СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для адаптированных классов (вариант 1)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по биологии (вариант 1) составлена на основе Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, 7-9 классы, под редакцией В.В. Воронковой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для адаптированных классов (вариант 1)»


Пояснительная записка

Рабочая адаптированная программа по биологии (вариант 1) составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

- Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений 8 вида: Сб. 1. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000., стр.49-63. Под редакцией Воронковой В.В.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

- Устав МОУ- сош с. Логиновка Краснокутского района Саратовской области;

- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов (курсов) педагогов, реализующих федеральный государственный стандарт основного общего образования МОУ- сош с. Логиновка Краснокутского района Саратовской области;

- Учебный план МОУ – сош с. Логиновка Краснокутского района Саратовской области на 2023 – 2024 учебный год.

Программа курса биологии для адаптированных  классов (вариант 1) составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой.

Программа состоит из трех разделов: пояснительной записки, основного содержания, требований к уровню подготовки учащихся каждого класса по биологии.
      Содержание программы курса биологии для адаптированных  классов сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
       Основой курса биологии для адаптированных  классов являются идеи преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.

Основными целями изучения биологии в адаптированных  классах являются:
      • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

 • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;
            • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
      • применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

 Курс «Биология» состоит из четырех разделов: «Неживая природа» (6 класс), «Растения» (7 класс), «Животные» (8 класс), «Человек и его здоровье» (9 класс).

      Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
      В 6 классе («Неживая природа») учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.

В настоящей программе в разделе «Растения» (7 класс) растения объединены в группы по виду семейств и классов. Апробация программы показала, что такое структурирование материала оказалось более доступным для понимания детьми со сниженным интеллектом. В этот раздел включены практически значимые темы, такие, как «Заготовка овощей на зиму», «Лекарственные растения» и др.

В разделе «Животные» (8 класс) особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен темами, близкими учащимся, живущим в сельской местности («Сельскохозяйственные животные», «Кошки. Собаки. Породы. Уход. Санитарно-гигиенические требования к их содержанию», «Уход за домашними животными » и др.).
      В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит умственно отсталым учащимся воспринимать человека как часть живой природы.

За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Учащиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т. п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время.
      В результате изучения естествоведческого курса учащиеся должны получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов, о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.

  Рубрика «Знать/понимать» включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. В рубрику «Уметь» входят требования, основанные на более сложных видах деятельности: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, проводить самостоятельный поиск биологической информации. В подрубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

 При обучении биологии важно ориентироваться на изложенные в программе требования к его результатам, стремиться к тому, чтобы все учащиеся получили обязательную общеобразовательную подготовку по биологии на необходимом уровне.


Содержание программы

7 класс

Растения, грибы и бактерии

(2 ч в неделю)

Введение

Многообразие растений. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.

Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

Семя растения. Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Размножение семенами. Условия, необходимые для прораста­ния семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски. Значение корня в жизни расте­ния. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, назначение этого явления. Листопад и его значение. Дыхание растений.

Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от коры к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.

Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и растительного организма со средой обитания).

Лабораторные работы.

  1. Органы цветкового растения.

  2. Строение цветка.3. Строение семени фасоли. 4.. Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.

Практическая работа. Определение всхожести семян. Демонстрация опытов:

  1. Условия, необходимые для прорастания семян.

  2. Испарение воды листьями.

  3. Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).

Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.

Экскурсии в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября).

Многообразие растений, бактерий и грибов

Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.

Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.

Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели.

Особенности их раз­множения. Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.

Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).

Экскурсии в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.

Цветковые растения. Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневой системы, жилкование листа).

Однодольные растения Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание посев, уход, уборка. Использование человеком.

Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан).

Лабораторная работа. Строение луковицы.

Двудольные растения

Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, дикий паслен, душистый табак.

Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.

Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садо­вая земляника (персик, абрикос — для южных районов).

Биологические особенности растений сада. Особенности paзмножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолет­ние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.

Лабораторная работа. Строение клубня картофеля.

Практическая работа по перевалке и пересадке комнатных ра­стений.

Практическая работа в саду, на школьном учебно-опытном уча­стке. Вскапывание приствольных кругов. Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.

Экскурсия — «Весенние работы в саду». Обобщение по теме «Растение — живой организм».


Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса.

Учащиеся должны знать:

  • названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых, строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий;

  • некоторые биологические особенности, а также приемы возде­лывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;

  • разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохраняться от заражения ими.

Учащиеся должны уметь:

  • отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);

  • приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);

  • различать органы у цветкового растения;

  • различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить приме­ры однодольных и двудольных растений;

  • выращивать некоторые цветочно-декоративные растения;

  • различать грибы и растения.


Формы и средства проверки и оценки результатов обучения.


После изучения блока тем спланированы уроки смотра знаний, где осуществляется тестовый контроль за уровнем усвоения знаний по разделам и темам, а так же письменные проверочные работы и практические занятия.

7 класс

Тесты (темы):

  • «Строение листа»

  • « Лист»

  • «Стебель».

  • «Растение целостный организм»

  • «Мхи. Папоротники».

  • «Бактерии. Грибы».

  • «Пасленовые».

  • «Бобовые».

  • «Розоцветные»

  • «Сложноцветные».

  • Практические работы:

  • «Органы цветкового растения».

  • «Определение строения семени».

  • «Определение всхожести семян»

  • «Строение цветка».

  • «Перевалка и пересадка комнатных растений».

  • «Строение луковицы».

  • «Строение клубня картофеля».

  • «Выращивание рассады».

  • «Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном участке»

  • «Рыхление междурядий, прополка».

  • «Уборка прошлогодней листвы»

Экскурсии:

- Значение растений в природе.

- Весенние работы в саду.

Список литературы.

    1. Методика преподавания естествознания в 5-7 классах общеобразовательных учреждений: Книга для учителя /Под ред. А.Г.Хрипковой. – М.: Просвещение, 1997. -С. 83-93, 125-139.

    2. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.

    3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) /Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Академия, 2000. –С.152-172.

    4. Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1987. – С. 65-69.

    5. Худенко Е.Д. Использование словесных методов на урокахестествознания //Дефектология. – 1989. - №1. – С. 30-35.

    6. Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания //Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1983. – С. 72-77.

    7. Брэм А.Э. Жизнь животных. В 3-х т. – М.: «Терра» – «Terra», 1992. –Т.3. - С. 5-160.

    8. Книга для чтения по зоологии: Пособие для учащихся. – М.:Просвещение, 1981. – С. 94-141.

    9. Основы экологии /Под ред. В.И. Жидкина. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1994. – 352 с.

    10. Старикович С.Ф. Самые обычные животные. – М.: Наука, 1988. – С.79-107.

    11. Что такое? Кто такой? В 3-х т. – М.: Педагогика-Пресс, 1995. – Т.2. –С. 7-8, 43-47, 104-105, 112-113, 162-164, 338; Т. 3. – С. 50-51, 131, 161, 172,262-263, 293, 332-333.

    12. Беме Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы открытых и околоводных пространств: Полевой определитель: Кн. для учителя. – М., 1983.

    13. Герасимов В.П. Живой мир нашей Родины. Пособие для учителей. – М., 1977.

    14. Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. – М., 1973.

    15. Имехенова С.В., Шелкунова О.В. К вопросу о формировании экологической культуры у учащихся с нарушением интеллекта // Ступени: Научный журнал. – 2002. – № 3.

    16. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. – М., 1991.

    17. Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А. Занимательная ботаника: Кн. для учащихся, учителей и родителей. – М., 1998.

    18. Сабунаев В.Б. Занимательная ихтиология. – Л., 1967.

    19. Шелкунова О.В. В помощь студенту, ориентированному на творческую профессиональную самореализацию: Методические рекомендации по методике преподавания естествознания в школе 8 вида. – Иркутск, 2002.

    20. Шелкунова О.В. Тестовый контроль знаний на уроках естествознания в специальных (коррекционных) школах // Ступени: Научный ж – л. – 2000. – № 1.

    21. Яковлева О.В., Шелкунова О.В. Использование детской литературы на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII  вида // Ступени: Научный журнал. – 2002. – № 3.

    22. Медиафайлы Диски 1-2 «Биология .Человек.» Просвещение 2005

    23. А.И.Никишов, Н.И. Арсиневич «Естествознание. Неживая природа» Москва «Просвещение» 2014 год ( 6 класс)

    24. З.А. Клепинина «Биология» М. «Просвещение» 2015 г. (7 класс)

    25. А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные» Москва «Просвещение» 2014 год (8 класс)

    26. И.В.Романов, И.А.Агафонова «Биология. Человек» М. «Дрофа» 2009 год (9 класс)


7 класс.

Учебно-тематический план

Содержание

Общее кол-во часов

Контрольная

работа

Лабораторная работа

Практическая

работа

1

Введение. Изучаем живую природу.

2




2

Общее знакомство с цветковыми растениями.

3


2


3

Цветение и плодоношение растений.

6


1


4

Семена растений.

5


2

1

5

Корни и корневые системы

4




6

Лист.

7




7

Стебель.

4




8

Растение - целостный организм

3




9

Многообразие бактерий и грибов

5




10

Растения

7




11

Однодольные и двудольные цветковые растения

18


2


12

Практические работы с комнатными и садовыми растениями.

4



2


Итого:


68


7

3



Содержание программы


8 класс Животные.

(2 ч в неделю)

Введение

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

Беспозвоночные животные

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).

Черви. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Демонстрация живого червя или влажного пре­парата. Черви-паразиты (глисты).Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

Насекомые

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, пита­ние, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приноси­мый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.IIчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство Рациональное использование и охрана рыб.

Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.

Земноводные. Общие признаки земноводных (обитание на суше, и в воде).Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел). Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси). Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах. Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.

Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров рождение живых детенышей и вскармливание их молоком. Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.

Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных пре­паратов.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Вне­шний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между типами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зай­цем и кроликов. Значение зайцев и их охрана. Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некото­рыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними. Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свиньи) Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья, северный олень.

Корова: Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животновод­ческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.

Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их корм­ление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят. Приматы. Общая характеристика.

Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними. Практические работы на животноводческих фермах.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса.


Учащихся должны знать:

  • основные отличия животных от растений;

  • признаки сходства и различия между изученными группами животных;

  • общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

  • места обитания, образ жизни и поведение тех животных, кото­рые знакомы учащимся;

  • названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распростране­ны и местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

  • основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

Учащиеся должны уметь:

  • узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);

  • кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;

  • устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней особенностями строения организма, поведения животных;

  • проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйствен­ными животными (для сельских вспомогательных школ) или за домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).


Требования к уровню подготовки учеников адаптированных классов.


По курсу «Биология»

В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:

 • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона
      • сущность биологических процессов: питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма, круговорота веществ;
      • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

  уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды

      • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

 • распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
      • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
      • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
      • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Формы и средства проверки и оценки результатов обучения.


После изучения блока тем спланированы уроки смотра знаний, где осуществляется тестовый контроль за уровнем усвоения знаний по разделам и темам, а так же письменные проверочные работы и практические занятия.

8 класс.

Экскурсии:

- «Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми».

Тесты:

  • «Насекомые».

  • «Рыбы»

  • Земноводные»

  • «Пресмыкающиеся»

  • «Внешнее и внутреннее строение птиц».

  • «Птицы»

  • «Млекопитающие. Общие признаки».

  • «Хищные звери».

  • «Обитатели морей».

  • «Растительноядные животные. Общие признаки. Значение для человека».

  • «Контрольный тест».

Практические работы:

- Практические работы по уходу за животными на станции юных натуралистов.


8 класс

Учебно-тематический план


Содержание

Общее кол-во

часов

Контрольная

работа

Лабораторная

работа

Практическая

работа

1

Введение.

2




2

Беспозвоночные животные

8


1

3

Позвоночные животные

всего 42


1

3.1

Рыбы

7


1

3.2

Земноводные

4



1

3.3

Пресмыкающиеся.

4



1

3.4

Птицы

12



2

3.5

Млекопитающие

15



2

4

Сельскохозяйственные млекопитающие

14



1

5

Повторение и обобщение темы: «Многообразие животного мира

3





Итого

68



10

Содержание программы

9 класс Человек

2 ч в неделю

Общий обзор организма человека

Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органон (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделитель­ная, дыхательная, нервная и органы чувств).

Демонстрация торса человека.

Опора тела и движение Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвиж­ное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах су­ставов и переломах костей.

Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. 3начение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.

Кровь и кровообращение

Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды

Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопи­тающего.

Лабораторные работы

  1. Микроскопическое строение крови.

  2. Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряди физических упражнений (приседания, прыжки, бег).

Дыхание

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.

Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.

Пищеварение

Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений. Демонстрация опытов:

  1. Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.

  2. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.

  3. Действие слюны на крахмал.

  4. Действие желудочного сока на белки.

Почки

Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.

Кожа

Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, ося­зания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организ­ма и гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.

Нервная система

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.

Органы чувств

Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.

Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха.

Охрана здоровья человека в Российской Федерации. Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организа­ции отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по ста­рости, болезни и потере трудоспособности.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса по разделу «Человек».


Учащиеся должны знать:

  • названия, строение и расположение основных органов организ­ма человека;

  • элементарное представление о функциях основных органов них систем;

  • влияние физических нагрузок на организм;

  • вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

  • основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

  • применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

  • соблюдать санитарно-гигиенические правила


Требования к уровню подготовки учеников адаптированных классов.


По курсу «Биология»

В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:

 • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона
      • сущность биологических процессов: питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма, круговорота веществ;
      • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

  уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды

      • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

 • распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
      • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
      • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
      • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Формы и средства проверки и оценки результатов обучения.


После изучения блока тем спланированы уроки смотра знаний, где осуществляется тестовый контроль за уровнем усвоения знаний по разделам и темам, а так же письменные проверочные работы и практические занятия.

  1. класс.

Тесты:

- «Опора тела и движение».

-«Кровь и кровообращение».

- «Пищеварение»

- «Нервная система».

- «Органы чувств».

- «Дыхание».

- «Кожа»

Лабораторные работы:

- «Микроскопическое строение крови».

- «Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).

Практические работы:

  • «Оказание первой помощи при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей».

  • «Первая помощь при кровотечениях». «Первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении».


9 класс

Учебно-тематический план


Содержание

Общее кол-во

часов

Контрольная

работа

Лабораторная

работа

Практическая

работа

1

Введение.

1




2

Общий обзор организма.

6


2


3

Опорно-двигательная система.

12


1


4

Кровеносная система

9


2


5

Дыхательная система.

8


1


6

Пищеварительная система

9




7

Выделительная система.

3




8

Кожа.

5




9

Нервная система.

9




10

Органы чувств.

5




11

Охрана здоровья.

1





Итого

68


6






Календарно – тематическое поурочное планирование по биологии

для адаптированных классов (вариант 1)

7 класс

урока

Наименование раздела, тем

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Введение. Изучаем живую природу (2 ч)

1.

Многообразие живой природы.

1

05.09


2.

Значение растений и их охрана.

1

07.09


II.

Общее знакомство с цветовыми растениями (3 ч)

3.

Значение растений и их охрана.

1

12.09


4.

Лабораторная работа №1 «Органы цветкового растения»

1

14.09


5.

Повторение темы: «Изучаем живую природу»

Изучение живой природы. Вводный контроль

1

19.09


III.

Цветение и плодоношение растений (6 ч)

6.

Цветки и соцветия.

1

21.09


7.

Лабораторная работа №2 «Строение цветка».

1

26.09


8.

Опыление и оплодотворение цветков.

1

28.09


9.

Разнообразие плодов и семян.

1

03.10


10.

Распространение плодов и семян.

1

05.10


11.

Повторение темы: «Цветение и плодоношение растений».

1

10.10


IV.

Семена растений (5 ч)

12.

Лабораторная работа №3: «Строение семени с двумя семядолями».

1

12.10


13.

Лабораторная работа №4: «Строение семени с одной семядолей».

1

17.10


14.

Условия, необходимые для прорастания семян.

1

19.10


15.

Всхожесть семян.

1

24.10


16.

Повторение темы: «Семена растений»

1

2 чет.

07.11


V.

Корни и корневые системы (4 ч)

17.

Разнообразие и значение корней.

1

09.11


18.

Строение корня.

1

14.11


19.

Видоизменение корней

1

16.11


20.

Повторение темы: «Корни и корневые системы».

1

21.11


VI.

Лист (7 ч)

21.

Внешнее строение листа.

1

23.11


22.

Листья простые и сложные.

1

28.11


23.

Значение листьев в жизни растений.

1

30.11


24.

Испарение воды листьями.

1

05.12


25.

Дыхание растений.

1

07.12


26.

Листопад и его значение.

1

12.12


27.

Повторение темы: «Лист».

1

14.12


VII.

Стебель (4 ч)

28.

Строение и значение стебля.

1

19.12


29.

Передвижение в стебле воды с растворенными в ней веществами.

1

21.12


30.

Разнообразие и видоизменение побегов.

1

26.12


31.

Повторение темы: «Стебель».

1

28.12


VIII.

Растение - целостный организм (3 ч)

32.

Взаимосвязи органов растения.

1

3 чет.

09.01


33.

Взаимосвязи растений с окружающей их средой.

1

11.01


34.

Повторение темы: «Растение - целостный организм»

1

16.01


IX.

Многообразие бактерий и грибов (5 ч)

35.

Бактерии, их разнообразие и размножение

1

18.01


36.

Значение бактерий в природе и в жизни человека.

1

23.01


37.

Грибы, их строение.

1

25.01


38.

Разнообразие грибов.

1

30.01


39.

Повторение темы: «Многообразие бактерий и грибов»

1

01.02


X.

Растения (7 ч)

40.

Мхи.

1

06.02


41.

Торфяной мох сфагнум.

1

08.02


42.

Папоротники.

1

13.02


43.

Голосеменные растения.

1

15.02


44.

Сосна и ель - хвойные деревья.

1

20.02


45.

Покрытосеменные – это цветковые растения.

1

22.02


46.

Повторение темы: «Растения»

1

27.02


XI.

Однодольные и двудольные цветковые растения (18 ч)

47.

Различия однодольных и двудольных растений.

1

29.02


48.

Однодольные растения. Семейство Злаки.

1

05.03


49.

Зерновые хлебные злаки – пшеница, рожь, ячмень.

1

07.03


50.

Зерновые злаки – овес, кукуруза

1

12.03


51.

Однодольные растения. Семейство Лилейные.

1

14.03


52.

Лук и чеснок – пищевые лилейные растения.

1

19.03


53.

Лабораторная работа №5 «Строение луковицы».

1

21.03


54.

Двудольные растения. Семейство Пасленовые.

1



55.

Картофель – пищевое пасленовое растение.

1



56.

Лабораторная работа № 6 «Строение клубня картофеля».

1



57.

Двудольные растения. Семейство Бобовые.

1



58.

Кормовые бобовые растения.

1



59.

Двудольные растения. Семейство Розоцветные.

1



60.

Биологические особенности растений сада – яблони, малины, земляники.

1



61.

Уход за садовыми растениями. Сбор урожая плодов и ягод.

1



62.

Двудольные растения. Семейство Сложноцветные.

1



63.

Подсолнечник – важное пищевое сложноцветное растение.

1



64.

Повторение темы: «Однодольные и двудольные цветковые растения»

1



XII.

Практические работы с комнатными и садовыми растениями (2+2 ч)

65.

Выращивание комнатных растений.

1



66.

Работа на пришкольном участке, в саду.

1



67.

Растения – живой организм.

1



68.

Повторение по курсу.

1




Итого


68 уроков





Календарно – тематическое поурочное планирование по биологии

для адаптированных классов


8 класс

урока

Наименование раздела, тем

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Введение (2 ч)

1.

Многообразие животного мира.

1

05.09


2.

Значение животных и их охрана.

1

06.09


II.

Беспозвоночные животные (8 ч)

3.

Общие признаки червей. Дождевые черви.

1

12.09


4.

Круглые черви – паразиты человека.

1

13.09


5.

Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни насекомых

1

19.09


6.

Бабочка – капустница. Яблонная плодожорка.

1

20.09


7.

Майский жук. Комнатная муха.

1

26.09


8.

Медоносная пчела.

1

27.09


9.

Тутовый шелкопряд.

1

03.10


10.

Повторение темы: «Беспозвоночные животные».

1

04.10


III.

Позвоночные животные (42 ч)


Рыбы (7 ч)




11.

Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыбы.

1

10.10


12.

Внутреннее строение рыбы.

1

11.10


13.

Размножение и развитие рыб.

1

17.10


14.

Речные рыбы. Морские рыбы.

1

18.10


15.

Рыболовство и рыбоводство.

1

24.10


16.

Рациональное использование и охрана рыб.

1

25.10


17.

Повторение темы: «Рыбы»

1

2 ч. 07.11



Земноводные (4 ч)




18.

Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки.

1

08.11


19.

Внутреннее строение земноводных.

1

14.11


20.

Размножение и развитие лягушки. Практическая работа № 3 «Зарисовка в тетради развитие лягушки».

1

15.11



Пресмыкающиеся (4 ч)




21.

Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся.

1

21.11


22.

Внутреннее строение пресмыкающихся.

1

22.11


23.

Размножение и развитие пресмыкающихся.

1

28.11


24.

Повторение темы: «Земноводные и пресмыкающиеся»

1

29.11



Птицы (12 ч)




25.

Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц.

1

05.12


26.

Особенности скелета птиц

1

06.12


27.

Особенности внутреннего строения птиц.

1

12.12


28.

Размножение и развитие птиц.

1

13.12


29.

Птицы, кормящиеся в воздухе.

1

19.12


30.

Птицы леса.

1

20.12


31.

Хищные птицы.

1

3 ч. 09.01


32.

Птицы пресных водоемов и болот.

1

10.01


33.

Птицы, обитающие вблизи жилья человека.

1

16.01


34.

Домашние куры.

1

17.01


35.

Домашние утки, гуси. Птицеводство.

1

23.01


36.

Повторение темы: «Птицы»

1

24.01



Млекопитающие (15 ч)




37.

Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих.

1

30.01


38.

Особенности скелета и нервной системы млекопитающих.

1

31.01


39.

Внутренние органы млекопитающих.

1

06.02


40.

Грызуны. Значение грызунов в природе и жизни человека.

1

07.02


41.

Зайцеобразные.

1

13.02


42.

Разведение домашних кроликов.

1

14.02


43.

Хищные звери.

1

20.02


44.

Дикие пушные хищные звери. Разведение норки на зверофермах.

1

21.02


45.

Домашние хищные звери

1

27.02


46.

Ластоногие.

1

28.02


47.

Китообразные.

1

06.03


48.

Парнокопытные.

1

07.03


49.

Непарнокопытные.

1

13.03


50.

Приматы.

1

14.03


51.

Повторение темы: «Млекопитающие»

1

20.03


IV.

Сельскохозяйственные млекопитающие (14 ч)

52.

Корова.

1

21.03


53.

Содержание коров на фермах.

1

4 ч.


54.

Выращивание телят.

1



55.

Овцы.

1



56.

Содержание овец и выращивание ягнят.

1



57.

Верблюды.

1



58.

Северные олени.

1



59.

Домашние свиньи.

1



60.

Содержание свиней на свиноводческих фермах.

1



61.

Выращивание поросят.

1



62.

Домашние лошади.

1



63.

Содержание лошадей и выращивание жеребят.

1



64

Что вы узнали о животных

1



65

Повторение темы: «Сельскохозяйственные млекопитающие»

1



66

Повторение и обобщение темы: «Многообразие животного мира»

1



67

Итоговый урок

1



68

Повторение.

1




Итого 68 уроков






Календарно – тематическое поурочное планирование по биологии

для адаптированных классов


9 класс

урока

Наименование раздела, тем

Количество часов

Дата проведения

план

факт

  1. Введение (1 ч)

1.

Место человека среди млекопитающих в живой природе.

1

04.09


  1. Общий обзор (6 ч)

2.

Клетка.

1

09.09


3.

Химический состав клетки. Лабораторная работа №2 «Строение клетки»

1

11.09


4.

Жизнедеятельность клетки.

1

15.09


5.

Ткани.

1

18.09


6.

Органы. Системы органов.

1

22.09


7.

Повторение темы: «Общий обзор»

1

25.09


  1. Опорно-двигательная система (12 ч)

8.

Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Состав костей.

1

29.09


9.

Строение и соединение костей.

1

02.10


10.

Скелет головы.

1

06.10


11.

Скелет туловища.

1

09.10


12.

Скелет конечностей.

1

13.10


13.

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах.

1

16.10


14.

Первая помощь при переломах костей.

1

20.10


15.

Строение и значение мышц.

1

23.10


16.

Основные группы мышц.

Работа мышц. Утомление.

1

2ч.

10.11


17.

Гигиена физического труда. Осанка и здоровье человека.

1

13.11


18.

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.

1

17.11


19

Повторение темы: «Опорно-двигательная система»

1

20.11


  1. Кровеносная система (9 ч)

20.

Значение крови и органы кровообращения.

1

24.11


21.

Состав крови.

1

27.11


22.

Сердце: его строение и работа.

1

01.12


23.

Кровеносные сосуды. Круги кровообращения.

1

04.12


24.

Движение крови по сосудам.

1

08.12


25.

Первая помощь при кровотечениях. Переливание крови.

1

11.12


26.

Предупреждение заболеваний кровеносной системы.

1

15.12


27.

Вредное влияние табака и спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды.

1

18.12


28.

Повторение темы: «Кровеносная система»

1

22.12


  1. Дыхательная система (8 ч)

29.

Значение дыхания. Органы дыхательной системы.

1

25.12


30.

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

1

3 ч. 12.01


31.

Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

1

15.01


32.

Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы.

1

19.01


33.

Болезни дыхательной системы и их предупреждение.

1

22.01


34.

Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды.

1

26.01


35.

Профилактика и первая помощь при нарушении дыхания.

1

29.01


36

Повторение темы: «Дыхательная система»

1

02.02


  1. Пищеварительная система (9 ч)

37.

Значение и состав пищи.

1

05.02


38.

Значение пищеварения. Система органов пищеварения.

1

09.02


39.

Строение и значение зубов.

Значение пищеварения.

Система органов пищеварения.

1

12.02


40.

Пищеварение в ротовой полости и в желудке.

1

16.02


41.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

19.02


42.

Гигиена и нормы питания.

1

26.02


43.

Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.

Пищевые отравления.

1

01.03


44.

Вредное влияние курения и спиртных напитков на пищеварительную систему.

1

04.03


45.

Повторение темы: «Пищеварительная система».

1

11.03


  1. Выделительная система (3 ч)

46.

Значение выделения. Строение почек.

1

15.03


47.

Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы.

1

18.03


48.

Повторение темы: «Выделительная система».

1

22.03


  1. Кожа (5 ч)

49.

Строение и значение кожи.

1

25.03


50.

Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание организма

1



51.

Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожениях.

1



52.

Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви.

1



53.

Повторение темы: «Кожа».

1



IX.Нервная система (9 ч)

54.

Значение и строение нервной системы.

1



55.

Спинной мозг.

1



56.

Головной мозг.

1



57.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь.

1



58.

Эмоции. Внимание и память.

1



59.

Сон и бодрствование. Профилактика нарушения сна.

1



60.

Гигиена нервной деятельности. Режим дня.

1



61.

Нарушение нервной деятельности. Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему.

1



62.

Повторение темы: «Нервная система».

1



X.

Органы чувств (5 ч)

63.

Значение органов чувств. Орган зрения.

1



64.

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

1



65.

Орган слуха. Гигиена слуха.

1



66.

Органы осязания, обоняния и вкуса.

1



67.

Повторение темы: «Органы чувств».

1



XI. Охрана здоровья (1 ч)

68

Здоровье человека и общество. Факторы, сохраняющие здоровье.

1




Итого:

68 часов






Лист корректировки рабочей программы по биологии

учителя МОУ – сош с. Логиновка Ворониной Нины Александровны


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту























































































































Похожие файлы