СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружковой деятельности по биологии для 5 - 6 класса.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая прогамма кружковой деятельности для 5- 6 класса .

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружковой деятельности по биологии для 5 - 6 класса.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Духовщинская средняя школа им. П.К.Козлова





УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ


решением педагогического совета Директор МБОУ Духовщинская СШ

от 31.08. 2018 года протокол № 1 _______ С.Н.Кукьян

Председатель _______ _________ Приказ от Приказ от_31.08.2018 года №80 о/д

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



кружковой деятельности по биологии 5 – 6 класс «Занимательная биология»



Учитель Левшинова Т.В.

(1квалификационная категория)








Пояснительная записка


Рабочая программа кружковой деятельности по биологии для 5 - 6 классов составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требований к результатам освоения основной образо­вательной программы основного общего образования и авторской рабочей программы внеурочной деятельности Севериной Ирины Владимировны "Удивительный мир природы", авторской программы внеурочной деятельности Моршаковой Александры Геннадьевны "Мир вокруг нас".


Предлагаемая тематика занятий внеурочной деятельности имеет чётко выраженную предметную направленность.

Ведущая идея занятий

В единстве с основным школьным курсом биологии внеурочная деятельность «Занимательная биология» будет обеспечивать сознательное усвоение учащимися основных биологических понятий, фактов, методов биологической науки с опорой на внутри - и межпредметные связи и на этой основе формировать естественнонаучное мировоззрение и восприятие учащимися биологического образования как элемента общечеловеческой культуры.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Реализация рабочей программы спецкурса должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами являются:
• выделение существенных признаков биологических объектов;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; 
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.



Результаты освоения курса внеурочной деятельности


  • первый уровень результатов внеурочной деятельности включает приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряе­мых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социаль­ной реальности и повседневной жизни;

  • овладение умениями определять проблему, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, наблюдать, доказывать;

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • знание правил работы с лабораторным оборудованием;

  • умение сравнивать биологические объекты и процессы; овладение методами изучения живой природы: наблюдения, измерения, эксперимента;

  • второй уровень результатов внеурочной деятельности включает получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социаль­ным реальностям в целом;

  • выделение отличительных признаков живых организмов;

  • сформированность экологически грамотного отношения к живой природе;

  • знание правил поведения в природе;

  • умение оценивать живую природу с точки зрения эстетики.

  • третий уровень результатов внеурочной деятельности включает получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами среды образовательной организации.

  • умение работать с различными источниками информации;

  • развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы и т.п.);

  • определение роли биологии в практической деятельности человека;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;






Содержание кружковой деятельности

Программа предполагает проведение лабораторных работ, что обеспечивает успешное применение технологий активного и развивающего обучения. Для реализации этих технологий используются методы обучения: наглядные, практические, частично – поисковые, исследовательские.


Биология – наука о живой природе. Что нужно знать и уметь, чтобы стать исследователем. Географическое положение и природа Республики Крым. В мире флоры и фауны. Самое интересное о цветах. Легенды о цветах. Птицы леса. Комнатные растения. Цветы на моей клумбе. Знакомство с методикой определения деревьев и кустарников по зимующим побегам. Составление картотеки охраняемых растений. Золотая осень: праздник урожая. Родина овощей. Как человек изменяет природу. Природные символы. Компьютер. Правила работы с компьютером. ТБ. Программы: Word, Power Point. Работа с текстовым редактором. Работа с интернетом, знакомство с поисковыми системами. Оформление листовок на тему «Птицы - наши друзья». Оформление уголка кружка «Занимательная биология». Оформление газеты «В союзе с природой» Викторина «Узнай меня». Красная книга. По страницам Красной книги Смоленской области.

Игры, ребусы, конкурсы и викторины, праздники

Птицы. Праздник птиц – 1 апреля, посвящённый самой яркой и запоминающей птице зимородок. Выпуск листовок, школьной газеты «Сохраним первоцветы». Экологический турнир «В союзе с природой». Познавательно — интеллектуальная игра «Люди, звери, рыбы, птицы на Земле должны ужиться!». Выставка творческих работ: рисунков, сочинений, листовок. Защита исследовательских проектов.

Проектная работа

Структура исследовательских проектов (знакомство с работами прошлых лет). Изготовление кормушек из бросового материала. Правила кормления птиц зимой. Птицы, зимующие в городе Духовщина. Лапки – царапки. Поле чудес «Удивительный мир птиц».

Викторина «Час цветов». Оформление стенда «Тайны мира цветов». Своя игра «Тропа загадок».

Экскурсии

"Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы", «Цветочно-декоративные растения». "Экскурсии в природу". "Где зимуют насекомые.

Лабораторные и практические работы: Тайны клеток живых организмов. Определение деревьев и кустарников территории школы по зимующим побегам.




Календарно - тематическое планирование 5 класс

Дата

Содержание

по факту

по плану

1.



Введение.

2.



Что нужно знать и уметь, чтобы стать исследователем.

3 - 6



Тайны клеток живых организмов. Лабораторные работы с микроскопом. 1.Рассматривание готового микропрепарата кожицы лука.

2. Приготовление и рассматривание микропрепарата кожица лука

3. Рассматривание на готовых микропрепаратах разнообразия растительных клеток.

4. Приготовление и рассматривание препарата листа элодеи. Движение цитоплазмы.

5. Рассматривание микропрепаратов растительных тканей (покровной, механической, проводящей).

7.



Географическое положение и природа Духовщинского района Смоленской области.

8.



Экскурсия «Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы»

9.



Знакомство с методикой определения деревьев и кустарников по зимующим побегам

10.



Определение деревьев и кустарников территории школы по зимующим побегам. Практическая работа.

11.



Оформление отчёта об экскурсии

12.



Экскурсия «Цветочно-декоративные растения улицы «Школьная»

13.



Оформление отчёта об экскурсии

14.



Осенние учёты птиц. Практикум

15.



Оформление отчёта по результатам учётов птиц.

16.



Структура исследовательских проектов (знакомство с работами прошлых лет)

17.



Компьютер. Правила работы с компьютером. ТБ. Программы: Word, Power Point.

18.



Работа с текстовым редактором. Оформление листовок на тему «Птицы - наши друзья»

19.



Работа с интернетом, знакомство с поисковыми системами.

20.



Птицы Красной Книги Смоленской области.

21.



Изготовление кормушек из бросового материала. Правила кормления птиц зимой.

22.



Наблюдение за птицами на кормушках. Фотографирование.

23.



Оформление проекта «Птицы, зимующие в городе Духовщина»

24.



Экскурсия «Где зимуют насекомые»

25.



Рыбы и Земноводные, Рептилии Смоленской области.

26.



Звери Смоленской области.

27.



Экскурсия в краеведческий музей «Прошлое нашего района»

28.



Как человек изменяет природу. Беседа.

29.



Природные памятники Смоленской области.

30.



Редкие растения Красной книги Смоленской области.

31.



Природные символы города Духовщины.

32.



Составление картотеки охраняемых растений Духовщинского района.

33.



Выпуск листовок, школьной газеты «Сохраним первоцветы»

34.



Экскурсия в окрестности города «Первоцветы города Духовщины»


Календарно - тематическое планирование 6 класс


Дата

Тема занятия

Форма занятия

Наглядные пособия и технические средства

По плану

По факту

1 - 5



Морфологические особенности изучаемого растения


Строение корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование, строение цветка, плодов

беседа

Презентация

6



В мире флоры и фауны.

Игра: Биологическое лото

6 конвертов, жетоны

7



Час ребусов.

Коллективная работа

Карточки с ребусами

8



Золотая осень: праздник урожая.

Познавательная игра «Винегрет – шоу»

Презентация, жетоны, карточки с иллюстрациями

9 - 10



Родина овощей.

Игра – путешествие с культурными растениями.

Игровые поля, бочонки для лото

11 - 12



Памятники овощам и фруктам

Познавательное занятие

Презентация с изображением памятников овощам и фруктам, вошедшим в «горячую десятку»

13



Экологический турнир «В союзе с природой»

Экологический турнир

Презентация для турнира

14



Познавательно — интеллектуальная игра «Люди, звери, рыбы, птицы на Земле должны ужиться!»

Познавательно — интеллектуальная игра

Жетоны, презентация с названиями конкурсов, картинками, медали

15



Викторина «Узнай меня»

Игра

Презентация с разбивкой по группам

16 - 17



«Моя кошка». Защита проектной работы. Всемирному Дню Кошек (1 марта)

Групповая. Защита проектной работы, посвященной

Презентация

18



Легенды о цветах.

Круглый стол

Сообщения

19



Викторина «Час цветов»

Викторина

Иллюстративный материал

20



Оформление стенда «Тайны мира цветов»

Творческая мастерская

Фотографии, рисунки

21



Своя игра «Тропа загадок»

Своя игра

Презентация с разбивкой на группы

22



Комнатные растения.

Цветы на моей клумбе

Материалы проекта «Школьный дворик»

Доклад учащихся

23



Просмотр видеофильма «Смоленское Поозерье»


видеофильм

24 - 25



Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растении

Групповая работа

Сообщения

26



Фенологические наблюдения за растениями.

Наблюдение в природе

Окрестность школы

27



Фенологические наблюдения за растениями.

Наблюдение в природе

Окрестность школы


28




Анализ результатов фенологических наблюдений за зимние месяцы.

Беседа

Окрестность школы

29



Знакомство с растениями семейства крестоцветные, розоцветные

Защита проектов

Презентации

29



Знакомство с растениями семейства бобовые, паслёновые.

Защита проектов

Презентации

30



Знакомство с растениями семейства лилейные, злаковые.

Защита проектов

Презентации

31




Роль растений в жизни человека.

Круглый стол

Иллюстративный материал

32 - 34



Экскурсии в природу.

Экскурсия

В окрестности школы








ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методическое обеспечение

1)Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.

2). И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2015;

3). Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 72с;

4) Дмитриева ТА., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, жи­вотные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2012.- 128с: 6 ил. - (Дидактические мате­риалы);

5)Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биоло­гия. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2014. - 112с;

6)Энциклопедии.справочники, электронные пособия

7) Н. Ф. Бодрова «Изучение курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Книга для учителя. Поурочное планирование. 2012 г.

8)Журналы «Биология в школе»

9)М.В. Дубова « Организация проектной деятельности младших школьников». Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2010

10) М. В. Высоцкая. «Проектная деятельность учащихся». Изд. «Учитель», 2008

11) Б.Т. Величковский «Здоровье человека и окружающая среда». М.: Новая школа, 2007

120 Миркин Б.М. «Город без отходов», //Биология в школе.-2005-№3