Планируемые результаты освоения учебного предмета «Черчение»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по черчению направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения программы
отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Черчение»:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники, учитывающего многообразие современного мира.
Метапредметные результаты освоения программы
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
выделять общий признак двух или нескольких предметов и объяснять их сходство;
объединять предметы в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты;
строить рассуждение на основе сравнения предметов, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать модели для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
создавать абстрактный или реальный образ предмета;
строить модель на основе условий задачи;
создавать информационные модели с выделением существенных характеристик объекта;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического представления в текстовое и наоборот.
Предмет «Черчение» тесно связан с геометрией, информатикой, географией, технологией, изобразительным искусством. Черчение и геометрия, особенно начертательная, имеют общий объект изучения — плоские и пространственные объекты. Только эти предметы развивают пространственное воображение. Современные компьютерные методы выполнения чертежей и 3D-моделей соединяют черчение с информатикой. География применяет метод проецирования «Проекции с числовыми отметками», использует систему координат (долгота, широта) на поверхности, применяет понятие «уклон» - все эти понятия разрабатываются в черчении и начертательной геометрии. Многие разделы дисциплины «Технология» используют чертежи. Изобразительное искусство и черчение имеют общий раздел - «Технический рисунок».
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования поисковых систем.
Обучающийся сможет:
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ).
Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
использовать компьютерные технологии для решения учебных задач;
создавать информационные ресурсы разного типа.
Приобретение опыта проектной деятельности.
В процессе изучения курса черчения будут осваиваться следующие универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Смысловое чтение.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Предметные результаты освоения программы
Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:
приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации;
развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических, динамических и пространственных представлений;
развитие визуально – пространственного мышления;
рациональное использование чертежных инструментов;
освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;
развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве;
приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ;
применение графических знаний в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования);
формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
выбирать рациональные графические средства отображения информации о предметах; выполнять чертежи (как вручную, так и с помощью 2D-графики) и эскизы, состоящие из нескольких проекций, технические рисунки, другие изображения изделий; производить анализ геометрической формы предмета по чертежу; получать необходимые сведения об изделии по его изображению (читать чертеж); использовать приобретенные знания и умения в качестве средств графического языка в школьной практике и повседневной жизни, при продолжении образования и пр. | методам построения чертежей по способу проецирования, с учетом требований ЕСКД по их оформлению; условиям выбора видов, сечений и разрезов на чертежах; порядку чтения чертежей в прямоугольных проекциях; возможности применения компьютерных технологий для получения графической документации. |
Раздел II. Содержание тем учебного курса.
Правила оформления чертежей (7 часов)
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.
Инструменты. Принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись.
Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).
Применение и обозначение масштаба.
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
Способы проецирования (9 часов).
Проецирование. Центральное параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
Чтение и выполнение чертежей деталей (17 часов).
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар, и их части). Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знак квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.
Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжения.
Чтение чертежей.
Выполнение эскиза детали (с натуры).
Решение графических задач, в том числе творческих.
Обобщение знаний (1 час).
Обязательный минимум графических и практических работ
№ | Содержание работы | Примечание |
1 | Линии чертежа | --------- |
2 | Чертеж плоской детали | --------- |
3 | Моделирование по чертежу | Из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов |
4 | Чертежи и аксонометрические проекции предметов | С построением проекций, точек, отрезков, граней и пр. |
5 | Построение третьей проекции по двум данным | ---------- |
6 | Чертеж детали | С использованием геометрических построений (в том числе сопряжений) |
7 | Устное чтение чертежей | ---------- |
8 | Чертеж предмета в трех видах | С преобразованием формы предмета |
9 | Эскиз и технический рисунок детали | ---------- |
10 | Эскиз деталей с включением элементов конструирования | С преобразованием формы предмета |
11 | Чертеж предмета (контрольная работа) | По аксонометрической проекции или с натуры |
Примечание. Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения – в тетрадях.
РАЗДЕЛ III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Кол. часов | Тема урока. Цели урока. | Формы занятий | Наглядные пособия | Домашнее задание |
I четверть (9 часов). |
Правила оформления чертежей (7 часов). |
1. | 1 час | Введение. Учебный предмет «Черчение». Инструменты, принадлежности, материалы. Приемы работы чертежными инструментами. - Ознакомить учащихся с новым предметом, его значением, практической деятельностью людей. Ознакомить с историей развития чертежей. Рассказать об инструментах и материалах. -Прививать навыки организационной работы на уроке. -Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимание. Формировать интерес. | -рассказ с показом -просмотр таблиц –записи в рабочих тетрадях | -учебные таблицы: «Виды графических изображений» - две таблицы, -образцы чертежей | стр. 3-14 упр. на стр. 14 в тетрадь |
2. | 1 час | Понятие о ГОСТах. Формат, рамка, основная надпись. Линии чертежа. -Дать понятие о стандартизации, её роли во взаимозаменяемости. -Углубить интерес учащихся к предмету. -Воспитывать организованность, активность, аккуратность. | -беседа -графические и практические упражнения | -учебная таблица: «Линии чертежа» -образцы чертежей -учебник (форзац) | Оформить два формата вертикальный и горизонтальный -§2 (п.1-2) |
3. | 1 час | Графическая работа №1. Линии чертежа. -Способствовать привитию культуры труда при выполнении графических работ. Закреплять навыки оформления чертежей: вычерчивание рамки, основной надписи, линий чертежа согласно требованиям ГОСТа. -Прививать навыки организационной работы на уроке. -Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимание. | -графическая работа (проверка знаний). | -образцы чертежей -учебник (рис.24) -формат А4 -чертежные инструменты и принадлежности. | §2 повторить |
4-5. | 2 часа | Чертежный шрифт. -Учить писать буквы согласно требованиям стандарта. -Прививать аккуратность, внимательность при выполнении надписей чертежа. -Развивать усидчивость, выносливость, терпение при выполнении надписей чертежа, развивать графические навыки. | -рассказ с показом примеров написания букв -графические упражнения | -учебные таблицы: «Шрифт чертежный» -справочная таблица -образцы шрифтов | §2 (п. 4) -алфавит в тетрадь |
6. | 1 час | Нанесение размеров. Масштабы. -Прививать навыки выполнения чертежа. Закреплять основные понятия оформления чертежей. Учить наносить размеры согласно требованиям ГОСТа. -Развивать и углублять интерес к предмету, графические навыки. -Воспитывать аккуратность и усидчивость. | -беседа | -учебные таблицы | §2 (п.5-6) -форматА4 (вертикальный) |
7. | 1 час | Графическая работа №2 Чертеж плоской детали. -Закреплять основные правила оформления чертежей, нанесения размеров. -Отрабатывать приемы работы чертежными инструментами. -Вырабатывать усидчивость, организованность, культуру графического труда. | -графическая работа | -карточки-задания №2 -формат А4 -чертежные инструменты | §2 повторить -инструменты |
Способы проецирования (9 часов). |
8. | 1 час | Общие сведения о проекциях. Проецирование на одну плоскость проекций. -Дать понятие о способах проецирования, методе проекций. Познакомить с элементами прямоугольного проецирования на одну плоскость. -Закрепление навыков вычерчивания линий, нанесения размеров. -Формирование интереса, аккуратности, пространственного мышления. | -беседа с показом примеров -работа с учебником -демонстрация трехгранного угла | -учебник - модели деталей -карточки-задания №9 | §3; §4 (п.1) -инструменты |
9. | 1 час | Проецирование на две плоскости проекций. - Показать необходимость проецирования на две плоскости проекций. Неопределенность формы. -Учить проецировать на две плоскости проекций. -Развивать пространственное мышление, совершенствование графических навыков. | -беседа с показом | -учебник -карточки-задания №4 -чертежные инструменты и принадлежности -модели деталей -трехгранный угол | §4 (п.2) -инструменты |
II четверть (7 часов). |
10(1) | 1 час | Прямоугольное проецирование как основной способ получения изображений на плоскости. Расположение видов на чертеже. Местные виды. - Показать необходимость проецирования на три плоскости проекций -Формирование познавательных интересов к предмету, самостоятельность суждений, активность. -Развитие творческого мышления, интереса к поиску решения задач. | -рассказ с показом -графические упражнения | -учебник -модели деталей (пластмасса) -трехгранный угол -карточки-задания №6 | §4, §5 -инструменты |
11(2) | 1 час | Расположение видов. Задачи на составление чертежей по разрозненным изображениям. -Закрепление знаний о расположении видов, формирование понятий о необходимом и достаточном количестве видов на чертеже. -Углубить знания о графических изображениях, формировать навыки построения видов на чертежах. -Развитие стремления к овладению знаниями, творческого отношения к решению задач | -фронтальная и индивидуальная графическая проверка. | -трехгранный угол -магнитная доска -разрозненные изображения (виды) | -повторить §4-5 -бумага, ножницы, проволока, пластилин. |
12(3) | 1 час | Практическая работа №3 Моделирование по чертежу. - Познакомить с понятием – моделирование, с последовательностью работы по моделированию. -Развивать пространственное мышление, закрепить знания по теме: «Проецирование». -Вырабатывать внимательность, аккуратность, организованность, самостоятельность мышления. | моделирование по чертежу | -карточки-задания № 7 -учебник -модели деталей из проволоки, картона, пластилина. | -инструменты повторить §4-5 |
13(4) | 1 час | Аксонометрические проекции деталей. Аксонометрические проекции плоских фигур. -Дать понятие об аксонометрии как изображении. -Учить строить оси аксонометрии и плоские фигуры в аксонометрии. -Развитие образного мышления, формирования интереса к предмету. | -беседа с показом -построение на доске (фронтальная работа) | -учебник таблица №1 -тетрадь -инструменты | §6-7 (п.1-2). -инструменты |
14(5) | 1 час | Аксонометрические проекции объемных плоскогранных предметов - Учить строить аксонометрические проекции объемных плоскогранных предметов. -Познакомить с методом отсечения и суммы при построении аксонометрии. -Развивать пространственное мышление. | -построение на доске и в тетради | -учебник таблица №2 -тетрадь -инструменты -образцы чертежей | §7 (п.3) -инструменты |
15(6) | 1 час | Аксонометрические проекции предметов с цилиндрическими элементами. -Учить строить окружность в изометрии. -Познакомить с понятиями – овал, эллипс. -Развитие пространственного представления и мышления. | -фронтальная работа | -учебник -учебная таблица -тетрадь -чертежные принадлежности | §8 -дочертить |
16(7) | 1 час | Технический рисунок. Приемы от руки и на глаз. -Дать основные понятия о техническом рисунке. -Углубить знания по теме: «Аксонометрические проекции» -Развитие пространственного мышления, формирование интереса к учебе. | -рассказ с показом -фронтальная работа | -образцы чертежей -учебник -чертежные принадлежности и инструменты | §9 -чертежные инструменты |
III четверть (10 часов). |
Чтение и выполнение чертежей (18 часов). |
17-18(1-2) | 2 часа | Анализ геометрической формы предмета. Чертежи, наглядные изображения и развертки геометрических тел. Группа геометрических тел. -Учить анализировать геометрическую форму предмета, разделять на простые геометрические тела. -Способствовать развитию технического и образного мышления. -Нацеливать на рабочие профессии. | -рассказ с показом -графические упражнения -построения на доске и в тетради | -учебная таблица -геометрические тела -модели деталей -учебник -тетрадь -карточки-задания №11 | §10-11; §16 -чертежные инструменты |
19(3) | 1 час | Проекции вершин, ребер, граней и точек. -Показать, что в основе построения чертежей предмета лежит процесс построения проекций гране, ребер, вершин. -Формирование навыков построения проекций этих элементов. -Развивать мышление и интерес к поиску геометрических тел. | -беседа -построения на доске и в тетради | -модели деталей -учебник -тетрадь -карточки-задания №9 | §12; -формат А4 -инструменты |
20(4) | 1 час | Графическая работа №4 Чертеж и наглядное изображение детали -Совершенствование навыков построения трех видов детали и аксонометрической проекции. -Выявление знаний по теме: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции». -Закрепить навыки анализа геометрической формы предмета, приемы работы чертежными инструментами. | -графическая работа | -учебник -формат А4 -карточки-задания №8 | §12 повторить -инструменты |
21(5) | 1 час | Порядок построения изображений на чертежах. Вырезы на геометрических телах. -Учить выполнять чертежи деталей имеющих вырезы, преобразовывать форму деталей. -Закреплять знания по теме: «Проецирование». -Развитие образного мышления. Творческих способностей. | -рассказ -графические упражнения | -учебник -тетрадь -модели деталей | §13 -формат А4 -инструменты |
22(6) | 1 час | Графическая работа №5 Чертеж детали в трех видах по двум данным. -Закрепление навыков построения проекций предметов. -Отработка последовательности выполнения чертежей, анализа формы детали. -Формирование навыков самостоятельной работы. Развитие пространственного мышления. | -графическая работа деталей | -карточки-задания №13 -инструменты -формат А4 | §13 повторить -инструменты |
23 (7) | 1 час | Нанесение размеров с учетом формы предмета. Нанесение знаков диаметра и квадрата. -Закрепление знаний о правилах нанесения размеров. Сообщение новых знаний о нанесении размеров с учетом формы предмета. -Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания. -Развитие логического мышления. | -рассказ по учебной таблице и учебнику | -учебная таблица -учебник -инструменты -тетрадь | §14 -инструменты |
24(8) | 1 час | Практическая работа №7 Чтение чертежей -Познакомить с понятием «чтение чертежей», порядком чтения чертежей. -Закрепление знаний по пройденным темам. -Развитие пространственного и логического мышления. | -чтение чертежей | -учебник -тетрадь | §17 -формат А4 в клетку -чертежные инструменты |
25-26 (9-10) | 2 часа | Графическая работа №9 Эскиз детали и технический рисунок. 1. Понятие об эскизах. 2. Эскиз и технический рисунок. -Дать понятие об эскизах. -Учить последовательной работе над эскизами, закреплять знания о построении трех видов с нанесением размеров. -Воспитывать интерес к предмету, развивать образное мышление. | -рассказ с показом -графическая работа | -карточки-задания -формат А4 в клетку -чертежные инструменты и принадлежности | §18 -инструменты |
IV четверть (8 часов). |
27(1) | 1 час | Общие понятия о преобразовании формы. Связь чертежа с разметкой. -Учить осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей. -Способствовать развитию пространственного и образного мышления. -Прививать культуру труда при выполнении графической документации. | -графические упражнения | -карточки-задания -чертежные инструменты и принадлежности | -формат А4 -рис. 151 -инструменты |
28 (2) | 1 час | Графическая работа №8 Чертеж детали в трех видах с преобразованием формы -Закрепление навыков построения вырезов на геометрических телах, анализ формы предмета. -Отработать навыки последовательного построения чертежа. -Развитие культуры труда, самостоятельности, активности. | -графическая работа | -карточки-задания №25 -чертежные инструменты и принадлежности -формат А4 | -инструменты |
29(3) | 1 час | Графический диктант. Чертеж и технический рисунок детали по словесному описанию. -Закрепление навыков построения видов и технического рисунка. -Развитие пространственного представления. -Воспитание культуры труда, организации рабочего места. | -графические упражнения | -карточки-задания №19 -инструменты -тетрадь | -учебник стр. 81 |
30(4) | 1 час | Геометрически построения. Сопряжения. -Учить выполнять геометрические построения: деление отрезков и окружности на равные части. Дать понятие о сопряжении. -Углублять знания о практическом применении чертежей. -Воспитывать организованность, самостоятельность. | -объяснение материала. -построения на доске и в тетради | -учебная таблица «Сопряжения» -учебник -тетрадь -инструменты | §15 -формат А4 -инструменты |
31(5) | 1 час | Графическая работа №6 Чертеж детали с элементами сопряжения. -Закрепление навыков геометрических построений и сопряжений. -Выявление знаний по данной теме. -Учить экономному использованию времени. | -графическая работа | -карточки-задания №15 -учебник -инструменты | §15 повторить -формат в клетку |
32 (6) | 1 час | Графическая работа №10 Чертеж детали с элементами конструирования. -Закрепление навыков построения чертежей. -Развитие творческих способностей. Выявление знаний по ранее изученному материалу. -Развитие культуры труда, самостоятельности, активности. | -графическая работа | -карточки-задания №25 -формат А4 -чертежные инструменты и принадлежности -учебник | -форматА4 -инструменты |
33(7) | 1 час | Графическая работа №11 (контрольная) Чертеж детали -Закрепление и выявление знаний по изученному материалу за первый год обучения черчению. - Формирование познавательных интересов к предмету. - Развитие культуры труда, самостоятельности, активности. | -графическая работа | карточки-задания №26 -формат А4 -чертежные инструменты и принадлежности -учебник | стр. 3-14 повторить |
35 (8-9) | 2 часа | Обзор разновидностей графических изображений. -Проверка всех знаний полученных на уроках черчения за первый год обучения. -Уяснить значимость чертежей жизни. -Закрепление полученных знаний. | -графические упражнения. | -учебные таблицы «Разновидности графических изображений» 2 штуки. | |
8