СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Литература, 7 класс"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Литература, 7 класс"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Черноморская средняя школа № 2»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО

Руководитель ШМО

Белоцерковская Ю.Е.

Заместитель директора по УВР

Довгаль Г.А.

Директор МБОУ

«Черноморская средняя школа №2»

Протокол № 1


Гаглоева О.А.

от ______________

________________ 2020 г.

Приказ от_____________ № ______



Рабочая программа



Наименование учебного предмета Литература

Класс 7-Б

Учитель Дерусова Елена Петровна

Срок реализации программы, учебный год 2020 / 2021

Количество часов по учебному плану В год - 102, в неделю - 3

К.р. - 4




Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и авторской программы по литературе для 5-7 классов: Учебник: «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я. Коровина, В.И. Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2014г.

Данная программа составлена с учетом федеральных и региональных праздников.


1.Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;

  • Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIIIвека, русских писателей XIX-XXвв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

  • Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  • Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;

  • Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.

В результате изучения литературы в 7 классе обучающиеся должны:

Знать/понимать:

  • содержание изученных литературных произведений,

  • основные факты жизни и творчества писателей XIX – XX веков,

  • знать основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения,

  • работать с книгой, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое, выразительное и др.),

  • оценивать характеры героев, их поступки;

  • заучивать наизусть и выразительно читать,

  • выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в сжатом или развернутом виде;

  • писать сочинения на литературную тему,

  • участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою,

  • выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей,

  • составлять план, использовать различные источники информации для решения коммуникативных задач.

Использовать

  • приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  • уметь ориентироваться в окружающем мире,

  • уметь вести диалог, доказывать свою точку зрения, используя различные аргументы.


2. Содержание учебного курса


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО


Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Вопло­щение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физиче­ская сила).

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевско­го и Новгородского циклов былин. Своеобразие былин­ного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для само­стоятельного чтения).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость посло­виц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов ми­ра. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афори­стические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «По­весть о Петре и Февронии Муромских». Нравствен­ные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные пред­ставления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие пред­ставлений).


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА


Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день вос­шествия на Всероссийский престол ея Величест­ва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в буду­щем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важ­нейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представ­ления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жиз­ни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА


Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о ве­щем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мас­терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози­ции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие пред­ставлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Об­раз летописца как образ древнерусского писателя. Мо­нолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного по­вествования и как завет будущим поколениям.

Теория литературы. Повесть (развитие пред­ставлений).


Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устно­го народного творчества. Оценка героев с позиций на­рода. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молит­ва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеаль­ной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памя­ти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).


Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарище­ства, осуждение предательства. Героизм и самоотвер­женность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Пат­риотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в по­вести.

Теория литературы. Историческая и фольклор­ная основа произведения. Роды литературы: эпос (раз­витие понятия). Литературный герой (развитие понятия).


Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское от­ношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».

Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.


Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Исто­рическая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Си­бирь.

Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэ­та за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Парази­тизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для внеклассного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные пред­ставления).


Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое худо­жественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).


Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой расска­за: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.


Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние тру­сости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической харак­теристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность ко­мического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж­дения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).


«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благо­вест». Поэтическое изображение родной природы и вы­ражение авторского настроения, миросозерцания.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА


Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображе­ние быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.


Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владими­ром Маяковским летом на даче». Мысли автора о ро­ли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворе­ния.

Теория литературы. Лирический герой (на­чальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные пред­ставления)


Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.


Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непо­хожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юш­ка — незаметный герой с большим сердцем. Осозна­ние необходимости сострадания и уважения к челове­ку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нрав­ственное содержание человеческой жизни. Идеи доб­роты, взаимопонимания, жизни для других. Своеоб­разие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения).


На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечест­венной войны. Героизм, патриотизм, самоотвержен­ность, трудности и радости грозных лет войны в стихо­творениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихо­нова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рас­сказе.

Теория литературы. Литературные традиции.


Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писа­теле.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутрен­ней, духовной красоты человека. Протест против равно­душия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной ро­ли прекрасного в душе человека, в окружающей приро­де. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писа­теле.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопо­мощь, взаимовыручка. Особенности характера геро­ев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собствен­ном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и при­рода. Выражение душевных настроений, состояний чело­века через описание картин природы. Общее и индивиду­альное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (разви­тие понятия).

А.Н. Вердинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б.Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний.

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Михаил Зощенко. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах



ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о спра­ведливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Ро­дины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единст­ве на фоне круговорота времен года. Поэтическая кар­тина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданно­сти. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышен­ное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы», Р. Шекли «Запах мысли».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выраже­ние стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.









3. Тематическое планирование


Разделы

Количество часов

Внеклассное чтение

Домашие сочинеиянн

Классные сочинения

Контрольные работы

1

Введение

1





2

Устное народное творчество

9





3

Из Древнерусской литературы

6


1


1

4

Из русской литературы XVIII века

3





5

Из русской литературы XIX века

53

3


2

2

6

Произведения русских писателей ХХ века

22

1

1


1

7

Зарубежная литература

7





8

Итоговый урок

1





9

Итого:

102

4

2

2

4
















Календарно-тематическое планирование

П/П

Раздел. Тема урока


Кол-во часов


7-б класс

1


Введение 1 ч.


план

факт


1

Введение. Изображение человека как важнейшая задача литературы

1



2


Устное народное творчество 9 ч.





2

УНТ. Понятие о преданиях. «Предание об Иване Грозном» и Петре Первом

1




3

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович»

1




4

Былина «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа

1




5

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины

1




6

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник»

1




7

Карело-финский эпос «Калевала»

1




8

Песнь о Роланде. Представление о французском эпосе

1




9

Песнь о Роланде. Художественные особенности

1




10

Пословицы и поговорки как выражение народной мудрости

1



3


Из Древнерусской литературы 6 ч.





11

«Повесть временных лет» «Поучение Владимира Мономаха».

1




12

Отрывок из «Повести временных лет» «О пользе книг»

1




13

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» как образец житийного жанра древнерусской литературы

1




14

Высокий моральный облик главной героини «Повести о Петре и Февронии Муромских»

1



ДС1

15

Подготовка к домашнему сочинению «Нравственные облик человека в древнерусской литературе»

1



К1

16

Контрольная работа №1 по УНТ и ДРЛ

1



4


Из литературы XVIII века 3 ч.





17

Личность и судьба М.В. Ломоносова. Стихи М.В. Ломоносова

1




18

М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок)

1




19

Г.Р. Державин. Очерк жизни и творчества. Стихи Г.Р. Державина

1



5


Из литературы XIX века 53 ч.





20

А.С.ПУШКИН и русская история.

1




21

А.С.ПУШКИН. Поэма «Полтава». «Полтавский бой». Изображение Петра в поэме

1




22

Тема Петра I в поэме «Полтава»

1




23

А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родин

1




24

А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Образ Петербурга

1




25

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Понятие о балладе

1




26

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Своеобразие жанра

1




27

А.П. Пушкин – драматург. Трагедия «Борис Годунов»

1




28

А.С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре

1




29

А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Станционный смотритель»

1




30

Образы Самсона Вырина и Дуни. А. С. Пушкин «Станционный смотритель»

1




31

Место притчи о блудном сыне в произведении А.С. Пушкина

1



С1

32

Классное сочинение по повести А. С. Пушкин «Станционный смотритель»

1




33

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Личность поэта. «Песня про …купца Калашникова»

1




34

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Личность поэта. «Песня про …купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России

1




35

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. «Песня про …купца Калашникова». Образ главного героя

1




36

Фольклорные начала в «Песне про купца Калашникова». Образ гусляров и автора

1




37

М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы

1



К2

38

Контрольная работа №2 «Основные мотивы лирики А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова»

1




39

Н. В. ГОГОЛЬ». Жизнь и творчество писателя


1




40

Н. В. ГОГОЛЬ. История создания повести «Тарас Бульба»

1




41

Повесть «Тарас Бульба». Образ Запорожской Сечи в повести

1




42

Повесть «Тарас Бульба». Осада польского города Дубно

1




43

Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».Героика повести

1



С2

44

Повесть «Тарас Бульба». Трагедия Тараса Бульбы

1




45

Классное сочинение по повести «Тарас Бульба»

1



В1

46

В/ч. Н.В. Гоголь «Коляска». Обличение человеческих пороков





47

И.С. ТУРГЕНЕВ. Сборник «Записки охотника». Жизнь и творчество писателя

1




48

И.С. ТУРГЕНЕВ. Сборник «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»

1




49

И.С. Тургенев. Рассказ «Бирюк». Особенности русского характера

1




50

И.С. ТУРГЕНЕВ. Стихотворения в прозе

1




51

И.С. ТУРГЕНЕВ. Анализ стихотворений в прозе

1



В2

52

В/ч. И.С. Тургенев. Сборник «Записки охотника». Рассказ «Уездный лекарь»

1




53

Н.А. НЕКРАСОВ – поэт народной боли. Поэма «Русские женщины»

1




54

А.К. Толстой. «Василий Шибанов». Драма человеческих взаимоотношений.

1




55

А.К. Толстой. «Князь Михайло Репнин»

1




56

Тема подвига русских женщин в поэме Некрасова

1




57

Своеобразие лирики Н.А. Некрасова. «Размышление у парадного подъезда»

1




58

Н.А. Некрасов. «Размышление у парадного подъезда». Особенности лирического героя

1




59

М.Е. САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН. Образ писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1




60

Смысл противопоставления генералов и мужика

1




61

Сказка М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик»

1




62

Л.Н. ТОЛСТОЙ. Детство писателя. Главы «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Классы»

1




63

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир.

1




64

А.П. ЧЕХОВ – мастер жанра короткого рассказа. «Хамелеон»

1




65

А.П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник». Грустный юмор

1




66

А.П. Чехов. Рассказ «Размазня». Легко ли быть сильным

1



В3

67

В/ч. А.П. Чехов «Тоска». Тема одиночества в рассказе

1




68

Стихи о родной природе. Жуковский, Бунин, А. Толстой

1




69

И.А. БУНИН. Судьба и творчество. «Цифры.

1




70

Сложность взаимоотношений взрослых и детей в рассказе И.А.Бунина "Цифры"

1




71

И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа

1



К3

72

Контрольная работа №3 по теме «Литература XIX века».

1



6


Произведения русских писателей XX века





73

М. ГОРЬКИЙ. Автобиографический характер повести «Детство» (1 глава)

1




74

«Свинцовые мерзости жизни», изображенные в повести «Детство»

1




75

«Яркое, здоровое, творческое» на страницах повести «Детство»

1




76

М. Горький. «Легенда о Данко»

1




77

Л. АНДРЕЕВ Личность писателя. Рассказ Кусака»

1




78

В.В. МАЯКОВСКИЙ. Отражение души поэта. «Необычайное приключение…»

1




79

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир

1




80

А.П. ПЛАТОНОВ. Личность писателя. Рассказ «Юшка»

1




81

А.П. ПЛАТОНОВ «В прекрасном и яростном мире». Своеоб­разие языка

1



ДС2

82

Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» По рассказам Платонова и Андреева

1




83

На дорогах войны. Военная лирика А.Т. Твардовского, А. Суркова и Н. Тихонова

1




84

Ритмы и образы военной лирики А. Ахматовой, К. Симонова

1




85

Ф. АБРАМОВ и его рассказ «О чем плачут лошади»

1




86

Е. НОСОВ. Рассказ «Кукла». Нравственная проблематика рассказа

1




87

Е. Носов. «Живое пламя»

1




88

М. Зощенко. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в произведении

1



В4

89

В/ч. М.М. Зощенко «Баня»

1




90

А. ТВАРДОВСКИЙ – «художник с мудрым сердцем и чистой совестью». Стихотворения

1




91

А.Н. Вердинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний

1




92

Ю.П. КАЗАКОВ. Рассказ «Тихое утро.

1




93

«Тихая моя Родина» в стихотворениях В. Брюсова, Ф. Сологуба, С. Есенина, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова

1



К4

94

Контрольная работа №4 по теме «Русская литература 20 века»

1



7


Зарубежная литература 7 ч.





95

Представления народа о справедливости и честности «Честная бедность» Роберта Бернса

1




96

Ощущение трагического разлада «Ты кончил жизни путь, герой!» Дж. Г. Байрона

1




97

Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы

1




98

О. Генри. «Дары волхвов». Мудрые уроки новеллы

1




99

Р.Д. Бредбери. «Каникулы». Реальность фантастического мира в рассказе

1




100

Р.Д. Бредбери. «Каникулы». Реальность фантастического мира в рассказе

1




101

Р.Шекли «Запах мысли»

1



8

102

Итоговый урок. Повторение изученного в 7 классе. Что читаем летом

1







1