение обучающимися основных политических процессов в современном мире на основе знаний о российском государстве и праве;
Овладение обучающимися навыками аргументировано и юридически грамотно и обосновывать собственную позицию по дискуссионным вопросам;
Делать сравнительный анализ юридических документов.
Основное назначение рабочей программы кружка «История государства и права России» – определение комплекса основных характеристик образования обучающихся - организационно-педагогических условий, объема, содержания, планируемых результатов освоения образовательной программы по учебному предмету.
Программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных актов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 24 августа 2022 г. № 762;
Концепция кружка «История государства и права России» предполагает прохождение обучающимися на всем протяжении обучения следующих стадий (форм работы с содержанием предмета):
1. Формирование представлений об истории отечественного государства и права:
Пассивное восприятие и накопление информации;
Приобретение навыков целенаправленного восприятия историко-правовых явлений и процессов;
Обогащение знаний и формирование представлений об эталонах, обеспечивающих полноценное восприятие политико-правовых явлений;
Расширение представлений об отечественном государстве и его правовой системе;
Формирование представления об общих и специфических закономерностях возникновения и развития государства и права в конкретно-исторических условиях.
2. Формирование историко-правовых понятий:
Обогащение словаря историко-правовых терминов;
Выделение и распознавание историко-правовых понятий;
Овладение приемами группировки, обобщения и классификации знаний об исторических явлениях с целью формирования понятий.
3. Оперирование историко-правовыми знаниями и умениями в практической деятельности:
Обучение применению историко-правовых знаний в самостоятельной практической деятельности;
Обучение применению историко-правовых знаний в самостоятельной научно-практической деятельности, выработке новых историко-правовых знаний.
Материал учебного предмета позволяет обучающимся более глубоко осваивать такие методы изучения общественных наук, как:
Дедуктивный, поскольку изучение права предполагает изучение общественных явлений от общего к частному, т.е. на основе изучения общих процессов общественного развития определяются пути развития отдельных правовых проблем и явлений;
Индуктивный, поскольку на основе сопоставления отдельных правовых норм выводятся общие закономерности;
Экзегетика, т.к. право изучается на основе толкования отдельных юридических и исторических источников;
Метод историко-сравнительного анализа, т.к. с помощью изучения права на отдельных этапах истории России формируется представление о целостном понимании права как социального института.
Критерии отбора материала для рабочей программы:
Практическая важность рассматриваемых учебных вопросов.
Пригодность изучаемого материала для формирования у обучающихся знаний о развитии государства и права в России.
Способность содействовать усвоению базовых идей и понятий курса (государство, право, гражданское общество, права человека, конституция и др.).
Соответствие материала предмета аналогичному предмету, преподаваемому на юридических факультетах ВУЗов.
Соответствие материала учебного предмета познавательным возможностям, знаниям, умениям обучающихся.
Возможность использовать в ходе изучения материала активные формы и методы работы.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Занятия в кружке «История государства и права России» направлен на формирование у обучающихся общекультурных компетенций:
осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем правосознания;
способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности;
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону;
стремление к саморазвитию;
способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;
профессиональных компетенций:
способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей будущей профессиональной деятельности;
способность осуществлять будущую профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;
способность эффективно осуществлять правовое воспитание.
В результате изучения учебного предмета «История государства и права России» обучающийся должен:
знать/понимать:
систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь:
характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Лекции, часы | Семинары, практические занятия, часы | Самостоятельная работа, часы |
Аудиторные | Аудиторные | Самостоятельная проверка знаний | Работа с медиаматериалами |
1-ый год обучения |
1 | Введение | 6 | 2 | 1 | 3 | 1 |
2 | Древнерусское государство и право | 8 | 2 | 2 | 3 | 1 |
3 | Русское государство и право в Средние века | 8 | 2 | 2 | 3 | 1 |
4 | Государство и право в России в XVIII веке | 7 | 2 | 1 | 3 | 1 |
5 | Государство и право России в начале и первой половине XIX века | 7 | 2 | 1 | 3 | 1 |
2-ой год обучения |
6 | Государство и право России в конце XIX - начале ХХ века | 8 | 2 | 2 | 3 | 1 |
7 | Советское государство и право в 1917-1941 годах | 8 | 2 | 2 | 3 | 1 |
8 | Советское государство и право во время Великой Отечественной войны и послевоенный период | 6 | 2 | 1 | 3 | 1 |
9 | Советское государство и право с середины 1950-х до середины 1980-х годов | 7 | 2 | 2 | 3 | 1 |
10 | Советское государство и право в период перестройки. Формирование современной российской государственности | 7 | 2 | 2 | 3 | 1 |
Всего | 72 | 20 | 16 | 36 |
Содержание дисциплины
Тема 1. Введение
Литература
История государства и права России : учебное пособие для вузов — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9788-0192-7. — С. 7 — 8 — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535383/p.7-8
Тема 2. Древнерусское государство и право
Образование Древнерусского государства. Киевская Русь. Возникновение и развитие древнерусского права. Характеристика уголовного права по Русской Правде. Причины феодальной раздробленности русских княжеств. Ростово-Суздальское (Владимиро-Суздальское) княжество. Новгородское и Псковское государства. Право Новгородской и Псковской феодальных республик
Литература
История государства и права России : учебное пособие для вузов — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9788-0192-7. — С. 9 — 22 — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535383/p.9-22
Медиаматериалы
Образование Киевской Руси // InternetUrok.ru — https://youtu.be/lsjC4EqfqeQ
Русь и Византия // Академия "Фомы" — https://youtu.be/Sbmh_hgeUOc
Договор варяг с греками // Роман Мельниченко — https://youtu.be/pZT9OAFvE7g
Причины феодальной раздробленности на Руси // InternetUrok.ru — https://youtu.be/fXC92JK0710
ЗОЛОТАЯ ОРДА // История всего — https://youtu.be/M-msWvoJn7c
Монгольское нашествие // InternetUrok.ru — https://youtu.be/UqTUQ7dN3V8
"Почему именно Москва возглавила объединение русских земель?" // МГПУ Московский городской педагогический университет — https://youtu.be/F0inE1xT26s
9 фактов о Московском Княжестве // История всего — https://youtu.be/fYq-U3jlHj0
Возвышение Москвы. Иван Калита // InternetUrok.ru — https://youtu.be/MnwVHXJPDFg
Тема 3. Русское государство и право в Средние века
Золотая Орда. Влияние Золотой Орды на Русь. Русские княжества в составе княжества Литовского. Формирование Русского централизованного государства. Общественный строй Русского государства (XIV-XVI вв.). Развитие русского феодального права (XIV-XVI вв.). Сословно-представительная монархия (XVI-XVII вв.). Соборное уложение 1649 г. Характеристика отраслей права в соответствии с Соборным уложением 1649 г. Положение церкви и церковное право (XV-XVII вв.)
Литература
История государства и права России : учебное пособие для вузов — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9788-0192-7. — С. 23 — 44 — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535383/p.23-44
Тема 4. Государство и право в России в XVIII веке
Абсолютная монархия в России. Государственный строй России при абсолютной монархии (конец XVII - первая четверть XVIII в.). Развитие государственной системы в XVIII в. (После Петра I). Общественный строй России в период абсолютной монархии в XVII - первой половины XVIII в. (дворянство и духовенство). Общественный строй России в период абсолютной монархии в XVII - первой половины XVIII в. (крестьяне и городское население). Взаимоотношения церкви и государства в XVIII в. Развитие права в России в конце XVII - первой половине XVIII в. Уголовное право в конце XVII - первой половине XVIII в. Гражданское, семейное и наследственное право в конце XVII - первой половине XVIII в. Судебный процесс в конце XVII - первой половине XVIII в. Губернская реформа 1775 г. Судебная реформа 1775 г. Сословное законодательство второй половины XVIII в
Литература
История государства и права России : учебное пособие для вузов — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9788-0192-7. — С. 45 — 70 — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535383/p.45-70
Медиаматериалы
Просвещенный абсолютизм // Igor Aleynikov - Уроки истории Питона Каа — https://youtu.be/NcLOGuudD_E
Разница между абсолютной и конституционной монархиями // История всего — https://youtu.be/zJS6vzhVqvc
Административные реформы Екатерины II // Онлайн-курсы Юрайт — https://youtu.be/8tMnlPooH1Q
Государственные реформы Петра I // InternetUrok.ru — https://youtu.be/URU2o5oR6Io
Внутренняя политика в 1825–1855 гг. // InternetUrok.ru — https://youtu.be/LvgVIOYe-_4
Внутренняя политика в 1881—1894 гг. // InternetUrok.ru — https://youtu.be/bSNbkyBY7n0
Социально-экономический строй России к началу XX в. // InternetUrok.ru — https://youtu.be/3mLolMnPnKU
Внутренняя политика Александра III // InternetUrok.ru — https://youtu.be/oLe1TxY7O08
Суд присяжных в Российской Империи // Свердловский областной суд — https://youtu.be/lIwACnENFmA
Нереализованные планы Столыпина // InternetUrok.ru — https://youtu.be/2CS817AvBBI
Разница между демократией и либерализмом // История всего — https://youtu.be/w-w-qG1gwHc
Тема 5. Государство и право России в начале и первой половине XIX века
Государственный строй России в период роста капиталистических отношений (начало XIX в.). Общественный строй в период роста капиталистических отношений (начало XIX в.). Управление зависимыми народами. Развитие права в первой половине XIX в. Развитие уголовного права и судебного процесса в начале XIX в. Крестьянская реформа 1861 г. Земская и городская реформы второй половины XIX в. Судебная реформа 1864 г. Полицейская и военная реформы второй половины XIX в
Литература
История государства и права России : учебное пособие для вузов — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9788-0192-7. — С. 71 — 89 — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535383/p.71-89
Тема 6. Государство и право России в конце XIX - начале ХХ века
Контрреформы 1880-1890-х гг. Развитие гражданского, наследственного и семейного права в конце XIX - начале XX в. Развитие уголовного права в конце XIX - начале XX в. Развитие судебного процесса в конце XIX - начале XX в. Становление конституционной монархии в России (конец XIX - начало XX в.). Политические партии и движения в период утверждения конституционной монархии. Государственная дума. Аграрная реформа 1906 г. Развитие права в 1905-1917 гг. Государственный аппарат в годы Первой мировой войны
Литература
История государства и права России : учебное пособие для вузов — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9788-0192-7. — С. 90 — 110 — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535383/p.90-110
Тема 7. Советское государство и право в 1917-1941 годах
Россия после февральской революции 1917 г. Октябрьская революция 1917 г. Развитие советской государственной системы. Деятельность Советского государства в области экономики. Становление советской судебной системы. Развитие системы советской милиции. Формирование советского права. Конституция РСФСР 1918 г. Государственный аппарат в годы гражданской войны. Переход к НЭПу. Судебная реформа 1922 г. Реформы правоохранительных органов. Положение церкви в период 1917-1928 гг. Образование СССР. Развитие советского права в 1920-е гг. Развитие уголовного права и уголовного процесса в 1920-е гг. Советское государство в 1930-1940-е гг. Конституция СССР 1936 г. Развитие советского права в 1930-е гг
Литература
История государства и права России : учебное пособие для вузов — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9788-0192-7. — С. 111 — 150 — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535383/p.111-150
Тема 8. Советское государство и право во время Великой Отечественной войны и послевоенный период
Государственный аппарат в период Великой Отечественной войны. Советское право в годы Великой Отечественной войны. Развитие государственной системы Советского Союза в 1945-1955 гг. Развитие советского права в 1945-1955 гг
Литература
История государства и права России : учебное пособие для вузов — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9788-0192-7. — С. 151 — 159 — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535383/p.151-159
Тема 9. Советское государство и право с середины 1950-х до середины 1980-х годов
Советское государство в период либерализации общественных отношений (середина 1950-х - середина 1960-х гг.). Развитие советского права в 1960-е гг. Советское государство в период "застоя" (середина 1960-х - середина 1980-х гг.). Конституция СССР 1977 г. Развитие административного и уголовного права (середина 1960-х - середина 1980-х гг.). Развитие гражданского, семейного и трудового права (середина 1960-х - середина 1980-х гг.)
Литература
История государства и права России : учебное пособие для вузов — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9788-0192-7. — С. 160 — 172 — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535383/p.160-172
Тема 10. Советское государство и право в период перестройки. Формирование современной российской государственности
Советское государство в период перестройки (1985-1991 гг.). Распад СССР. Конституция Российской Федерации 1993 г
Литература
История государства и права России : учебное пособие для вузов — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9788-0192-7. — С. 173 — 178 — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535383/p.173-178
Самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Цели самостоятельной работы:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать нормативную и справочную документацию, специальную литературу;
развитие познавательных способностей, активности студентов, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления, творческой инициативы, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений и академических навыков.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики.
Технология организации самостоятельной работы студентов включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.
Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может проводить инструктаж по выполнению задания. В инструктаж включается:
цель и содержание задания;
сроки выполнения;
ориентировочный объем работы;
основные требования к результатам работы и критерии оценки;
возможные типичные ошибки при выполнении.
Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проходить в письменной, устной или смешанной форме.
Студенты должны подходить к самостоятельной работе как к наиважнейшему средству закрепления и развития теоретических знаний, выработке единства взглядов на отдельные вопросы курса, приобретения определенных навыков и использования профессиональной литературы.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:
просматривать основные определения и факты;
повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;
изучить рекомендованную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;
самостоятельно выполнять задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;
использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;
выполнять домашние задания по указанию преподавателя.
1. Выполнение домашнего задания
домашнее задание оценивается по следующим критериям:
степень и уровень выполнения задания;
аккуратность в оформлении работы;
использование специальной литературы;
сдача домашнего задания в срок.
2. Работа с медиаматериалами
Самостоятельная работа в современном учебном процессе подразумевает ознакомление студента с различными видео и аудиоматериалами на русском и иностранных языках. Можно обозначить следующие цели работы:
усилить запоминание теоретических положений через визуальное и слуховое восприятие;
ознакомиться с авторским изложением сложных моментов;
сформировать свою точку зрения с учетом представленных дискуссий;
разобрать примеры и практические кейсы;
выполнить задания и отвечать на поставленные вопросы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
История государства и права России : учебное пособие для вузов — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9788-0192-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535383
Бредихин, А. Л. Государство и право Русского централизованного государства (конец XV — начало XVI века) : учебное пособие для вузов / А. Л. Бредихин, Е. Д. Проценко, С. Е. Байкеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 125 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13992-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544117
Плевако, Ф. Н. Избранные речи в 2 т. Том 1 / Ф. Н. Плевако. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 327 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-02756-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537639
История государства и права России с начала ХХ века : учебник для вузов / В. Е. Рубаник [и др.] ; под общей редакцией В. Е. Рубаника. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 313 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03506-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537565
Лаптева, Л. Е. История отечественного государства и права : учебник и практикум для вузов / Л. Е. Лаптева, В. В. Медведев, М. Ю. Пахалов ; под редакцией Л. Е. Лаптевой. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 570 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16578-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543161
Чистяков, О. И. Конституция РСФСР 1918 года : учебное пособие / О. И. Чистяков. — 3-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 209 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05913-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539653
Сергеич, П. Уголовная защита / П. Сергеич, Г. М. Резник. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 179 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-02398-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/559618
14