СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Кукольный театр" в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как много проблем можно решить через вовлечение в кукольный театр ваших учеников!

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Кукольный театр" в начальной школе.»

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Кукольный театр в начальной школе»

для 1 – 4 классов

срок реализации 4 года




Программу разработала

Папуш Елена Дмитриевна






Санкт - Петербург




2022г




Пояснительная записка

Программа «Кукольный театр» для учащихся 1-4 классов разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;

  • Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ» и последующими рекомендациями Минобрнауки России «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  • Устав и соответствующие локальные акты ГБОУ СОШ №557 Невского района Санкт-Петербурга.


Актуальность программы

Программа реализуется в соответствии с социальным заказом и запросами учащихся и их родителей, выявленными на основе результатов анкетирования.

Кукольный театр – стартовая дорожка для формирования успешности. Сами того не замечая, дети становятся раскрепощёнными, уверенными в себе, перестают боятся публики, учителей на уроках, превращаются в хорошего оратора, владеющего телом и мимикой. Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, танец, движение и речь). Участие в кукольном театре благоприятно влияет на развитие моторики, координации движений, активизирует визуальное и слуховое созерцание, память, правильную речь, внимание, обогащает словарный запас ребенка. Движение рук и пальцев находится в тесной взаимосвязи с работой мозга, а в следствие, и с развитием речи, мышления. Кукольный театр воздействует на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствует социокультурной адаптации, помогая детям справляться со своими психологическими проблемами, восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли.

Педагогическая целесообразность

Данная образовательная программа внеурочной деятельности позволяет решать многие педагогические и коррекционные задачи, касающиеся выразительности речи ребенка, его интеллектуального, художественного и нравственного развития. Кукольный театр позволяет ребенку лучше понимать окружающий мир, поскольку при ролевой игре, инициированной преподавателем, он может стать частью происходящего на сцене: быть растением, деревом, животным или сказочным персонажем.

Цели:

Создать кукольный театр своими руками и организация театральных постановок. Создать условия для гармоничного развития ребенка, эстетического воспитания участников, атмосферу радости детского творчества, сотрудничества. Формирования
общей культуры, самореализации и самоопределения обучающихся
средствами театрального искусства Раскрытие и развитие потенциальных способностей детей средствами кукольного театра.

Задачи:
 формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и
малыми социальными группами;
 развитие эмоциональной сферы ребенка,
 воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и
дальнего окружения;
 формирование интереса к театру как средству познания жизни,
 духовному обогащению;
 развитие творческих способностей.
 создание благоприятной эмоциональной атмосферы общения обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя» поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость
 ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры,
духовными ценностями отечественной культуры

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:

В реализации программы заняты учащиеся 1-4 классов. Опыт показывает, что количество участников в одной группе не должно превышать -15 человек;

Сроки реализации программы:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут . Программа рассчитана на 68 часов в год для детей школьного возраста.

Формы проведения занятий:


  • игра

  • беседа

  • иллюстрирование

  • изучение основ сценического мастерства

  • мастерская образа

  • мастерская декораций

  • инсценирование прочитанного произведения

  • постановка спектакля

  • посещение спектакля

  • работа в малых группах

  • актёрский тренинг

  • экскурсия

  • выступление

  • групповые и индивидуальные занятия

  • выступления перед зрителями в школе и детском саду

  • участие в конкурсах и фестивалях театральных коллективов


Методы:

- беседа

- рассказ

- индивидуальная работа

- групповая работа

- коллективная работа.




Ожидаемый результат: постановки самостоятельных спектаклей, творческое и духовное развитие участников процесса, воспитание социально-адаптированного человека, способного применять на практике знания, полученные в кукольном театре.

Программа строится на следующих концептуальных принципах:


1.Принцип успеха.

Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

2.Принцип развития индивидуальности каждого ребёнка.

3.Принцип динамики.

Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравится.

4.Принцип патриотической направленности.

Предусматривает обеспечение субъективной значимости для учащихся, идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой, природой родного края.

5.Принцип демократии.

Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

6.Принцип коллективности.

Предполагает художественное воспитание и образование, осуществляясь в детско – взрослых общностях, детско – взрослых коллективах, даёт ребёнку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения, художественно - творческой реализации.

7.Принцип доступности.

Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

8.Принцип деятельностного подхода к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

9.Принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

10.Принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

11. Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

12.Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.


Личностные УУД:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества.

У учеников будут сформированы:

• потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

• целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

• этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

• осознание значимости занятий для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
• анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
ПознавательныеУУД:
Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании;

  • историю театра кукол, театральную лексику;

  • виды кукол, технику работы актеры с перчаточной куклой;

  • самостоятельно придумать и изготовить простейшие куклы (куклы – пальчики, куклы из носков) и перчаточную куклу;

  • виды декораций и способы крепления на ширме;

  • изготовить плоскостную декорацию;

  • изготовить бутафорию.


КоммуникативныеУУД:
Обучающийся научится:
• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
• работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
• обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• слушать собеседника;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учащиеся научатся:
• читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
• выразительному чтению;
• развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
• видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
• сочинять этюды по сказкам;
• умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).




Содержание программы

  • Разновидности театров (планшеточный, перчаточный, марионеточный, тростевой и театр теней).

  • Из истории возникновения.

  • Посещение театра кукол.

  • Обсуждение спектакля.

  • Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре.

  • Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы.

  • Выбор и работа над произведениями пьесы.

  • Распределение ролей.

  • Отработка чтения каждой роли.

  • Интонация.

  • Изготовление кукол.

  • Разработка собственных сценариев.

Учебно – тематический план

№ п/п

Тема


Кол-во

часов

В том числе:

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

1

1

-

2.

Развитие навыков кукловождения на материале простейших этюдов с перчаточной куклой.



12



2



10

3.

Тематические этюды на развитие фантазии, творческого внимания.


17



-


17

4.

Выразительное чтение.

10

-

10

5.

Работа над пьесой.

24

1

23

6.

Просмотр и обсуждение спектаклей.


4


-


4

Итого

68

4

64


Календарно-тематическое планирование

Тема

Форма проведения

Содержание занятий

Дата по плану

Дата
факт

1

Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности



Теория

Этическая беседа.
Задачи и особенности занятий на
уроках . Взаимодействие
учащихся в коллективе на уроках.
Сплочение класса. Артикуляционная гимнастика.
Игры на сплочение коллектива. «Снежный ком»,
«Передай мяч», «Расскажи нам о
себе», «Бегунок», «Эстафета»


02

2-3

Театр. Его истоки

Теория

Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер). Упражнение на дыхание



4

Виды кукол и способы управления ими

Теория

практика

Театрализованные игры (импровизации). Игры на развитие воображения и фантазии: «метрдотель», «Ассоциации», «Что изменилось?»,

«Сочиняем сказку», «Скульптор и

глина»


5 -6

Культура и техника речи


Теория

практика

Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. Артикуляционная гимнастика.
Упражнение на дыхание. Выразительное чтение



7

Театральная азбука

Теория

практика

Артикуляционная гимнастика Сценические этюды.

Упражнение на дыхание «Мыльные пузыри», «Дровосек», «Вьюга», «Ворона».

Разговор скороговорками в парах.

Произношение скороговорок с

разной громкостью и темпом




8

Изготовление пальчиковых кукол – оригами. Беседа по охране труда


Теория

практика

Требования техники безопасности труда и личной гигиены. Инструменты и приспособления, оборудование и материалы. эскиз куклы. Изготовление пальчиковых кукол – оригами. Изготовление бутафории



9 -10

Практические упражнения с изготовленными практика куклами

Практика

Тематические этюды на развитие фантазии, творческого внимания. Сочинение рассказов, сказок, этюдов. Разработка собственных сценариев. Сочинить этюды по сказкам. Выступления



11

Занятия сценическим искусством

Практика

Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна, переходы в полукруге



12

Устройство ширмы и декорации


Теория

практика

Пальчиковые игры. Упражнения и игры на развитие воображения.

Знакомство с видами декораций (объемные, полуобъемные, плоскостные)



13

Особенности работы кукловода

Практика

Речевая и пальчиковая гимнастика. Пластические этюды руки актера



14-15

Движение куклы по ширме

Движение куклы по передней стенке ширмы. зажимов.

Практика

Игры, упражнения и этюды с перчаточными куклами. Игры одиночные – на выполнение простого задания, на основе предлагаемых обстоятельств, на сценическое общение к предмету.

Дети выполняют этюды по картинкам

Практические занятия. Приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания; снятия мышечных



16

Выбор для спектакля пьесы.

Теория

практика

Выразительное чтение пьес учителем: р.н. сказка «Репка» Беседа о прочитанном Чтение по ролям.




17-18

Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми

Теория

практика

Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.



19

Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов

Теория

практика

Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов



20-21

Работа над выбранной для спектакля пьесой

Теория

практика

работа над выразительными средствами речи




22-23

Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда


Теория

практика

Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей



24

Распределение ролей и чтение произведения учащимися

Теория

практика

Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Развитие речевого дыхания и артикуляции



25

Отработка чтения каждой роли

Теория

практика

прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Упражнения и игры на внимание



26

Репетиция.


Теория

практика

Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условно) с музыкальным оформлением. Обучение работе над ширмой, за ширмой



27-28

Репетиция всей пьесы с разными составами.

Практика

Установка мизансцен, пластического и речевого поведения образов



29

Изготовление афиши.

Практика

Обсуждение. Составление макета



30-31

Генеральная репетиция.

Практика

Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей.




32-33

Премьера.

Практика




34-35

Праздник посвящения в актеры.

Практика

Упражнения на посыл звука в зал. Игра в скороговорки (главное слово: ударное, сильное, среднее, слабое). Упражнения на развитие диапазона голоса «Этажи», «Маляр», «Колокола», «Чудо-лесенка», «Я» (из упражнений Е. Ласкавой) и др. Упражнения над голосом в движении «1, 2, 3, 4, 5 — будем дружно мы играть». Упражнение на развитие интонационной выразительности «Я очень люблю свою маму», «Придумай другой финал сказки».



36-37

Посещение театральных спектаклей городского театра кукол.

Практика

Обсуждения. Презентуют свои мини-сочинения, в которых делятся впечатлениями, полученными во время посещения спектакля, выполняют зарисовки

увиденного




38-39

Читка пьесы «Колобок»

Теория

практика

Обсуждение идеи и темы пьесы. Рассказ о будущем спектакле. Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так



40-41

Распределение ролей

Теория

практика

Этюды с куклами на материале пьесы. Работа над образами: я – предмет, я –

стихия, я – животное, я – фантастическое животное, внешняя характерность




42

Репетиции по частям

Теория

практика

Установка мизансцен, пластического и речевого поведения образов



43

Монтировочные репетиции и прогоны

Теория

практика

Музыкальное и световое оформление



44

Изготовление афиши.

Практика

Обсуждение. Составление макета Участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции («Немое кино», «Мультяшкианимашки»)



45

генеральная репетиция

Практика

Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным



46

Премьера.

Практика




47

Обсуждение спектакля.

Практика

Игровые задания и упражнения («Насос», «Мыльные пузыри», «Пчелы», «Надуй шар», «Егорка» и др.)



48

Дикция и ее значение в создании образа


Практика

Активизация подвижности губ и языка. Разминка «Хвастливые верблюды», «Веселый пятачок», «Хоботок» и др. (Т. Буденная). Дикционные упражнения: «Пробка», «Косарь», «Телеграмма», «Эхо» (по Н. Пикулевой) и др. Развитие речевого дыхания, тренировка выдоха, посредством произношения скороговорок.



49-50

Выбор для спектакля пьесы.

Теория

практика

Выразительное чтение пьес учителем. «Маленькие сказки» Чтение по ролям. Обсуждение идеи и темы пьесы. Рассказ о будущем спектакле. Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так



51

Распределение ролей

Теория

практика

Чтение произведения учащимися: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Развитие речевого дыхания и артикуляции



52-

53

Отработка чтения каждой роли

Теория

практика

Прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Упражнения и игры на внимание



54

Репетиция отдельных картин в разных

составах

Теория

практика

С деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей



55-56

Репетиция всей пьесы с разными составами.

Теория

практика

Чтение произведения учащимися: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Развитие речевого дыхания и артикуляции



57

Изготовление афиши.

Практика

Обсуждение. Составление макета. Выполняются упражнения, направленные на развитие чувства ритма.

Выполнение упражнений, в основе

которых содержатся абстрактные

образы (огонь, солнечные блики,

снег). Знакомятся с терминологией

(мимика, пантомима, этюд, дикция, интонация, рифма, ритм).

Импровизируют известные русские народные сказки «Теремок»



58

Генеральная репетиция.

Практика

Упражнения на посыл звука в зал. Игра в скороговорки (главное слово: ударное, сильное, среднее, слабое). Упражнения на развитие диапазона голоса «Этажи», «Маляр», «Колокола», «Чудо-лесенка», «Я» (из упражнений Е. Ласкавой) и др.



59-60

Премьера.

Практика




61

Обсуждение спектакля.

Теория

практика

Упражнения над голосом в движении «1, 2, 3, 4, 5 — будем дружно мы играть». Упражнение на развитие интонационной выразительности «Я очень люблю свою маму», «Придумай другой финал сказки»



62

Постановка кукольного спектакля « Басни Эзопа»

Практика

Чтение педагогом. Беседа о прочитанном. Чтение по ролям. Обсуждение идеи и темы пьесы. Рассказ о будущем спектакле. Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так



63-64

Репетиционный период


Теория

практика

Распределение ролей для постановки в кукольном спектакле. Чтение сказки по ролям. Репетиции за столом.

чтение каждым кукловодом своей роли Определение основных мизансцен по сюжету спектакля. Репетиции мизансцен



65

Обработка чтения каждой роли

Теория

практика

Умение вживаться в свою роль, интонационно передавать настроение и характер персонажа



66

Застольная репетиция спектакля

Практика

Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. Упражнения и этюды для отработки навыков разговора куклы. Диалог героев



67

Назначение ответственных за реквизит, декорации, костюмы кукол

Подготовка недостающего реквизита и кукол

Практика

Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. Осмотр кукол, декораций, реквизита используемых в показе. Ремонт одежды кукол




Премьера

Практика




68

«Капустник»

Практика

Показ понравившихся сказок, этюдов.





Методическое обеспечение

Р. Ганелин Программа обучения детей основам сценического искусства Школьный театр   biblioteka.teatr-obraz.ru

Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы

Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

Похмельных А.А. Образовательная программа «Основытеатрального искусства»./dyts/programs/2009/o_tea.doc

Д.В Григорьева, П.В.Степанова «Внеурочная деятельность школьников.

Методический конструктор»пособие для учителей https:(//studfiles.net/download.php)

А.П.Ершова, В.М.Букатов “Театральные подмостки школьной дидактики”, История социоигровой педагогики, драмогерменевтика

А. П. Ершова. Театральная педагогика

Гиппиус «Гимнастика чувств»(распечатка с интернет ресурса)

З.Я.Караготский «Этюд и школа»

Авторы: К: Корогодский З.Я.,theatrelibrary.ru›authors/k/korogodskiy

В.Стеценко «100 уроков театра» htpss//studiofiles.net/

Сборник занятий по сценической речи и актерскому...infourok.ru›sbornik-zanyatiypo…rechi…masterstvu.

Сборник игр и упражнений по актёрскому мастерству Феофанова davaiknam.ru›text/sbornik-igr-iuprajnenij-po…

Актерское мастерство - 4Brain https://4brain.ru/akterskoemasterstvo/


Литература


1. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». М.: Перспектива, 2013.

Основная литература

1. Антонова О.А. Школьная театральная педагогика как социокультурный феномен. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Санкт-Петербург, 2006.

2. Белощенко С.Н. Работа над голосом и речью детей и подростков в самодеятельных театральных коллективах. - Санкт-Петербург, 2010.

3. Втицкая Л.П. Образование в России - стратегия выбора. - СПб.: изд-во РГПУ им. А И Герцена, 1998.

4. Всеволодский-Гернгросс В.Н. История театрального образования в России - СПБ.: Дирекция Императорских театров, 1913.

5. . Никитина А.Б. Театр, где играют дети. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

6. Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренингах, тестах.- Ростов н/Д: Феникс, 2002.

7. Полякова Т.Н. Театр и педагогическое образование: развитие творческой личности: монография. - Спб.: СПбАППО, 2009.

8 Сухоненков Е.В. Актерские этюды. Методика их сочинения и работы над ними. - Санкт-Петербург, 2010.

9. Богданова О.А. Воспитательные возможности внеклассной театральной деятельности/ О.А. Богданова// Методист. - 2006. - №1 - с.49-51.

10. Богданова О.А. Театр ка пример коллективной творческой деятельности (Дополнительное образование и воспитание детей) /О.А. Богданова// Методист. - 2006. - №3. -с.54-55.

11 Генералова И.А. Театр в школе: история вопроса и современная ситуация/ И.А. Генералова// Науч. школа Плюс До и После. - 2008. - №5. - Зайцев А. О социальной роли театра

12. А.Зайцев Искусство в школе. - 2011. - №4. - с.49-50.с.84-87.

13. Зотова И.В. Школьный театр в развитии самостоятельности и активности школьников/ И.В. Зотова// Искусство и образование. - 2008. - №3. - с.127-132.

14. Лапина О.А. Школьная театральная педагогика - опыт междисциплинарного синтеза. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 22. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002г.

15. Никитин С.В. Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности учащегося

16 Никитина А.Б. Школьная театральная педагогика в контексте современного российского образования.

17. Пеня Т.Г. Театральная деятельность и развитие личности/ Пеня Т.Г.// Искусство и образование. - 2001. - №1. - с.23-

18. Троицкая И.И. Школьный театр как форма дополнительного образования детей и его роль в их успешном профессиональном самоопределении/ И.И. Троицкая// Наука и школа. - 2013. - №5. - с.139-141.

Интернет-ресурсы

19. Васильева Т.П. Театральный кружок как средство воспитания подростков

20. Вознюк С.И. Реализация эстетического воспитания школьников средствами театра во внеклассной работе.

21. Гребенкин А. Язык театра.

22 Гребенкин А. Сценическое движение.

23 Гребенкин А. Пластическая импровизация как элемент группового лада.

24 Гребенкин А. Технология порождения слова на сцене.

25. Гребенкин А. Театральная педагогика вчера и сегодня.

27 Зуева Г.Ф. Школьный театр.

28. Страшнова И.В. Развитие одаренности учащихся средствами школьного театра