Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дашковская средняя общеобразовательная школа»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
____________ В.Д. Маланин
30.08.2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
5 класс (ФГОС ООО)
Составитель: Суворова Татьяна Александровна,
учитель биологии
г.о. Серпухов, п. Большевик,
2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС
Количество часов за год в соответствии с учебным планом 35 часов
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897»; Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15 (Реестр примерных основных общеобразовательных программ/Министерство образования и науки Российской Федерации), приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и Программы по биологии для 5—9 классов. Линейный курс. Автор В.В. Пасечник, М:, «Дрофа», 2020 год.
УМК:
-Программа основного общего образования. Биология. 5—9 классы. Линейный курс. Авторы В.В. Пасечник, М.: «Дрофа», 2020г.
-Учебник по биологии: «Биология. Введение в биологию.5 класс». В.В. Пасечник. М.: «Дрофа», 2020 г.
-Рабочая тетрадь к учебнику: «Биология. Введение в биологию.5 класс». В.В. Пасечник. М.: «Дрофа», 2020 г.
Цели:
Изучение предметной области "Биология" должно обеспечить:
формирование целостной научной картины мира;
понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
Задачи:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения биологии являются:
• развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.
Метапредметные результаты изучения биологии в основной школе.
Регулятивные УУД.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
Познавательные УУД.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
Предметные результаты выпускников основной школы.
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
II. Содержание учебного предмета «Биология».
Раздел 1. Введение в биологию (8 ч.)
Понятие о жизни. Сходство и различие живого и неживого. Свойства живых тел природы. Роль живого в природе. Живая и неживая природа — единое целое.
Биология — система наук о живой природе. Объекты, процессы и явления живой природы. Основные разделы и задачи биологии.
Язык биологии: термины, понятия, символы. Источники биологических знаний: наблюдение, опыт и теория. Источники биологической информации: энциклопедии, словари, справочники, определители, карты, фото- и видеоизображения, компьютерные базы данных, Интернет и др.
Кабинет биологии. Лабораторное оборудование кабинета биологии. Правила поведения и работы в кабинете биологии.
Биология и другие естественные науки. Биология и ненаучное познание (религиозное, мифологическое, художественное). Значение биологических знаний для современного человека.
Научный метод изучения живой природы. Наблюдение в биологии. Живые и фиксированные объекты. Биологический рисунок. Использование увеличительных приборов для наблюдения. Лупа. Световой и цифровой микроскопы. Описание в биологии. Научное и художественное описание живых объектов. Использование таблиц, диаграмм для описания объектов, процессов и явлений живой природы. Классификация объектов, процессов и явлений живой природы как прием научного познания. Принцип родства и его использование в биологических исследованиях. Измерение в биологии. Выбор единиц измерения. Длина, площадь, объем, масса, время. Измерение размеров биологических объектов. Эксперимент в биологии. Природный и лабораторный эксперименты. Этапы биологического эксперимента. Объяснение результатов эксперимента.
Раздел 2. Строение и многообразие живых организмов (14 ч.)
Понятие об организме. Основные части организма: клетки, ткани, органы, системы органов. Взаимосвязь частей организма. Организм — единое целое. Разнообразие организмов. Особенности строения организмов растений, животных, грибов и человека. Бактерии. Понятие о клетке как наименьшей единице живой природы. Доядерные и ядерные организмы. Процессы жизнедеятельности организмов: питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция, размножение, рост, развитие.
Классификация организмов. Основные царства живой природы.
Раздел 3. Организм и среда обитания (12 ч.)
Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания и их характеристика. Условия жизни организмов: свет, тепло, воздух, вода, минеральный состав почвы, пища. Значение условий жизни для организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов.
Понятие о природном сообществе. Состав и структура сообщества. Взаимосвязи организмов в природном сообществе. Приспособление организмов к совместному существованию в природном сообществе. Разнообразие сообществ: природные и искусственные. Сообщества, созданные и поддерживаемые человеком. Значение природных и искусственных сообществ.
Природные зоны Земли. Флора и фауна природных зон. Ландшафты природные и культурные.
Человек — часть природы. Хозяйственная деятельность человека в природе: растениеводство, животноводство, охота, рыболовство, лесозаготовки, градостроение и др. Охрана живой природы. Особо охраняемые природные территории. Роль учащихся в охране природы своей страны и края.
Жизнь и ее многообразие — общечеловеческая ценность. Планета Земля — наш дом.
Резервное время 2-ч. добавлено на изучение тем:
Лабораторные работы – 11
Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.»
Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.»
Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.»
Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.»
Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.»
Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.».
Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.».
Л.р.№8 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»
Л.р.№9 «Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных».
Л.р.№10 «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения».
Л.р.№11 «Строение цветкового растения».
Проверочные работы – 2
Пр. р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений».
Пр. р.№2 «Многообразие живых организмов».
Экскурсии – 1
Эк.№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»
III. Тематическое планирование.
№ уроков-кол-во часов | Наименование разделов и тем | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО) | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
Предметные результаты | Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) | Личностные |
| | | | | | |
1. Введение в биологию. 8 ч |
1-1 | Введение. Что изучает наука биология. | Первое знакомство с учебником и его методическим аппаратом. | Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: строить фразы с использованием биологических терминов. Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью. | формировать положительную мотивацию учебной деятельности. | сентябрь | |
2-1 | Живая и неживая природа – единое целое. | Усваивать различия между живой и неживой природой. | Познавательные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь поддерживать учебный диалог. Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью. | формировать мотивацию выбора будущей профессии. | сентябрь | |
3-1 | Биология – система наук о живой природе. | Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. | Познавательные: ориентироваться в многообразии методов изучения природы. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение. Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя. | проявлять активность во взаимодействии, для решения коммуникативных и познавательных задач. | сентябрь | |
4-1 | Методы исследования в биологии. | Определяют понятия: "методы исследования», «наблюдения», « эксперимент, «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии | Познавательные: ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | формировать мотивацию выбора будущей профессии. | сентябрь | |
5-1 | Измерение в биологических исследованиях. | Характеризуют понятие «измерение». Составляют схему, обобщающую методы исследования в биологии. | Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Коммуникативные: выявлять проблему, искать способы разрешения проблемы, принимать решения. Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя. | развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук. | октябрь | |
6-1 | Описание результатов исследования. | Тренировка переводить информацию в форму таблиц, диаграмм, графиков, получать информацию из них. | Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); осуществлять синтез, т. е. обобщать. Коммуникативные: строить фразы с использованием биологических терминов. Регулятивные: планировать свою деятельность, составлять план ответа. | развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук. | октябрь | |
7-1 | Эксперимент в биологии. | Характеризуют понятие «эксперимент». Составляют схему, обобщающую методы исследования в биологии. | Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); осуществлять синтез, т. е. обобщать. Коммуникативные: строить фразы с использованием биологических терминов. Регулятивные: планировать свою деятельность, составлять план ответа. | развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук; | октябрь | |
8-1 | Обобщение. Эк.№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных». | Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений | Познавательные: ставить и формулировать проблему урока. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | формировать мотивацию выбора будущей профессии. | октябрь | |
2. Строение и многообразие живых организмов (14 ч.) |
9-1 | Увеличительные приборы. Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.» | Определяют понятия: « клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | Познавательные: анализирует знание о клетке, её строение и составе, структурирование полученных знаний; Коммуникативные: инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации. Регулятивные: принимать учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя, составлять план ответа. | развивать интеллектуальные и творческие способностей учащихся. | ноябрь | |
10-1 | Клетка – основная структурная и функциональная единица живого организма. Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.» | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | Познавательные: отбирает необходимую информацию об обмене веществ, соотносит свой способ питания с другими; Коммуникативные: уметь строить монологичное высказывание. Регулятивное: принимать учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя, составлять план ответа. | формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности. | ноябрь | |
11-1 | Организм – единое целое. Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.» | Определяют понятие «организм». Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их | Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Коммуникативные: инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации. Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | ноябрь | |
12-1 | Жизнедеятельность организмов. Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.» | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Коммуникативные: строить фразы с использованием биологических терминов. Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | формировать положительную мотивацию учебной деятельности. | ноябрь | |
13-1 | Разнообразие организмов. Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.» | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки | Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | формировать положительную мотивацию учебной деятельности. | декабрь | |
14/15-2 | Царство Бактерии: многообразие и значение. Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.». | Выделяют существенные признаки бактерий. Определяют понятия: « клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека. | Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Коммуникативные: строить фразы с использованием биологических терминов. Регулятивные: формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач. | декабрь | |
16/17-2 | Царство Грибы: многообразие и значение. Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.». | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведенным в учебнике изображением | Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Коммуникативные: строить монологичное высказывание, аргументировать свою позицию. Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, отвечать на поставленные вопросы. | формировать самооценку на основе критериев успешной деятельности. | декабрь | |
18/19-2 | Царство Растения: многообразие и значение. Л.р.№8 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)». | Определяет понятие: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений . Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, и наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выделяют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием | Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Коммуникативные: уметь поддерживать учебный диалог. Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, отвечать на поставленные вопросы. | формировать положительную оценку учебной деятельности. | январь | |
20/21-2 | Царство Животные: многообразие и значение. | Сравнивать представителей одноклеточных животных, делают выводы на основе строения. Различать на таблицах беспозвоночных животных. Сравнивать представителей беспозвоночных животных, делают выводы на основе строения. Различать позвоночных животных на объектах и таблицах, в том числе опасных для человека. Сравнивать представителей позвоночных животных, делают выводы на основе сравнения. | Познавательные: строить логическую цепь рассуждений; приводить доказательства. Коммуникативные: инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации. Регулятивные: принимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, оценивать свой ответ, свою работу. | формировать личное (эмоциональное) отношение к окружающему миру. | январь | |
23-1 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Строение и многообразие живых организмов» Пр.р. №2 «Многообразие живых организмов». | Уметь ориентироваться в строении и многообразии живых организмов. | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: выявлять проблему, искать и оценивать альтернативные способы разрешения проблемы, принимать решения и реализовывать. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | формировать положительную мотивацию учебной деятельности. | февраль | |
3. Организм и среда обитания. 12 ч. |
24-1 | Среды обитания организмов. | Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда» , «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу | Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных) устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | формировать личное (эмоциональное) отношение к окружающему миру. | февраль | |
25-1 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | формировать личное (эмоциональное) отношение к окружающему миру. | февраль | |
26-1 | Сезонные изменения в жизни организмов. | Описание приспособлений живых организмов, обитающих в различных средах. | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | формировать личное (эмоциональное) отношение к окружающему миру. | февраль | |
27-1 | Природные сообщества. | Приведение примеров организмов, обитающих в различных средах. | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: выявлять проблему, искать и оценивать альтернативные способы разрешения проблемы, принимать решения и реализовывать. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | формировать осознание себя как части целого (живой природы). | март | |
28-1 | Взаимосвязи организмов в сообществе. Л.р. №9 «Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных». | Уметь характеризовать обитателей различных сред обитания. | Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | формировать осознание себя части живой природы. | март | |
29-1 | Сообщества, создаваемые человеком. | Формулирование определения понятия «экологические факторы». | Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: выявлять, идентифицировать проблему, искать и оценивать альтернативные способы разрешения проблемы, принятие решения и его реализация. Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, отвечать на поставленные вопросы. | развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивацию к изучению в дальнейшем различных естественных наук. | март | |
30-1 | Экосистемы природных зон Земли. | Уметь характеризовать природные зоны земли. | Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных) устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: выявлять проблему, искать и оценивать альтернативные способы разрешения проблемы, принимать решения и реализовывать. Регулятивные: принимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, оценивать свой ответ, свою работу. | воспитывать ответственное отношение к природе, осознавать необходимость защиты окружающей среды. | апрель | |
31-1 | Природные зоны России. | Уметь характеризовать природные зоны России. | Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных) устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: выявлять проблему, искать и оценивать альтернативные способы разрешения проблемы, принимать решения и реализовывать. Регулятивные: принимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, оценивать свой ответ, свою работу. | воспитывать ответственное отношение к природе, осознавать необходимость защиты окружающей среды. | апрель | |
32-1 | Хозяйственная деятельность человека в природе. Л.р. №10 «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения». | Уметь анализировать последствия хозяйственной деятельности человека. | Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: выявлять проблему, искать и оценивать альтернативные способы разрешения проблемы, принимать решения и реализовывать. Регулятивные: принимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, оценивать свой ответ, свою работу. | формировать личное (эмоциональное) отношение к окружающему миру. | апрель | |
33-1 | Охрана природы. Особо охраняемые природные территории. | Уметь характеризовать исчезнувшие и редкие виды растений и животных, а также объяснять причины исчезновения растений, животных, лесов, степей, обмеления рек. | Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: выявлять, идентифицировать проблему, искать и оценивать альтернативные способы разрешения проблемы, принятие решения и его реализация. Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, отвечать на поставленные вопросы. | воспитывать ответственное отношение к природе, осознавать необходимость защиты окружающей среды. | май | |
34-1 | Планета Земля – наш общий дом. | Уметь характеризовать стадии развития человека. | Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способов взаимодействия. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | формировать диалектико-материалистическое мировоззрение. | май | |
35-1 | Обобщающий урок по курсу: «Введение в биологию». Л.р. №11 «Строение цветкового растения». | Уметь характеризовать основные понятия данного курса. | Познавательные: искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, отвечать на поставленные вопросы. | развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивацию к изучению в дальнейшем различных естественных наук. | май | |
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
на заседании ШМО Зам. директора по УР
учителей ЕНЦ
протокол от 30.08.2020 г. №1 __________________ Е.С. Мазалова
Руководитель ШМО
30.08.2020 г.
________________ В.В. Рожков