Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа-интернат
«Уваровский кадетский корпус имени Святого Георгия Победоносца»
Рабочая программа РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ | на заседании МС | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ кадетская школа-интернат «Уваровский кадетский корпус имени Святого Георгия Победоносца» | Протокол № | __________________________ | ___________ | от «_____» сентября 20_____г. | «__» __________20___г. | Приказ от __.__.20__г. № | Наименование учебного курса, предмета «Анализ текста. Теория и практика» (Х—Х I классы)» Класс 10 А класс, оборонно-технический профиль Годы реализации 2016-2018 учебный год Уварово, 2016 |
Пояснительная записка
Программа спецкурса «Анализ текста. Теория и практика» составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку базового уровня (2004 г.) и авторской программы Л.Д.Бернадской в соответствии с программами по русскому языку: Программы. Русский язык. 10-11 классы. Профильное обучение (элективные курсы). – М. Дрофа, 2012.- с.180-183. Данный сборник входит в перечень рекомендованных инструктивно-методическим письмом «О преподавании литературы в 2014-2015 учебном году в общеобразовательных учебных заведениях Тамбовской области». Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.
Спецкурс обеспечивается материалами учебников:
Бабайцева В. В. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2012.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: учебник-практикум для старших классов. – М.: Вербум-М, 2012.
Цели и задачи спецкурса «Анализ текста. Теория и практика» (Х—Х I классы)»
Предлагаемый курс последовательно реализует цель: развить навыки анализа и оперирования информативным содержанием прочитанных текстов в целях реальной коммуникации, а также навыки построения самостоятельного текста.
Задачи курса:
— систематизировать и обобщить имеющиеся знания, познакомить учащихся с базовыми понятиями теории текста и теории коммуникации;
— научить анализировать смысловую и логико-композиционную структуру текста;
— научить извлекать из текста источника необходимую информацию и создавать на его базе вторичные (информационные) тексты — конспекты, аннотации, рефераты и др.;
— развить когнитивные умения и навыки, необходимые для овладения различными видами чтения — изучающим, ознакомительным, поисковым, просмотровым;
— развить на базе работы с текстом такие качества речи, как уместность, логичность, последовательность, точность.
Задачи элективного курса:
помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ
овершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст
Курс рассчитан на 35 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю и предусматривает теоретические, и практические занятия. Самостоятельная работа учащихся в объёме часов не учтена. Данный спецкурс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания по русскому языку. Навыки, приобретённые в ходе занятий, становятся достоянием коммуникативной культуры личности.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов разного типа типа)
самостоятельная работа;
работа в группах, парах
индивидуальная работа.
Основные методы и приёмы работы:
лекция учителя;
создание проблемной ситуации;
обобщающая беседа по изученному материалу;
индивидуальный устный опрос;
фронтальный опрос;
выборочная проверка упражнения;
взаимопроверка;
работа с тестами;
сочинение-рассуждение.
Для достижения поставленных целей и решения задач в учебном процессе используются различные технологии, методы и формы обучения:
1. Технология развития критического мышления – составление кластеров, концептуальных таблиц.
2. Технология сотрудничества - диалоговые методы проведения уроков в сочетании с различными формами групповой работы, различные формы дискуссии.
3. Информационно – коммуникативные технологии - визуализация учебного материала; контроль за умениями, навыками учащихся; интерактивные таблицы, схемы. Оформление учащимися докладов, дидактических материалов, схем, тестов с помощью компьютера. Обращение к интерактивным словарям и пособиям.
4. Технология интерактивного обучения - ролевая игра, дискуссия.
5. Технология личностно ориентированного обучения - развитие индивидуальных способностей ученика; ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Механизм формирования ключевых компетенций
Типология ключевых компетенций | Формирование ключевых компетенций |
Учебно-познавательные | организовывать её достижение, планировать деятельность, анализировать, подводить итоги и оценивать результат своей деятельности. |
Информационные | получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (ВПХР, дозиметр и т.п.); владение способами работы с информацией и т.п.; умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач |
Коммуникативные | Выступление перед аудиторией с результатами своей работы (реферат, доклад и т.п.) с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации). |
Ценностно-смысловые | Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы и т.п.). Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта). Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию. |
Общекультурные | Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, |
Социально-трудовые | Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности; анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа,). |
Личностное самосовершенствование | Знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д. |
Виды контроля
Для развития у учащихся умения рефлексировать используются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.
Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний.
При оценивании письменных работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся». Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга (по балльной системе).
Формы итогового контроля по освоению спецкурса и критерии их оценки.
текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке)
промежуточный (проводится в форме творческих работ)
итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания.
Прогнозируемый результат
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
определять позицию автора;
высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Учебно-тематический план «Анализ текста. Теория и практика» (Х—Х I классы)» для 10 класса
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов |
1. | Модуль 1. Теоретический аппарат курса. | |
Введение | 2 |
Способы выражения темы | 4 |
Синтаксис текста | 3 |
Средства связи смысловых частей текста. | 5 |
Типы речи | 4 |
Стили речи | 2 |
2 | Модуль 2. Теория и практика сочинения-рассуждения | 9 |
3 | Модуль 3. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности. | 6 |
| Итого | 35 |
Литература и средства обучения
Методические пособия для учителя:
Бернадская Л.Д. Анализ текста. Теория и практика //Программы. Русский язык. 10-11 классы. Профильное обучение. (элективные курсы ). – М. Дрофа, 2012.- с.180-183.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык для старших классов» (авторы Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях.- 3-е изд., стереотип. - М.: Вербум – М, 2006. – 117с.
Болотнова Н. С. Филологический анализ текста. — Томск, 2001.
Виноградов В. В. О теории художественной речи. — М., 1971.
Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб.пособие для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. .— 2-е изд. - М.,1996.
Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.
Николина Н. А. Филологический анализ текста. — М., 2003.
Гребенщикова Н.С. Историко-лингвистический комментарий на уроках словесности: пособие для учителей рус. яз. и лит. - Мн.: «Ансар», 1998.-160с.
Шанский Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. для учителя. — М., 2002.
Энциклопедический словарь юного филолога / Составитель М. В. Панов. — М., 1984.
Календарно-тематическое планирование занятий спецкурса по русскому языку «Анализ текста. Теория и практика» (Х—Х I классы)» для 10 А класса (оборонно-технический профиль) на 2016-2017 учебный год.
№ п/п | Дата | Наименование темы, раздела, уроков | Количество часов | Виды и формы контроля | Примерное домашнее задание | Корректировка сроков прохождения учебного материала |
По плану | По факту |
Модуль 1. Теоретический аппарат курса. | | | | |
1 | 05.09 | | Введение. Язык –общение – текст. | 1 | | | |
2 | 12.09, | | Понятие о тексте. Признаки текста. Цельность текста | 1 | | Компл. анализ текста Мироновой | |
Способы выражения темы | 4 | | | |
3 | 19.09 | | Способы выражения темы. Заглавие. | 1 | | Подобрать примеры заглавий разного типа | |
4 | 26.09 | | Способы выражения темы. Начало и конец текста (рамка текста) | 1 | | Сочинение по тексту Мироновой | |
5 | 03.10, | | Ключевые (опорные) слова. | 1 | | Упр. 45 | |
6 | 10.10 | | Р.Р. Изложение тоже текст. Подробное изложение с элементами сочинения. | 1 | изложение | Упр. 55(0-2) | |
Синтаксис текста | 3 | | | |
7 | 17.10, | | Синтаксис текста (связность). Предложения в составе текста. | 1 | | Упр.75 (Бабайцева) | |
8 | 24.10 | | Количество и характер предложений в тексте. | 1 | | Упр. 77 (Бабайцева) | |
9 | 31.10 | | Способы связи предложений в тексте. | 1 | | Упр. 83 (Бабайцева) | |
Средства связи смысловых частей текста. | 5 | | | |
10 | 14.11 | | Средства связи смысловых частей текста. Лексические средства связи (лексические повторы, синонимы, антонимы, гиперонимы) | 1 | Анализ текста | определить средства связи в тексте | |
11 | 21.11 | | Морфологические средства связи. Местоимения и союзы в связующей функции. | 1 | Анализ текста | определить средства связи в тексте | |
12 | 28.11 | | Средства связи смысловых частей текста (практикум) | 1 | | определить средства связи в тексте | |
13 | 05.12 | | Именительный представления. | 1 | | | |
14 | 12.12 | | Парцеллированные конструкции. | 1 | | | |
Типы речи | 4 | | | |
15 | 19.12 | | Понятие о типах речи. Повествование. Языковые средства выражения повествования. | 1 | Анализ текста | Упр. 89 (Бабайцева) | |
16 | 26.12 | | Описание. Языковые средства выражения описания. | 1 | Анализ текстов | Упр. 99 (Бабайцева) | |
17 | 16.01 | | Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения. | 1 | | Упр. 108 (Бабайцева) | |
18 | 23.01 | | Медитативное рассуждение в русской поэзии и лирической прозе. | 1 | Анализ текста | | |
Стили речи | 2 | | | |
19 | 30.01 | | Тексты разных стилей. Языковое наполнение публицистического и научного стилей речи. | 1 | Языковой анализ текста | | |
20 | 06.02 | | Особенности художественного стиля речи | 1 | Анализ текста | | |
Модуль 2. Теория и практика сочинения-рассуждения | 9 | | | |
21 | 13.02 | | Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту как вид экзаменационной работы | 1 | лекция | | |
22 | 20.03 | | Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста | 1 | лекция | | |
23 | 27.03, | | Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах. | 1 | лекция | | |
24-25 | 06.03 13.03 | | Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции (практикум) | 2 | Лекция, практикум | Сформулировать проблему и авт. пози-цию-Тургенев «Два богача» | |
26 | 20.03 | | Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции. Способы ввода аргументов | 1 | лекция | | |
27 | 03.04 | | Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме практикум | 1 | практикум | | |
28 | 10.04 | | Заключительная часть сочинения | 1 | практикум | | |
29 | 17.04 | | Речевое оформление сочинения | 1 | Редактирование текста | | |
Модуль 3. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности. | 6 | | | |
30-31 | 24.04 01.05 | | Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля | 2 | Лекция сочинение | Сочинения по текстам худ. стиля | |
32-34 | 08.05, 15.05, 22.05 | | Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля | 3 | Лекция сочинение | Сочинения по текстам публиц. стиля | |
35 | 29.05 | | Итоговый урок. Роль текстологии в современном мире. | 1 | | Защита проектов | |
Учебно-тематический план спецкурса «Анализ текста. Теория и практика» для 11 А класса оборонно-технический профиль)
на 2017-2018 учебный год.
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов |
1. | Модуль 4. Сочинение на ЕГЭ (задание 25) | 16 |
2 | Модуль 5. Практикум. Сочинение-рассуждение формата ЕГЭ | 17 |
| Резерв учебного времени | 1 |
| Итого | 34 |
Литература и средства обучения
Методические пособия для учащихся:
Козулина М.В. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Сочинение. – Саратов: Лицей, 2016. – 80 с.
Долинина, Т.А. Готовимся к Единому государственному экзамену: русский язык: учимся аргументировать собственное мнение по проблеме: пособие для уч-ся /Т.А.Долинина. – 2-е изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2011. – 144с.
Сенина, Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие /Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. – Ростов н/Д: Легион-М, 2016. – 188 с.
Методические пособия для учителя:
Бернадская Л.Д. Анализ текста. Теория и практика //Программы. Русский язык. 10-11 классы. Профильное обучение. (элективные курсы ). – М. Дрофа, 2012.- с.180-183.
Болотнова Н. С. Филологический анализ текста. — Томск, 2001.
Виноградов В. В. О теории художественной речи. — М., 1971.
Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. .— 2-е изд. - М.,1996.
Николина Н. А. Филологический анализ текста. — М., 2003.
Гребенщикова Н.С. Историко-лингвистический комментарий на уроках словесности: пособие для учителей рус. яз. и лит. - Мн.: «Ансар», 1998.-160с.
Шанский Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. для учителя. — М., 2002.
Энциклопедический словарь юного филолога / Составитель М. В. Панов. — М., 1984.
Календарно-тематическое планирование
занятий спецкурса по русскому языку «Анализ текста. Теория и практика»
для 11 А класса (оборонно-технический профиль) на 2016-2017 учебный год.
Учитель Агеева М.В.
№ п/п | Дата | Наименование темы, раздела, уроков | Количество часов | Виды и формы контроля | Примерное домашнее задание | Корректировка сроков прохождения учебного материала |
По плану | По факту |
Модуль 4. Сочинение на ЕГЭ (задание 25) | 16 | | | |
1 | 02.09 | | Введение. Тема, идея, проблема текста текста | 1 | | лекционный материал | |
2 | 09.09. | | Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту как вид экзаменационной работы | 1 | | лекционный материал | |
3 | 16.09. | | Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста | 1 | | с. 4-8 (Пособие Сениной, Нарушевича) | |
4 | 23.09. | | Проблема текста. Виды проблем | 1 | | зад. 3-4 с. 16-16 (пособие Сениной, Нарушевича) | |
5 | 30.09 | | Способы выявления проблемы. Как сформулировать проблему? | 1 | | с. 8-14, упр. 5-10 на с. 17-19 (пособие Сениной, Нарушевича) | |
6 | 07.10. | | Учимся определять и формулировать проблему текста | 1 | Анализ текстов | | |
7 | 14.10. | | Комментарий к проблеме. Виды комментариев | 1 | лекция | | |
8 | 21.10 | | Учимся комментировать проблему текста | 1 | Анализ текста | упр. 18 с. 29-31 (написать комментарий) Пособие Козулиной Рус. яз. Подготовка к ЕГЭ. Сочинение | |
9 | 28.10 | | Р.Р. В творческой лаборатории читателя: от текста – к постижению авторского замысла. Символика поэмы Блока «Двенадцать» | 1 | Анализ текста | сочинение | |
10 | 18.11 | | Что такое позиция автора? Как выявить позицию автора? | 1 | | | |
11 | 25.11 | | Р.Р. В творческой лаборатории читателя: от текста – к постижению авторского замысла. Художественный мир поэмы Анны Ахматовой | 1 | Анализ текста | Анализ поэмы Ахматовой «Реквием» | |
12 | 02.12 | | Практикум: работаем с текстом художественного стиля | 1 | Анализ текста | | |
13 | 09.12 | | Практикум: работаем с текстом публицистического стиля | 1 | Анализ текста | | |
14 | 16.12 | | Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме. Виды аргументов. | 1 | | Задание 5 с. 4-5, Пособие Козулиной | |
15 | 23.12 | | Структура аргументов. | 1 | | Задание 10 с.16-17, Пособие Козулиной | |
16 | 30.12 | | Учимся подбирать аргументы. | 1 | | Задание 10 с.16-17, Пособие Козулиной | |
Модуль 5. Практикум. Сочинение-рассуждение формата ЕГЭ | 17 | | | |
17 | 20.01 | | Р,Р, сочинение на литературную тему. А.Н.Толстой «Пётр I» | 1 | сочинение | | |
18 | 27.01 | | Практикум: работаем с текстом В.Иванова о книгах и чтении | 1 | Анализ текста | | |
19 | 03.02 | | Практикум: работаем с текстом художественного стиля | 1 | Анализ текста | стр. 54-58, задание 12 стр. 70 | |
20 | 10.02 | | Практикум. Работа с текстом В. Астафьева «Полонез Огинского». («На задворках нашего села…»). | 1 | практикум | Сочинение-рассуждение формата ЕГЭ | |
21 | 17.02 | | Практикум. Сочинение-рассуждение по тексту | 1 | Сочинение | | |
22 | 24.02 | | Р,Р, сочинение на литературную тему | 1 | Сочинение | | |
23 | 03.03 | | Практикум. Сочинение-рассуждение по тексту | | Сочинение | | |
24 | 10.03 | | Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями | 1 | Анализ текста | Задание 5 (предл-я 11-30) стр.122-124 | |
25 | 17.03 | | Требования к основной части сочинения. Соотношение содержания и формы в сочинении. | 1 | | Сочинение по тексту 6 стр. 173 | |
26 | 24.03 | | Типы и формы вступления. | 1 | | Задание 2-3 стр.113-117 | |
27 | 07.04 | | Основные виды заключения: заключение-вывод, заключение-следствие, концовка-цитата. | 1 | | Задание 4 стр. 118-120 | |
28 | 14.04 | | Практикум. Работа с текстом. Рецензирование ученических сочинений | 1 | практикум | Задание 2-3 стр.167-170 | |
29 | 21.04 | | Промежуточный контроль знаний. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля | 1 | сочинение | Сочинение-рассуждение формата ЕГЭ | |
30 | 29.04 | | Речевое оформление сочинения: фактические и речевые ошибки. (практикум) | 1 | Редактирование | Задания1-2 стр. 132-133 | |
31 | 05.05 | | Речевое оформление сочинения: речевые ошибки. (практикум) | 1 | Редактирование | Задания 3-7 стр. 33-140 | |
32 | 12.05 | | Практикум. Работа с текстом | 1 | Анализ текста | Текст Сочинение-рассуждение формата ЕГЭ | |
33 | 19.05 | | Итоговый урок. Критерии оценивания задания 25 (ЕГЭ- 2018). | 1 | | - | |
34 | | | резервный | | | | |