СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 11 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 11 класса»

Муниципальное образование «Иволгинский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа Поселья»


«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________Дармаева И. К


Протокол № __

от «_____»__________202__г.


«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР

МОУ «СОШ Поселья»:

Цыдыпова Г.Р.

«____» __________ 202___г.


«Утверждено»

Директор МОУ «СОШ Поселья»

Ширапов Б.К.

Приказ №____

от «____» ________ 202__г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета «Биология»


Класс: 11

Уровень образования: среднее общее образование

Уровень изучения предмета базовый уровень

Срок реализации программы2021/2022 учебный год

Количество часов по учебному предмету:2 ч./неделю, всего – 68 ч/год

Рабочую программу составил(ла):

Базарова С.Р, учитель биологии

Поселье,

2021 г.



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с:

-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9.;

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015;

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки от 31.12.2015 №1577;

- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки от 31.12.2015 №1578

- Письмом департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.10. 2015 г., №08-1786;

- Уставом муниципального образовательного учреждения «СОШ Поселья»;

- Основной общеобразовательной программой щколы

- Рабочей программой к линии УМК под редакцией И. Н. Пономаревой: Биология. 10-11 классы. Базовый уровень. М.: Вентана-Граф, 2017.

-Учебником : Биология: 11 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организацмй/ И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е. Лощилина и др.; под ред. И.Н. Пономаревой.- 4-е изд., перераб.- М.: Вентана -Граф, 2020 .-256 с.:ил.

Цели:

Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы; необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

2. Общая характеристика учебного курса

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы. Рабочая программа и содержание курса биологии 10—11 классов разработаны в полном соответствии со Стандартом среднего общего образования базового уровня.

3. Место предмета в учебном плане

Программа рассчитана на учащихся 11 класса МОУ «СОШ Поселья». На изучение биологии в 11 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.

4. Результаты освоения курса.

В процессе обучения биологии в 10 и 11 классах предусмотрено достижение учащимися

следующих личностных результатов:

• сформированность мотивации к творческому труду, к работе на результат; бережному

отношению к природе, к материальным и духовным ценностям;

• сформированность убеждённости в важной роли биологии в жизни общества, понимания

особенностей методов, применяемых в биологических исследованиях;

• реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям

и их результатам;

• сформированность научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной

культуры на базе биологических знаний и умений;

• признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей;

реализация установок здорового образа жизни;

• сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками

самостоятельного приобретения новых знаний;

• знание о многообразии живой природы, методах её изучения, роли учебных умений для

личности, основных принципов и правил отношения к живой природе.

Также предусмотрено достижение метапредметпых результатов, таких как:

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, в том числе

умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения

понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и

заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• компетентность в области использования информационно-коммуникативных технологий

(ИКТ), умение работать с разными источниками биологической информации; самостоятельно

находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника,

дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и

оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;

• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей

позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,

отстаивать свою позицию;

• способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, поступков по

отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

Достижение предметных результатов — знаний, умений, компетентностей,

характеризующих качество (уровень) овладения учащимися содержанием учебного предмета,

предусматривает:

• характеристику содержания биологических теорий (клеточной теории, эволюционной теории

Ч. Дарвина), учения В.И. Вернадского о биосфере, законов Г. Менделя, закономерностей

изменчивости, вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;

• умение определять существенные признаки биологических объектов и процессов,

совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни; умение сравнивать

между собой различные биологические объекты; сравнивать и оценивать между собой

структурные уровни организации жизни;

• объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических

теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного

влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния

мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции,

изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

• умение приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, её

уровневой организации и эволюции; родства живых организмов; взаимосвязей организмов и

окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов и экосистем;

• умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

• умение решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы

скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

• умение проводить анализ и оценку различных гипотез о сущности жизни, о происхождении

жизни и человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; последствий

собственной деятельности в окружающей среде; чрезвычайных ситуаций природного и

техногенного характера; биологической информации, получаемой из разных источников;

• оценку этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии

(клонирования, искусственного оплодотворения, направленного изменения генома);

• постановку биологических экспериментов и объяснение их результатов

В процессе обучения биологии в 10 и 11 классах предусмотрено достижение учащимися

следующих личностных результатов:

• сформированность мотивации к творческому труду, к работе на результат; бережному

отношению к природе, к материальным и духовным ценностям;

• сформированность убеждённости в важной роли биологии в жизни общества, понимания

особенностей методов, применяемых в биологических исследованиях;

• реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям

и их результатам;

• сформированность научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной

культуры на базе биологических знаний и умений;

• признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей;

реализация установок здорового образа жизни;

• сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками

самостоятельного приобретения новых знаний;

• знание о многообразии живой природы, методах её изучения, роли учебных умений для

личности, основных принципов и правил отношения к живой природе.

Также предусмотрено достижение метапредметпых результатов, таких как:

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, в том числе

умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения

понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и

заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• компетентность в области использования информационно-коммуникативных технологий

(ИКТ), умение работать с разными источниками биологической информации; самостоятельно

находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника,

дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и

оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;

• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей

позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,

отстаивать свою позицию;

• способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, поступков по

отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

Достижение предметных результатов — знаний, умений, компетентностей,

характеризующих качество (уровень) овладения учащимися содержанием учебного предмета,

предусматривает:

• характеристику содержания биологических теорий (клеточной теории, эволюционной теории

Ч. Дарвина), учения В.И. Вернадского о биосфере, законов Г. Менделя, закономерностей

изменчивости, вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;

• умение определять существенные признаки биологических объектов и процессов,

совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни; умение сравнивать

между собой различные биологические объекты; сравнивать и оценивать между собой

структурные уровни организации жизни;

• объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических

теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного

влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния

мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции,

изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

• умение приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, её

уровневой организации и эволюции; родства живых организмов; взаимосвязей организмов и

окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов и экосистем;

• умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

• умение решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы

скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

• умение проводить анализ и оценку различных гипотез о сущности жизни, о происхождении

жизни и человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; последствий

собственной деятельности в окружающей среде; чрезвычайных ситуаций природного и

техногенного характера; биологической информации, получаемой из разных источников;

• оценку этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии

(клонирования, искусственного оплодотворения, направленного изменения генома);

• постановку биологических экспериментов и объяснение их результатов

Личностные   результаты:

• сформированность мотивации к творческому труду, к работе на результат; бережному отношению к природе, к материальным и духовным ценностям;

• сформированность убеждённости в важной роли биологии в жизни общества;

• реализация этических установок но отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

• сформированность научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры набазе биологических знаний и умений;

• признание высокой ценности жизни но всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; реализация установок здорового образа жизни;

• сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

• знание о многообразии живой природы, методах её изучения, роли учебных умений для личности, основных принципов и правил отношения к живой природе.

Метапредметные результаты:

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, в том числе умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• компетентность в области использования информонно-коммуникативных технологий (ИКТ), умение работать с разными источниками биологической информации; самостоятельно находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую,

• умение адекватно использовать речевые средства дискуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

• способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, поступков по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

Предметные результаты:

• характеристика содержания биологических теории (клеточной теории, эволюционной теории Ч. Дарвина), учения В.И. Вернадского о биосфере, законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости, вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;

• умение определять существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни; умение сравнивать между собой различные биологические объекты; сравнивать и оценивать между собой структурные уровни организации жизни;

• объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины

мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причины эволюции, изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

 • умение приводить доказательства единства живой и неживой природы, её уровней организации и эволюции; родства живых организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;

• умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

• умение решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

• умение проводить анализ и оценку различных гипотез  о сущности жизни, о происхождении жизни и человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; последствий собственной деятельности в окружающей среде; чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; биологической информации,

получаемой из разных источников;

• оценку этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирования, искусственного оплодотворения, направленного изменения генома);

• постановку биологических экспериментов и объяснение их результатов.



5. Содержание

1.Организменный уровень организации жизни (22ч)

Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема.

Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).

Размножение организмов – половое и бесполое.  Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика  - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.

Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.

Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.

Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.

Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

2.Клеточный уровень организации жизни (20 ч)

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки.

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.

Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.

Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.

Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.

Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.

Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.

Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление в клетке. Понятие «целесообразность». Научное познание и проблемы целесообразности.

Проведение биологических исследований:наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

3.Молекулярный уровень проявления жизни (14 ч)

Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.

Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.

Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.

Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.

Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза.  Роль фотосинтеза в природе.

Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза.. Матричное воспроизводство белков в клетке.

Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.

Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.

Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология  и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура – важная задача человечества.

4.Обобщение и систематизация знаний (12 часов)

Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем от неживых.




7. Учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию рабочей программы

  1. И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Т.Е. Лощилина «Общая биология. 11 класс. Базовый уровень». – М.: Вентана-Граф, 2020.

  2. И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Т.Е. Лощилина «Общая биология. 10 класс. Базовый уровень». – М.: Вентана-Граф, 2020 .

  3. Биология: тематические и итоговые контрольные работы: 10-11 классы: дидактические материалы/ Г.С.Калинова, А.Н. Мягкова. – М. : Вентана-Граф, 2013. -256с . : ил. – (Аттестация: школа, учитель, ученик);

  4. Биология: тестовые задания с решениями для выпускников и абитуриентов/ Р.Г.Заяц, В.Э. Бутвиловский, В.В. Давыдов. – 2-е изд. – Минск : Букмастер, 2013. – 464 с. ;

  5. Биология. 10-11 классы : организация контроля на уроке. Контрольно-измерительные материалы / сост. Л.А. Тепаева. – Волгоград : Учитель, 2014. – 223 с.;

  6. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: дрофа,2009.

  7. Гиляров, М. С. (гл. ред.). Биология. Большой энциклопедический словарь. - 3-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2009.

  8. Воронцов, Н. Н., Сухорукова, Л. Н. Эволюция органического мира: Факультативный курс: Учебное пособие для 9-10 кл. средней школы - М.: Просвещение, 2000.

  9. Интернет- ресурсы: http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

  10. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.





6. Календарно- тематическое планирование

Биология, 10 класс

2 часа в неделю, всего 68 часов

п/п

Тема урока

Кол часов

Дата

провед

10 «а»

Дата

провед

10 «б»

план

факт

план

факт

Глава 1. Введение в курс общей биологии (6 ч)

1

Содержание и структура курса общей биологии

1





2

Основные свойства жизни

1





3

Уровни организации живой материи. Входной контроль.

1





4

Значение практической биологии. Методы биологических исследований

1





5

Живой мир и культура

1





6

Контрольная работа по теме: "Введение в курс общей биологии».

1





Глава 2. Биосферный уровень жизни (14 ч)

7

Учение о биосфере

1





8

Функции живого вещества в биосфере

1





9

Происхождение живого вещества. Теория Опарина –Дж. Холдейна о происхождении жизни

1





10

Физико – химическая эволюция в развитии биосферы. Биологическая эволюция в развитии биосферы

1





11

Хронология развития жизни на Земле. Этапы развития жизни на Земле

1





12

Биосфера как глобальная экосистема

1





13

Круговорот веществ в природе

1





14

Круговорот азота

1





15

Механизмы устойчивости биосферы

1





16

Человек как житель биосферы

1





17

Особенности биосферного уровня организации живой матери и его роль в обеспечении жизни на Земле

1





18

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы

1





19

Экологические факторы и их значение

1





20

Контрольная работа по теме: "Биосферный уровень жизни"

1





Глава 3. Биогеоценотический уровень жизни (15 ч)

21

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни. Биогеоценоз как био - и экосистема

1





22

Строение и свойства биогеоценоза

1





23

Л. р. № 1 «Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»

1





24

Совместная жизнь видов в биогеоценозе

1





25

Приспособления видов к совместной жизни в биогеоценозах

1





26

Причины устойчивости в биогеоценозе

1





27

Зарождение и смена биогеоценозов

1





28

Суточные и сезонные изменения биогеоценозов

1





29

Многообразие водных биогеоценозов

1





30

Многообразие биогеоценозов суши

1





31

Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем).

1





32

Заповедные территории Республики Бурятия

1





33

Природопользование в истории человечества

1





34

Экологические законы природопользования

1





35

Контрольная работа по теме: "Биогеоценотический уровень жизни"

1





Глава 4. Популяционно- видовой уровень жизни. (33 ч)

36

Вид, его критерии и структура

1





37

Л. р. № 2 «Морфологические критерии, используемые при определении видов».

1





38

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система

1





39

Популяция – структурная единица вида

1





40

Популяция как основная единица эволюции

1





41

Видообразование – процесс увеличения видов на Земле

1





42

Система живых организмов на Земле

1





43

Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества

1





44

Этапы происхождения человека

1





45

Человек как уникальный вид живой природы

1





46

История развития эволюционных идей

1





47

Естественный отбор и его формы

1





48

Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия

1





49

Современное учение об эволюции.

1





50

Результаты эволюции и её основные закономерности

1





51

Основные направления эволюции

1





52

Л. р. № 3 «Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных».

1





53

Обобщающий урок «Учение об эволюции»

1





54

Особенности популяционно – видового уровня жизни. Значение изучения популяций и видов

1





55

Генофонд и причины гибели видов

1





56

Промежуточная аттестация

1





57

ф

1





58

Экскурсия «Многообразие видов в родной природе»

1





59

Особенности популяционно – видового уровня жизни

1





60

Обобщение темы: «Популяционно- видовой уровень жизни»

1





61

Расы человека

1





62

Резервное время

1





63

Резервное время

1





64

Резервное время

1





65

Резервное время

1





66

Резервное время

1





67

Резервное время

1





68

Резервное время

1








18