Пояснительная записка
Рабочая адаптированная программа по биологии (вариант 1) составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений 8 вида: Сб. 1. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000., стр.49-63. Под редакцией Воронковой В.В.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
- Устав МОУ- сош с. Логиновка Краснокутского района Саратовской области;
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов (курсов) педагогов, реализующих федеральный государственный стандарт основного общего образования МОУ- сош с. Логиновка Краснокутского района Саратовской области;
- Учебный план МОУ – сош с. Логиновка Краснокутского района Саратовской области на 2023 – 2024 учебный год.
Программа курса биологии для адаптированных классов (вариант 1) составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой.
Программа состоит из трех разделов: пояснительной записки, основного содержания, требований к уровню подготовки учащихся каждого класса по биологии.
Содержание программы курса биологии для адаптированных классов сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Основой курса биологии для адаптированных классов являются идеи преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.
Основными целями изучения биологии в адаптированных классах являются:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Курс «Биология» состоит из четырех разделов: «Неживая природа» (6 класс), «Растения» (7 класс), «Животные» (8 класс), «Человек и его здоровье» (9 класс).
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
В 6 классе («Неживая природа») учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.
В настоящей программе в разделе «Растения» (7 класс) растения объединены в группы по виду семейств и классов. Апробация программы показала, что такое структурирование материала оказалось более доступным для понимания детьми со сниженным интеллектом. В этот раздел включены практически значимые темы, такие, как «Заготовка овощей на зиму», «Лекарственные растения» и др.
В разделе «Животные» (8 класс) особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен темами, близкими учащимся, живущим в сельской местности («Сельскохозяйственные животные», «Кошки. Собаки. Породы. Уход. Санитарно-гигиенические требования к их содержанию», «Уход за домашними животными » и др.).
В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит умственно отсталым учащимся воспринимать человека как часть живой природы.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Учащиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т. п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время.
В результате изучения естествоведческого курса учащиеся должны получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов, о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. В рубрику «Уметь» входят требования, основанные на более сложных видах деятельности: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, проводить самостоятельный поиск биологической информации. В подрубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
При обучении биологии важно ориентироваться на изложенные в программе требования к его результатам, стремиться к тому, чтобы все учащиеся получили обязательную общеобразовательную подготовку по биологии на необходимом уровне.
Содержание программы
7 класс
Растения, грибы и бактерии
(2 ч в неделю)
Введение
Многообразие растений. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Семя растения. Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, назначение этого явления. Листопад и его значение. Дыхание растений.
Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от коры к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и растительного организма со средой обитания).
Лабораторные работы.
Органы цветкового растения.
Строение цветка.3. Строение семени фасоли. 4.. Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.
Практическая работа. Определение всхожести семян. Демонстрация опытов:
Условия, необходимые для прорастания семян.
Испарение воды листьями.
Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).
Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Экскурсии в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября).
Многообразие растений, бактерий и грибов
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели.
Особенности их размножения. Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.
Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Экскурсии в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.
Цветковые растения. Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневой системы, жилкование листа).
Однодольные растения Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Лабораторная работа. Строение луковицы.
Двудольные растения
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, дикий паслен, душистый табак.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности paзмножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.
Лабораторная работа. Строение клубня картофеля.
Практическая работа по перевалке и пересадке комнатных растений.
Практическая работа в саду, на школьном учебно-опытном участке. Вскапывание приствольных кругов. Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Экскурсия — «Весенние работы в саду». Обобщение по теме «Растение — живой организм».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса.
Учащиеся должны знать:
названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых, строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий;
некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохраняться от заражения ими.
Учащиеся должны уметь:
отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
различать органы у цветкового растения;
различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
выращивать некоторые цветочно-декоративные растения;
различать грибы и растения.
Формы и средства проверки и оценки результатов обучения.
После изучения блока тем спланированы уроки смотра знаний, где осуществляется тестовый контроль за уровнем усвоения знаний по разделам и темам, а так же письменные проверочные работы и практические занятия.
7 класс
Тесты (темы):
«Строение листа»
« Лист»
«Стебель».
«Растение целостный организм»
«Мхи. Папоротники».
«Бактерии. Грибы».
«Пасленовые».
«Бобовые».
«Розоцветные»
«Сложноцветные».
Практические работы:
«Органы цветкового растения».
«Определение строения семени».
«Определение всхожести семян»
«Строение цветка».
«Перевалка и пересадка комнатных растений».
«Строение луковицы».
«Строение клубня картофеля».
«Выращивание рассады».
«Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном участке»
«Рыхление междурядий, прополка».
«Уборка прошлогодней листвы»
Экскурсии:
- Значение растений в природе.
- Весенние работы в саду.
Список литературы.
Методика преподавания естествознания в 5-7 классах общеобразовательных учреждений: Книга для учителя /Под ред. А.Г.Хрипковой. – М.: Просвещение, 1997. -С. 83-93, 125-139.
Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) /Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Академия, 2000. –С.152-172.
Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1987. – С. 65-69.
Худенко Е.Д. Использование словесных методов на урокахестествознания //Дефектология. – 1989. - №1. – С. 30-35.
Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания //Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1983. – С. 72-77.
Брэм А.Э. Жизнь животных. В 3-х т. – М.: «Терра» – «Terra», 1992. –Т.3. - С. 5-160.
Книга для чтения по зоологии: Пособие для учащихся. – М.:Просвещение, 1981. – С. 94-141.
Основы экологии /Под ред. В.И. Жидкина. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1994. – 352 с.
Старикович С.Ф. Самые обычные животные. – М.: Наука, 1988. – С.79-107.
Что такое? Кто такой? В 3-х т. – М.: Педагогика-Пресс, 1995. – Т.2. –С. 7-8, 43-47, 104-105, 112-113, 162-164, 338; Т. 3. – С. 50-51, 131, 161, 172,262-263, 293, 332-333.
Беме Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы открытых и околоводных пространств: Полевой определитель: Кн. для учителя. – М., 1983.
Герасимов В.П. Живой мир нашей Родины. Пособие для учителей. – М., 1977.
Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. – М., 1973.
Имехенова С.В., Шелкунова О.В. К вопросу о формировании экологической культуры у учащихся с нарушением интеллекта // Ступени: Научный журнал. – 2002. – № 3.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. – М., 1991.
Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А. Занимательная ботаника: Кн. для учащихся, учителей и родителей. – М., 1998.
Сабунаев В.Б. Занимательная ихтиология. – Л., 1967.
Шелкунова О.В. В помощь студенту, ориентированному на творческую профессиональную самореализацию: Методические рекомендации по методике преподавания естествознания в школе 8 вида. – Иркутск, 2002.
Шелкунова О.В. Тестовый контроль знаний на уроках естествознания в специальных (коррекционных) школах // Ступени: Научный ж – л. – 2000. – № 1.
Яковлева О.В., Шелкунова О.В. Использование детской литературы на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Ступени: Научный журнал. – 2002. – № 3.
Медиафайлы Диски 1-2 «Биология .Человек.» Просвещение 2005
А.И.Никишов, Н.И. Арсиневич «Естествознание. Неживая природа» Москва «Просвещение» 2014 год ( 6 класс)
З.А. Клепинина «Биология» М. «Просвещение» 2015 г. (7 класс)
А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные» Москва «Просвещение» 2014 год (8 класс)
И.В.Романов, И.А.Агафонова «Биология. Человек» М. «Дрофа» 2009 год (9 класс)
7 класс.
Учебно-тематический план
№ | Содержание | Общее кол-во часов | Контрольная работа | Лабораторная работа | Практическая работа |
1 | Введение. Изучаем живую природу. | 2 | | | |
2 | Общее знакомство с цветковыми растениями. | 3 | | 2 | |
3 | Цветение и плодоношение растений. | 6 | | 1 | |
4 | Семена растений. | 5 | | 2 | 1 |
5 | Корни и корневые системы | 4 | | | |
6 | Лист. | 7 | | | |
7 | Стебель. | 4 | | | |
8 | Растение - целостный организм | 3 | | | |
9 | Многообразие бактерий и грибов | 5 | | | |
10 | Растения | 7 | | | |
11 | Однодольные и двудольные цветковые растения | 18 | | 2 | |
12 | Практические работы с комнатными и садовыми растениями. | 4 | | | 2 |
| Итого: | 68 | | 7 | 3 |
Содержание программы
8 класс Животные.
(2 ч в неделю)
Введение
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.
Беспозвоночные животные
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Черви. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Демонстрация живого червя или влажного препарата. Черви-паразиты (глисты).Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.IIчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных (обитание на суше, и в воде).Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел). Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси). Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах. Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров рождение живых детенышей и вскармливание их молоком. Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между типами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцем и кроликов. Значение зайцев и их охрана. Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними. Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свиньи) Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья, северный олень.
Корова: Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят. Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними. Практические работы на животноводческих фермах.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса.
Учащихся должны знать:
основные отличия животных от растений;
признаки сходства и различия между изученными группами животных;
общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены и местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
Учащиеся должны уметь:
узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней особенностями строения организма, поведения животных;
проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или за домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
Требования к уровню подготовки учеников адаптированных классов.
По курсу «Биология»
В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона
• сущность биологических процессов: питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма, круговорота веществ;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Формы и средства проверки и оценки результатов обучения.
После изучения блока тем спланированы уроки смотра знаний, где осуществляется тестовый контроль за уровнем усвоения знаний по разделам и темам, а так же письменные проверочные работы и практические занятия.
8 класс.
Экскурсии:
- «Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми».
Тесты:
«Насекомые».
«Рыбы»
Земноводные»
«Пресмыкающиеся»
«Внешнее и внутреннее строение птиц».
«Птицы»
«Млекопитающие. Общие признаки».
«Хищные звери».
«Обитатели морей».
«Растительноядные животные. Общие признаки. Значение для человека».
«Контрольный тест».
Практические работы:
- Практические работы по уходу за животными на станции юных натуралистов.
8 класс
Учебно-тематический план
№ | Содержание | Общее кол-во часов | Контрольная работа | Лабораторная работа | Практическая работа |
1 | Введение. | 2 | | | |
2 | Беспозвоночные животные | 8 | | | 1 |
3 | Позвоночные животные | всего 42 | | | 1 |
3.1 | Рыбы | 7 | | | 1 |
3.2 | Земноводные | 4 | | | 1 |
3.3 | Пресмыкающиеся. | 4 | | | 1 |
3.4 | Птицы | 12 | | | 2 |
3.5 | Млекопитающие | 15 | | | 2 |
4 | Сельскохозяйственные млекопитающие | 14 | | | 1 |
5 | Повторение и обобщение темы: «Многообразие животного мира | 3 | | | |
| Итого | 68 | | | 10 |
Содержание программы
9 класс Человек
2 ч в неделю
Общий обзор организма человека
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органон (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).
Демонстрация торса человека.
Опора тела и движение Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. 3начение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.
Кровь и кровообращение
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды
Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.
Лабораторные работы
Микроскопическое строение крови.
Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряди физических упражнений (приседания, прыжки, бег).
Дыхание
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.
Пищеварение
Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений. Демонстрация опытов:
Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.
Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.
Действие слюны на крахмал.
Действие желудочного сока на белки.
Почки
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа
Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма и гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Органы чувств
Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.
Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации. Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организации отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса по разделу «Человек».
Учащиеся должны знать:
названия, строение и расположение основных органов организма человека;
элементарное представление о функциях основных органов них систем;
влияние физических нагрузок на организм;
вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
основные санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
соблюдать санитарно-гигиенические правила
Требования к уровню подготовки учеников адаптированных классов.
По курсу «Биология»
В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона
• сущность биологических процессов: питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма, круговорота веществ;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Формы и средства проверки и оценки результатов обучения.
После изучения блока тем спланированы уроки смотра знаний, где осуществляется тестовый контроль за уровнем усвоения знаний по разделам и темам, а так же письменные проверочные работы и практические занятия.
класс.
Тесты:
- «Опора тела и движение».
-«Кровь и кровообращение».
- «Пищеварение»
- «Нервная система».
- «Органы чувств».
- «Дыхание».
- «Кожа»
Лабораторные работы:
- «Микроскопическое строение крови».
- «Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).
Практические работы:
«Оказание первой помощи при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей».
«Первая помощь при кровотечениях». «Первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении».
9 класс
Учебно-тематический план
№ | Содержание | Общее кол-во часов | Контрольная работа | Лабораторная работа | Практическая работа |
1 | Введение. | 1 | | | |
2 | Общий обзор организма. | 6 | | 2 | |
3 | Опорно-двигательная система. | 12 | | 1 | |
4 | Кровеносная система | 9 | | 2 | |
5 | Дыхательная система. | 8 | | 1 | |
6 | Пищеварительная система | 9 | | | |
7 | Выделительная система. | 3 | | | |
8 | Кожа. | 5 | | | |
9 | Нервная система. | 9 | | | |
10 | Органы чувств. | 5 | | | |
11 | Охрана здоровья. | 1 | | | |
| Итого | 68 | | 6 | |
Календарно – тематическое поурочное планирование по биологии
для адаптированных классов (вариант 1)
7 класс
№ урока | Наименование раздела, тем | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
Введение. Изучаем живую природу (2 ч) |
1. | Многообразие живой природы. | 1 | 05.09 | |
2. | Значение растений и их охрана. | 1 | 07.09 | |
II. Общее знакомство с цветовыми растениями (3 ч) |
3. | Значение растений и их охрана. | 1 | 12.09 | |
4. | Лабораторная работа №1 «Органы цветкового растения» | 1 | 14.09 | |
5. | Повторение темы: «Изучаем живую природу» Изучение живой природы. Вводный контроль | 1 | 19.09 | |
III. Цветение и плодоношение растений (6 ч) |
6. | Цветки и соцветия. | 1 | 21.09 | |
7. | Лабораторная работа №2 «Строение цветка». | 1 | 26.09 | |
8. | Опыление и оплодотворение цветков. | 1 | 28.09 | |
9. | Разнообразие плодов и семян. | 1 | 03.10 | |
10. | Распространение плодов и семян. | 1 | 05.10 | |
11. | Повторение темы: «Цветение и плодоношение растений». | 1 | 10.10 | |
IV. Семена растений (5 ч) |
12. | Лабораторная работа №3: «Строение семени с двумя семядолями». | 1 | 12.10 | |
13. | Лабораторная работа №4: «Строение семени с одной семядолей». | 1 | 17.10 | |
14. | Условия, необходимые для прорастания семян. | 1 | 19.10 | |
15. | Всхожесть семян. | 1 | 24.10 | |
16. | Повторение темы: «Семена растений» | 1 | 2 чет. 07.11 | |
V. Корни и корневые системы (4 ч) |
17. | Разнообразие и значение корней. | 1 | 09.11 | |
18. | Строение корня. | 1 | 14.11 | |
19. | Видоизменение корней | 1 | 16.11 | |
20. | Повторение темы: «Корни и корневые системы». | 1 | 21.11 | |
VI. Лист (7 ч) |
21. | Внешнее строение листа. | 1 | 23.11 | |
22. | Листья простые и сложные. | 1 | 28.11 | |
23. | Значение листьев в жизни растений. | 1 | 30.11 | |
24. | Испарение воды листьями. | 1 | 05.12 | |
25. | Дыхание растений. | 1 | 07.12 | |
26. | Листопад и его значение. | 1 | 12.12 | |
27. | Повторение темы: «Лист». | 1 | 14.12 | |
VII. Стебель (4 ч) |
28. | Строение и значение стебля. | 1 | 19.12 | |
29. | Передвижение в стебле воды с растворенными в ней веществами. | 1 | 21.12 | |
30. | Разнообразие и видоизменение побегов. | 1 | 26.12 | |
31. | Повторение темы: «Стебель». | 1 | 28.12 | |
VIII. Растение - целостный организм (3 ч) |
32. | Взаимосвязи органов растения. | 1 | 3 чет. 09.01 | |
33. | Взаимосвязи растений с окружающей их средой. | 1 | 11.01 | |
34. | Повторение темы: «Растение - целостный организм» | 1 | 16.01 | |
IX. Многообразие бактерий и грибов (5 ч) |
35. | Бактерии, их разнообразие и размножение | 1 | 18.01 | |
36. | Значение бактерий в природе и в жизни человека. | 1 | 23.01 | |
37. | Грибы, их строение. | 1 | 25.01 | |
38. | Разнообразие грибов. | 1 | 30.01 | |
39. | Повторение темы: «Многообразие бактерий и грибов» | 1 | 01.02 | |
X. Растения (7 ч) |
40. | Мхи. | 1 | 06.02 | |
41. | Торфяной мох сфагнум. | 1 | 08.02 | |
42. | Папоротники. | 1 | 13.02 | |
43. | Голосеменные растения. | 1 | 15.02 | |
44. | Сосна и ель - хвойные деревья. | 1 | 20.02 | |
45. | Покрытосеменные – это цветковые растения. | 1 | 22.02 | |
46. | Повторение темы: «Растения» | 1 | 27.02 | |
XI. Однодольные и двудольные цветковые растения (18 ч) |
47. | Различия однодольных и двудольных растений. | 1 | 29.02 | |
48. | Однодольные растения. Семейство Злаки. | 1 | 05.03 | |
49. | Зерновые хлебные злаки – пшеница, рожь, ячмень. | 1 | 07.03 | |
50. | Зерновые злаки – овес, кукуруза | 1 | 12.03 | |
51. | Однодольные растения. Семейство Лилейные. | 1 | 14.03 | |
52. | Лук и чеснок – пищевые лилейные растения. | 1 | 19.03 | |
53. | Лабораторная работа №5 «Строение луковицы». | 1 | 21.03 | |
54. | Двудольные растения. Семейство Пасленовые. | 1 | | |
55. | Картофель – пищевое пасленовое растение. | 1 | | |
56. | Лабораторная работа № 6 «Строение клубня картофеля». | 1 | | |
57. | Двудольные растения. Семейство Бобовые. | 1 | | |
58. | Кормовые бобовые растения. | 1 | | |
59. | Двудольные растения. Семейство Розоцветные. | 1 | | |
60. | Биологические особенности растений сада – яблони, малины, земляники. | 1 | | |
61. | Уход за садовыми растениями. Сбор урожая плодов и ягод. | 1 | | |
62. | Двудольные растения. Семейство Сложноцветные. | 1 | | |
63. | Подсолнечник – важное пищевое сложноцветное растение. | 1 | | |
64. | Повторение темы: «Однодольные и двудольные цветковые растения» | 1 | | |
XII. Практические работы с комнатными и садовыми растениями (2+2 ч) |
65. | Выращивание комнатных растений. | 1 | | |
66. | Работа на пришкольном участке, в саду. | 1 | | |
67. | Растения – живой организм. | 1 | | |
68. | Повторение по курсу. | 1 | | |
| Итого | 68 уроков | | |
Календарно – тематическое поурочное планирование по биологии
для адаптированных классов
8 класс
№ урока | Наименование раздела, тем | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
Введение (2 ч) |
1. | Многообразие животного мира. | 1 | 05.09 | |
2. | Значение животных и их охрана. | 1 | 06.09 | |
II. Беспозвоночные животные (8 ч) |
3. | Общие признаки червей. Дождевые черви. | 1 | 12.09 | |
4. | Круглые черви – паразиты человека. | 1 | 13.09 | |
5. | Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни насекомых | 1 | 19.09 | |
6. | Бабочка – капустница. Яблонная плодожорка. | 1 | 20.09 | |
7. | Майский жук. Комнатная муха. | 1 | 26.09 | |
8. | Медоносная пчела. | 1 | 27.09 | |
9. | Тутовый шелкопряд. | 1 | 03.10 | |
10. | Повторение темы: «Беспозвоночные животные». | 1 | 04.10 | |
III. Позвоночные животные (42 ч) |
| Рыбы (7 ч) | | | |
11. | Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыбы. | 1 | 10.10 | |
12. | Внутреннее строение рыбы. | 1 | 11.10 | |
13. | Размножение и развитие рыб. | 1 | 17.10 | |
14. | Речные рыбы. Морские рыбы. | 1 | 18.10 | |
15. | Рыболовство и рыбоводство. | 1 | 24.10 | |
16. | Рациональное использование и охрана рыб. | 1 | 25.10 | |
17. | Повторение темы: «Рыбы» | 1 | 2 ч. 07.11 | |
| Земноводные (4 ч) | | | |
18. | Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки. | 1 | 08.11 | |
19. | Внутреннее строение земноводных. | 1 | 14.11 | |
20. | Размножение и развитие лягушки. Практическая работа № 3 «Зарисовка в тетради развитие лягушки». | 1 | 15.11 | |
| Пресмыкающиеся (4 ч) | | | |
21. | Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся. | 1 | 21.11 | |
22. | Внутреннее строение пресмыкающихся. | 1 | 22.11 | |
23. | Размножение и развитие пресмыкающихся. | 1 | 28.11 | |
24. | Повторение темы: «Земноводные и пресмыкающиеся» | 1 | 29.11 | |
| Птицы (12 ч) | | | |
25. | Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц. | 1 | 05.12 | |
26. | Особенности скелета птиц | 1 | 06.12 | |
27. | Особенности внутреннего строения птиц. | 1 | 12.12 | |
28. | Размножение и развитие птиц. | 1 | 13.12 | |
29. | Птицы, кормящиеся в воздухе. | 1 | 19.12 | |
30. | Птицы леса. | 1 | 20.12 | |
31. | Хищные птицы. | 1 | 3 ч. 09.01 | |
32. | Птицы пресных водоемов и болот. | 1 | 10.01 | |
33. | Птицы, обитающие вблизи жилья человека. | 1 | 16.01 | |
34. | Домашние куры. | 1 | 17.01 | |
35. | Домашние утки, гуси. Птицеводство. | 1 | 23.01 | |
36. | Повторение темы: «Птицы» | 1 | 24.01 | |
| Млекопитающие (15 ч) | | | |
37. | Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих. | 1 | 30.01 | |
38. | Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. | 1 | 31.01 | |
39. | Внутренние органы млекопитающих. | 1 | 06.02 | |
40. | Грызуны. Значение грызунов в природе и жизни человека. | 1 | 07.02 | |
41. | Зайцеобразные. | 1 | 13.02 | |
42. | Разведение домашних кроликов. | 1 | 14.02 | |
43. | Хищные звери. | 1 | 20.02 | |
44. | Дикие пушные хищные звери. Разведение норки на зверофермах. | 1 | 21.02 | |
45. | Домашние хищные звери | 1 | 27.02 | |
46. | Ластоногие. | 1 | 28.02 | |
47. | Китообразные. | 1 | 06.03 | |
48. | Парнокопытные. | 1 | 07.03 | |
49. | Непарнокопытные. | 1 | 13.03 | |
50. | Приматы. | 1 | 14.03 | |
51. | Повторение темы: «Млекопитающие» | 1 | 20.03 | |
IV. Сельскохозяйственные млекопитающие (14 ч) |
52. | Корова. | 1 | 21.03 | |
53. | Содержание коров на фермах. | 1 | 4 ч. | |
54. | Выращивание телят. | 1 | | |
55. | Овцы. | 1 | | |
56. | Содержание овец и выращивание ягнят. | 1 | | |
57. | Верблюды. | 1 | | |
58. | Северные олени. | 1 | | |
59. | Домашние свиньи. | 1 | | |
60. | Содержание свиней на свиноводческих фермах. | 1 | | |
61. | Выращивание поросят. | 1 | | |
62. | Домашние лошади. | 1 | | |
63. | Содержание лошадей и выращивание жеребят. | 1 | | |
64 | Что вы узнали о животных | 1 | | |
65 | Повторение темы: «Сельскохозяйственные млекопитающие» | 1 | | |
66 | Повторение и обобщение темы: «Многообразие животного мира» | 1 | | |
67 | Итоговый урок | 1 | | |
68 | Повторение. | 1 | | |
| Итого 68 уроков | | | |
Календарно – тематическое поурочное планирование по биологии
для адаптированных классов
9 класс
№ урока | Наименование раздела, тем | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
Введение (1 ч) |
1. | Место человека среди млекопитающих в живой природе. | 1 | 04.09 | |
Общий обзор (6 ч) |
2. | Клетка. | 1 | 09.09 | |
3. | Химический состав клетки. Лабораторная работа №2 «Строение клетки» | 1 | 11.09 | |
4. | Жизнедеятельность клетки. | 1 | 15.09 | |
5. | Ткани. | 1 | 18.09 | |
6. | Органы. Системы органов. | 1 | 22.09 | |
7. | Повторение темы: «Общий обзор» | 1 | 25.09 | |
Опорно-двигательная система (12 ч) |
8. | Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Состав костей. | 1 | 29.09 | |
9. | Строение и соединение костей. | 1 | 02.10 | |
10. | Скелет головы. | 1 | 06.10 | |
11. | Скелет туловища. | 1 | 09.10 | |
12. | Скелет конечностей. | 1 | 13.10 | |
13. | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах. | 1 | 16.10 | |
14. | Первая помощь при переломах костей. | 1 | 20.10 | |
15. | Строение и значение мышц. | 1 | 23.10 | |
16. | Основные группы мышц. Работа мышц. Утомление. | 1 | 2ч. 10.11 | |
17. | Гигиена физического труда. Осанка и здоровье человека. | 1 | 13.11 | |
18. | Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. | 1 | 17.11 | |
19 | Повторение темы: «Опорно-двигательная система» | 1 | 20.11 | |
Кровеносная система (9 ч) |
20. | Значение крови и органы кровообращения. | 1 | 24.11 | |
21. | Состав крови. | 1 | 27.11 | |
22. | Сердце: его строение и работа. | 1 | 01.12 | |
23. | Кровеносные сосуды. Круги кровообращения. | 1 | 04.12 | |
24. | Движение крови по сосудам. | 1 | 08.12 | |
25. | Первая помощь при кровотечениях. Переливание крови. | 1 | 11.12 | |
26. | Предупреждение заболеваний кровеносной системы. | 1 | 15.12 | |
27. | Вредное влияние табака и спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды. | 1 | 18.12 | |
28. | Повторение темы: «Кровеносная система» | 1 | 22.12 | |
Дыхательная система (8 ч) |
29. | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. | 1 | 25.12 | |
30. | Строение легких. Газообмен в легких и тканях. | 1 | 3 ч. 12.01 | |
31. | Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. | 1 | 15.01 | |
32. | Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы. | 1 | 19.01 | |
33. | Болезни дыхательной системы и их предупреждение. | 1 | 22.01 | |
34. | Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды. | 1 | 26.01 | |
35. | Профилактика и первая помощь при нарушении дыхания. | 1 | 29.01 | |
36 | Повторение темы: «Дыхательная система» | 1 | 02.02 | |
Пищеварительная система (9 ч) |
37. | Значение и состав пищи. | 1 | 05.02 | |
38. | Значение пищеварения. Система органов пищеварения. | 1 | 09.02 | |
39. | Строение и значение зубов. Значение пищеварения. Система органов пищеварения. | 1 | 12.02 | |
40. | Пищеварение в ротовой полости и в желудке. | 1 | 16.02 | |
41. | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 1 | 19.02 | |
42. | Гигиена и нормы питания. | 1 | 26.02 | |
43. | Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Пищевые отравления. | 1 | 01.03 | |
44. | Вредное влияние курения и спиртных напитков на пищеварительную систему. | 1 | 04.03 | |
45. | Повторение темы: «Пищеварительная система». | 1 | 11.03 | |
Выделительная система (3 ч) |
46. | Значение выделения. Строение почек. | 1 | 15.03 | |
47. | Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы. | 1 | 18.03 | |
48. | Повторение темы: «Выделительная система». | 1 | 22.03 | |
Кожа (5 ч) |
49. | Строение и значение кожи. | 1 | 25.03 | |
50. | Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание организма | 1 | | |
51. | Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожениях. | 1 | | |
52. | Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви. | 1 | | |
53. | Повторение темы: «Кожа». | 1 | | |
IX.Нервная система (9 ч) |
54. | Значение и строение нервной системы. | 1 | | |
55. | Спинной мозг. | 1 | | |
56. | Головной мозг. | 1 | | |
57. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. | 1 | | |
58. | Эмоции. Внимание и память. | 1 | | |
59. | Сон и бодрствование. Профилактика нарушения сна. | 1 | | |
60. | Гигиена нервной деятельности. Режим дня. | 1 | | |
61. | Нарушение нервной деятельности. Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему. | 1 | | |
62. | Повторение темы: «Нервная система». | 1 | | |
X. Органы чувств (5 ч) |
63. | Значение органов чувств. Орган зрения. | 1 | | |
64. | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | 1 | | |
65. | Орган слуха. Гигиена слуха. | 1 | | |
66. | Органы осязания, обоняния и вкуса. | 1 | | |
67. | Повторение темы: «Органы чувств». | 1 | | |
XI. Охрана здоровья (1 ч) |
68 | Здоровье человека и общество. Факторы, сохраняющие здоровье. | 1 | | |
| Итого: | 68 часов | | |
Лист корректировки рабочей программы по биологии
учителя МОУ – сош с. Логиновка Ворониной Нины Александровны
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |