СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена по линии УМК Программа основного общего образования. Биология. 5—9 классы. Линейный курс. Авторы В.В. Пасечник, М.: «Дрофа», 2020г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дашковская средняя общеобразовательная школа»





«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

____________ В.Д. Маланин

30.08.2020 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

5 класс (ФГОС ООО)









Составитель: Суворова Татьяна Александровна,

учитель биологии













г.о. Серпухов, п. Большевик,

2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Предмет БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС

Количество часов за год в соответствии с учебным планом 35 часов


Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897»; Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15 (Реестр примерных основных общеобразовательных программ/Министерство образования и науки Российской Федерации), приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и Программы по биологии для 5—9 классов. Линейный курс. Автор В.В. Пасечник, М:, «Дрофа», 2020 год.

УМК:

-Программа основного общего образования. Биология. 5—9 классы. Линейный курс. Авторы В.В. Пасечник, М.: «Дрофа», 2020г.

-Учебник по биологии: «Биология. Введение в биологию.5 класс». В.В. Пасечник. М.: «Дрофа», 2020 г.

-Рабочая тетрадь к учебнику: «Биология. Введение в биологию.5 класс». В.В. Пасечник. М.: «Дрофа», 2020 г.


Цели:

Изучение предметной области "Биология" должно обеспечить:

формирование целостной научной картины мира;

понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

овладение научным подходом к решению различных задач;

овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;

осознание значимости концепции устойчивого развития;

формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Задачи:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения биологии являются:

• развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• воспитание ответственного отношения к природе, осо­знания необходимости защиты окружающей среды, стремле­ния к здоровому образу жизни;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.


Метапредметные результаты изучения биологии в основной школе.

Регулятивные УУД.

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

Познавательные УУД.

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД.

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;


Предметные результаты выпускников основной школы.

Выпускник научится:

      • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

      • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

      • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

      • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

      • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

      • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

      • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

      • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

      • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

      • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

      • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

      • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

      • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

      • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

      • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.



II. Содержание учебного предмета «Биология».

Раздел 1. Введение в биологию (8 ч.)

Понятие о жизни. Сходство и различие живого и неживого. Свойства живых тел природы. Роль живого в природе. Живая и неживая природа — единое целое.

Биология — система наук о живой природе. Объекты, процессы и явления живой природы. Основные разделы и задачи биологии.

Язык биологии: термины, понятия, символы. Источники биологических знаний: наблюдение, опыт и теория. Источники биологической информации: энциклопедии, словари, справочники, определители, карты, фото- и видеоизображения, компьютерные базы данных, Интернет и др.

Кабинет биологии. Лабораторное оборудование кабинета биологии. Правила поведения и работы в кабинете биологии.

Биология и другие естественные науки. Биология и ненаучное познание (религиозное, мифологическое, художественное). Значение биологических знаний для современного человека.

Научный метод изучения живой природы. Наблюдение в биологии. Живые и фиксированные объекты. Биологический рисунок. Использование увеличительных приборов для наблюдения. Лупа. Световой и цифровой микроскопы. Описание в биологии. Научное и художественное описание живых объектов. Использование таблиц, диаграмм для описания объектов, процессов и явлений живой природы. Классификация объектов, процессов и явлений живой природы как прием научного познания. Принцип родства и его использование в биологических исследованиях. Измерение в биологии. Выбор единиц измерения. Длина, площадь, объем, масса, время. Измерение размеров биологических объектов. Эксперимент в биологии. Природный и лабораторный эксперименты. Этапы биологического эксперимента. Объяснение результатов эксперимента.

Раздел 2. Строение и многообразие живых организмов (14 ч.)

Понятие об организме. Основные части организма: клетки, ткани, органы, системы органов. Взаимосвязь частей организма. Организм — единое целое. Разнообразие организмов. Особенности строения организмов растений, животных, грибов и человека. Бактерии. Понятие о клетке как наименьшей единице живой природы. Доядерные и ядерные организмы. Процессы жизнедеятельности организмов: питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция, размножение, рост, развитие.

Классификация организмов. Основные царства живой природы.

Раздел 3. Организм и среда обитания (12 ч.)

Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания и их характеристика. Условия жизни организмов: свет, тепло, воздух, вода, минеральный состав почвы, пища. Значение условий жизни для организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов.

Понятие о природном сообществе. Состав и структура сообщества. Взаимосвязи организмов в природном сообществе. Приспособление организмов к совместному существованию в природном сообществе. Разнообразие сообществ: природные и искусственные. Сообщества, созданные и поддерживаемые человеком. Значение природных и искусственных сообществ.

Природные зоны Земли. Флора и фауна природных зон. Ландшафты природные и культурные.

Человек — часть природы. Хозяйственная деятельность человека в природе: растениеводство, животноводство, охота, рыболовство, лесозаготовки, градостроение и др. Охрана живой природы. Особо охраняемые природные территории. Роль учащихся в охране природы своей страны и края.

Жизнь и ее многообразие — общечеловеческая ценность. Планета Земля — наш дом.


Резервное время 2-ч. добавлено на изучение тем:


Лабораторные работы – 11

Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.»

Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.»

Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.»

Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.»

Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.»

Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.».

Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.».

Л.р.№8 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

Л.р.№9 «Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных».

Л.р.№10 «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения».

Л.р.№11 «Строение цветкового растения».

Проверочные работы – 2

Пр. р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений».

Пр. р.№2 «Многообразие живых организмов».


Экскурсии – 1

Эк.№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»




III. Тематическое планирование.


№ уроков-кол-во часов

Наименование разделов и тем

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС ООО)

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки (и/или коррекция)

Предметные

результаты

Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные)

Личностные

1. Введение в биологию. 8 ч

 1-1

Введение. Что изучает наука биология.

Первое знакомство с учебником и его методическим аппаратом.

Познавательные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные:

строить фразы с использованием биологических терминов.

Регулятивные:

выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

формировать положительную мотивацию учебной деятельности.

сентябрь


 2-1

Живая и неживая природа – единое целое.


Усваивать различия между живой и неживой природой.

Познавательные:

формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные:

уметь поддерживать учебный диалог.

Регулятивные:

выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

формировать мотивацию выбора будущей профессии.

сентябрь


3-1

Биология – система наук о живой природе.


Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества.

Познавательные:

ориентироваться в многообразии методов изучения природы.

Коммуникативные:

уметь высказывать свое мнение.

Регулятивные:

планировать свою деятельность под руководством учителя.

проявлять активность во взаимодействии, для решения коммуникативных и познавательных задач.

сентябрь


4-1

Методы исследования в биологии.


Определяют понятия: "методы исследования», «наблюдения», « эксперимент, «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии

Познавательные:

ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

планировать

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

уметь ставить учебную задачу

на основе

соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся,

и того, что еще неизвестно.

формировать мотивацию выбора будущей профессии.

сентябрь


 5-1

Измерение в биологических исследованиях.


Характеризуют понятие «измерение». Составляют схему, обобщающую методы исследования в биологии.

Познавательные:

анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Коммуникативные:

выявлять проблему, искать способы разрешения проблемы, принимать решения.

Регулятивные:

планировать свою деятельность под руководством учителя.

развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук.

октябрь


 6-1

Описание результатов исследования.

Тренировка переводить информацию в форму таблиц, диаграмм, графиков, получать информацию из них.

Познавательные:

анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

осуществлять синтез, т. е. обобщать.

Коммуникативные:

строить фразы с использованием биологических терминов.

Регулятивные:

планировать свою деятельность,

составлять план ответа.

развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук.

октябрь


 7-1

Эксперимент в биологии.


Характеризуют понятие «эксперимент». Составляют схему, обобщающую методы исследования в биологии.

Познавательные:

анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

осуществлять синтез, т. е. обобщать.

Коммуникативные:

строить фразы с использованием биологических терминов.

Регулятивные:

планировать свою деятельность, составлять план ответа.

развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук;

октябрь


 8-1

Обобщение.

Эк.№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных».

Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений

Познавательные:

ставить и формулировать проблему урока.

Коммуникативные:

владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные:

ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

формировать мотивацию выбора будущей профессии.

октябрь


2. Строение и многообразие живых организмов (14 ч.)

 9-1

Увеличительные приборы.

Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.»

Определяют понятия: « клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

Познавательные:

анализирует знание о клетке, её строение и составе, структурирование полученных знаний;

Коммуникативные:

инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя, составлять план ответа.

развивать интеллектуальные и творческие способностей учащихся.

ноябрь


 10-1

Клетка – основная структурная и функциональная единица живого организма.

Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.»

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Познавательные:

отбирает необходимую информацию об обмене веществ, соотносит свой способ питания с другими;

Коммуникативные:

уметь строить монологичное высказывание.

Регулятивное:

принимать учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя, составлять план ответа.

формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

ноябрь


 11-1

Организм – единое целое.

Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.»

Определяют понятие «организм». Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их

Познавательные:

анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Коммуникативные:

инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

Регулятивные:

планировать свою деятельность под руководством учителя, формулировать учебную задачу

на основе

соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся,

и того, что еще неизвестно.

проявлять активность во взаимодействии

для решения коммуникативных и познавательных задач.

ноябрь


 12-1

Жизнедеятельность организмов.

Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.»

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Познавательные:

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные:

строить фразы с использованием биологических терминов.

Регулятивные:

планировать свою деятельность под руководством учителя, формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

формировать положительную мотивацию учебной деятельности.

ноябрь


 13-1

Разнообразие организмов.

Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.»

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки

Познавательные:

анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

формулировать учебную задачу на основе

соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

формировать положительную мотивацию учебной деятельности.

декабрь


 14/15-2

Царство Бактерии: многообразие и значение.

Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.».

Выделяют существенные признаки бактерий.

Определяют понятия: « клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.

Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Коммуникативные:

строить фразы с использованием биологических терминов.

Регулятивные:

формулировать учебную задачу на основе

соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

проявлять активность во взаимодействии

для решения коммуникативных задач.

декабрь


 16/17-2

Царство Грибы: многообразие и значение.

Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.».

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведенным в учебнике изображением

Познавательные:

анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Коммуникативные:

строить монологичное высказывание, аргументировать свою позицию.

Регулятивные:

планировать свою деятельность под руководством учителя, отвечать на поставленные вопросы.

формировать самооценку на основе

критериев успешной деятельности.

декабрь


 18/19-2

Царство Растения: многообразие и значение.

Л.р.№8 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)».

Определяет понятие: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные

признаки растений . Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, и наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выделяют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

Познавательные:

анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Коммуникативные:

уметь поддерживать учебный диалог.

Регулятивные:

планировать свою деятельность под руководством учителя, отвечать на поставленные вопросы.

формировать положительную оценку учебной деятельности.

январь


 20/21-2

Царство Животные: многообразие и значение.

Сравнивать представителей одноклеточных животных, делают выводы на основе строения. Различать на таблицах беспозвоночных животных. Сравнивать представителей беспозвоночных животных, делают выводы на основе строения. Различать позвоночных животных на объектах и таблицах, в том числе опасных для человека. Сравнивать представителей позвоночных животных, делают выводы на основе сравнения.

Познавательные:

строить логическую цепь рассуждений; приводить доказательства.

Коммуникативные:

инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, оценивать свой ответ, свою работу.

формировать личное

(эмоциональное)

отношение к окружающему миру.

январь


 23-1

Обобщение и закрепление знаний по теме «Строение и многообразие живых организмов»

Пр.р. №2 «Многообразие живых организмов».

Уметь ориентироваться в строении и многообразии живых организмов.

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи,

строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

выявлять проблему, искать и оценивать альтернативные способы разрешения проблемы, принимать решения и реализовывать. Регулятивные:

ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

формировать положительную мотивацию учебной деятельности.

февраль


3. Организм и среда обитания. 12 ч.

24-1

Среды обитания организмов.

Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда» , «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу

Познавательные:

анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных) устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

формировать личное (эмоциональное) отношение к окружающему миру.

февраль


25-1

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

Познавательные:

анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных,

устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

формировать личное

(эмоциональное)

отношение к окружающему миру.

февраль


26-1

Сезонные изменения в жизни организмов.

Описание приспособлений живых организмов, обитающих в различных средах.

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

формировать личное

(эмоциональное) отношение к окружающему миру.

февраль


27-1

Природные сообщества.

Приведение примеров организмов, обитающих в различных средах.

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи,

строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

выявлять проблему, искать и оценивать альтернативные способы разрешения проблемы, принимать решения и реализовывать. Регулятивные:

ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.


формировать осознание себя как части целого (живой природы).

март


28-1

Взаимосвязи организмов в сообществе.

Л.р. №9 «Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных».

Уметь характеризовать обитателей различных сред обитания.

Познавательные:

анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

формировать осознание себя части живой природы.

март


29-1

Сообщества, создаваемые человеком.


Формулирование определения понятия «экологические факторы».

Познавательные:

выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

выявлять, идентифицировать проблему, искать и оценивать альтернативные способы разрешения проблемы, принятие решения и его реализация.

Регулятивные:

планировать свою деятельность под руководством учителя, отвечать на поставленные вопросы.

развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивацию к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

март


30-1

Экосистемы природных зон Земли.

Уметь характеризовать природные зоны земли.

Познавательные:

анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных) устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

выявлять проблему, искать и оценивать альтернативные способы разрешения проблемы, принимать решения и реализовывать.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, оценивать свой ответ, свою работу.

воспитывать ответственное отношение к природе, осознавать необходимость защиты окружающей среды.


апрель


31-1

Природные зоны России.

Уметь характеризовать природные зоны России.

Познавательные:

анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных) устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

выявлять проблему, искать и оценивать альтернативные способы разрешения проблемы, принимать решения и реализовывать.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, оценивать свой ответ, свою работу.

воспитывать ответственное отношение к природе, осознавать необходимость защиты окружающей среды.


апрель


32-1

Хозяйственная деятельность человека в природе.

Л.р. №10 «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения».


Уметь анализировать последствия хозяйственной деятельности человека.

Познавательные:

анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

выявлять проблему, искать и оценивать альтернативные способы разрешения проблемы, принимать решения и реализовывать.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, оценивать свой ответ, свою работу.

формировать личное (эмоциональное) отношение к окружающему миру.

апрель


33-1

Охрана природы. Особо охраняемые природные территории.

Уметь характеризовать исчезнувшие и редкие виды

растений и животных, а также объяснять причины исчезновения растений, животных, лесов, степей, обмеления рек.

Познавательные:

выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

выявлять, идентифицировать проблему, искать и оценивать альтернативные способы разрешения проблемы, принятие решения и его реализация.

Регулятивные:

планировать свою деятельность под руководством учителя, отвечать на поставленные вопросы.

воспитывать ответственное отношение к природе, осознавать необходимость защиты окружающей среды.



май


34-1

Планета Земля – наш общий дом.


Уметь характеризовать стадии развития человека.

Познавательные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные:

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способов взаимодействия.

Регулятивные:

ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

формировать диалектико-материалистическое мировоззрение.

май


35-1

Обобщающий урок по курсу: «Введение в биологию».

Л.р. №11 «Строение цветкового растения».

Уметь характеризовать основные понятия данного курса.

Познавательные:

искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

планировать свою деятельность под руководством учителя, отвечать на поставленные вопросы.

развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивацию к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

май




«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»

на заседании ШМО Зам. директора по УР

учителей ЕНЦ

протокол от 30.08.2020 г. №1 __________________ Е.С. Мазалова

Руководитель ШМО

30.08.2020 г.

________________ В.В. Рожков